Интеллектуальный практикум "Авангард"
Краткое описание
Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов.
Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов.
Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Описание
Содержание
I. Пояснительная записка II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности. III. Описание места курса в учебном плане. IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. VI. Содержание интеллектуального практикума «Авангард». VII.Тематическое планирование. VIII. Планируемые результаты изучения курса. IX. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка «… Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» Л.С.Выготский
В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и упражнения, предлагаемые программой прикладного курса, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач.
Программа интеллектуального практикума «Авангард» предназначена для учащихся 6 –х классов. Содержание курса направлено на то, чтобы учащиеся осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности овладения им с тем, чтобы они смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных занятий по математике. Все занятия должны носить проблемный характер, что способствует успешному усвоению курса. Новизна данного курса в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей школьника. Данная программа прикладного курса обеспечивает учащихся гарантированным уровнем математической подготовки независимо от выбранной профессии.
Программа разработана в соответствии:
ü Конституция РФ.
ü Закон РФ «Об образовании».
ü Конвенция о правах ребёнка. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” № 124-ФЗ от 24.07.98 г.ü Методические рекомендации о расширении детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
ü Федеральная образовательная инициатива «Наша новая школа»
ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
ü Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
ü Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
ü СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993). ü Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования).
ü Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.
ü Интеграция урочной и внеурочной деятельности в основной школе на основе метода проектов.
Цель программы:
ü Расширить кругозор, развивать логическое мышление, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей. ü Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. ü Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов. ü Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Задачи курса: ü Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения. ü Формировать умение по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию. ü Вовлечение учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые на занятии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Раскрытие одаренности не сводится к углубленному обучению. В самом же обучении усвоение новой информации подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Владение этими методами в дальнейшем поможет им не растеряться на различных математических соревнованиях. От уровня подготовленности состава группы зависит объем теоретического материала и перечень тем для занятий. При работе с начинающими заниматься математикой школьниками рекомендуется больше внимания уделять решению задач, объем теоретических занятий должен быть минимальным. Следует учить не столько фактам, сколько идеям и способам рассуждений. Введение основных тем, стандартных задач происходит при постепенном погружении в данный тип задач. Основные виды задач разбираются вместе с преподавателем, затем даются задачи для самостоятельного решения. Материал был отобран в соответствии с возрастными особенностями школьников, программой по математике для 6 класса и включил в себя темы, которые чаще всего встречаются на различных математических соревнованиях. Также при подборе материала учитывалось следующее: показать учащимся красоту математики, её связь с искусством, природой.
Формы и виды деятельности:Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются: ü изложение узловых вопросов курса (лекционный метод), ü собеседования (дискуссии), ü тематическое комбинированное занятие, ü соревнование, экспериментальные опыты, игра ü сообщения учащихся. ü решение нестандартных задач; ü участие в математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру», в заочной математической олимпиаде «Авангард»; ü знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; ü самостоятельная работа; ü работа в парах, в группах; ü творческие практические работы
Методы занятий: · словесный (урок-рассуждение), · игровой (ролевые игры), · частично поисковый, исследовательский, · объяснительно-иллюстративный. Межпредметные связи: темы тесно связаны с уроками экономики, предметами естественного цикла, информатикой. Оборудование и материалы: учебная литература, справочники, таблицы, интернет ресурсы, тесты, памятки, кроссворды, презентации, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Место проведения занятий
· Школа
Описание места курса в учебном плане
Данный курс представлен для проведения занятий в 6 классе, и рассчитан на учащихся, которые проявляют интерес к математике, и при этом не обязательно обладают ярко выраженными математическими способностями. Для осознанного усвоения содержания, указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям, групповой работе, знакомству с историческими фактами, сочетанию познавательной работы на занятиях с исследовательской домашней работой. Решение задач на смекалку, задач — ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса к предмету в данной возрастной группе. Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 35 часов. Занятия по одному часу в неделю. В учебном объединении занимаются дети 11-12 лет. Продолжительность занятий составляет 45 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Внеурочная деятельность по математике имеет большое образовательное и воспитательное значение. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к внеурочной деятельности у обучающихся, который станет основой для выявления и развития математических способностей учащихся, способности к самообразованию. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда. Данный курс способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности, умения быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать)выполняемые и выполненные действия
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево»,«вправо»,«вверх»,«вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Предполагаемые результаты: Ø усвоить темы по математике, выходящие за рамки школьного курса по математике; её ключевые понятия; Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; Ø формировать творческое мышление; Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Творческими работами могут быть, например: рисунок, викторина, КВНы, фотоальбом, доклад, электронная презентация, праздник и т.д. (дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике или предлагают свою тему). Учащиеся, посещающие курс, в конце учебного года научатся: — находить наиболее рациональные способы решения логических задач; — оценивать логическую правильность рассуждений; — владеть алгоритмами решения задач; — решать нестандартные задачи из практической жизни; — применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач; — применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Содержание курса
Тема 1. Не боги горшки обжигают (1ч) Занятие 1. Историческая справка. Качества необходимые при изучении математики (внимание, воображение, наблюдательность, умение быстро считать, память, воля, нестандартное мышление, умение применять знания в творческих условиях) Методы обучения: беседа, объяснение, выполнение тренировочных заданий. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач. Тема 2. Удивительный квадрат(1ч) Занятие 2. Историческая справка. Игра – головоломка «Танграм». Методы обучения: выполнение практических заданий. Форма контроля: конструирование. Тема3. Рождение счёта. Быстрый счёт. Поговорим о нуле. В поисках самого большого числа. (2ч) Занятие 3-4. Историческая справка. Римские и арабские цифры и числа. Решение задач со спичками и логических задач. Методы обучения: беседа, практическая работа. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач. Тема 4: Лист Мёбиуса(1ч) Занятия 5.Представление о том, что такое поверхность. Лист Мёбиуса. Методы обучения: эксперимент, практическая работа. Формы контроля: домашняя практическая работа. Тема 5. Задачи Карла Гаусса(1ч) Занятия 6. Решение нестандартных задач. Методы обучения: выполнение тренировочных заданий. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач. Тема 6. Игра «Волшебное число»(1ч) Занятие 7. Практикум «Решение уравнений». Методы обучения: соревнование. Форма контроля: результаты игры. Тема 7. Решение текстовых задач. (12ч) Занятие 8-19. Как научиться решать задачи? Старинный способ решения задач на смешение веществ.Решение задач на движение. Решение нестандартных задач. Решения задач «обратным ходом». Решение логических задач. Принцип Дирихле. Задачи на переливание. Методы обучения: эксперимент, практическая работа. Форма контроля: тестирование. Тема 8. Математическая олимпиада(2ч) Занятие 20-21. Решение олимпиадных задач. Форма контроля: подготовка к КВНу.Тема 9. Математический КВН (2ч) Занятие 22-23. Конкурсы (2 команды). Тема 10. Интересные и божественные числа (3ч) Занятие 24-26. Житейские истории. Интересные свойства чисел. Возраст и математика. Форма контроля: презентация. Тема 10. Геометрические понятия(3ч) Занятие 27-29. Старинные единицы измерения. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Путешествие в страну «Геометрию» Методы обучения: практическая работа и игра. Форма контроля: презентация, рисунки. Тема 11. Введение в комбинаторику(2ч) Занятие 30-31. Комбинаторные задачи, факториал, теория вероятностей, случайные события и их вероятность, теория вероятности вокруг нас. Методы обучения: групповая работа Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач. Тема 12. Математическая викторина для младших школьников (2ч) Методы обучения: групповая и коллективная работа Форма контроля: викторина Тема 13. Игра «Поле чудес» (2ч) Методы обучения: коллективная работа Форма контроля: игра
Предполагаемые результаты: Ø усвоить темы по математике, выходящие за рамки школьного курса по математике; её ключевые понятия; Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; Ø формировать творческое мышление; Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Список используемых источников
Для учителя:ü Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.: «Русское слово-РС», 2009. ü Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы. – М.: «ИЛЕКСА»,2012. ü Пивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2006. ü Дорофеев Г.В, Петерсон Л.Г. Математика 5 класс. Часть 2.-М.: «Ювента», 2002. ü Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 5 класса М.-Х: «ИЛЕКСА», 2010. ü Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара: Учебная литература, 2006. ü Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара: Учебная литература, 2006. ü Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном обучении /А.И.Савенков/ Исследовательская работа школьников. – 2004. ü Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. М.: «Аванта». ü Информационные ресурсы сети Интернет. ü Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература для обучающихся: ü Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы. – М.: «ИЛЕКСА»,2012 ü Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.: «Русское слово-РС», 2009. ü Пивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2006. ü Дорофеев Г.В, Петерсон Л.Г. Математика 5 класс. Часть 2.-М.: «Ювента», 2002 ü Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 5 класса М.-Х: «ИЛЕКСА», 2005.
Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы по обучению грамоте
I. Пояснительная записка II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности. III. Описание места курса в учебном плане. IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. VI. Содержание интеллектуального практикума «Авангард». VII.Тематическое планирование. VIII. Планируемые результаты изучения курса. IX. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка «… Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» Л.С.Выготский
В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и упражнения, предлагаемые программой прикладного курса, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач.
Программа интеллектуального практикума «Авангард» предназначена для учащихся 6 –х классов. Содержание курса направлено на то, чтобы учащиеся осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности овладения им с тем, чтобы они смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных занятий по математике. Все занятия должны носить проблемный характер, что способствует успешному усвоению курса. Новизна данного курса в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей школьника. Данная программа прикладного курса обеспечивает учащихся гарантированным уровнем математической подготовки независимо от выбранной профессии.
Программа разработана в соответствии:
ü Конституция РФ.
ü Закон РФ «Об образовании».
ü Конвенция о правах ребёнка. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” № 124-ФЗ от 24.07.98 г.ü Методические рекомендации о расширении детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
ü Федеральная образовательная инициатива «Наша новая школа»
ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
ü Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
ü Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
ü СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993). ü Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования).
ü Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.
ü Интеграция урочной и внеурочной деятельности в основной школе на основе метода проектов.
Цель программы:
ü Расширить кругозор, развивать логическое мышление, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей. ü Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. ü Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов. ü Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Задачи курса: ü Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения. ü Формировать умение по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию. ü Вовлечение учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые на занятии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Раскрытие одаренности не сводится к углубленному обучению. В самом же обучении усвоение новой информации подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Владение этими методами в дальнейшем поможет им не растеряться на различных математических соревнованиях. От уровня подготовленности состава группы зависит объем теоретического материала и перечень тем для занятий. При работе с начинающими заниматься математикой школьниками рекомендуется больше внимания уделять решению задач, объем теоретических занятий должен быть минимальным. Следует учить не столько фактам, сколько идеям и способам рассуждений. Введение основных тем, стандартных задач происходит при постепенном погружении в данный тип задач. Основные виды задач разбираются вместе с преподавателем, затем даются задачи для самостоятельного решения. Материал был отобран в соответствии с возрастными особенностями школьников, программой по математике для 6 класса и включил в себя темы, которые чаще всего встречаются на различных математических соревнованиях. Также при подборе материала учитывалось следующее: показать учащимся красоту математики, её связь с искусством, природой.
Формы и виды деятельности:Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются: ü изложение узловых вопросов курса (лекционный метод), ü собеседования (дискуссии), ü тематическое комбинированное занятие, ü соревнование, экспериментальные опыты, игра ü сообщения учащихся. ü решение нестандартных задач; ü участие в математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру», в заочной математической олимпиаде «Авангард»; ü знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; ü самостоятельная работа; ü работа в парах, в группах; ü творческие практические работы
Методы занятий: · словесный (урок-рассуждение), · игровой (ролевые игры), · частично поисковый, исследовательский, · объяснительно-иллюстративный. Межпредметные связи: темы тесно связаны с уроками экономики, предметами естественного цикла, информатикой. Оборудование и материалы: учебная литература, справочники, таблицы, интернет ресурсы, тесты, памятки, кроссворды, презентации, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Место проведения занятий
· Школа
Описание места курса в учебном плане
Данный курс представлен для проведения занятий в 6 классе, и рассчитан на учащихся, которые проявляют интерес к математике, и при этом не обязательно обладают ярко выраженными математическими способностями. Для осознанного усвоения содержания, указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям, групповой работе, знакомству с историческими фактами, сочетанию познавательной работы на занятиях с исследовательской домашней работой. Решение задач на смекалку, задач — ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса к предмету в данной возрастной группе. Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 35 часов. Занятия по одному часу в неделю. В учебном объединении занимаются дети 11-12 лет. Продолжительность занятий составляет 45 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Внеурочная деятельность по математике имеет большое образовательное и воспитательное значение. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к внеурочной деятельности у обучающихся, который станет основой для выявления и развития математических способностей учащихся, способности к самообразованию. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда. Данный курс способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности, умения быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать)выполняемые и выполненные действия
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево»,«вправо»,«вверх»,«вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Предполагаемые результаты: Ø усвоить темы по математике, выходящие за рамки школьного курса по математике; её ключевые понятия; Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; Ø формировать творческое мышление; Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Творческими работами могут быть, например: рисунок, викторина, КВНы, фотоальбом, доклад, электронная презентация, праздник и т.д. (дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике или предлагают свою тему). Учащиеся, посещающие курс, в конце учебного года научатся: — находить наиболее рациональные способы решения логических задач; — оценивать логическую правильность рассуждений; — владеть алгоритмами решения задач; — решать нестандартные задачи из практической жизни; — применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач; — применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Содержание курса
Тема 1. Не боги горшки обжигают (1ч) Занятие 1. Историческая справка. Качества необходимые при изучении математики (внимание, воображение, наблюдательность, умение быстро считать, память, воля, нестандартное мышление, умение применять знания в творческих условиях) Методы обучения: беседа, объяснение, выполнение тренировочных заданий. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач. Тема 2. Удивительный квадрат(1ч) Занятие 2. Историческая справка. Игра – головоломка «Танграм». Методы обучения: выполнение практических заданий. Форма контроля: конструирование. Тема3. Рождение счёта. Быстрый счёт. Поговорим о нуле. В поисках самого большого числа. (2ч) Занятие 3-4. Историческая справка. Римские и арабские цифры и числа. Решение задач со спичками и логических задач. Методы обучения: беседа, практическая работа. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач. Тема 4: Лист Мёбиуса(1ч) Занятия 5.Представление о том, что такое поверхность. Лист Мёбиуса. Методы обучения: эксперимент, практическая работа. Формы контроля: домашняя практическая работа. Тема 5. Задачи Карла Гаусса(1ч) Занятия 6. Решение нестандартных задач. Методы обучения: выполнение тренировочных заданий. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач. Тема 6. Игра «Волшебное число»(1ч) Занятие 7. Практикум «Решение уравнений». Методы обучения: соревнование. Форма контроля: результаты игры. Тема 7. Решение текстовых задач. (12ч) Занятие 8-19. Как научиться решать задачи? Старинный способ решения задач на смешение веществ.Решение задач на движение. Решение нестандартных задач. Решения задач «обратным ходом». Решение логических задач. Принцип Дирихле. Задачи на переливание. Методы обучения: эксперимент, практическая работа. Форма контроля: тестирование. Тема 8. Математическая олимпиада(2ч) Занятие 20-21. Решение олимпиадных задач. Форма контроля: подготовка к КВНу.Тема 9. Математический КВН (2ч) Занятие 22-23. Конкурсы (2 команды). Тема 10. Интересные и божественные числа (3ч) Занятие 24-26. Житейские истории. Интересные свойства чисел. Возраст и математика. Форма контроля: презентация. Тема 10. Геометрические понятия(3ч) Занятие 27-29. Старинные единицы измерения. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Путешествие в страну «Геометрию» Методы обучения: практическая работа и игра. Форма контроля: презентация, рисунки. Тема 11. Введение в комбинаторику(2ч) Занятие 30-31. Комбинаторные задачи, факториал, теория вероятностей, случайные события и их вероятность, теория вероятности вокруг нас. Методы обучения: групповая работа Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач. Тема 12. Математическая викторина для младших школьников (2ч) Методы обучения: групповая и коллективная работа Форма контроля: викторина Тема 13. Игра «Поле чудес» (2ч) Методы обучения: коллективная работа Форма контроля: игра
Предполагаемые результаты: Ø усвоить темы по математике, выходящие за рамки школьного курса по математике; её ключевые понятия; Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; Ø формировать творческое мышление; Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов |
1 |
Не боги горшки обжигают | 1 |
2. |
Удивительный квадрат | 1 |
3. |
Рождение счёта. Быстрый счёт. Поговорим о нуле. | 1 |
4. |
В поисках самого большого числа | 1 |
5. |
Лист Мёбиуса | 1 |
6. |
Задачи Карла Гаусса | 1 |
7. |
Игра «Волшебное число» | 1 |
8. |
Как научиться решать задачи? Старинный способ решения задач на смешение веществ | 1 |
9. |
Решение задач на движение | 3 |
10. |
Решение нестандартных задач | 3 |
11. |
Решения задач «обратным ходом» | 1 |
12. |
Решение логических задач. Принцип Дирихле. | 2 |
13. |
Задачи на переливание | 2 |
14. |
Математическая олимпиада | 2 |
14. |
Математический КВН | 2 |
15. |
Житейские истории | 1 |
16. |
Из истории интересных чисел. Божественные числа. | 1 |
17. |
Возраст и математика. | 1 |
18. |
Всяк на свой аршин мерит | 1 |
18. |
Центральная и зеркальная симметрии | 1 |
19. |
Путешествие в страну «Геометрия» | 1 |
20. |
Введение в комбинаторику | 2 |
21. |
Математическая викторина для младших школьников | 2 |
22. |
Игра «Поле чудес» | 2 |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид занятия | Краткое содержание занятия | Оборудование, ЦОРы | Домашнее задание |
1. |
|
Не боги горшки обжигают |
Беседа, объяснение, выполнение тренировочных заданий. |
Историческая справка о Я.А. Коменском. Качества необходимые при изучении математики (внимание, воображение, наблюдательность, умение быстро считать, память, воля, нестандартное мышление, умение применять знания в творческих условиях) |
Презентация «Качества необходимые при изучении математики» |
Работа по карточкам (решение задач) |
2. |
|
Удивительный квадрат | Практикум. |
Историческая справка о делении квадрата остроумными способами Игра – головоломка «Танграм». |
|
Конструирование (игра «Танграм») |
3-4 |
|
Рождение счёта. Быстрый счёт. Поговорим о нуле. В поисках самого большого числа |
Беседа, практическая работа. |
Историческая справка «Римские и арабские цифры и числа». Решение старинных и логических задач |
|
Подобрать задачи по данной тематике |
5. |
|
Лист Мёбиуса. | Эксперимент, практическая работа |
Представление о том, что такое поверхность. Лист Мёбиуса. Вариативность конструирования листа |
Презентация «Лист Мёбиуса» |
Домашняя практическая работа |
6. |
| Задачи Карла Гаусса | Практикум. | Решение нестандартных задач (нахождение наиболее простых и быстрых путей получения результата) |
|
Подобрать задачи по данной тематике |
7. |
| Игра «Волшебное число» | Соревнование. |
Практикум «Решение уравнений». |
Мультимедиа |
|
Решение текстовых задач. (12ч) | ||||||
8. |
| Как научиться решать задачи? Старинный способ решения задач на смешение веществ. | Практикум | Этапы решения задач |
|
Составить памятку об этапах решения задач |
9-11 |
| Решение задач на движение | Практикум |
Различные способы решения задач (суть задачи: одновременно, в разное время, навстречу друг другу, в разные стороны) Способ установления соответствия между двумя множествами. Построение простейших алгоритмов |
Таблицы |
Подобрать задачи по данной тематике |
12-14 |
|
Решение нестандартных задач | ||||
15 |
|
Решения задач «обратным ходом» | ||||
16-17 |
|
Решение логических задач. Принцип Дирихле. |
Рассказ |
| ||
18-19 |
|
Задачи на переливание | Эксперимент | Проведение опытов |
Проектор |
|
20-21 |
|
Математическая олимпиада | Олимпиада | Решение олимпиадных задач. |
Компьютер |
Подготовка к КВНу |
22-23 |
|
Математический КВН | КНВ | Конкурсы |
Мультимедиа, фотоаппарат |
|
Интересные и божественные числа (3ч) | ||||||
24. |
|
Житейские истории | Практикум | Решение одной задачи различными методами, продолжение математических закономерностей, «именные» числа |
Интернет-информация |
Создать презентацию «Интересные числа» |
25. |
|
Интересные и божественные числа | ||||
26. |
|
Возраст и математика. | ||||
Геометрические понятия(3ч) | ||||||
27 |
|
Всяк на свой аршин мерит | Защита проектов |
Ознакомится с симметрией, её значением и применением, с различными старинными единицами измерения. Изображение симметричных фигур |
Презентация |
Создать проекты по группам |
28. |
|
Центральная и зеркальная симметрии | ||||
29. |
|
Путешествие в страну «Геометрия» |
Игра «Математический поезд в страну геометрию» | Выявить знания геометрии при решение задач |
|
|
30-31 |
|
Введение в комбинаторику | Групповая работа | Методы решения комбинаторных задач |
|
Рассказ, доклад |
32-33 |
|
Математическая викторина для младших школьников | Викторина | Подготовка к проведению викторины Проведение викторины |
Интерактивная доска, проектор |
Подбор материала |
34-35 |
|
«Поле чудес» | Игра | Конкурсы и вопросы по тематике всего практикума |
Мультимедиа |
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Список используемых источников
Для учителя:ü Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.: «Русское слово-РС», 2009. ü Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы. – М.: «ИЛЕКСА»,2012. ü Пивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2006. ü Дорофеев Г.В, Петерсон Л.Г. Математика 5 класс. Часть 2.-М.: «Ювента», 2002. ü Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 5 класса М.-Х: «ИЛЕКСА», 2010. ü Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара: Учебная литература, 2006. ü Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара: Учебная литература, 2006. ü Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном обучении /А.И.Савенков/ Исследовательская работа школьников. – 2004. ü Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. М.: «Аванта». ü Информационные ресурсы сети Интернет. ü Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература для обучающихся: ü Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы. – М.: «ИЛЕКСА»,2012 ü Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.: «Русское слово-РС», 2009. ü Пивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2006. ü Дорофеев Г.В, Петерсон Л.Г. Математика 5 класс. Часть 2.-М.: «Ювента», 2002 ü Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 5 класса М.-Х: «ИЛЕКСА», 2005.
Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы по обучению грамоте
Название цифровых образовательных ресурсов | Электронный адрес |
Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе» | http://pedsovet.su/load/100 |
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе | www.uroki.ru |
Школьный портал ПроШколу.ру | http://www.proshkolu.ru |
Справочно-информационный Интернет-портал | http://www.gramota.ru |
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» | www.km.ru/ed |
Использование специального программного обеспечения БОС | CD |
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Математика
6 класс
19 февраля 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Разместите, пожалуйста, свой материал согласно требованиям портала (раздел Справка Главного меню), необходимо прикрепить его в виде файла, на титульном листе добавить логотип портала.