В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Пособие по развитию речи SpeakBox. Методические рекомендации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»


Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054

Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru

ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001




Международный конкурс – фестиваль педагогического мастерства

«Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»




Номинация

Научно – практическая конференция для педагогов: инновации в образовании.



Тема работы

Пособие по развитию речи SpeakBox

Методические рекомендации






Автор: Павлова Екатерина Владимировна

должность учитель

преподаваемый предмет устная речь, письмо,

грамота, чтение, живой мир,

естествознание, логопедия

телефон 8-916-983-34-49

адрес электронной почты evpavlova13@gmail.ru













город Москва

2018 г.

C:\Users\ASUS\Downloads\113c1d31-6283-4537-9425-89ad51bf2816.jpg


Предлагаем Вашему вниманию пособие по развитию речи «SpeakBox».

Что такое SpeakBox?

Пособие SpeakBox, включает задания по развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев; формированию слухового внимания, фонематического слуха и темпо-ритмической стороны речи. Кроме того в ходе совместного выполнения различных заданий будет происходить развитие слоговой структуры слова, временно-пространственных представлений и обогащение словарного запаса ребенка.

Регулярные занятия в игровой форме со SpeakBox помогут стимулировать развитие речи ребенка, подготовить органы артикуляции к правильному звукопроизношению.


На какой возраст рассчитано пособие?

Данное пособие SpeakBox подходит как для малышей раннего возраста, так и для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Занятия по SpeakBox разделены по уровню сложности в зависимости от возраста вашего ребенка. Не все предложенные задания он сможет выполнить сразу, а только после ряда тренировок.

Основное условие успешности проводимой работы – в ее регулярности, чтобы полученные у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Однако помните, что каждый ребенок индивидуален, и предлагайте ему упражнения, которые он хочет и может выполнить в данный момент. Поэтому заниматься с нашим пособием нудно до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.


Разделы пособия SpeakBox:

  • материал для проведения оригинальной и «вкусной» артикуляционной гимнастики;

  • приспособления для выполнения дыхательных упражнений;

  • игровые пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.



Основные правила:

  1. Не разрешайте ребенку играть одному с коробкой. Упражнения проводятся в присутствии взрослого.

  2. Никогда не заставляйте ребенка выполнять данные упражнения. Ваши занятия - это игра! Только доброжелательная обстановка и положительный эмоциональный настрой позволят достигнуть желаемого результата.

  3. Занятия с коробкой SpeakBox проводятся ежедневно. Продолжительность проведения упражнений зависит от возраста и степени утомляемости ребенка.

  4. Подбадривайте малыша, даже если у него что-то не получается, и обязательно отмечайте его успехи.

  5. При проведении «вкусной» артикуляционной гимнастики необходимо учитывать индивидуальную непереносимость тех или иных пищевых продуктов, которые могут вызвать у ребенка аллергию.

  6. Используйте любые противоаллергенные сладости и вкусности, которые есть дома, главное, чтобы у ребенка не было аллергии.

Привлекайте к выполнению упражнений сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы малыш был активно заинтересован происходящим, и он с увлечением будет повторять за Вами.

Желаем удачи!



Начнем

Попросите ребенка самостоятельно открыть «волшебную» коробку.


Задания для малышей от 1 года до 3 лет


  1. Упражнения на укрепление мышц губ:

Вам понадобятся макароны (1), мармелад (2), соломка (3), хлебная палочка (4), сушка (5), палочка корицы (7), спагетти (8).

  • Интересно, что в коробке? – «Ааааа» (открываем рот как можно шире), «Мммм» (смыкаем губы). Сколько всего интересного! – «Ах!», «Ох!».


  • Улыбаемся (произносим долго звук «И») и радуемся такой замечательной коробочке.

  • Вытягиваем губки трубочкой и целуем маму, как будто произносим долго звук «У».

  • Удерживаем губами (не зубами!) макаронину/ мармеладку-червячка/соломку/хлебную палочку/сушку в центре/в уголках губ.

http://www.velvet.by/files/userfiles/14762/naiajovov7e.jpg


  • Пытаемся удержать палочку корицы/соломку/хлебную палочку/спагетти под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.

http://www.velvet.by/files/userfiles/14762/hqe8qenkwna_0.jpg

  • «Поросенок обнюхивает воздух»: вытягиваем губы и двигаем ими в разные стороны, потом по кругу.


  • «Накажем непослушные губки» Покусываем губы (нижнюю и верхнюю) зубами, делаем почесывающие движения губ.


  1. Упражнения на укрепление мышц языка:

Вам понадобятся мармеладка (2), хлебная палочка (4), сушка (5), конфета на палочке (9), белые контейнеры для сыпучих веществ.

  • «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

https://i.ytimg.com/vi/tmhXdHosdkU/maxresdefault.jpg

  • «Прячем» язык под верхнюю/нижнюю губу.


  • Облизываем язычком губы круговыми движениями (следим, чтобы голова при этом не крутилась).

  • «Пошлепай губками»: стучим по язычку мармеладкой/конфеткой на палочке, чтобы ушло напряжение и язык стал широким.

  • Широким языком, как лопатой, облизываем конфету на палочке/сушку/верхнюю губу и прячем язык вглубь рта.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0039/0000c388-499d63fd/hello_html_383227af.jpg

  • Тянемся до хлебной палочки/конфетки на палочке/мармеладки узким язычком, передвигая ее вверх/вниз/вперед/влево/вправо.

http://www.velvet.by/files/userfiles/14762/ur6flrzkncm.jpg


  • Открываем рот и показываем язычок, дотрагиваемся до мармеладки/конфеты/ хлебной палочки/сушки затем снова его прячем.

На заметку: на занятиях также можно использовать ягоды, кусочки сухих и свежих фруктов, цукаты, готовые завтраки, курагу на шпажке, посыпку, варенье, джем, мармелад и другое.


  1. Упражнения на развитие воздушной струи:

Вам понадобятся палочка корицы (7), свечи (13), кофейные зерна (14), перья (16), вата (20), коктейльные трубочки (17), диск-вертушка (19).

На заметку: воздух вдыхается коротко через нос, при этом плечи не поднимаются, а выдыхается воздух медленно через рот, не надувая щек.

  • Нюхаем свечи, вдыхаем аромат кофейных зерен, палочки корицы, восхищаемся и на выдохе говорим: «Ах!», «Ох!», «Ух!»; угадываем запахи, называем цвет.

  • Дуем на цветные перья/вату, выложенные на столе/ладони, как холодный зимний ветер; отгадываем, до какой части лица/тела дотронулось перышко.

  • Зажигаем, а потом задуваем свечу, дуем длительно/коротко.

  • «Дровосек»: складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух».

  • «Волшебник»: взмахиваем руками с палочкой корицы или коктейльной трубочкой и задерживаем их наверху, потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

  • Изготавливаем дерево (с одной стороны коктейльной трубочки прикрепляем с помощью скотча зеленую травку), дуем на листочки.

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/03/6Nestandartnoe-fizkulturnoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami-%C2%ABDorozhka-zdorovja%C2%BB-%C2%ABMassazhnye-kovriki%C2%BB-%C2%ABSkakalka%C2%BB-%C2%ABSultanchiki%C2%BB-%C2%ABSledochki%C2%BB.jpg

  • «Вертушка»: дуем на колечко с вертящимся диском.


  1. Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Вам понадобятся спагетти (8), кофейные зерна (14), фасоль (15), зеленая травка, массажный шарик Су-Джок, массажный резиновый мячик (11), волчок (21), стаканчик с шариком (22).

  • Насыпаем кофейные зерна/фасоль на ладошку, затем кладем на пальчики и называем их (указательный, безымянный и др.).

  • Высыпаем на дно коробки кофейные зерна/фасоль, сверху кладем зеленую травку – пытаемся достать «жучков» пальчиками одной, потом другой руки, двумя руками одновременно.

  • Выкладываем кофейные зерна/фасоль узорами (цветок, дом, ступеньки); делаем дорожки из спагетти и возим вдоль них машины-фасолины, создавая вибрацию губ. 

http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/92/91134/91134_html_m5c789293.png

  • «Кнопки»: шагаем пальчиками по кофейным зернам/фасоли и произносим гласные звуки (А, О, У, И, Ы); на каждый шаг выполняем представленные выше упражнения губками или языком.

  • Ломаем спагетти и проговариваем: «Я буду ломать, я ломаю, я сломал, уже сломаны». Выкладываем геометрические фигуры из спагетти, считаем, сравниваем по размеру, длине.

  • Делаем массаж ладошек резиновым мячиком или шариком Су-Джок,с помощью пружинки, находящейся внутри шарика, и надеваем на каждый пальчик, массируя его. Называем размер, цвет, материал каждого их них.

  • Учимся крутить волчок, наблюдаем за ним. Дополнительно выполняем круговые движения язычком во рту или по губам.


  1. Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Вам понадобятся коктейльные трубочки (17), белые контейнеры.

  • «Волшебная палочка». Дайте ребенку в руки коктейльную палочку и попросите постучать по разнофактурным предметам (картонной коробке, белому контейнеру, столу). Запомните каждый услышанный звук. После этого малыш закрывает глаза и угадывает эти звуки, воспроизводимые взрослым.


Задания для детей от 3 лет

(занятие начинается с упражнений первой сложности

для детей от1 года до 3 лет)

на заметку:

  1. Очень хорошо, если ребенок будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц артикуляционного аппарата и лучше понимать, что от него требуется.

  2. Во время игры проговаривайте названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, щеки).


  1. Упражнения на укрепление мышц губ:

Вам понадобятся хлебная палочка (4), крекер рыбки (6), тарелка.

  • Представляем, что вокруг стало жарко - открываем рот как можно шире, смыкаем губы – стало холодно.

  • Просим собрать губами с тарелки бусинки (крупные крошки хлебной палочки/ крекера рыбки).

  • Втягиваем мармеладку-червячка, вытянув губы в трубочку.


  1. Упражнения на укрепление мышц языка:

Вам понадобятся макароны (1), соломка (3), хлебная палочка (4), сушка (5), крекер рыбки (6), вермишель (10), сухой завтрак (12).

  • «Накажи непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух.

  • Удерживаем сушку на высунутом языке.

    • Удерживаем на кончике языка вермишель/рыбку/сухой завтрак.

http://marypop.ru/wp-content/uploads/419-300x250.jpg

  • «Рыбалка»: предлагаем поймать рыбку: язык – это удочка, а крошки крекера рыбки/хлебной палочки – это рыбки. Широко открываем рот и узким языком дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к кончику языка. Рыбку можно съесть.

  • «Качели»: качаем на язычке вермишель/сухой завтрак вверх/вниз.

  • «Часики»: качаем на язычке вермишель/сухой завтрак влево-вправо: «тик-так».

  • Открываем рот, высовываем язык и удерживаем в равновесии на языке соломку/макаронину.

http://4.bp.blogspot.com/-EwFaWTmiaeU/VmLpt4AGUyI/AAAAAAAACVM/C-n1P2Ncvns/s1600/1%25D0%25B0.jpg

  • Делаем язычок «чашечкой» и удерживаем в лунке сухой завтрак.

http://www.velvet.by/files/userfiles/14762/dogn19qoeqw.jpg


  1. Упражнение на укрепление жевательных мышц:

  • «Правильно жуем»: кладем в рот мармеладку и жуем с закрытым ртом.


  1. Упражнения на развитие воздушной струи:

Вам понадобятся коктейльные трубочки (17), аэробол (18), диск-вертушка (19), футбольное поле, стакан.

На заметку: см.выше.

  • «Буря»: улыбаемся, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. дуем и создаем бурю.

  • «Аэробол»: кладем шарик в отверстие аэробола и плавно дуем в один конец трубочки так, чтобы шарик парил в воздух.

  • «Футбол»: возьмите футбольное поле, коктейльные трубочки и шарик от Аэробола. Дуем на шарик через трубочку/только губами, стараясь загнать его в ворота.

  • «Вертушка»: улыбаемся, просовываем язычок между зубками и дуем, диск крутится и шумит (на язычке появляется желобок для звука С).



  1. Упражнения на развитие мелкой моторики:

Вам понадобятся спагетти (8), кофейные зерна (14), фасоль (15), зеленая травка, массажный шарик Су-Джок, массажный резиновый/деревянный мячик стаканчик.

  • Стараемся удержать на каждом пальчике кофейное зернышко или фасолинку. Просим определить с закрытыми глазами на какой пальчик положили /сыпем кофейные зерна/фасоль.

  • Длинные спагетти удерживаем между ладонями, пытаемся прокрутить, удержать между двумя указательными/средними пальцами и тп.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/05db/000597a2-ebd96539/hello_html_78928386.jpghttps://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/4034607107216.files/image003.png

  • «Фокус»: Пробуем поймать шарик стаканчиком.


  1. Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Вам понадобятся: вермишель (10), сухой завтрак (12), кофейные зерна (14), фасоль (15), перья (16), коктейльные трубочки (17), массажный шарик, белые контейнеры.

  • «Угадай, что звучит». Положите в каждый белый контейнер разные наполнители: немного зерен кофе, вермишель, массажный шарик. Пусть ребенок посмотрит на предметы и послушает, как они шумят. Поставьте ширму (крышку коробки) между вами и погремите одним из контейнером. Уберите ширму. Попросите угадать/показать, что звучало. Поиграйте так с каждым наполнителем.

  • «Повторяй за мной»: переверните белые контейнеры дном вверх и отстукивайте коктейльной трубочкой какой-то элементарный ритм, ребенок должен повторить за вами. Когда ребенок освоит игру, предложите ему поменяться с вами ролями.

  • «Наполни контейер». Объясните ребенку, что ему нужно бросать фасолину/кофейное зернышко в белый контейнер, как только он услышит правильно произнесенное слово. Например: сумка-фумка-шумка; собака-кобака-лобака-табака; паман-банан-ваман-банам.


Играйте с удовольствием!

С любовью и заботой о Вашем ребенке


!


SpeakBox




























Подборка стихов для веселых занятий

Стихи для упражнений на укрепление мышц губ:


«Улыбочка-хоботок»

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

Наш  Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
(А. С. Анищенкова)


«Слоненок»

Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
 (Ирина Асеева)


«Губки»

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.

Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
(Ирина Асеева)




Стихи для упражнений на укрепление мышц языка:


«Часики»

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»


Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!


«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
(А. С. Анищенкова)

«Прятки»

Мышка выглянет из норки –
Очень хочет сыра корку! –
Тут же прячется опять:
Рядом кошка – страшно взять!
(Ирина Асеева)


«Вкусное варенье»

У меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье.
Я раз сто, наверное, губки оближу,
А потом “спасибо” бабушке скажу.


Любит мишка сладкий мед
Слижет язычком - и в рот.


«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
(А. С. Анищенкова)

«Иголочки»

Как в лесу у елочки,

Острые иголочки.

Досчитаем до шести,

Язычок свой покажи.


Стихи для упражнений на развитие воздушной струи:


«Футбол»

Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на шарик сильней,
Гол забей поскорей!


Стихи для игры с массажером «Су – Джок», резиновым/деревянным мячиком


«Мячик»

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
(О.И.Крупенчук)


«Ласковый ёж»

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
(Ермакова И. А.)


«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

(Ермакова И. А.)

Прокатывать металлическими кольцами каждый пальчик:

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.



НА КАРТОЧКе

Игровые упражнения – в сказке.

Расскажите и наглядно покажите ребенку сказку, например такую:

«Наступило утро, язычок проснулся в своем домике (это ротик) и открыл окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх: «Где же наше  солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш … (имя ребенка)? Тут наш … (имя ребенка) – Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».























C:\Users\ASUS\Downloads\145cf0db-a181-4034-baee-c2fda9edc423.jpg



C:\Users\ASUS\Downloads\BACDCE56-E8B5-460F-AD26-3AA4DE5BCEBF.jpeg



C:\Users\ASUS\Downloads\88e55dcb-1ccd-40ef-b661-12ba9a019b21.jpg


C:\Users\ASUS\Downloads\2f664029-84bb-4e5f-8862-bdf0cf6d9539(1).jpg




C:\Users\ASUS\Downloads\EC9504C4-115A-4915-B7A1-E507FBDD459C.jpeg


C:\Users\ASUS\Downloads\f31c57e7-16a5-4843-9a26-35440ab879df.jpg







C:\Users\ASUS\Downloads\8B740548-17F4-4D3E-B7AB-A629A1DE9156.jpeg


























C:\Users\ASUS\Downloads\E1E0D0FC-E11C-4DF4-A799-446976B8AD80.jpeg




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров