В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа по метапредметному курсу "Русская тряпичная кукла"

Департамент образования Администрации мо г. Салехардhttp://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»


«Согласовано»

протокол № 4 от25.05.2013г.

заседания НМС

«Утверждено»

приказ № 200 от 02.09.2013г.

Председатель НМС

Директор школы

Сычёва Т.В.

Меха А.В.




Программа

по метапредметному курсу «Тряпичная народная кукла»

(1 час в неделю, итого – 8 часов)


Учитель: Василенко Оксана Павловна

Ступень: первая

Класс: 3 - 5

Срок реализации: 8 часов

Салехард

2014г



Пояснительная записка


Программа метапредметного учебного курса «Тряпичная народная кукла» имеет художественную направленность и рассчитана на срок обучения 8 часов для учащихся 3-5 классов.

Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания, связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.

Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре, посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков: наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

Актуальностьпрограммы, кроме вышесказанного, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.
Программа метапредметного учебного курса «Тряпичная народная кукла»предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.


Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности школьников, приходящих в объединение. Гибкость и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении младшим школьникам, имеющим задержку развития, проблемы со здоровьем и в тоже время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым обучающимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития.Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Практика показала универсальность программы: по ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети, имеющие нарушения в развитии. Им программа помогает в социальной адаптации.

Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:

происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;

постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;

вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии.

Цель программы – создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.

Задачи:

  • Социализирующие: личность обучающегося – (преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня)

  • Воспитывающие: формирование мировоззрения, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся.

  • Обучающие: знакомство с народными традициями, их месте в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества; обучение техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол, получение подготовки, позволяющей продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства.

  • Развивающие: развить склонности и способности детей к художественному творчеству, дать возможность реализовать свой творческий потенциал


Программа строится с учетом основных методических принципов:

  • Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).

  • Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка).

  • Наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

  • Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).

Формы и методы обучения

Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы.

По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, т.к. обучение начинается с самых азов, т.е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучение основных ручных швов и их применение в работе.

Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:

  • репродуктивная – после объяснения преподавателя повторить данное изделие;

  • творческая – самостоятельно изготовить изделие.


Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках.
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
- Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
- Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практический метод обучения:

  - Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол
- Пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.


Деятельностный подход в обучении реализуется через использование метода проектов – что связано с более глубоким изучением культурологического аспекта программы на этапе совершенствования мастерства. Используются информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (подготовка материалов к занятиям, компьютерные презентации и т.д.)

Используется технология коллективной деятельности и этнопедагогические методы образования:
- передающие знания традиций и обычаев народа (народные праздники, игры, фольклор);
- методы включения ребёнка в деятельность (игровую, обучение ремеслу);
- методы, регулирующие поведение (социализация личности посредством фольклора – развитие отношения к себе, труду, окружающим, искусству).


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Пройдя курс обучения, дети:

будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;

освоят основные техники выполнения народной куклы;

узнают и овладеют основными законами композиции изделий;

овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в костюм;

будут уметь выбирать нужную ткань для выполнения кукол.

Педагогический контроль.

Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.

Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества,

Критерии отбора работ:

  • аккуратность исполнения;

  • соблюдение технологии;

  • творческий подход к работе.

Однако следует оговориться, что контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.



















Учебно-тематический план


занятия



Тема занятия

К-во

часов

Содержание занятия

1

История народной куклы. Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги. Детские игровые куклы: «Пеленашка», «Кувадка», «Зайчик на пальчик»

1

История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.


2

Обрядовые домашние куклы. Изготовление куклы «На счастье»

1

Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление куклы на заданную тему.


3

Куклы-обереги. Изготовление куклы «Крупеничка»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


4

«Зимние» куклы. Изготовление куклы «Рождественский ангел»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


5

«Весенние» куклы. Изготовление куклы «Веснянка»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


6

«Летние» куклы. Изготовление куклы «Кубышка-травница»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


7

«Осенние» куклы. Изготовление куклы «Спиридон-Солнцеворот»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


8

Подведение итогов. Выставка творческих работ


1

Подведение итогов.

Оформление выставки.










Планируемые результатыосвоения обучающимися программы внеурочной деятельности



К концу курса обучающиеся должны

знать:


  • историю русской народной куклы

  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег)

  • куклы в праздничной символике

  • технологию изготовления кукол


уметь:


  • изготовить тряпичную куклу самостоятельно






Используемые интернет-источники


http://do.gendocs.ru/docs/index-106299.html

nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-dekorativno



Рекомендуемая литература


  1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.

  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

  3. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.

  4. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.

  6. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.

  7. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

  9. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.

  10. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.

  11. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru