В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Малая родина – станица Нехаевская»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Малая родина – станица Нехаевская»

Ирина Карпова
Тип материала: Урок
просмотров: 1358
Краткое описание
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Малая родина – станица Нехаевская» предназначен для освоения воспитанниками подготовительной к школе группы материала о своей малой родине, природе Нехаевского района, достопримечательностей и социальных объектов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект НОД.docx Скачать

логотип.gif












Конспект непосредственной образовательной деятельности

по теме: «Малая родина – станица Нехаевская»

(подготовительная к школе группа)










Составили:

воспитатель первой

квалификационной категории

Толстопятова В.Г.,

старший воспитатель

первой квалификационной категории

Карпова Ирина Александровна,

МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»

ст.Нехаевская, Волгоградская обл.












Нехаевская, 2018 г.

Пояснительная записка

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с социальным миром)

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

Возраст детей: 5 – 7 лет

Формы занятия (НОД): беседа, отгадывание загадок, чтение, обсуждение, игра под музыку, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, динамическая пауза.

Формы организации: группа

Задачи:

1.Обогащать и углублять знания детей о Малой Родине – станице Нехаевской, о жизни и быте казаков в прошлом и настоящем; формировать представления детей о казачьей одежде, жилье и посуде. Закреплять знания детей улиц родной станицы, социальных объектов.

2. Развивать познавательный интерес к истории родного края, казачеству.

3. Воспитывать любовь и чувство гордости к Малой Родине.

Словарь новых слов: курень, хата, рушник, атаман, вечерить, чирики, надысь, крынка, уборный, узвар, рели, холявки, балясины, горница.

Предварительная работа: беседа с детьми и родителями, что они знают о своём родном крае, какие места посещают с детьми. Чтение художественных произведений: «Родное» М. Исаковского, «Родина» Е. Трутневой, «Наше Отечество» К.Д.Ушинского, «Поклон родному краю» Ю. Кузнецова, экскурсия в районный музей, участие в выставке «Станица детства моих родителей», создание альбома «Малая Родина», рассматривание фотографий и иллюстраций, слушание музыкальных композиций.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, макет «солнечного» диска с лучами, цветные карандаши по количеству детей, шаблоны казачьих костюмов по количеству детей, рушник, глобус, карта РФ, музыкальный центр.

План проведения непосредственно образовательной деятельности

1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.

Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день, солнышко, словно нам улыбается. Давайте поприветствуем друг друга.

Игра – приветствие

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй матушка – земля.

Здравствуйте мои друзья!


Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, о чём у нас сегодня пойдёт речь.

Люблю поле и берёзки,

И скамейку под окном,

Заскучаю – вытру слёзки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить.

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

Это……………..друзья! (Родина)


Воспитатель. Вы справились, мы с Вами поговорим о Родине.


Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня на столе? (глобус). Правильно. Это глобус. На глобусе расположены страны мира. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Правильно. Россия. Россия – это наша большая Родина. (Воспитатель показывает территорию России на глобусе.) Она огромна, в ней много морей, озёр, рек, она богата растительным и животным миром, славится городами и сёлами. У каждого человека есть ещё и Малая Родина. Как Вы понимаете, что такое Малая Родина? (Это место, где мы родились, наш дом, наш край, наша станица, в которой мы живём.) Как называется наш район, наша родная станица? (Нехаевский район, станица Нехаевская. Воспитатель показывает Нехаевский район на карте ). Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша Россия, и какое маленькое место в ней занимает наш район, наша станица. Поэтому как еще мы можем назвать нашу станицу? (Малая Родина). Как называют людей, которые здесь живут? (Нехаевцы.) А, ещё вспомните как? (Казаками.)

Воспитатель: Послушайте, как о Малой Родине говорят поэты:

Малая Родина -

Островок земли.

Под кустом смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая Родина,

Малая моя!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось, как поэт отзывается о своей Малой Родине? (Да). Какими словами он называет Родину? (Островок земли; Ласковая; Малая).

Воспитатель: Давайте и мы с вами скажем красивые слова о нашей с вами Малой Родине. Каждое ваше слово, как лучик, будем прикреплять к солнышку. ( Дети называют слова, воспитатель размещает лучи вокруг «солнечного» диска).

Воспитатель: Да, дети, Малая Родина – это место, где мы родились и живём. Это наша семья, дом, улица, наш детский сад, село, станица, места, где мы с вами начали познавать и познаём окружающий мир. Это маленький кусочек нашей огромной страны. Ребята, вам нравится наша станица, вы любите свою Малую Родину?

Воспитатель: Любить – это значит знать свою станицу. Давайте расскажем, что мы уже знаем о нашей станице.

- Назовите улицы, на которых вы проживаете.

- Как называется центральная улица нашей станицы (улица Ленина)

- На какой улице расположен наш детский сад? ( Наш детский сад находится на улице Мира.)

- Названия каких улиц вы еще знаете?

- Ребята, вы назвали улицу Алексея Журавлёва, а кто такой Алексей Журавлёв? (Алексей Журавлёв – герой России, наш земляк, и в его честь названа одна из улиц нашей станицы.)

- А вы знаете такое название улицы Казачий проезд? У нас есть такая улица в станице. Как вы думаете, почему так назвали улицу? (в нашем краю жили и живут казаки)

- А что еще в нашей станице связано с казачеством? (ансамбли песни и пляски «Казачий круг» и «Чобор», памятник Деду Нехаю, районный краеведческий музей.)

Открытие нового знания или умения.

Воспитатель: Как вы думаете, наша станица всегда была такой большой, современной? Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как жили раньше казаки, в том числе и нашей станицы. Отправиться я вам предлагаю пешком. Как вы думаете, почему? (В старину у людей не было машин, они ездили на лошадях и ходили много пешком.)

Динамическая пауза.

Утром рано мы встаём,

Поднять руки вверх и опустить через стороны

Станицу видим за окном

Показать руками в сторону окон.)

Она проснулась и живёт,

Руки на поясе, пружинка в обе стороны

Нас на улицу зовёт

Ходьба на месте.

Мы живём, мы растём,

Подняться на носки, поднять руки вверх

В нашей станице родной!

помахать и занять исходное положение.


Воспитатель: Занимайте свои места, смотрите и слушайте внимательно.


Презентация « Казачий край»

Демонстрируется маленький казачий хутор с хатками, пыльной дорогой и более позднее жильё казаков – курень, уточняется его строение и название этажей и балкона и их применение. Далее идёт внутреннее убранство избы, отмечается печь, красный угол, утварь и казачья одежда, описывается быт и занятия казаков и казачек. Отмечены памятники казакам и основателю станицы Нехаевской, по одной из версий, «Деду Нехаю».

Воспитатель:

- Ребята, что Вы, можете сказать о прошлом нашей станицы? (Люди жили в маленьких домах из глины, не было асфальта)

- Как называются дома у казаков? (хата, курень)

- Отличалась одежда казаков о нашей современной? ( У людей была другая одежда, они носили длинные юбки, брюки ,заправленные в сапоги и лапти. Девочки заплетали косы, женщины носили платки).

- Что вы запомнили о посуде казаков? (Мало было стеклянной посуды, в основном глиняная.)

- Какие старинные названия предметов быта вы запомнили? (рушник, чирики, крынка, узвар, рели, холявки, балясины, горница)

- Чем занимались люди раньше? ( Люди разводили овец, коз, коров. Держали много птицы. Косили косами сено и жали вручную хлеб. Все ездили на лошадях. Мужчины в основном воевали, были на военной службе. Дети играли камешками, соломенными куклами.)

- Ребята, как Вы думаете, легко ли жилось раньше людям? Почему вы так думаете?

Воспитатель: Да, ребята, трудно жилось людям раньше, поэтому человек всегда стремится к лучшему, много работает и постоянно что-то изобретает. А, про свою Родину говорит: - «Родина любимая – мать родная». Как Вы, понимаете смысл этой пословицы?

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Забытые слова». Выходите, становитесь в круг. Под музыку притопывая, идём по кругу. Как только музыка закончилась, мы останавливаемся. Я накидываю рушник на того, кто оказался напротив меня. Он говорит: «Слово ты говори». Я отвечаю: «По-казачьи повтори». (Командир-атаман, ужинать - вечерить, балкон - балясины, волосы-виски, качели-рели, нарядный - уборный, резинки носков - холявки, на днях - надысь, полотенец -рушник, дом-хата, обувь - чирики, кувшин- крынка, комната-горница, компот-узвар.)

Воспитатель: Ребята, давайте для наших бумажных кукол разукрасим казачьи костюмы. Занимайте свои места, выбирайте шаблоны, вспомните казачью одежду, обсудите детали. Приступая к работе, соблюдайте правила работы с цветными карандашами, не забывайте, что от силы нажима на карандаш, зависит цвет и его оттенок. Следите за осанкой.

Итог непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:

- В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и дерево погибнет.» Так и народ незнающий своей истории и культуры обречён на вымирание и, в конечном счёте, на исчезновение с лица земли.

- Мы беседовали о нашей Малой Родине – станице Нехаевской. Почему надо беречь и любить Родину?

- Для чего Вам надо знать о своей Родине? Важно ли то, что вы сегодня узнали?

- Сегодня мы с вами познакомились с жизнью и бытом казаков. Что нового для себя узнали и что бы хотели ещё узнать?

- Какие новые слова вы сегодня узнали и запомнили? Что они обозначают?

- Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней встрече ?

- Спасибо, мне было приятно с вами работать.


Используемая литература:

1. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-192 с.

Ветохина А.Я. З.С. Дмитренко, 2009 ООО ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

2. Что было до… . Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.-2-е изд., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с. (Ребёнок в мире поиска).

ООО «ТЦ Сфера», 2010 Дыбина О.В. 2010

3. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с (Серия «Вместе с детьми».)

ООО «ТЦ Сфера»,2005

4. Моя Родина-Волгоград . Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Л.В.Лосева, М.В. Корепанова, А.М. Яценко, Волгоград,2002

5. Берёзовая карусель. Русские народные детские игры и хороводы.

Г.Науменко, Издательство «Детская литература», 1980 г.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос