В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Моделирование образовательной системы МКОУ «Седельниковская СОШ №1» в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Моделирование образовательной системы МКОУ «Седельниковская СОШ №1» в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Краткое описание
Показать на примере практико-ориентированного педагогического совета, проведенного в форме ПАНЕЛЬНОЙ ДИСКУССИИ, пути  развития профессиональной компетентности педагогов через углубленное изучение вопросов по введению ФГОС  в образовательном учреждении.
Описание
Педагогический совет направлен на решение следующих задач:
—  познакомить педагогический коллектив ОУ с результатами подготовительной работы по введению ФГОС в МКОУ «Седельниковская СОШ №1»;
— рассмотреть особенности УМК «Перспективная начальная школа» в свете требований новых образовательных стандартов;
— изучить и обсудить организацию внеурочной деятельности в первых классах, перешедших на ФГОС.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Исаченко Н.В._Педсовет.doc Скачать



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Седельниковская средняя школа №1»

Седельниковского района Омской области


646480

Омская область

с.Седельниково

ул.Советская 22,

8 (381 64) 21 5 56

isnv@mail.ru



Всероссийский конкурс научно-практических материалов “Педагогический менеджмент”


Материалы педагогического совета по теме: «Моделирование образовательной системы МКОУ «Седельниковская СОШ №1» в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов»





Дата проведения: 13.11.2010 (протокол №13)

Сайт МБОУ «Седельниковская СШ №1»:

http://school1.sedelnikovo.omskedu.ru/



Материалы подготовила:

Исаченко Н.В.,

заместитель директора по УВР,

учитель искусства



с. Седельниково, 2014 г

Актуальность темы педагогического совета.

Современная школа активно включилась в процессы  модернизации образования. Как трактует национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» общее образование должно быть для всех и для каждого. В ходе преобразований многое предстоит изменить, переосмыслить. На это направлены и требования Федеральных образовательных стандартов. Для того чтобы идти в ногу со временем и так как наше образовательное учреждение входит в число пилотных школ, переходящих на ФГОС досрочно (школа является участником регионального ИнКО по направлению «Образовательные стандарты нового поколения»), педагогический коллектив и администрация МБОУ «Седельниковская СШ №1» целенаправленно спланировали работу по введению ФГОС в ОУ. Одно из направлений плана-графика введения ФГОС - это информационно - методическое сопровождение введения ФГОС. Ключевым мероприятием по вопросам введения новых стандартов в 2010-2011 учебном году стал педагогический совет по теме: «Моделирование образовательной системы МКОУ «Седельниковская СОШ №1» в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов».

Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов через углубленное изучение вопросов по введению ФГОС в образовательном учреждении.

Задачи:

- познакомить педагогический коллектив ОУ с результатами подготовительной работы по введению ФГОС в МКОУ «Седельниковская СОШ №1»;

- рассмотреть особенности УМК «Перспективная начальная школа» в свете требований новых образовательных стандартов;

- изучить и обсудить организацию внеурочной деятельности в первых классах, перешедших на ФГОС с 1 сентября 2010 года.


По функциональной направленности вид педагогического совета: тематический  педсовет  с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива


Форма педсовета: панельная дискуссия (форма взята из опыта работы Форума «Инновационное образование» Института проблем образовательной политики «Эврика» г. Москва, 2010 г., который посетила администрация школы)

Схема расположения участников педсовета:

Члены проектной команды по введению ФГОС в ОУ




Директор

Зам.директора по УВР

Воспита-тель ГПД

Зам.директора по УВР

Учитель 1 класса

Старшая вожатая



Педагогический коллектив




Организационно - подготовительная работа к педагогическому совету по теме: «Моделирование образовательной системы МКОУ «Седельниковская СОШ №1» в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов».

  1. Уточнение состава инициативной группы, которая совместно с директором и заместителями директора по УВР разрабатывает целевой план-программу подготовки педсовета

Состав инициативной группы:

  • Директор ОУ

  • Заместитель директора по УВР Пушко Л.В., заместитель директора Исаченко Н.В.

  • Старшая вожатая Берникова Г.Ф.

  • Учитель начальных классов, внедряющих ФГОС с 1 сентября 2010 года

  • Воспитатель ГПД, работающий в 1 классе.

  1. Семинар «Теоретические аспекты введения ФГОС в МКОУ «Седельниковская СОШ №1», на котором были рассмотрены нормативные документы по введению новых образовательных стандартов, изучен сам Федеральный государственный образовательный стандарт, был подготовлен список рекомендованной для изучения литературы по ФГОС, организована выставка научно-методических источников в помощь педагогам для самостоятельного изучения.

Изучение теоретических вопросов позволило педагогическому коллективу выработать единое толкование понятий, освоить имеющиеся научные достижения и рекомендации.

  1. Подготовка проекта постановления педагогического совета.

Проведение заседания педагогического совета.

Перед началом педсовета социальным педагогом в рамках реализации муниципальной экспериментальной площадки «Школа здорового педагога» проведено упражнение-игра с использованием АМО (Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности членов группы в процессе какой-либо обучающей деятельности. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта участников обучения, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии).


«Поздороваемся!»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – вся группа.
Время – 8 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

Проведение
:
Руководитель просит участников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Руководитель говорит участникам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом коллег, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут участники собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешное упражнение - игра позволяет весело начать любое занятие или заседание, раскрепощает участников, позволяет размяться перед более серьезными мероприятиями, снимает усталость (в данном случае – отдых после шести уроков), способствует установлению контакта между участниками1.



Избрание председателя и секретаря педсовета.

Председатель педсовета приветствует всех присутствующих, предлагает на утверждение повестку дня:


ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Выступление заместителя директора по УВР Исаченко Н.В., комментарии директора Новолодской Л.А. по теме «Моделирование образовательной системы МОУ «Седельниковская СОШ №1» в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов».

  2. Выступление учителя начальных классов Коршуковой Т.В., комментарии заместителя директора по УВР Пушко Л.В. по теме: «Связь УМК образовательного учреждения «Перспективная начальная школа» с новыми образовательными стандартами»

  3. Выступление старшей вожатой Берниковой Г.Ф., комментарии воспитателя ГПД Дрютовой Т.М. по теме: «Взаимодействие МОУ с учреждениями дополнительного образования при введении ФГОС».

Порядок и регламент работы: участники панельной дискуссии по одному излагают подготовленные для выступления материалы, сидя в ряд за одним столом перед другими участниками педсовета, не вставая с места (такая форма как бы сближает всех членов заседания); коллеги, сидящие за этим же столом, комментируют (уточняют и дополняют) тезисы выступающих.

Комментарии также могут высказывать и другие участники педсовета – учителя.

В ходе докладов и комментариев участники педсовета получает раздаточный материал разного цвета с подготовленными для обсуждения материалами (в данном случае - таблицы).

После комментариев доклад продолжает выступающий.

Слово председателя.

Слово для выступления предоставляется заместителю директора по УВР Исаченко Н.В., комментарии директор Новолодская Л.А. по теме «Моделирование образовательной системы МОУ «Седельниковская СОШ №1» в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов».


Выступающий. В целях планового перехода к реализации Президентской инициативы "Наша новая школа", направленной на введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательных учреждениях, нашей школе был присвоен статус участника регионального инновационного комплекса в образовании Омской области. (Приказ № 226 от 02.12.2009 г.). У нас составлены и реализуются модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС.
Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования, а также их цели и ожидаемые результаты.
Цель моделирования: приведение образовательной системы школы в соответствие с требованиями ФГОС.
Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы:

1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной и основной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной и основной ступени школы.
3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы.
4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы.
5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.
1 этап. Формирование рабочей группы.
Задачи этапа.

При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:

  • определить состав рабочей группы;

  • назначить руководителя рабочей группы;

  • определить порядок ее работы;

  • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.

Комментарии директора по данному вопросу.
В школе создана рабочая группа по введению ФГОС, ее состав и порядок работы в МОУ «Седельнковская СОШ №1» был утвержден приказом по ОУ. Группой был проведен ряд совместных заседаний по организационным вопросам введения ФГОС в школе. Совет сопровождает изменения в организационной структуре управления школы. Ему передана часть полномочий по управлению, предусмотрено финансирование (производится на основании результатов работы каждого участника группы). Производимые группой работы рассматриваются как заказ школьного сообщества по созданию Программы деятельности школьного коллектива по введению ФГОС.

Выступающий

2 этап. Определение изменений в существующей образовательной системе, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо:
1. Спланировать организационно-управленческую деятельность по направлениям в соответствии с 9 критериями, разработанными Министерством образования и науки РФ (РАЗДАТКА БЕЛАЯ - Таблица №1).



Таблица №1.  Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС

Критерии

Формальные показатели

1

Разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования. На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.

  • знание и понимание содержания и значения управленческого документа;

  • наличие/состав управленческой (рабочей) команды по разработке программы;

  • наличие положительного опыта разработки программного документа.

2

Разработка нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

 

наличие (проекта) пакета локальных актов

3

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения.

наличие (проекта) пакета должностных инструкций (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

4

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.

  • Наличие списка наличие опыта,
    прохождение курсов конкретного педагога по данным УМК

  • решение вопроса по укомплектованности (Приказ Минобрнауки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год).

5

Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

6

Определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей) наличие проекта модели, ее обоснование

  • наличие и обобщение положительного опыта организации внеурочной деятельности (от районного уровня и выше)

  • наличие системы дополнительного образования в начальной школе (студии, мастерские, клубы и т.д.)

  • результативность воспитательной системы

7

Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

  • наличие проекта плана методической работы в МОУ

  • наличие МО учителей начальных классов

  • активность работы МО (обобщение опыта работы на педсоветах, конференциях, семинарах и т.д., наличие опубликованных материалов в сборниках различного уровня)

  • эффективность внутришкольной методической системы

  • наличие собственной методической продукции по материалам апробации ФГОС

  • наличие опыта распространения педагогического опыта педагогическому сообществу (от районного уровня и выше)

  • готовность стать центром методического сопровождения введения ФГОС в районной/муниципальной образовательной системе

8

Осуществление повышения квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно, по мере введения ФГОС начального общего образования)

  • наличие плана-графика повышения квалификации

  • наличие дополнительных источников для повышения квалификации  

9

Обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

фактическая обеспеченность/потребность = коэффициент обеспеченности


требования к кадровому обеспечению:

  • профессиональный уровень учителей начальных классов (отдельно - учителей 1-х классов)

  • уровень владения ИКТ-компетенциями

  • планируемая учебная нагрузка

  • является ли участником или победителем проектов, грантов и т.д.

  • результативность педагогической деятельности учителя

  • укомплектованность педагогическими кадрами

  • готовность учителя работать в системе ФГОС

  • достижения в воспитательном плане (наличие воспитательной программы, ее результативность)

  • психологическая составляющая (отсутствие конфликтов с родителями и учениками, умение их эффективно разрешать, отсуствие жалоб на учителя)

  • эффективность работы с родителями учащихся

  • авторитетность учителя в педагогической среде 

  • высшее образование, категория, курсы повышения квалификации (актуальность тематики курсов, не более 2-х лет назад)

  • соответствие новым квалификационным требованиям наличие сертификатов по курсам (в том числе, курсам ИКТ-компетенции)

  • наличие портфолио учителя

  • результативность ГНЭ, участия школьников в олимпиадах, конкурсах,

  • наличие положительной динамики в образовательных достижениях учащихся, сохранение образовательных достижений класса в основной школе и т.д.

  • штатное расписание

  • коэффициент обеспеченности педагогическими кадрами в начальной школе

  • наличие экспертных листов, отчетов по апробации

  • наличие психологической службы/ педагогов-психологов



требования к материально-техническому обеспечению:

  • достаточность материально-технического обеспечения

  • наличие медицинского кабинета

  • организация двухразового питания

  • наличие учебно-опытного участка

  • наличие здоровьесберегающих условий

  • соответствие современным требованиям

  • минимум предписаний Роспотребнадзора


требования к информационному обеспечению:

  • наличие библиотеки как информационного центра

  • содержательность сайта школы по вопросам введения ФГОС

  • укомплектованность кабинетов начальных классов ПК, интерактивными досками, проекторами и т.д.

  • наличие места свободного доступа педагогов в интернет (скорость не менее 256 Кбит/с)

  • наличие собственного электронного адреса каждого педагога

  • укомплектованность библиотеки


требование к финансовому обеспечению:

фактическая обеспеченность/потребность


требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы:

 

наличие условий для проведения внеурочной и внеаудиторной деятельности

  • расчет помещений

  • оснащенность

  • разработанность программ


требования к организационно-управленческому обеспечению:

  • наличие профессиональной административно-управленческой команды

  • разработка сетевого графика введения ФГОС

  • внесение изменений в оргструктуру управления МОУ

  • знание основных нормативных документов по введению ФГОС

  • наличие действенного совета школы (других органов самоуправления)

  • наличие плана работы с родителями и общественностью по вопросам введения ФГОС

  • портфолио управленцев (сертификаты, современные технологии управления, проекты, программы и т.д.)

  • оптимальность структуры управления,

  • перераспределение функционала (ответственность за введение ФГОС)

  • наличие комплекта инструктивно-методических материалов по ФГОС

  • протоколы, соглашения

  • наличие положительного опыта работы с родителями

2. Соотнести имеющиеся результаты управленческой деятельности с формальными показателями.
3. Выявить степень соответствия/разработанности/укомплектованности по каждому формальному показателю.
4. Определить степень готовности (фактически (в %), либо – с указанием планируемого срока выполнения).

Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС стали перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектной группе, определяющие требования к результатам и срокам проектирования. Рабочая группа также оценила изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.

3 этап. Разработка проекта модернизированной образовательной системы.
Задачи этапа.
При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами. Т.е. необходимо:

  • Изучить Примерную основную образовательную программу начальной школы;

  • Изучить рекомендации для администрации школы по разработке локальных актов, должностных инструкций и т.д.;

  • Рассмотреть  перечень УМК, учебников, которые следует применять с 1 сентября 2010 года.

  • Изучить предложения по организации внеурочной деятельности обучающимися с 2010 года.

  • Рассмотреть проект методического плана как части общешкольного методического плана работы.

  • Изучить предложения по реальному повышению профессиональной компетентности учителей, в том числе, и внутри школы.

  • Изучить рекомендации для администрации по обеспечению кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В результате данного этапа в МОУ «Седельниковская СОШ №1 » были проведены следующие мероприятия (РАЗДАТКА РОЗОВАЯ Таблица №2):

Комментарии директора по таблице:

Таблица №2 « Мероприятия ОУ»

Дата

Мероприятие

Ответственные

Результат

Форма отчета

28.01.10.

Участие в установочном семинаре «Образовательные стандарты нового поколения: содержание, условия реализации, готовность к внедрению»


Приняли участие зам. директора по УВР Глебова В.Н., учитель начальных классов Коршукова Т.В. Школе присвоен статус участника регионального ИнКО «Образовательные стандарты нового поколения»



01.02.10

Совещание при директоре «Образовательные стандарты нового поколения: содержание, условия реализации, готовность к внедрению»

Глебова В.Н. зам. директора по УВР

Коллектив ознакомлен с тем, что школе присвоен статус участника ИнКО


18. 02 .10

Участие в обучающем семинаре «Организация деятельности по внедрению компонента основной образовательной программы. Требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы».


Приняла участие учитель начальных классов Коршукова Т.В.


26.02.10

Заседание методического объединения учителей начальных классов «Изучение документов ФГОС (Базисный учебный план, Примерные программы, Планируемые результаты)

Глебова В.Н. зам. директора по УВР, руководитель ШМО учителей начальных классов Коршукова Т.В.

Изучение содержания документов по заданным критериям и обозначение круга проблемных вопросов, появившихся в ходе работы.


Протокол заседания ШМО, выполнение технического задания ИнКО

04.03.2010

Участие в обучающем семинаре «Организация деятельности по внедрению компонента основной образовательной программы. Требования к Условиям реализации основной образовательной программы».

руководитель ШМО учителей начальных классов Коршукова Т.В.

Индивидуальная консультация Гимназия № 76


12.03.2010

Заседание Совета по введению ФГОС в ОУ «Организация условий реализации освоения ООП в ОУ»

Директор ОУ

Разработан план-график введения новых образовательных стандартов в ОУ

Решение Совета по введению ФГОС в ОУ

25.03.2010

Участие в обучающем семинаре «Организация деятельности по внедрению компонента основной образовательной программы. Система оценки достижения планируемых результатов».

.

Приняла участие учитель начальных классов Коршукова Т.В.


22.04.2010

Участие в обучающем семинаре «Организация деятельности по внедрению компонента основной образовательной программы. Программа формирования УУД».

Руководитель ШМО учителей начальных классов Коршукова Т.В.


Протокол заседания ШМО начальных классов

14.05.2010

Методическое объединение «Анализ типовых заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального образования по предметам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир». Оформление результатов анализа в таблице».

Руководитель ШМО учитель начальных классов Коршукова Т.В.

Изучение содержания документов по заданным критериям и обозначение круга проблемных вопросов, появившихся в ходе работы.


Протокол заседания ШМО начальных классов Размещение материалов в портфолио ИнКО

28.05.2010

Проведение круглого в ОУ и учителей начальных классов «Предупреждение рисков внедрения стандартов второго поколения »

Директор,

зам.директора по УВР

Выступление директора по данному направлению, обмен мнениями участников круглого стола

Материалы Круглого стола

29.04.2010

Родительское собрание «Переход образовательного учреждения на ФГОС, ознакомление с общественным договором и его подписание»


Зам.директора по УВР Глебова В.Н., учителя начальных классов Барановская Т.Д., Коршукова Т.Д.

Знакомство родительской общественности с организацией и введением ФГОС.

Ознакомление родителей (законных представителей) с общественным договором, его подписание

Протокол родительского собрания

20.08.2010

Проведение заседания Совета по введению ФГОС в ОУ и методического объединения учителей начальной школы по оценке готовности к разработке основной образовательной программы своего образовательного учреждения.

Зам.директора по УВР Исаченко Н.В. , руководитель ШМО учитель начальных классов Коршукова Т.В.


Заполнение карты самооценки готовности образовательного учреждения к досрочному введению ФГОС

Протокол заседания ШМО начальных классов

Ежеме-сячно

Представление информации о деятельности в рамках ИнКО в блоге «Новости ИнКО «Образовательные стандарты второго поколения»; и на персональной страничке сайта www.wiki.omsk.edu.ru (Электронный портфолио)

Зам. директора по УВР Исаченко Н.В.


Заполнение формы электронного портфолио


Выступающий.

4 этап. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой. Результатом этого этапа стал разработанный в МОУ «Седельниковская СОШ №1» план-график по введению ФГОС (РАЗДАТКА ЖЕЛТАЯ)


Комментарии директора:

1.     Создание нормативного обеспечения введения ФГОС.

Мероприятия

Срок

Формальные показатели

Ответственные

Решение органа государственно-общественного управления (Совета школы)  о введении в школе ФГОС НОО

Апрель  2010

Протокол заседания органа государственно-общественного управления (Совета школы) МОУ СОШ, на котором принято решение, согласованное с учредителем

Администрация школы

Издание приказа по школе « О создании рабочей группы по введению ФГОС НОО в МОУ СОШ»

Май 2010

Приказ по школе

Директор школы

Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении

 

Май 2010

 

Наличие плана-графика

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Внесение изменений в Устав МОУ «Седельниковская СОШ №1»

(РАЗДАТКА ТЕМНО-ЖЕЛТАЯ)

Август, 2010

Изменения в Уставе ОУ

Администрация

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

( из федерального перечня)

Май 2010

Список учебников в соответствии с Приказом  Минобрнауки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год.

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы

Июнь-сентябрь 2010

Наличие программного документа

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения

 

Август 2010

 

Наличие  пакета должностных инструкций в соответствии с Приказом  Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Директор школы

Разработка ( на основе БУП) утверждение учебного плана ОУ,организация его исполнения

 

Август  2010

Наличие учебного  плана

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Разработка рабочих программ ОУ с учетом Примерных  Программ по Учебным Предметам ,примерных программ по отдельным предметам вариативной части базисного учебного плана

 

Август 2010

Наличие программ по учебным предметам

Администрация школы

Совет по введению ФГОС

Разработка и утверждение программ внеурочной деятельности ОУ

 

Май 2010

Наличие программного документа

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Разработка ОУ системы оценки достижений планируемых результатов (включает в себя описание планируемых результатов, перечень показателей планируемых результатов и инструментарий для оценки их  достижения

 

Август  2010

Наличие документа

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Совет школы

Разработка модели договора между родителями и школой ,закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

 

 

Май  2010

Модель договора

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Совет школы

Разработка Программ экспериментальной работы по вопросам введения ФГОС общего образования в ОУ

 

Апрель- июнь 2010

Наличие проекта плана методической работы в ОУ

Наличие проекта плана работы  МО учителей начальных классов

 

Администрация школы

Рабочая группа  по введению ФГОС

Корректировка локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения

 

Декабрь 2010

 

Новое Положение о публичном отчете

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Совет школы

  2. Финансово-экономическое обеспечение

Мероприятия

Срок

Формальные показатели

Ответственные

Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

 

Август 2010

Наличие дополнительных соглашений

Администрация школы

 

Привлечение для финансирования деятельности дополнительных  средств из внебюджетных источников

В течении года

Поступление дополнительных финансовых средств

Администрация школы

Совет школы

              3.Организационное обеспечение введения ФГОС

 

Мероприятия

Срок

Формальные показатели

Ответственные

 Создание рабочей группы по введению ФГОС НОО в МОУ СОШ

Май 2010

Приказ по школе

Директор школы

Разработка плана взаимодействия  между школой и учреждениями дополнительного образования

 

 

Май-август 2010

Наличие плана работы

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Совет школы

Учреждения дополнительного образования

Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования

 

В течение  2010-2011 

Система работы по данному направлению

Администрация школы

Методические объединения  школы

Проведение публичной отчетности 

 

В течение 2010-2011

Публичные отчеты перед общественностью

Директор школы

         4. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС 

Мероприятия

Срок

Формальные показатели

Ответственные

Определения  уровня готовности педагогов к реализации ФГОС

( анкетирование, собеседование)

 

Апрель 2010

 

 

 

 

 

Уровень готовности педагогов к реализации ФГОС

 

 

Администрация школы

 

 

 

 

Разработка плана внутришкольного повышения квалификации по проблемам введения ФГОС начального общего образования

 

 

Май 2010

 

Наличие внутришкольного плана  повышения квалификации

 

Администрация школы

 


Мероприятия

Срок

Формальные показатели

Ответственные

Информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты

Проведение собрания родителей будущих первоклассников «Особенности обучения по новому ФГОС»

 

Размещение информации  порядке и ходе проведения апробации ФГОС  на сайте школы

 

 Изготовление буклетов «Новый ФГОС»

 


В течении года

Знание родителями  основных положений ФГОС

 

 

 

 Наличие информации на сайте школы

 

 

 

Наличие буклетов

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

Совет школы

  

Администрация школы

Рабочая группа  по введению ФГОС

 

 

 

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС


Изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов образования

Анкетирование родителей учащихся 1-х классов

Апрель 2010,2011

Результаты анкетирования

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

 

 





               5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС







Мероприятия

Срок

Формальные показатели

Ответственные

Разработка плана мероприятий по обеспечению материальнол-технической базы школы в соответствии с требованиями нового ФСОГ

 

В течении года

Наличие плана

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

 

 

Разработка плана мероприятий по обеспечению материально-технической базы школы в соответствии с требованиями нового ФСОГ

 

В течении года

Наличие плана

Администрация школы

Совет  по введению ФГОС

 

 

 6. Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС


Выступающий.


 5 этап. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

В заключении можно сказать, что работа по подготовке к введению ФГОС МОУ «Седельниковская СОШ №1» проведена в соответствии с требованиями, с 1 сентября 2010 года стандарты нового поколения вводятся в образовательный процесс, школа провела самооценку готовности, дальнейшая работа ведется по плану. Следует отметить то, что Совет по введению ФГОС разработал на основе Примерной образовательной программы Основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО) о которой речь пойдет дальше. Конечно, предстоит еще много работы и по кадровой подготовке и по материально- техническому оснащению образовательного процесса.

Закончу свое выступление такими словами: новые образовательные стандарты призваны удовлетворить запросы государства, общества и семьи и мы постараемся по мере возможности эти запросы удовлетворять.


Слово председателя.

Слово для выступления предоставляется учителю начальных классов Коршуковой Т.В., комментарии заместителя директора по УВР Пушко Л.В. по теме «Связь УМК образовательного учреждения «Перспективная начальная школа» с новыми образовательными стандартами».

Выступающий.

Концептуальной основой разработки развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» стал системно-деятельностный подход к обучению, отраженный в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Г. Асмолова и других, раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру деятельности учащихся.

Инновационные подходы к начальному образованию, заложенные в государственном образовательном стандарте, задают новое содержание и характеристику учебной деятельности ребенка.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования.

В УМК «Перспективная начальная школа» эти инновационные подходы нашли свое отражение в целевой установке комплекта – обеспечение планируемых результатов основной образовательной

программы, к числу которых отнесены:

личностные результаты – сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться, ценностно-смысловыеустановки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

метапредметные результаты – освоенные в ходе образования универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и

коммуникативные);

предметные результаты – освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов системы ЗУНов и опыта, специфического для каждой предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Реализация целей и задач обучения по УМК «Перспективная начальная школа» в соответствии с целями и задачами ФГОС стало возможным в силу технологичности комплекта, которая характеризуется:

1) присвоением учебникам комплекта нового содержания: системное изложение научных понятий в той или иной предметной области уступило место способам организации образовательной

деятельности и учебного сотрудничества в едином комплекте учебников, объединенных межпредметными связями образовательного и воспитательного процесса;

2) учетом базового уровня и уровня образования, достигаемого при освоении вариативной части содержания образования, предопределившим выбор системы заданий базового и повышенного

уровня трудности;

3) дополнением программы обучения программой внеурочной деятельности, которая стала неотъемлемой частью образовательного процесса (см. программы научных клубов младших школьни-

ков «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир», предусматривающие проектную деятельность, общение по почте и Интернету, экскурсии, олимпиады и др.)


ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» представлен двумя комплектами: учебным комплектом для ученика и методическим комплектом для учителя и администратора школы.

Учебный комплект для ученика включает:

учебники, содержащие оглавление (содержание), словари, справочники, задания по внеурочной деятельности, которые обеспечивают деятельность двух научных клубов младшего школьника;

хрестоматии, содержащие систему дополнительных вопросов и заданий базового и повышенного уровня трудности;

тетради для самостоятельной работы.

Методический комплект для учителя и администратора

школы включает:

концептуальные основы УМК «Перспективная начальная школа»;

образовательную программу, в которую входят программы учебных предметов, программы внеурочной деятельности;

сборники самостоятельных и контрольных работ по русскому языку и математике с таблицами оценки достижений планируемых результатов базового и повышенного уровня в соответствии с требованиями стандартов второго поколения;

методические пособия для учителя (поурочные разработки по

всем предметам с 1-го по 4-й класс;

материалы по организации внеурочной деятельности: сборники практических (проектных) задач по математике и иллюстративный материал по художественно-эстетическому воспитанию

учащихся – «Музей в твоем классе», обеспеченный методическими указаниями;

пособие по методике и анализу учебного занятия начальной школы «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» с описанием фрагментов уроков, цель которогопомочь учителю в проектировании урока средствами УМК (М., Академкнига/Учебник, 2010).

Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК «Перспективная начальная школа» рассматривает образовательный процесс не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как познавательное и личностное развитие обучающегося. Особую значимость в УМК приобретает проектирование этих процессов через организацию общих учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и умениями. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий базового и повышенного уровня сложности.

Формирование личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой учебников и диалоговым характером учебных текстов. Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы во всех учебниках, сказочные герои в учебнике «Литературное чтение»), школьники учатся соотносить свои поступки и поступки героев с принятыми этическими нормами, выделять нравственный аспект поведения того или иного героя, оценивать высказывания персонажей и т. д.

Сюжет позволяет построить диалоги персонажей (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.

Большое значение в УМК придается иллюстративному материалу, который очень часто выступает как самостоятельный источник информации.

Основная цель методического аппарата УМК – формирование у учащихся:

1) личностного положительного отношения к источникам информации;

2) умения сотрудничать с учителем и соучениками (соседом по парте и небольшой группой в первом классе, в творческом коллективе соучеников в следующих классах);

3) первичных умений работать с информацией, представленной в учебнике, хрестоматии и тетради для самостоятельной работы (в первом классе – это условные обозначения, «Содержание» или

«Оглавление», цветовое маркирование части текста);

4) умений использовать простейшие инструменты с целью выполнения учебных действий в материализованной форме (в первом классе – это разноцветные карандаши, линейка, разноцветные

фишки, указатели, рамки, лупы, простейшее лабораторное оборудование для проведения опытов).

Учебно-методический комплект для 1-го класса

УМК для 1-го класса учитывает потребности и интересы современного ребенка, предлагая ему:

дополнительный материал во всех учебниках;

дополнительные источники информации: хрестоматию по окружающему миру с системой заданий и вопросов, иллюстративный материал для внеурочных занятий – «Музей в твоем классе»;

возможность в течение года во время внеурочной деятельности подготовиться к вступлению в научный клуб младшего школьника. На выбор ученику предлагаются такие клубы, как «Ключ и заря»

(гуманитарное направление), «Мы и окружающий мир» (изучение

родного края), «Конструкторское бюро» (решение практических за-

дач по математике);

социальные игры на уроках (роль консультанта).

В учебниках 1-го класса используются все типы иллюстративного материала:

в курсах по окружающему миру и технологии иллюстративный материал является ведущим, заменяя основной текст;

в курсах по математике, русскому языку, литературному чтению иллюстративный материал дополняет основной текст (выступает наряду с основным текстом в целях наиболее глубокого, эмоционального и эффективного усвоения учебного материала);

в разделе учебника по литературному чтению «Музей в твоем классе» иллюстрации являются самостоятельным источником информации.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ЗАДАНИЙ по предметам

Например, по математике.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника оказать помощь героям сюжетной интриги учебника (Маше или Мише) или соседу по парте. Задания типа «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и...».


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на

проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму,

с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т. д.

Задания типа «Проверь свое решение по “Таблице сложения”» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Задания типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил»; «Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ»; «Сверьте решения своих задач».

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Ученик научится или получит возможность научиться:

1) подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

2) владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений;

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем;

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

3) проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

4) строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

5) использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

6) выполнять действия по заданному алгоритму;

7) строить логическую цепь рассуждений.


ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Механизм оценивания, помогающий отследить динамику личных достижений ученика

Учебные тексты всех учебников комплекта 1-го класса построены с учетом возможности оценки наличия учебных достижений (как учеником, так и учителем).

Это прежде всего:

задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности (работа в парах) во всех учебниках, начиная со второго полугодия 1-го класса;

наличие заданий повышенной сложности как в учебниках, так и в тетрадях для самостоятельной работы;

вступительные задания в научные клубы младших школьников (литературное чтение, окружающий мир);

простейшие инструменты (указатели, рамочки, фишки, лупа) или маркирование, позволяющие проследить за успешностью выполнения заданий во время урока всеми учениками.

Комментарии.


Слово председателя.

Слово для выступления старшей вожатой Берниковой Г.Ф., комментарии воспитателя группы продленного дня Дрютовой Т.М. по теме: «Взаимодействие МОУ с учреждениями дополнительного образования при введении ФГОС»

Выступающий.

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

 Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:

  • в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.);

  •   вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и   т. д.).

 Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения,  потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

  Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

 Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации  воспитательной работы в условиях общего образования. Проблема воспитания, осознаваемая российским обществом как важное условие прогрессивного развития страны, ключевые идеи обновления содержательного аспекта воспитательного воздействия нашли свое адекватное воплощение в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Задача усиления воспитательного потенциала школы, обеспечения индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, сформулированная в проекте «Наша новая школа» инициирует процесс переосмысления целей школьного воспитания, средств и способов, обеспечивающих их достижение, поиск нового содержания воспитания, его форм и методов, механизмов эффективного воспитательного пространства.

«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.


От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.» (проект «Наша новая школа»). Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется
Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова2. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

–  овладению обучающимися в соответствии с возра­стными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, худо­жественной), умением адаптироваться к окружающей при­родной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отно­шения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнооб­разной творческой деятельности;

формированию знаний, умений и способов деятель­ности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

 Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний.  В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели развития личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Таким образом, актуальность государственных образовательных стандартов второго поколения обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

 В связи с досрочным введением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в МОУ «Седельниковская СОШ №1» с 1 сентября 2010 г. возникла необходимость в разработке и реализации Основной образовательной программы начальной школы. Основная образовательная программа началь­ного общего образования Муниципального образовательного учреждения «Седельниковская средняя общеобразовательная школа№1» разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе следующих документов:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

 2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).   

 3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

 4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования (вариант 2).

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. № ПР- 2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государствен­ного воспитания. В стандарте предлагают не учебный план, а образовательный план школы (обучение + воспитание). Базис­ный образовательный план (БОП) включает в себя програм­мы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учеб­ную, внеучебную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Должен быть сфор­мирован не учебный план и план воспитательных мероприятий после основных уроков, а серьез­ный учебно-воспитательный, то есть образовательный, план начальной шко­лы в целом. В МОУ «Седельниковская СОШ №1» такой учебно-воспитательный план реализуется в рамках программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Человек - личность» в условиях школы полного дня. На базе школы для первоклассников открыты две группы продленного дня, которые дают возможность в полной мере осуществлять этот процесс.

Ресурсы программы

Кадровое обеспечение проекта

Рабочая группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих во введении ФГОС , обеспечивает своевременную отчетность о результатах апробации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.

Директор МОУ «Седельниковская СОШ №1», зам.директора по УВР, зам директора по. ВР

Совет по введению ФГОС

Консультативно-методическая

Обеспечивает: предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов изучение всеми участниками апробации документов ФГОС, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников апробации на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, апробирующим ФГОС.

Зам директора по УВР, руководитель ШМО учителей начальных классов

Профессиональные сообщества

Выносят решения по результатам апробации ФГОС нового поколения

Педагогический совет, школьное методическое объединение учителей начальных классов, Совет введению ФГОС

 

Педагоги школы

Изучают документы ФГОС , используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

1а класс – Коршукова Т.В.

1б класс – Барановская Т.Д.

Воспитатели ГПД


Привлеченные специалисты


 

Организация внеурочной деятельности:



«Растим патриотов»

 Классные руководители, старшая вожатая, руководитель школьного музейного комплекса «Ступени поколений», экскурсоводы Районного Музея истории с. Седельникова

 


Музыкальные кружки, театральные студии

Руководитель кружка «Шире круг» Пугачева Н.В., руководитель кружка «Юные умельцы» Спорыш О.М., МОУ ДОД «Седельниковский ДДТ», руководитель хор класса Киселева Е.Н. «Народный хор», руководитель хореографического ансамбля «Жарки» Новикова Т.Д., руководитель хореографического ансамбля «Радуга» Большакова Н.Д. МОУ ДОД «Седельниковская ДШИ»


Социальная работа

Руководитель школьной детской организации «ДОМ»Дресвянникова С.А.,

Классные руководители, старшая вожатая


 

 Спортивные кружки, секции

 

Тренер ОФП Перегонцев Н.В. МОУ ДОД «Седельниковская ДЮСШ»

Предметные кружки

Классные руководители 1 класса

Проектная деятельность



 Классные руководители 1 класса


Материально-техническое обеспечение

Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, начальная школа располагается в отдельном корпусе, имеется столовая, в которой организовано трехразовое питание, открыты две группы продленного дня, оборудованы спальные помещения для мальчиков и девочек, имеется медицинский  кабинет.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, кабинетом искусства, библиотекой, стадионом, игровыми площадками.

  

Школа располагает кабинетом, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека», «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников), «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», игры на развитие памяти и логики,  библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу. В здании начальной школы имеется два компьютера для учащихся и учителей, ксерокс.

 Риски, трудности и проблемы в реализации программы.

Среди основных факторов можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств из фонда заработной платы школы

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования

дефицит учебно-методических пособий

ресурсы Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в форуме введения ФГОС, связи с другими участниками введения новых стандартов




Комментарии.

 Внешние связи и партнерство

Внеурочная деятельность в МОУ «Седельниковская СОШ №1» представлена в виде модели взаимодействия МОУ «Седельниковская СОШ №1» с учреждениями дополнительного образования и общественными организациями.

Цель: организация единого социализирующего пространства при введении ФГОС.

Субъекты социализации

Функции (задачи)

Формируемый социальный опыт

Администрация района

Реализация региональных нормативов кадрового, финансового, материального обеспечения школы

Создание условий социализации учащихся начальной школы

Муниципальная служба Комитета по образованию Седельниковского муниципального района

Методическое обеспечение, тьютерское сопровождение авторских программ, проектов, направленных на социализацию учащихся

Психолого-педагогическая и практическая подготовка учителя к реализации задач социализации учащихся

МОУ «Седельни ковская СОШ №1» как социальный партнер в решении общих задач начального образования

Взаимодействие с целью объединения ресурсов социализации (базы внеурочной деятельности, школьных музеев, информационных ресурсов и т.д.)

Развитие опыта разноплановой творческой деятельности, формирование исторической памяти и уважительного отношении к традициям, опыта использования компьютерных технологий и т.п.

Учреждения дополнительного образования детей

Расширение сферы творческой самореализации учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и возможностей

Опыт интеллектуального, технического, художественного творчества; опыт инициации социальных акций и участия в них; опыт делового взаимодействия, проявления милосердия, заботы, поддержки

Учреждения культуры (музей, библиотека, досуговый центр, центр традиционной культуры)

Содействие образовательным школам в формировании социального опыта детей на основе художественной самодеятельности, традиционной культуры, музейной педагогики, информационного многообразия библиотечных фондов

Опыт работы с музейной экспозицией; читательский опыт, опыт работы с библиотечным фондом, опыт поиска необходимой информации; опыт связи с учреждениями культуры и взаимодействия с представителями различных социальных групп

Детские общественные организации

«Содружество»,

«Возрождение», «Детский орден милосердия»

Взаимодействие с творческими коллективами школы и учреждений дополнительного образования детей

Опыт участия в деятельности общественных организаций; опыт социальной активности, проявления самостоятельности и ответственности, рефлексивной оценки результатов социальной практики; опыт реального управления и действия

Школьный музейный комплекс «Ступени поколений»

Подготовка экспозиций, целенаправленных на духовно-нравственное, патриотическое, воспитание младших школьников

Опыт изучения родного края; опыт учебно-исследовательской деятельности краеведческой направленности; опыт бережного отношения к истории, традициям, культуре родного края как основы формирования мировоззрения, гражданской идентичности

Муниципальный ресурсный информационный центр

Создание единой информационной сети; обеспечение доступа к ней всем субъектам образовательного процесса

Опыт поиска информации; опыт работы в сети Интернет; опыт обмена информацией между субъектами сети; опыт установления деловых контактов через сетевое взаимодействие; опыт размещения информации на определенном сайте; опыт и культура виртуального общения

Спортивный комплекс

Расширение базы занятий физической культурой и спортом

Развитие потребности занятий спортом; опыт выбора видов спорта в соответствии с физическими возможностями;

Органы здравоохранения

Охрана здоровья, профилактика заболеваний; контроль санитарно-гигиенических норм образовательного учреждения

Содействие школе и семье в утверждении ценностей здорового образа жизни; поддержка социализации детей с проблемами здоровья и развития

Социальный центр помощи семье и детям «Родник»

Консультативная, социально-психологическая помощь детям, родителям, педагогам

Опыт самореализации, самоутверждения, адекватного самовосприятия в кризисной ситуации; гармонизация детско-родительских отношений

Совет ветеранов

Сохранение исторической памяти; поддержка ветеранов; содействие патриотическому воспитанию населения

Опыт общения с людьми разных поколений; опыт проявления нравственно ценного отношения к героическому прошлому народа, заслугам ветеранов; опыт помощи, заботы о них; формирование позитивного отношения к старшему поколению в своей семье

Дошкольные учреждения

Взаимодействие с общеобразовательными школами в предшкольной подготовке детей с целью предупреждения проблем социального становления первоклассников

Опыт шефства над детским садом, проявление заботы о младших; опыт применения на практике знаний и умений при изготовлении игрушек, поделок, проведении игр, праздников с дошкольниками

Социальный дом «Березка»

Социальная поддержка пожилых людей

Опыт общения с пожилыми людьми. нуждающимися в помощи; опыт шефской работы

Родительская общественность

Реализация идеи государственно-общественного управления образовательным учреждением

Опыт совместной с родителями культурно-массовой, оздоровительной, познавательной, благотворительной деятельности

Муниципальные СМИ (радио, телевидение, печать)

Расширение информационного поля социализации учащихся; отражение жизни образовательного учреждения

Опыт поиска информации из различных источников; опыт обсуждения материалов СМИ; корреспондентский опыт; опыт участия в теле- и радиопрограммах


Выступающий.

Так как Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик обучающегося, то мы надеемся, что программа «Человек-Личность» и модель взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования и общественными организациями позволит нам воспитать выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества; любознательно, активно и заинтересованно познаёт мир; владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Председатель подводит итог.

Решение педсовета.


Продолжить работу по введению ФГОС в первых классах.

Пройти курсы повышения квалификации по переходу на ФГОС учителям начальной школы и администрации школы.

Продолжить работу по плану-заданию в рамках проекта «Инновационные комплексы образования» в БОУ ДПО «ИРООО».

Постоянно обновлять сайт школы для информационной осведомленности родителей и общественности о ходе введения ФГОС в МОУ «Седельниковская СОШ №1»

Провести на базе школы в рамках работы районных методических объединений семинары по распространению опыта по переходу на ФГОС для директоров, заместителей директоров по УВР и ВР, учителей начальных классов.

Каждому учителю приобрести программы, соответствующие новым федеральным образовательным стандартам.

  • заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения;

  • принятие советом педагогов решения голосованием.

Организация выполнения принятого педсоветом решения –

достигнутые результаты

- Выписка из решения (повестка дня и решение) помещено в учительской;

- Выполнение решения поставлено на ВШК, ход выполнения решения был заслушан на совещаниях при директоре и на заседаниях Совета по введению ФГОС, на заседании проектной команды по введению ФГОС.

-на следующем педсовете «Итоги и перспективы перехода МКОУ «Седельниковская СОШ №1» на новые образовательные стандарты» были подведены итоги, оценена эффективность и действенность реализации предложений данного педсовета.

-Данные материалы оформлены для пополнения методической копилки.



























Литература.

  1. Нефедова К.А., Козырева Е.Ч., Кочина Т.Г. Педсовет в общеобразовательной школе: подготовка и проведение – Омск: ООИПКРО, 2003.-39 с.

  2. Конева Л.С. Снычева Г.С. Тематические педагогические советы в школе: Исследовательский подход в подготовке и проведении.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.-44 с.

  3. langschool5.ukoz.ru

  4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2100.

  6. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред.
    Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

  7. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13

  8. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010–2011 (Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009).

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.

  10. Электронный курс сайта http://www.moi-universitet.ru/amo/














1 Электронный курс сайта http://www.moi-universitet.ru/amo/


2


42



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров