В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Открыта запись на IT курсы. Подробнее

Конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ «Следствие ведут Почемучки и Потомучки».

Конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ «Следствие ведут Почемучки и Потомучки».

Краткое описание
Задачи:
- Развивать познавательный интерес детей, любознательность, используя элементы ТРИЗ технологии;
- Создавать условия для развития логического мышления детей;
- Воспитывать в детях нравственные качества личности через устное народное творчество на примере пословиц и поговорок.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
занятие на конкурс.docx Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 65» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

443112 г. Самара, поселок Управленческий, ул. Крайняя, дом 13 тел\факс 9502762 mdouds65@bk.ru



Международный конкурс – фестиваль педагогического мастерства

«Вдохновение. Лучший педагогический проект»

Номинация «Мир возможностей»







Конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ

«Следствие ведут Почемучки и Потомучки».

в подготовительной к школе группе для детей с ОНР







Алимова Наталья Александровна;

Воспитатель;

89879245343

natalimova@bk.ru

















Самара 2019г

Тема: «Следствие ведут Почемучки и Потомучки»

Интеграция: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес детей, любознательность, используя элементы ТРИЗ технологии;

- Создавать условия для развития логического мышления детей;

- Развивать связную, грамматически правильную, монологическую речь посредством составления рассказа;

- Развивать общение и взаимодействие детей и взрослых во время совместной деятельности;

- Воспитывать в детях нравственные качества личности через устное народное творчество на примере пословиц и поговорок.

Предварительная работа:

- составление рассказов, используя пиктограммы;

- кружковая работа «Ступеньки знаний»;

- игровые упражнения на основе РТВ, ТРИЗ.

Взаимодействие с родителями:

- составление рассказов по картинкам;

- развитие творческого мышления.





















Формыорганизациисовместнойдеятельности.

Детскаядеятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза «Ехал дед на возу…»

Игровая

Игровая ситуация «Мы почемучки и потомучки»; игры по ТРИЗ технологии: «Цепочка событий»; «Хорошо – плохо. Наоборот»; интерактивная игра «Пословицы в картинках».

Познавательно-исследовательская

Решение различных проблемных ситуаций, возникающих во время НОД.

Коммуникативная

Речевые проблемные ситуации во время проведения игр, ситуативные разговоры для заинтересованности детей в дальнейшей деятельности; составление рассказа по картинкам «Разбитая чашка» (используя пиктограммы).




Оборудование:

- телевизор, ноутбук;

- ряд сюжетных картинок для составления рассказа «Разбитая чашка», пиктограммы к рассказу;

- музыкальный центр, USB - носитель.























Ход НОД:

Организационный этап:

-Ребята, сегодня утром я услышала по радио такую пословицу: «Не хвались умом, торопись делом». Кто из вас может объяснить, что это обозначает?

-Нельзя хвастаться, что ты такой умный, лучше показать свой ум на деле. Сделать что - то полезное и хорошее. Нужно не хвастаться, а торопиться делать добрые дела.

- Очень хорошо. Давайте и мы с вами тоже сегодня будем совершать добрые дела. Мы сегодня познакомимся с двумя поговорками и сделаем доброе дело (как учит нас пословица).

Основной этап:

  1. Работа со смысловым содержанием пословиц.

- У русского народа много разных пословиц и поговорок. Пословицы учат нас уму-разуму. В них живет мудрость народа. «Не хвались умом, торопись делом» - это пословица. Она нас учит.

А поговорки – это принятые высказывания (слова), которые говорятся в определенных ситуациях (проговариваются, приговариваются). Например, ловит рыбку дедушка и приговаривает: «Ловись рыбка мала, и велика».

Проведем с вами расследование, в котором будем с вами Почемучками и Потомучками. Напомните мне, пожалуйста, кто такие Почемучки и Потомучки.(Ответы детей).

Итак, первая поговорка – «Что с воза упало, то пропало». Всем ли понятен её смысл? Что такое воз? (дети высказывают свои мнения).

- Воз – это то, что везет лошадь. (На экран телевизора выводится картинка с изображением груженого воза). Иногда лошадь перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадью. Давайте подумаем, что обозначает поговорка:«Что с воза упало, то пропало».

- Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что- то с возу упадёт, то оно так и останется лежать на дороге – пропадёт.

- Хорошо это или плохо.

- Плохо. Так можно всё растерять что везёшь.

- А вторая поговорка звучит так: «Баба свозу- кобыле легче». Кто такая баба?

- Жили – были дед да баба. Это бабушка. Жена деда.

- А кто такая кобыла?

- Это лошадь.

- Согласны ли вы с тем, что если баба с воза упадёт, то кобылке будет легче? Почему?

- Баба тяжелая. Кобыла и так везёт тяжелый воз. Ей станет легче, если баба с воза слезет.

Составление и решение противоречия

Ну что, Почемучки и Потомучки, давайте проведем расследование.

- Смотрите, что же получается. С одной стороны,«Баба с воза, кобыле будет легче», а с другой стороны «Что с воза упало, то пропало». Если баба упадет где-нибудь на кочке, то она может пропасть. Что же нам выбрать?

- Нужно, чтобы лошади было легко тяжелый воз тащить.

- Нет, нужно, чтобы баба не пропала, не потерялась. Деду без бабы будет плохо.

Получается противоречие. Нужно, чтобы и кобылке было не тяжело воз везти, и бабу потерять нельзя. Как быть? Что мы можем придумать?

- Дед может ехать медленно, а бабу попросить идти рядом с возом.

- Дед может сам слезть с воза и идти рядом, а бабушку посадить на своё место.

- Молодцы! А в жизни может встретиться такая ситуация, как вы думаете?

- Может. Например, у бабушки на даче. Или когда несёшь много чего-то тяжёлого.

- Теперь я знаю, что каждый из вас в такой ситуации сможет придумать, как поступить.

Динамическая пауза:

Педагог повторяет с детьми причинно- следственную цепочку событий по разобранным поговоркам, сопровождая движениями.

-Ехал дед на возу. Ехал медленно. Почему?

- Воз был тяжелый.

- Воз тяжелый почему?

- На нём мешки и баба.

- Дорога была не ровная и воз на кочке

- Подпрыгнул.

- И от этого мешки да баба

- Свалились.

- И всем стало грустно…

- Но мы грустить не будем, продолжим совершать добрые поступки.

2) Восстановление причинно-следственных связей. Работа с сюжетными картинками и пиктограммами.

На экран телевизора выводится ряд сюжетных картинок в любой последовательности.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Подумайте, в каком порядке их нужно расположить, чтобы у нас получился рассказ?

(Дети рассматривают картинки).

- Кто будут герои рассказа?

- Мама, мальчик и собачка.

С какой картинки нужно начать наш рассказ? Почему?

- Перед вами на столах лежат карточки с пиктограммами, которые соответствуют картинкам. Попробуйте самостоятельно выложить пиктограммы в правильной последовательности, а затем мы расставим и картинки в соответствии с рассказом.

( Дети расставляют пиктограммы в нужной последовательности, объясняя почему, а затем педагог выводит на экран картинки в соответствии с рассказом).

- Какие имена можно дать мальчику и собаке?

- Давайте вместе составим рассказ, обращая внимание на последовательность всех событий.

(Один – два человека рассказывают по картинкам составленный рассказ вслух.)

- Как вы думаете, правильно ли поступила мама?

- Нет.

- Почему?

- Нельзя выгонять домашних животных на улицу.

- А как она могла наказать собачку?

- Поругать, не дать вкусную косточку.

- А хорошо ли поступил мальчик?

- В начале рассказа плохо – он предал своего друга. А потом хорошо – он сознался маме.

- Давайте попробуем провести расследование и рассказать нашу историю с конца, начав с последней картинки. Следствие ведут Почемучки и Потомучки.

- Почему мальчик признался маме в своём поступке?

- Ему стало стыдно.

- А почему ему стало стыдно?

- Он смотрел, как собачка сидит возле окна и мерзнет.

- Почему собачка сидела возле окна и мерзла?

- Её не пускали в дом. Дверь была заперта.

- Почему её не пускали?

- Мама собаку наказала и выгнала во двор.

- Почему мама наказала собаку?

- Потому, что мальчик сказал не правду.

- А почему он так сказал?

- Испугался, что мама будет его ругать. Чашку – то разбил он.

Заключительный этап:

- Ребята, а ведь рассказ получился поучительный. Чему он нас научил?

- Нужно говорить правду, из-за лжи, может кто-то пострадать.

- А ведь пословицы тоже нас учат уму-разуму. Я назову вам несколько пословиц, а вы подумайте, какая из них может послужить названием нашего рассказа.

Дети выбирают из трёх предложенных пословицу: « Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

- Давайте с вами поиграем в игру «Пословицы в картинках».

(Интерактивная игра)

-Получается, что пословицы можно и нарисовать. Тогда давайте создадим книжку, в которую мы нарисуем пословицы и поговорки, с которыми мы познакомились и ещё познакомимся в детском саду и дома. Ведь они учат нас уму – разуму.



































Обсуждение материала
Сергей Колодин
24.04.2019 20:46
Наталья Александровна,
прошу Вас перенести материал в раздел конкурсных работ. Сделать это Вы сможете при помощи кнопки Редактировать в блоке "Информация для автора".

С уважением, С.А. Колодин.
Наталья Алимова
4.05.2019 11:03
Я размещала материал на конкурс, а он так и остался в библиотеке..
Наталья Алимова
16.05.2019 18:12
Добрый вечер! Почему работа долго находится на проверке?
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос