В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Семинар: Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей

Семинар: Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей

Краткое описание
Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме правового воспитания детей дошкольного возраста и их родителей
Описание
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»
город Северобайкальск
Республика Бурятия
Авторы: Лебедь Елена Николаевна – заведующая МБДОУ ЦРР д/с «Теремок»,
Донец Светлана Леонидовна – заместитель заведующей
по воспитательно — методической работеНоминация «Педагогический совет в дошкольной образовательной органиазции»

Тема:«Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»
Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме правового воспитания детей дошкольного возраста и их родителей.
Задачи:
1. Обобщить знания воспитателей о нормативно-правовых актах, определяющих права ребенка.
2.Углубить и совершенствовать знания педагогов по реализации правового воспитания в дошкольной организации.
3.Активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках правового воспитания воспитанников.
Повестка:
1.Соблюдение прав ребенка, уважение к его личности – гаранты развития его индивидуальности.
Докладчики: заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, представители органов опеки и попечительства, педагог психолог.
2. Консультация по теме: «Семья глазами ребёнка (с использованием детских работ) Докладчик руководитель ИЗО
3. Викторина «Знаем ли мы права?». Докладчик воспитатель.
4. Проблемные ситуации в педагогической практике воспитателя (работа по группам)
5. Решение семинара.
Форма проведения:семинар – практикум

Участники: воспитатели, педагоги, представители органов Опеки и попечительства.
воспитатели, педагоги, представители органов Опеки и попечительства.
Оборудование: столы, листы для индивидуальной работы, мультмедийная установка.
столы, листы для индивидуальной работы, мультмедийная установка.
Демонстрационный материал:
высказывания мыслителей, философов:
 «Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть справедливым» (В. Гюго)«Все пути хороши, если только они ведут к справедливости» (А. Цвейг)
«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». (В. Гюго)
«Человек, уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира». (Д. Писарев)
«Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие – оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него». (Л.Н. Толстой)
«Свобода – это не только отсутствие внешних ограничений, но и наличие ограничений внутренних. В противном случае – это уже беспредел». (И. Шевелев)
Предварительная работа:
1.Подготовка презентации к семинару
2.Домашнее задание: по подгруппам педагогов подготовить педагогическую ситуацию по правовому воспитанию из практики.
3. Подготовка выступлений докладчиков.
4.Рисование детьми рисунков «Моя семья»
Используемая методическая литература:
1.Журнал «Воспитатель» №11-2012 год
2.Педсовет в ДОУ. Режим доступа: http://www.maaam.ru/detskijsad/pedsovet-pravovoe-vospitanie-v-dou.html
3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://50ds.ru/psiholog/6702-pravovoe-vospitanie-v-dou.html
4. Центр современных методик преподавания, Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dioo.ru/pravovoe-vospitanie/pravovoe-vospitanie-v-doshkolnyih-uchrezhdeniyah.html    


Ход:
— Добрый день, уважаемые коллеги! 

— Тема семинара: «Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей».
(Знакомство с повесткой)
I. Теоретический материал.
1.Педсовет хотим начать со слов В.А.Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,  - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат основанием, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания в Российской Федерации на всех ступенях образования. С каждым годом растёт количество детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации: увеличилось количество детей больных, оставшихся без попечительства родителей, детей социальных сирот. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила и нормы поведения в социальном окружении. Важная роль в этом процессе отводится системе образования, как одного из важнейших институтов социализации.
Право – совокупность общепринятых  правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, которые охраняются и регулируются государством.
правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, которые охраняются и регулируются государством.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность по развитию правового сознания, правовых норм поведения и правовой культуры личности.
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики Российского государства. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение, уважение и толерантное отношение к другим. Чувство собственного достоинства, самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
2. Блиц — опрос.
Ответьте на вопросы:
— Какие нормативно – правовые документы о правах ребенка Вы знаете?
— Какие права детей Вы знаете?
— Кто ответствен за охрану прав детей?
(комментарии к ответам)
Нормативно-правовые документы по правам ребёнка
· Всеобщей декларации прав человека (1949 год)
· Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН  (1959). · Конвенция ООН о правах ребенка (1989). · Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). · Федеральный закон от 24 июля <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»· Конституция Российской Федерации. · Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». · Семейный кодекс Российской Федерации. · Уголовный кодекс Российской Федерации. · Устав учреждения. · И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания. Историческая справка.
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Страна, подписывающая Конвенцию, принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля <metricconverter w:st=«on» productid=«1990 г»>1990 г.).
Основным правовым актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Основные права детей.
· Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

· Право жить и воспитываться в семье.
· Право на заботу со стороны родителей.· Право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).· Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни.· Право на общение с обоими родителями и другими родственниками. Реализация этого права может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет.· Право ребенка свободно выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).· Право на имя ребенок имеет с  момента своего рождения. Согласно ст.19 ГК каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.· Право ребенка на принадлежащее ему имущество. Ребенок является  собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.3. Выступление представителя КДН, органов защиты и попечительства муниципального образования «город Северобайкальск»
Выступление представителя КДН, органов защиты и попечительства муниципального образования «город Северобайкальск»
Выступление представителя КДН, органов защиты и попечительства муниципального образования «город Северобайкальск»
(Примерный текст выступления)
Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также оказывать помощь ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.
Выделяют группы наиболее распространённых видов нарушений прав детства:
· физическое притеснение и насилие;· морально-нравственные давления: унижения, неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;· игнорирование родителями жизненно важных потребностей ребёнка,· нарушение сексуальных норм в семейном кругу в общении с детьми.Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
· неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми;· неблагополучные семьи: злоупотребляющие алкоголем (наркоманией), малообеспеченные семьи;· супружеские конфликты;· низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;· умственные или физические недостатки (инклюзии) ребенка.В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. 
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
· Психическое и физическое развитие ребенка не соответствующее возрасту.· Неухоженность, неопрятность во внешнем виде.· Изменчивое и неконтролируемое поведение. · Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.· Жалобы на недомогание.· Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.· Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.· Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается насилию или жестокому обращению (в то, числе и сексуальному). Проявляющиеся в том или ином сочетании перечисленные признаки, а так же если родители в беседе о ребенке проявляют настороженность или безразличие, на обращение внимания педагога по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально, педагог должен обратить внимание и выяснить истинную причину данных отклонений. В данном случае педагогу следует завоевать доверие ребёнка, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения фиксировать в специальном дневнике – индивидуального сопровождения ребёнка. Необходимо посетить семью на дому, выяснить условия социально-бытовые условия жизни воспитанника, повести индивидуальную беседу с опекунами, близкими родственниками. 
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам: ваше предположение подтверждается (не подтверждается) или решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. В СМИ часто приводятся примеры жестокого обращения с детьми различного характера, и особую роль в профилактике детского насилия играют работники дошкольной организации, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. Главная проблема правовой защищённости не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи и принципы в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. 
4. Правовое воспитание в дошкольных образовательных организациях.
Многие дошкольные образовательные организации правовое воспитание выделяют как приоритетное направлений своей деятельности.
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в дошкольной организации рекомендуются следующие мероприятия:
•  разработка системы планирования;
•  обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;
•  подготовка дидактического материала;
•  определение содержания работы;
•  создание формы ее организации на уровне всех субъектов образовательного процесса.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку. Личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития, обеспечение чувства психологической защищенности,
индивидуализации обучения и воспитания (что прописано в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования) становится ключевой позицией в организации воспитательно-образовательного процесса.
С этой позиции необходимо строить свою деятельность с учётом:
— индивидуального подхода, т.е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями и потребностями;
— признание и принятие самоценности личности ребенка, умение «встать на его точку зрения»;
— осуществление деятельностного подхода и создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
— моделирование социальных ситуаций для применения нравственных норм поведения.
Работа педагога по реализации правового воспитания в дошкольной организации строится в двух направлениях: работа с родителями, работа с воспитанниками.
А) Организация работы с родителями:
· Формирование гуманного отношения к ребенку.· Формирование правовой культуры.· Обеспечение защиты прав ребёнка.5. Консультация педагога — психолога.
(примерное вступительное слово)
 Статья 3 «Конвенции о правах ребёнка» гласит «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». Статья 18: «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».
Ребёнок в семье должен получать  воспитание, любовь и заботу. О типах родительской любви и взаимоотношениях даст консультацию педагог — психолог. (выступление психолога)
воспитание, любовь и заботу. О типах родительской любви и взаимоотношениях даст консультацию педагог — психолог. (выступление психолога)
Совместную работу образовательной организации с родителями необходимо строить на основе следующих требований:
· единство требований со стороны родителей и педагогов;
· взаимодоверие между субъектами образовательного процесса (родителей и педагогов);
· оказание взаимопомощи со стороны родителей и педагогов в вопросах воспитания детей;
· повышение педагогической и правовой компетентности родителей;
· использование многообразие форм работы с семьёй;
· активная позиция родителей в жизни дошкольной организации;
· расширение полномочий общественно – государственного управления дошкольной организацией.

В работе с родителями следует использовать следующие информационно-просветительские методы и приёмы:
оформление правового уголка «Декларация о правах ребёнка»,  «Жестокое обращение с детьми»,
«Жестокое обращение с детьми»,
оформление информационных стендов,
оформление консультационно-информационных папок,
проведение тематических родительских собраний, консультаций для родителей «Понимаем ли мы своих детей»,
составление памяток для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы, по правовому воспитанию.


Б) Организация работы с детьми дошкольного возраста:
Задачи педагогов в организации данного направления работы дошкольного учреждения:
— формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, которые в дальнейшем применяются в жизни осознано;
— развивать доброжелательное и толерантное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам;
— предоставлять каждому ребёнка возможность почувствовать в свою значимость и успешность;
— создать условия для моделирования упражнений в конкретных и практических действиях по праву;
— создавать условия для формирования у ребенка положительного самоощущения;
— развивать коммуникативную компетентность и социальные навыки ребенка.
Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов:
— информационно-познавательного (владение знаниями),
— эмоционально-оценочного (эмоциональное оценивание с точки зрения морали),
— поведенческо-деятельностного (применение знаний на практике – в моделируемых социальных практиках).
Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются:
знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей (одногруппников, взрослых людей) с точки зрения норм права и оперирование правовыми знаниями в собственном поведении;
адекватная эмоциональная отзывчивость в созданных ситуациях на те или иные поступки сверстников и умение оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права;
развитие правового поведения в различных видах деятельности и умения соблюдать запреты и исполнять обязанности;
формирование качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности.
При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников.
Правовое воспитание, должно осуществляться на деятельностном подходе и основанное на включение ребенка в различные виды деятельности:
игровую;
продуктивную;
дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
игры-драматизации;
конкретные поступки и ситуации;
трудовую деятельность;
поисково-экспериментальную;
проблемную деятельность и т.д.
В процессе правового воспитания детей в дошкольной организации можно применять разнообразные организационные формы, технологии и методы работы.
5. Одним из направлений работы по правовому воспитанию является поликультурное воспитание.
 Правовое воспитание является частью, гранью более ёмкого понятия, которое появилось в последнее время в педагогике – поликультурное воспитание.Поликультурное воспитание является составным элементом мировоззрения человека, способ формирования толерантного отношения человека при общении с культурами разных народов, уважительного формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств.
При создании модели воспитательного процесса, следует определить, что поликультурное образование — это условие воспитания социокультурной толерантности. Именно поликультурное образование создает условия: 
для овладения детьми культурой своих предков и другого народа;
формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;
воспитания положительного отношения к культурным различиям, самореализации личности;
развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.


Практическая работа
1. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Как вы понимаете данные точки зрения (Осуждение высказываний философов).
«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».  (В. Гюго)
(В. Гюго)
«Человек, уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира». (Д. Писарев)
«Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие – оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него». (Л.Н. Толстой)

2.  Игра «Знатоки права».
За правильный ответ игрок получает фишку. У кого больше фишек – тот победитель.
Вопросы:
· Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка)· На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей)· Воспитание является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)· Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя)· Какие права были нарушены в ситуации: в поликлинике ребёнку отказали в приёме к врачу? (Право на жизнь)· С родителей требуют дополнительную оплату за проведение индивидуальных консультаций по вопросам обучения ребёнка в образовательной организации? (право на бесплатное образование)3. Какие права нарушены в предложенных сказках. Обоснуйте свой ответ.
(Работа в подгруппах. На обсуждение даётся 5 минут)).
1 группа – «Лисичка со скалочкой»,
2 группа — «Волк и семеро козлят»,
3 группа – «Дюймовочка»,
4 группа – «Морозко».

4. Решение проблемных ситуаций в педагогической практике воспитателя (работа по группам)
— Вам было задано домашнее задание: разработать педагогические ситуации по проблеме правового воспитания.
Работаем в группах. Сейчас вы обменяетесь текстами своих вариантов педагогических ситуаций из вашей практики. Вам дается время обсудить данные ситуации и после 5 минут дать решение. После обсуждения группа, которая разработала ситуацию, дает своё решение.

Решение семинара:
1. Совершенствовать работу по правовому воспитанию во всех возрастных группах: создание правовых уголков в группах старшего дошкольного возраста (старшие, подготовительные), систематическое обновление информационных уголков для родителей по правовому воспитанию. Отв. Педагоги. Постоянно.
2. Создать сборник педагогических ситуаций по материалам педагогического совета. Отв. Зам. заведующей по ВМР.  (июнь-август)
(июнь-август)
3. Разработать программу по правовому воспитанию в рамках образовательной программы ДОУ. Отв. зам. заведующей по ВМР.  (июнь — август)
(июнь — август)
4. Оформить картотеку дидактических игр по правовому воспитанию. Отв. Зам. зав. по ВМР. Сентябрь

Размещено в разделе: Дошкольное образование Методист
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос