В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Финикийские Мореплаватели

Файл прикреплен к материалу: Финикийские Мореплаватели
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Технологическая карта урока




Предмет:

история

Класс:

5

Тип урока:

комбинированный

Ф.И.О.

Бондаренко О.В.

Тема

Финикийские мореплаватели

Цель

Знакомство учащихся с географическим положением и природой Финикии, особенностями хозяйства и культуры Финикии



Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитывающие:

Формирование у учащихся представления о географическом положении, природе, хозяйстве, культуре Финикии. Знакомство с понятиями: колония, алфавит


Развитие коммуникативных умений, навыков самостоятельной работы, навыков установления причинно-следственных связей и формулирования выводов.

Воспитание уважительного и бережного отношения к истории и культуре народов мира.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Организационный момент. Актуализация знаний

1) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Вводное слово учителя.

2) Учащимся предлагается провести повторение по изученной теме «Древнее Двуречье»: прочесть текст, найти в нем ошибки и исправить их (см. приложение).

1) Подготовка к работе на уроке.

2) Изучают текст, находят и исправляют ошибки, корректируют и дополняют ответы друг друга.

Повторение и закрепление знаний о географическом положении, природе, социальной структуре, хозяйстве, культуре Древнего Двуречья

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознание вклада государств Древнего Двуречья в мировую культуру.

Познавательные: развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные: развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Постановка учебных задач

1) Одному из учащихся предлагается прочесть «Письмо фараона» для класса (см. приложение)

2) После прочтения «письма» учащимся задаются вопросы:

- о какой древней стране просит разузнать египетский фараон?

- почему он так интересуется этой страной?

- что конкретно просит фараон рассказать об этой стране?

3) По результатам обсуждения учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель и задачи урока

1) Слушают текст «Письма фараона»

2) Отвечают на предложенные вопросы

3) Формулируют цель и задачи урока

Формирование базовых представлений о Финикии, формирование мотивации к изучению истории Финикии

Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Познавательные: развитие навыков работы с различными источниками информации, умения формулировать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные: развитие умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

1) Учащимся предлагается в ходе работы с исторической картой сформулировать особенности географического положения Финикии; выявить отличия географического положения Финикии от географического положения Древнего Египта и Древнего Двуречья

2) Учащимся предлагается поработать с таблицей «Природа Финикии и основные занятия ее жителей»: работая в парах выдвинуть предположения о занятиях финикийцев, на основе информации об особенностях природы (см. приложение)

3) Учащимся предлагается в ходе работы с картой назвать основные направления плаваний финикийцев, перечислить крупнейшие колонии, самостоятельно сформулировать определение понятия «колония»

4) Учащимся предлагается разыграть сценку о похищении финикийцами ребенка (см. приложение). После просмотра сценки учащимся задаются вопросы:

- о каком еще занятии финикийцев вы узнали из сценки?

- каково ваше отношение к этому занятию? Почему?

5) Учащимся предлагается работа по рядам: 1 ряд получает текст «Легенды о Мелькарте и Тиро», 2 ряд – текст «Геродот о финикийцах», 3 ряд – изображения с символами, которые использовали финикийцы для письма (см. приложения). На основе работы с источниками каждый ряд должен доказать или опровергнуть один из «слухов», которые упоминались в «Письме фараона». По итогам работы учащимся предлагается перечислить наиболее значимые достижения финикийцев

1) Называют и записывают особенности географического положения Финикии, обсуждают отличия географического положения Финикии от географического положения Египта и Двуречья (гораздо меньше, большую часть занимают Ливанские горы, нет крупных рек)

2) Работают с таблицей «Природа Финикии и основные занятия ее жителей», обсуждают результаты работы. Записывают основные занятия финикийцев (мореплавание, торговля, ремесло)

2) Работают с картой, определяют основные направления плаваний финикийцев, перечисляют крупнейшие колонии. Совместно с учителем формулируют и записывают определение понятия «колония»

4) Четыре учащихся разыгрывают предложенную сценку. Другие учащиеся после просмотра сценки отвечают на вопросы учителя

5) Работают с историческими источниками. В ходе обсуждения делают вывод о достоверности всех слухов, упомянутых в «Письме фараона». По результатам работы называют и записывают основные достижения финикийцев (научились изготавливать пурпурную краску, впервые обогнули Африку по морю, создали первый алфавит)

Получение представлений о географическом положении Финикии, хозяйстве, образе жизни, культуре финикийцев. Усвоение ключевых понятий по теме.

Формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности; осознание вклада Финикии в мировую культуру

Познавательные: развитие навыков работы с различными видами исторических источников, умения формулировать выводы на основе полученной информации, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Первичное закрепление

1) Учащимся предлагается написать ответное «письмо фараону», используя полученные знания.

2) Пишут ответное «письмо фараону» используя полученные знания. Работы сдаются на проверку

Закрепление знаний о природно-климатических условиях Финикии, хозяйстве, образе жизни, культуре финикийцев

Формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, уважения к истории и культуре народов мира; осознание вклада Финикии в мировую культуру.

Познавательные: развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; развитие творческих способностей

Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Рефлексия

1) Учащимся предлагается оценить результаты работы на уроке, исходя из поставленных целей

2) Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать вопросы о жизни финикийцев, не рассмотренные на уроке

2) На основе сформулированных вопросов учащиеся получают индивидуальные домашние задания (по желанию): с привлечением дополнительных источников информации самостоятельно подготовить сообщения о религии и искусстве Финикии

3) Учащимся предлагается самостоятельно оценить результаты работы на уроке в ходе устного обсуждения («мы узнали…», «нам понравилось…», «нам не понравилось…»)

4) Выставление оценок за работу на уроке

1) Делают выводы о проделанной работе на основе поставленных в начале урока целей

2) Записывают индивидуальные задания

3) Оценивают и обсуждают результаты учебного занятия

-

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Домашнее задание

  1. п. 15 читать, вопросы (устно), записи в тетради учить

  2. индивидуальные задания



Приложения


Задание для повторения темы «Древний Египет» (текст с ошибками)

К югу от Египта, между реками Тигр и Нил, расположена чудесная страна – Двуречье, или, как называли её греки – Месопотамия. Дорийцы, загадочный древний народ, создали здесь свои первые государства. Произошло это около 2 тысяч лет назад. Большую часть Двуречья занимают высокие горы и густые леса, поэтому большинство зданий дорийцы строили из белого камня и дерева. Большой интерес представляют для историков руины крупнейших древних городов дорийцев – Урука и Мемфиса. Интересна религия жителей Двуречья: здесь впервые появилась вера в единого бога, которого называли Эа. В честь него сооружались огромные статуи – зиккураты. Также как и в Египте, здесь существовала письменность: дорийцы выдавливали на сырой глине клинообразные чёрточки, каждая из которых обозначала отдельный гласный звук. Такая письменность получила название клинопись.




«Письмо фараона»

Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть  поля   ваши   дают  обильные   урожаи и  пусть  головы   ваши

наполняются  знаниями.   Я,  царь  Верхнего   и Нижнего  Египта,   наслышан,  что  есть  такое государство — Финикия. Многие разности и диковины делают ее умельцы. Говорят, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат. Говорят, что придумали они, как быстро записать то, что хранится в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна? Правдивы ли все эти рассказы о странных одеждах и загадочных письменах? Чем занимаются её свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели?

Подробно нужно мне знать обо всём. Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псамметих 2.




Таблица "Природа Финикии и основные занятия ее жителей"

Особенности природы Финикии

Занятия жителей

1) Расположена на морском побережье


2) Гористая местность, недостаток плодородных почв, нехватка места для пастбищ


3) Большая часть страны покрыта лесами





Сценка о похищении финикийцами ребенка

На сцене купец и мальчик

Купец: Ах, кого я вижу, какой славный мальчик. Угощайся лепешкой с медом. Ты так силён и ловок. Давай я подарю тебе свой пояс и кинжал.  Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое – что поинтересней. Хочешь получить подарок?

Мальчик: Очень хочу! А что за подарок?

Купец: Давай поднимемся ко мне на корабль. Соглашайся.

Мальчик: Я согласен!

Купец и мальчик уходят (садятся на свои места)

Появляется мать мальчиков и прохожий

Мать: Вы не видели здесь маленького мальчика? Его нет дома уже очень долго.

Прохожий: Какие-то ребята сели на корабль с купцом, и корабль отчалил из страны. Вон, он вдали в море, наверно повезли детей в рабство.

Мать: Горе мне, горе. Не увижу больше своего сына!




Легенда о Мелькарте и Тиро

Жил-был на берегу моря мельник. Однажды увидел он удивительную картину: огромного мужчину в львиной шкуре, большую собаку и красивую женщину в белом хитоне. Мельник понял, что это бог Мелькарт и нимфа Тиро.

Мельник испугался, что его увидят, и спрятался. Тем временем Мелькарт и Тиро мирно беседовали друг с другом, а пёс бродил по берегу моря. Вдруг пёс заметил что-то на земле и схватил свою добычу, раздался хруст – завывая, пёс стал кататься по земле. Бог Мелькарт поспешил на помощь, он раскрыл псу пасть и увидел, что она кроваво-красная. Но это была не кровь. Тиро совсем не испугалась и сказала, что хотела бы иметь одежду такого же красивого цвета.

Мелькарт собрал что-то с земли и велел Тиро снять с себя одежду. Если человек посмотрит на обнажённую нимфу, то превратиться в камень. Конечно же мельник знал об этом, поэтому он крепко зажмурил глаза. Когда мельник открыл глаза Мелькарт и Тиро были уже далеко. На нимфе был прекрасный хитон цвета заката (пурпурный, то есть лилово-красный цвет).

Мельник увидел на берегу раздавленные раковины морских моллюсков и понял, что из них можно добыть необычную краску. Он решил немедленно взяться за дело: набрал на берегу раковин, принёс на мельницу и смолол. Затем взял одежду и выкрасил её в пурпурный цвет. Вся деревня сбежалась посмотреть на результат работы мельника. Вот так мельник научился делать краску из раковин.


Геродот о финикийцах

...Ливия же (Ливией Геродот называет Африку), по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет, Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю: затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам, во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.

     Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем.

Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию…












Финикийский алфавит

C:\Users\Kirill\Desktop\Schoolwork\Учитель школы 2016\Открытый урок Финикийские мореплаватели\раздаточный\буквы.jpg


Список использованной литературы и Интернет-источников:

  1. Вигасин А.А,, Годер Г.И. , Свенцицкая И.С. «История Древнего мира». 5 класс. Учебник - М.: «Просвещение», 2015 г.

  2. Геродот о финикийцах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.org/8-30921.html

  3. История Древнего мира. Школьная энциклопедия. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г.

  4. Использование технологии "Сторителлинг" на уроках истории в современной школе [электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29901655

  5. Легенда о пурпурной краске [электронный ресурс]. Режим доступа: http://gorojanka.com/index.php?option=com_content&view=article&id=651%3Alegenda-o-purpurnoy-kraske&catid=59%3Ainteres&Itemid=2

  6. Финикийское письмо [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров