В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Интегрированный урок истории, русского языка и литературы в 9 классе "Жизнь, опалённая войной"

Интегрированный урок истории, русского языка и литературы в 9 классе "Жизнь, опалённая войной"

Петухова Нина
Тип материала: Урок
просмотров: 5167 комментариев: 1
Краткое описание
Цели урока:
1.    Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны.
2.    Развивать у учащихся навыки работы с хронологическим материалом, картами, текстами, умение работать в группах.
3.    Воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.
4.    Обучение работы с текстом в формате подготовке к ГИА по русскому языку (сочинение, часть С).
Описание
Интегрированный урок истории, литературы и русского языка     в 9 классе      «Жизнь, опалённая войной». Цели урока: 1. Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны. 2. Развивать у учащихся навыки работы с хронологическим материалом, картами, текстами, умение работать в группах. 3. Воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения. 4. Обучение работы с текстом в формате подготовке к ГИА по русскому языку (сочинение, часть С). Оборудование:
  • карты;
  • подборка литературных произведений;
  • подборка музыкальных произведений;
  • подборка видеоматериалов;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация;
  • тексты исторических источников;
  • текст произведения М.Шолохова «Судьба человека».

Тип урока: интегрированный, повторительно-обобщающий, комбинированный (с использованием ИКТ). Эпиграф к уроку:   В истории России войны – это тяжкий труд всего народа. (В. Ключевский)
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет Вступление. Слово учителю литературы.
Звучит фрагмент песни Яна Френкеля «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. — На доске записана тема урока: «Жизнь, опалённая войной». Задумывались ли вы, что означает слово «жизнь» для каждого человека? Она даётся лишь раз, и каждый хочет прожить её непременно счастливо. Что может этому помешать? Поколению сороковых годов стать счастливыми помешала война, именно война опалила жизнь и судьбы миллионов людей. Но они выстояли. Вдумайтесь, ведь исход войны мог быть совершенно другим. Что было бы, если б Россия потерпела поражение? Гитлером был разработан целый план по уничтожению нашей страны. Чего стоит лишь тот факт, что он предполагал стереть с лица земли Москву, сделать её дном моря! Так давайте сегодня вспомним и поговорим о тех людях, которые спасли жизни нам, будущему поколению. Слово учителю истории. Немецкий оккупационный режим
— Ребята, мы изучили тему Великая Отечественная война. Мы знаем, как нелегко далась победа советскому народу. На протяжении 4-х лет Красная Армия и советские люди ковали победу на фронтах и в тылу. Сегодня, когда со времени Великой Победы прошло уже более полувека, многим  эта победа кажется не такой значимой  важной. Поэтому чтобы еще раз оценить значение победы над фашизмом, необходимо задуматься над тем, что было бы с нами, если бы осуществились все планы фашистов, если бы он не был уничтожен.  Но прежде давайте вспомним основные вехи войны.   Вопросы: 1. Почему Великая отечественная война началась неудачно для нашего народа? 2. В чем главное значение Московской битвы? 3. Какие события составляют «коренной перелом» в ходе войны? Что означает это понятие? 4. Когда завершилось освобождение советских территорий от врага? 5. Что такое «антигитлеровская коалиция»? Кто в нее входил? 6. В чем главные причины победы?
— Итак, война была выиграна, но вернемся назад и посмотрим, что уготовил фашизм нашему народу, какая судьба его ждала в случае победы Гитлера.     По замыслу фашистской Германии вторжение в СССР не было обычной войной. Заранее подготовленный план «Ост» предусматривал полную ликвидацию советского государства, выселение части населения Зап.Ураины, Белоруссии и Прибалтики в Сибирь, онемечивание оставшейся части населения после физического истребления 30 млн. русских и 5-6 млн. евреев, цыган и «других неполноценных народов». Немецкие директивы требовали «разгромить русских как народ, разобщить их», «Подорвать биологическую силу русского народа» ослабить его «в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам, установить  немецкое господство в Европе»   Обратимся к документу учебника/Работа с документом, с.209.   Вопрос:Что же в итоге могло произойти с русским народом? Докажите свои мысли. Расчищенное от людей пространство предполагалось заселить немецкими колонистами.  Оккупированные немцами территории уже в годы войны были разделены на 3 части.
Слайд с картой из плана «Ост»    Комментарии: Одна часть советских земель включалась в состав других государств( Белосток отошел Вост. Пруссии, Земли между Днепром и Юж.Бугом-Румынии) другая часть получала гражданское управление в виде рейхкомиссариатов: «Украина», «Остланд», третья: военную администрацию(Россия, Кавказ, Крым)    Управление на оккупированной территории осуществляло военное командование немецкой армии, опиравшееся на полицаев, старост, бургомистров из местного населения.      На оккупированной территории все население  в возрасте от 18 до 45 лет было обязано трудится на фашистов по 14-16 часов в сутки. Часть населения отправлялась в Германию для работы на фабриках, шахтах, полях…
Анализ диаграммы с.209 учебника.    Задание:Сделайте все возможные выводы
  За годы войны из СССР было увезено около 4,2 млн.человек.  
   Чтобы привлечь на свою сторону население фашисты проводили идеологическую обработку населения. Ведомство Й.Геббельса – министерство пропаганды — выпускало листовки газеты, показывало фильмы о счастливой жизни в Германии, на территории СССР работало 20 радиостанций. И все это для того чтобы привлечь на свою сторону мирное население.    Тех, кто не хотел сотрудничать, подчиняться ждала печальная участь-смерть. Физическое уничтожение достигло невероятных масштабов. Немцы истребляли целые народы. Особенно печальна судьба еврейского народа, которого фашисты ненавидели с особой силой, считая их опорой коммунистического режима. За первые полгода войны было уничтожено 1,5 млн. евреев. Трагедию еврейского народа показывают события в Бабьем Яру.
Сообщение учащегося «Расстрел в Бабьем Яру»
 Физическое уничтожение коснулось все народов страны, для этого создавались «фабрики смерти» — концлагеря. В них содержались военнопленные, мирные жители, дети. Их расстреливали, травили газом, брали кровь, вешали, морили голодом, подвергали чудовищным пыткам, проводили опыты, истязали. Заключенные должны были работать, а труд был каторжным, кормили отходами, многие умирали от истощения. Самыми страшными лагерями смерти на территории нашей и других стран были: «Саласпилс», «Бухенвальд», «Треблинке», «Майданек», «Освенцим»  Лагерей смерти было тысячи. На всей оккупированной территории, в том числе и на Смоленщине. Одним из таких лагерей был концлагерь в Вязьме. По свидетельству современников в нем ежедневно умирало 200-300 человек. За годы войны немцы в этих «фабриках смерти» умертвили 11 миллионов советских граждан. Страшная судьба. Еще страшнее если ты ребенок.
Показ презентации «Дети войны 1941-1945 годов».
Слово учителю литературы. Война — это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности.Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (запись на доске) — это строки Анны Ахматовой из стихотворения «Мужество» (1942 г.) Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет    Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа — говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом — был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?    Одни, как В.Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами»- военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советских писателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Евг.Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А.Лебедев, Г.Суворов.    Конечно же, писатели и поэты не могли остаться в стороне от трагических дней войны. Многие из них сами воевали, как, например, Булат Окуджава, который ушёл на фронт со своими вчерашними одноклассниками летом 41-го года, поэтесса Юлия Друнина и многие, многие другие. Те, кто по состоянию здоровья не смог воевать, стали военными корреспондентами, подчас им приходилось вместо ручки и блокнота брать в руки автомат. Таким корреспондентом. Стал наш поэт-земляк Александр Твардовский, подаривший миру поэму «Василий Тёркин». Учитель читает стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста». — О чем писали поэты-фронтовики? Конечно же, о людях войны, об ужасах, которые им суждено было пережить. — Поэт Муса Джалиль воевал, но не дожил до Победы, погиб в застенках концлагеря. Послушайте написанное им пронзительное стихотворение «Варварство». Ученики читают стихотворение «Варварство». Чтение сопровождается презентацией. — Предлагаю вам послушать стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату». Сопровождается видеороликом, где использованы кадры из фильма о войне режиссёра Сергея Бондарчука «Судьба человека». В конце фильма обмен мнениями об увиденном. Что вы почувствовали, посмотрев эти кадры?
Слово учителю истории.  - Некоторые немецкие генералы утверждали, немецкий оккупационный режим был лишь адекватной мерой, ответом на партизанскую борьбу советских людей. Подумаем, так ли это? Мы еще вернемся к этому утверждению. А теперь давайте поговорим о движении сопротивления немецкому режиму, которое выражалось в партизанской и подпольной борьбе. 29 июня 1941г. ЦК ВКП(б) и СНК в специальной директиве обратились к советскому народу  «создать невыносимые условия для германских оккупантов, дезорганизовать их связь, транспорт, воинские части, срывать их мероприятия..» Уже  в первые недели войны за линией фронта действовало 18 подпольных нелегальных обкомов, свыше 260 других партийных комитетов, которые стали организаторами движения сопротивления.  В ряде районов Белоруссии, ленинградской Смоленской, Брянской и других областей возникли сотни партизанских отрядов. За годы войны их было создано более 6000. В них сражалось около 1 миллиона человек. Часть партизанских отрядов соединялось в бригады и соединения. Самыми известными были соединения Ковпака, Сабурова, Коляды, Гришина.
Сообщение учащегося о соединении Ковпака   Для руководства партизанским движением был создан Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандующего. Руководил штабом Г. Пономаренко. Штаб координировал действия партизан, снабжал партизан рациями, оружием.     Благодаря действиям партизан в ряде районов создавались полностью освобожденные от гитлеровцев территории – «партизанские края» К весне 1943 года подпольно диверсионная работа велась на всей оккупированной территории. Для борьбы с партизанами гитлеровцы держали 30 дивизий. Ущерб, нанесенный партизанским движением гитлеровцам, был огромен. Партизаны и подпольщики взяли в плен и уничтожили более 1,5 млн. фашистов, вывели из строя более 4000 бронемашин и танков, уничтожили1100 самолетов, пустили под откос 20 тыс. ж/д составов.    Операции «Рельсовая война» и Концерт» стали совместными действиями партизан и Красной Армии.
  Сообщение ученика об этих операциях
   За героизм и мужество партизаны были награждены правительственными наградами. 184 тыс. партизан награждены орденам и медалями, 249 удостоены звания Герой Советского Союза, притом Ковпак и Федоров – дважды.
Просмотр видеоролика «Партизаны Великой Отечественной войны»
Вернемся к утверждению фашистских генералов. Согласны ли вы с этим  утверждением?
Слово учителю русского языка.  Подлинными шедеврами прозы военных лет стали, безусловно, романы «Молодая гвардия» (1-я ред. 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда»(1946) В.П.Некрасова и незавершённый роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (начат в 1943), повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о боях под Москвой дивизии генерала Ивана Панфилова. Из впечатлений военных лет вырос позднее и эпический рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». С фрагментом из этого фильма мы сейчас познакомимся.   Просмотр фрагмента фильма «Судьба человека».   Обсуждение. — Как показана война здесь, где не рвутся снаряды и не стреляют, не гибнут люди? — Как опалила война жизнь Ванюшки? Андрея Соколова? — Как жили люди? Какие чувства они испытывали? Озлобила ли их война?   Чтение отрывка из повести «Судьба человека».   1) И вот один раз вижу возле чайной парнишку,  на другой день -  опять вижу.  2)Этакий маленький оборвыш:  личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах,  нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя! 3)И до того он мне полюбился,  что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. 4)Около чайной он и кормился — кто что даст.      5)На  четвертый день прямо из совхоза,  груженный хлебом,  подворачиваю к чайной.  6)Парнишка мой там сидит на  крыльце,  ножонками болтает и,  по всему видать,  голодный.  7)Высунулся я в окошко,  кричу ему:  «Эй,  Ванюшка! Садись скорее на машину,  прокачу на элеватор,  а оттуда вернемся сюда, пообедаем». 8)Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так  говорит:  «А  вы  откуда знаете,  дядя,  что меня Ваней зовут?»  9)И глазенки широко раскрыл,  ждет,  что я ему отвечу.  10)Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю. 11)Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. 12)Такая мелкая птаха,  а уже научилась вздыхать.  13)Его ли это дело?  14)«Где же твой отец,  Ваня?» 15)Шепчет:  «Погиб на фронте».  16) «А мама?» 17)  «Маму бомбой убило в поезде,  когда мы ехали».  18) «А откуда вы ехали?» 19) «Не знаю, не помню...» 20)  «И никого у тебя тут родных нету?» 21)  «Никого». 22) «Где же ты ночуешь?» -23)«А где придется».      24)Закипела тут во мне горючая слеза,  и  сразу я решил:  «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!  Возьму его к  себе в дети».  25)И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.  26)Наклонился я к нему,  тихонько спрашиваю: 27)«Ванюшка,  а ты знаешь,  кто я такой?»28) Он и спросил,  как выдохнул: «Кто?» 29)Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».      30)Боже мой, что тут произошло! 31)Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно:  «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!  Я так долго ждал,  когда ты меня найдешь!» 32)Прижался ко мне и весь дрожит,  будто травинка под ветром.  33)А  у  меня в глазах туман,  и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся… 34)Как я тогда руля не упустил, диву можно даться!  35)Но  в  кювет все же нечаянно съехал,  заглушил мотор; постоял так минут пять,  а  сынок мой  все  жмется ко  мне  изо  всех  силенок,  молчит, вздрагивает. 36) Обнял я  его правой рукою,  потихоньку прижал к себе,  а левой развернул машину,  поехал обратно,  на  свою  квартиру      37)Бросил машину возле ворот,  нового своего сынишку взял на руки,  несу в дом.  38)А он как обвил мою шею ручонками,  так и не оторвался до самого места, прижался своей щекой к  моей небритой щеке,  как прилип.  39)Вошел я в дом,  моргаю своим хозяевам обоими глазами, бодро так говорю:  «Вот и  нашел я  своего Ванюшку!  Принимайте нас,  добрые люди!» 40)Они,  оба  бездетные,  сразу сообразили,  в чем дело, засуетились, забегали.  41)Хозяйка щей ему в  тарелку налила,  да как глянула,  с какой он жадностью ест,  так и залилась слезами.  42)Стоит у печки, плачет себе в передник.  43)Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает ее за подол и говорит:  «Тетя,  зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной,  тут всем радоваться надо,  а вы плачете».    Работа с текстом.
1)Почему мужчина-фронтовик решил усыновить мальчика Ванюшку? 2)Как опалила война судьбы обоих героев – мальчика и взрослого? 3)Кому было труднее выжить? 4)Найдите описание мальчика. Что выделяет в нём автор? Предложение №4. 5) Укажите номера предложений со  словами, при помощи которых мы можем понять, как писатель относится к Ванюшке. Подчеркните эти слова. Предложение №1(парнишку),6(ножонками), 9(глазёнки)… Сделайте вывод. Запишите.
М.Шолохов сочувствует Ванюшке. Это мы видим по лексике, используемой писателем: парнишка, глазёнки, ножонки.
6)Какова роль диалога в тексте? Признак художественного стиля 7)Укажите лексику (выпишите слова), характерную для художественного стиля речи.Парнишка, полюбился, не бывать тому, птаха, бывалый. 8)Найдите предложения, имеющие особую эмоциональную роль в тексте. №№ 30-33 9) Почему плакала бездетная хозяйка? 10) Как вы думаете, как можно оценить ложь взрослого? Ведь он не отец Ванюшки? 11) Что помогает делать текст выразительным и эмоциональным? 12)Найдите средства выразительности в тексте.
Домашнее задание по русскому языку.  Напишите сочинение-рассуждение в формате ИГА, ответив на вопрос: «Почему герой-фронтовик решил взять мальчика к себе?»
Домашнее задание по истории: подготовиться к самостоятельной работе по изученным темам.
      Литература.
1) http://ru.wikipedia.org 2) http://dic.academic.ru(Академик) 3) День Победы. http://www.mosportal.ru 4) Фотографии из личного архива Петуховой Н.Н. 5) http://russlav.ruСтихи о войне для школьников
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 9 классе.docx Скачать

8


Интегрированный урок истории, литературы и русского языка

в 9 классе

«Жизнь, опалённая войной».

Цели урока:

  1. Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны.

  2. Развивать у учащихся навыки работы с хронологическим материалом, картами, текстами, умение работать в группах.

  3. Воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

  4. Обучение работы с текстом в формате подготовке к ИГА по русскому языку (сочинение, часть С).

Оборудование:

  • карты;

  • подборка литературных произведений;

  • подборка музыкальных произведений;

  • подборка видеоматериалов;

  • мультимедийное оборудование;

  • презентация;

  • тексты исторических источников;

  • текст произведения М.Шолохова «Судьба человека».


Тип урока: интегрированный, повторительно-обобщающий, комбинированный (с использованием ИКТ).

Эпиграф к уроку:

В истории России войны – это тяжкий труд всего народа. (В. Ключевский)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет


Вступление. Слово учителю литературы.

Звучит фрагмент песни Яна Френкеля «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

- На доске записана тема урока: «Жизнь, опалённая войной». Задумывались ли вы, что означает слово «жизнь» для каждого человека? Она даётся лишь раз, и каждый хочет прожить её непременно счастливо. Что может этому помешать? Поколению сороковых годов стать счастливыми помешала война, именно война опалила жизнь и судьбы миллионов людей. Но они выстояли. Вдумайтесь, ведь исход войны мог быть совершенно другим. Что было бы, если б Россия потерпела поражение? Гитлером был разработан целый план по уничтожению нашей страны. Чего стоит лишь тот факт, что он предполагал стереть с лица земли Москву, сделать её дном моря!

Так давайте сегодня вспомним и поговорим о тех людях, которые спасли жизни нам, будущему поколению.

Слово учителю истории.

Немецкий оккупационный режим

- Ребята, мы изучили тему Великая Отечественная война. Мы знаем, как нелегко далась победа советскому народу. На протяжении 4-х лет Красная Армия и советские люди ковали победу на фронтах и в тылу. Сегодня, когда со времени Великой Победы прошло уже более полувека, многим эта победа кажется не такой значимой важной. Поэтому чтобы еще раз оценить значение победы над фашизмом, необходимо задуматься над тем, что было бы с нами, если бы осуществились все планы фашистов, если бы он не был уничтожен.

Но прежде давайте вспомним основные вехи войны.

Вопросы:

  1. Почему Великая отечественная война началась неудачно для нашего народа?

  2. В чем главное значение Московской битвы?

  3. Какие события составляют «коренной перелом» в ходе войны? Что означает это понятие?

  4. Когда завершилось освобождение советских территорий от врага?

  5. Что такое «антигитлеровская коалиция»? Кто в нее входил?

  6. В чем главные причины победы?


- Итак, война была выиграна, но вернемся назад и посмотрим, что уготовил фашизм нашему народу, какая судьба его ждала в случае победы Гитлера.

По замыслу фашистской Германии вторжение в СССР не было обычной войной. Заранее подготовленный план «Ост» предусматривал полную ликвидацию советского государства, выселение части населения Зап.Ураины, Белоруссии и Прибалтики в Сибирь, онемечивание оставшейся части населения после физического истребления 30 млн. русских и 5-6 млн. евреев, цыган и «других неполноценных народов». Немецкие директивы требовали «разгромить русских как народ, разобщить их», «Подорвать биологическую силу русского народа» ослабить его «в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам, установить немецкое господство в Европе»

Обратимся к документу учебника/ Работа с документом, с.209.

Вопрос: Что же в итоге могло произойти с русским народом? Докажите свои мысли.

Расчищенное от людей пространство предполагалось заселить немецкими колонистами.

Оккупированные немцами территории уже в годы войны были разделены на 3 части.


Слайд с картой из плана «Ост»


Комментарии: Одна часть советских земель включалась в состав других государств( Белосток отошел Вост. Пруссии, Земли между Днепром и Юж.Бугом-Румынии) другая часть получала гражданское управление в виде рейхкомиссариатов: «Украина», «Остланд», третья: военную администрацию(Россия, Кавказ, Крым)

Управление на оккупированной территории осуществляло военное командование немецкой армии, опиравшееся на полицаев, старост, бургомистров из местного населения.

На оккупированной территории все население в возрасте от 18 до 45 лет было обязано трудится на фашистов по 14-16 часов в сутки. Часть населения отправлялась в Германию для работы на фабриках, шахтах, полях…

Анализ диаграммы с.209 учебника. Задание: Сделайте все возможные выводы

За годы войны из СССР было увезено ок. 4,2 млн.человек.


Чтобы привлечь на свою сторону население фашисты проводили идеологическую обработку населения. Ведомство Й.Геббельса – министерство пропаганды- выпускало листовки газеты, показывало фильмы о счастливой жизни в Германии, на территории СССР работало 20 радиостанций. И все это для того чтобы привлечь на свою сторону мирное население.

Тех, кто не хотел сотрудничать, подчиняться ждала печальная участь-смерть. Физическое уничтожение достигло невероятных масштабов. Немцы истребляли целые народы. Особенно печальна судьба еврейского народа, которого фашисты ненавидели с особой силой, считая их опорой коммунистического режима. За первые полгода войны было уничтожено 1,5 млн. евреев. Трагедию еврейского народа показывают события в Бабьем Яру.

Сообщение учащегося «Расстрел в Бабьем Яру»

Физическое уничтожение коснулось все народов страны, для этого создавались «фабрики смерти» - концлагеря. В них содержались военнопленные, мирные жители, дети. Их растрелливали, травили газом, брали кровь, вешали, морили голодом, подвергали чудовищным пыткам, проводили опыты, истязали. Заключенные должны были работать, а труд был каторжным, кормили отходами, многие умирали от истощения. Самыми страшными лагерями смерти на территории нашей и других стран были: «Саласпилс», «Бухенвальд», «Треблинке», «Майданек», «Освенцим» Лагерей смерти было тысячи. На всей оккупированной территории, в том числе и на Смоленщине. Одним из таких лагерей был концлагерь в Вязьме. По свидетельству современников в нем ежедневно умирало 200-300 человек. За годы войны немцы в этих «фабриках смерти» умертвили 11 миллионов советских граждан. Страшная судьба. Еще страшнее если ты ребенок.


Показ презентации «Дети войны 1941-1945 годов».


Слово учителю литературы.

- Война - это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (запись на доске) - это строки Анны Ахматовой из стихотворения «Мужество» (1942 г.)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа - говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом - был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?

Одни, как В.Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами»- военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советских писателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Евг.Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А.Лебедев, Г.Суворов.

Конечно же, писатели и поэты не могли остаться в стороне от трагических дней войны. Многие из них сами воевали, как, например, Булат Окуджава, который ушёл на фронт со своими вчерашними одноклассниками летом 41-го года, поэтесса Юлия Друнина и многие, многие другие. Те, кто по состоянию здоровья не смог воевать, стали военными корреспондентами, подчас им приходилось вместо ручки и блокнота брать в руки автомат. Таким корреспондентом. Стал наш поэт-земляк Александр Твардовский, подаривший миру поэму «Василий Тёркин».

Учитель читает стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста».

- О чем писали поэты-фронтовики? Конечно же, о людях войны, об ужасах, которые им суждено было пережить.

- Поэт Муса Джалиль воевал, но не дожил до Победы, погиб в застенках концлагеря. Послушайте написанное им пронзительное стихотворение «Варварство».

Ученики читают стихотворение «Варварство». Чтение сопровождается презентацией.

- Предлагаю вам послушать стихотворение М.Исаковского «Враги сожгли родную хату». Сопровождается видеороликом, где использованы кадры из фильма о войне режиссёра Сергея Бондарчука «Судьба человека».

В конце фильма обмен мнениями об увиденном. Что вы почувствовали, посмотрев эти кадры?


Слово учителю истории.

- Некоторые немецкие генералы утверждали, немецкий оккупационный режим был лишь адекватной мерой, ответом на партизанскую борьбу советских людей. Подумаем, так ли это? Мы еще вернемся к этому утверждению. А теперь давайте поговорим о движении сопротивления немецкому режиму, которое выражалось в партизанской и подпольной борьбе.

29 июня 1941г. ЦК ВКП(б) и СНК в специальной директиве обратились к советскому народу «создать невыносимые условия для германских оккупантов, дезорганизовать их связь, транспорт, воинские части, срывать их мероприятия..»

Уже в первые недели войны за линией фронта действовало 18 подпольных нелегальных обкомов, свыше 260 других партийных комитетов, которые стали организаторами движения сопротивления.

В ряде районов Белоруссии, ленинградской Смоленской, Брянской и других областей возникли сотни партизанских отрядов. За годы войны их было создано более 6000. В них сражалось около 1 миллиона человек. Часть партизанских отрядов соединялось в бригады и соединения. Самыми известными были соединения Ковпака, Сабурова, Коляды, Гришина.

Сообщение учащегося о соединении Ковпака

Для руководства партизанским движением был создан Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандующего. Руководил штабом Г. Пономаренко. Штаб координировал действия партизан, снабжал партизан рациями, оружием.

Благодаря действиям партизан в ряде районов создавались полностью освобожденные от гитлеровцев территории – «партизанские края» К весне 1943 года подпольно диверсионная работа велась на всей оккупированной территории. Для борьбы с партизанами гитлеровцы держали 30 дивизий.

Ущерб, нанесенный партизанским движением гитлеровцам, был огромен. Партизаны и подпольщики взяли в плен и уничтожили более 1,5 млн. фашистов, вывели из строя более 4000 бронемашин и танков, уничтожили1100 самолетов, пустили под откос 20 тыс. ж/д составов.

Операции «Рельсовая война» и Концерт» стали совместными действиями партизан и Красной Армии.

Сообщение ученика об этих операциях


За героизм и мужество партизаны были награждены правительственными наградами. 184 тыс. партизан награждены орденам и медалями, 249 удостоены звания Герой Советского Союза, притом Ковпак и Федоров – дважды.

Просмотр видеоролика «Партизаны Великой Отечественной войны»


Вернемся к утверждению фашистских генералов. Согласны ли вы с этим утверждением?


Слово учителю русского языка.

- Подлинными шедеврами прозы военных лет стали, безусловно, романы «Молодая гвардия» (1-я ред. 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда»(1946) В.П.Некрасова и незавершённый роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (начат в 1943), повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о боях под Москвой дивизии генерала Ивана Панфилова.

Из впечатлений военных лет вырос позднее и эпический рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». С фрагментом из этого фильма мы сейчас познакомимся.


Просмотр фрагмента фильма «Судьба человека».


Обсуждение.

- Как показана война здесь, где не рвутся снаряды и не стреляют, не гибнут люди?

- Как опалила война жизнь Ванюшки? Андрея Соколова?

- Как жили люди? Какие чувства они испытывали? Озлобила ли их война?


Чтение отрывка из повести «Судьба человека».


1) И вот один раз вижу возле чайной парнишку, на другой день - опять вижу. 2)Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя! 3)И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. 4)Около чайной он и кормился - кто что даст.

5)На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. 6)Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. 7)Высунулся я в окошко, кричу ему: "Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем". 8)Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: "А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?" 9)И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. 10)Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

11)Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. 12)Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. 13)Его ли это дело?

14)"Где же твой отец, Ваня?"

15)Шепчет: "Погиб на фронте". 16) "А мама?" 17) "Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали". 18) "А откуда вы ехали?" 19) "Не знаю, не помню..." 20) "И никого у тебя тут родных нету?" 21) "Никого". 22) "Где же ты ночуешь?" -23)"А где придется".

24)Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". 25)И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. 26)Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю:

27)"Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?"28) Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" 29)Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".

30)Боже мой, что тут произошло! 31)Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: "Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" 32)Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. 33)А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся... 34)Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! 35)Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор; постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. 36) Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру

37)Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. 38)А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места, прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. 39)Вошел я в дом, моргаю своим хозяевам обоими глазами, бодро так говорю: "Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!" 40)Они, оба бездетные, сразу сообразили, в чем дело, засуетились, забегали. 41)Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. 42)Стоит у печки, плачет себе в передник. 43)Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает ее за подол и говорит: "Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете".



Работа с текстом.


1)Почему мужчина-фронтовик решил усыновить мальчика Ванюшку?

2)Как опалила война судьбы обоих героев – мальчика и взрослого?

3)Кому было труднее выжить?

4)Найдите описание мальчика. Что выделяет в нём автор? Предложение №4.

5) Укажите номера предложений со словами, при помощи которых мы можем понять, как писатель относится к Ванюшке. Подчеркните эти слова. Предложение №1(парнишку),6(ножонками), 9(глазёнки)… Сделайте вывод. Запишите.


М.Шолохов сочувствует Ванюшке. Это мы видим по лексике, используемой писателем: парнишка, глазёнки, ножонки.


6)Какова роль диалога в тексте? Признак художественного стиля

7)Укажите лексику (выпишите слова), характерную для художественного стиля речи. Парнишка, полюбился, не бывать тому, птаха, бывалый.

8)Найдите предложения, имеющие особую эмоциональную роль в тексте. №№ 30-33

9)Почему плакала бездетная хозяйка?

10) Как вы думаете, как можно оценить ложь взрослого? Ведь он не отец Ванюшки?

11) Что помогает делать текст выразительным и эмоциональным?

12)Найдите средства выразительности в тексте.


Домашнее задание по русскому языку.

Напишите сочинение-рассуждение в формате ИГА, ответив на вопрос: «Почему герой-фронтовик решил взять мальчика к себе?»


Домашнее задание по истории: подготовиться к самостоятельной работе по изученным темам.



Литература.





  1. http://ru.wikipedia.org

  2. http://dic.academic.ru(Академик)

  3. День Победы. http://www.mosportal.ru

  4. Фотографии из личного архива Петуховой Н.Н.

  5. http://russlav.ru Стихи о войне для школьников



























Интегрированный урок.rar Скачать
Обсуждение материала
золина наталия
6.03.2014 20:25
замечательный  урок
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров