В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Адаптированная рабочая учебная программа по географии

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

F:\уроки\uchmet_120_60.gif


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»



РАССМОТРЕНО

на МО,

протокол № ___

от «___» ______ 20__

Руководитель МО

________ФИО

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом,

протокол № 1 от

«___» _______ 20__ г.

Руководитель МС

_________ФИО

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

___________

Приказ №_____________

от_____________20____г.





Адаптированная рабочая учебная программа

по географии

6 класс

2018-2019 учебный год

Составленана основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;





2018 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:

  1. Закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

  2. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», Малофеев Н.Н.

  3. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;

  4. Учебного плана ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1» за 2018-2019 учебный год.


География как учебный предмет в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивации к познанию.

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.

Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся.

Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

В рабочей программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».

Актуальность: программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся 6 классов с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности.

Новизна: индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта.

Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Задачи:

- формирование элементарных географических представлений;

  • развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);

  • развитие любознательности, научного мировоззрения;

  • формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;

  • привитие любви к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;

  • привитие гражданских и патриотических чувств.

Учитывая задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Личностными результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

  • развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • формирование приемов работы с информацией: поиск и отборс помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

  • формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.

Предметными результаты изучения курса географии являются:

  • понимание значения природных условий для развития сельского хозяйства и промышленности;

  • сформированность пространственных представлений и навыков ориентировки, необходимых для жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (развитие внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы и явления, понимать причинно-следственную зависимость);






  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности.

Проведению практических работ в 6 классе помогут изданные рабочие тетради и контурные карты, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приёмов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске на этапе закрепления географического материала.

Некоторые из них даются в качестве домашнего задания. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний.

Распределение учебных часов по разделам начального курса физической географии и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:


Учебно-тематический план


п/п

Тема

Всего

часов

1

Введение

4

2

Ориентирование на местности

6

3

Формы поверхности Земли

6

4

Вода на Земле

10

5

План и карта

9

6

Земной шар

15

7

Карта России

18


Итого

68




Тема № 1. Введение (4 ч)

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Практические работы:

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.

Тема № 2. Ориентирование на местности (6 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Практические работы:

Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

Тема № 3. Формы поверхности Земли (6 ч).

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Практические работы:

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Тема № 4. Вода на Земле (10 ч).

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы . Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения .

Практические работы:

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.).

Тема № 5. План и карта (9 ч).

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Практические работы:

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса). Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

Тема № 6. Земной шар (15 ч).

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий . Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практические работы:

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Тема № 7. Карта России (18 ч).

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с притоком Иртыш, Енисей с притоком Ангара, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа .

Практические работы:

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Обучающиеся должны знать:

что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Обучающиеся должны уметь:

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.


  1. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

Итоговая контрольная работа в 6 классе в форме теста.

Ф.И.___________________________________________________

1.Наука о земной поверхности, о природе, о населении и его хозяйственной деятельности называется:

  1. История

  2. Биология

  3. География

2.Ветер это:

  1. Движение воздуха в горизонтальном направлении

  2. Движение воздуха в вертикальном направлении

3. Во время сильного дождя темное небо освещается яркой вспышкой, это:

  1. Радуга

  2. Гром

  3. Молния

4. Обширные пространства ровной местности, это:

  1. Горы

  2. Плоскогорья

  3. Равнины

5. Назовите части оврага, это:

  1. Дно, склон, вершина

  2. Исток, приток, русло, устье

6.Обширные возвышения над окружающей местностью, это:

  1. Горы

  2. Низменности

  3. Равнины

7. Равнинные реки, это реки которые протекают:

  1. На равнинах

  2. В горах

8.Какое полезное ископаемое добывают на болотах:

  1. Известняк

  2. Природный газ

  3. Торф

9.Огромное пространство воды ограниченное материками:

  1. Озеро

  2. Река

  3. Океан

10.Часть суши, с трёх сторон ограниченная водой:

  1. Полуостров

  2. Остров

11.На ней изображают большие территории: океаны, моря, равнины, горы, это:

  1. План местности

  2. Географическая карта

12.Коричневым цветом на карте изображены:

  1. Моря

  2. Равнины

  3. Горы

13.Синим цветом на карте изображены:

  1. Моря

  2. Равнины

  3. Горы

14.В каком году человек впервые полетел в космос?

  1. 12 апреля 1961 года

  2. 30 мая 1963 года

  3. 25 сентября 1995 года

15.Первый космонавт:

  1. Алан Шепард (США)

  2. Юрий Алексеевич Гагарин (СССР)

С. Алексей Леонов (СССР)

16.Самый большой по площади океан:

  1. Атлантический океан

  2. Индийский океан

  3. Тихий океан

17. Самый маленький и холодный океан:

  1. Тихий океан

  2. Атлантический океан

  3. Северный Ледовитый океан

18. Самый большой по площади материк:

  1. Евразия

  2. Австралия

  3. Африка

19. Самый жаркий материк:

  1. Евразия

  2. Австралия

  3. Африка

20.Самое большое государство на земном шаре:

  1. Россия

  2. Украина

Белоруссия


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС


I четверть (16 ч.)


Ча

сы

Дата

Тема урока

Цели и задачи урока

Оборудование

Практическая

деятельность

Основные понятия,

словарь

Тип

урока

I. Введение ( 4 ч)

1

1


География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.


С. 4-7

Познакомиться с начальным курсом физической географии.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Карта

учебник

Беседа

Знакомство с учебником, работа по карте

География, природа Земли, население, хоз. деятельность

Вводный

2









3

2


Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.


С. 7-13


Явления природы


С.13-16

Познакомиться с явлениями природы. Изучить как меняется высота Солнца в течение дня и в разное время года.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.

Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

Учебник,

атласы, презентация «Явления природы»

Чтение и обобщение календарей природы и труда

Погода, ветер, метеостанция, метеорологи, метеорологические центры, ветер, шторм, ураган.

Комбинированный

4








1


Географические сведения о своей местности и труде населения.


С. 17

Изучить географическое положение нашей местности.

Развивать и коррегировать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать у детей нравственные качества.

Расширять представления об окружающем мире.

Учебники, презентация «Мой город».

Экскурсия № 1 «Географические сведения о нашем городе».

(Выяснение запаса элементарных географических представлений)

Ставропольский край

Кавказ

Горы-лакколиты

Сообщение новых знаний

II. Ориентирование на местности (6 ч)

5

1


Горизонт. Линия горизонта.


С. 18-19








Изучить горизонт и линию горизонта.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать у детей нравственные качества.

Расширять представления об окружающем мире.

Учебник


Индивидуальная работа по карточкам.



Горизонт, небосвод, линия горизонта.









Сообщение новых

знаний

6

1


Стороны горизонта.

С. 20-21







Изучить стороны горизонта.

Развивать и коррегировать устную речь, память, мышление.

Расширять представления об окружающем мире. Вызывать интерес к учебе.










Работа с учебником

П.Р.: зарисовка в тетради линии, сторон горизонта

Восток, запад, север, юг, ориентирование.





Комбинированный

7

1


Компас и правила пользования им.


С. 22-24

Познакомить с компасом и научить пользоваться им.

Развивать и коррегировать память, речь.

Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

Компас


П.Р.: Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.

Компас

Север

Юг

Запад

Восток


Сообщение новых знаний

8





9

2


Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам, природным объектам.

С. 24-27

Закрепить представление о сторонах горизонта, познакомиться с ориентированием и азимутом.

Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Учебники, тетради, презентация «Созвездия».

Ориентирование по сторонам горизонта. Работа с компасом.

Экскурсия № 2 для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Созвездие, Большая и Малая Медведицы, Полярная звезда, азимут.

Комбинированный

10

1


Обобщение по теме: «Ориентирование на местности»

Уточнить и закрепить знания учащихся по данной теме.

Развивать устную речь при ответах на вопросы с опорой на иллюстрации.

Воспитание интереса к изучаемому предмету.

Иллюстрации, учебник

Работа с картинками,

тест


Обобщающий

III. Формы поверхности Земли (6 ч)


11

1


Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.


С. 28-30


Изучить рельеф, его основные формы, равнины.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать самостоятельность.



Учебники, атласы, цветной пластилин, презентация «Равнины, холмы».





Равнина, подошва, холм, вершина, низменность, возвышенность, плоскогорья.






Рельеф

Равнина, подошва, холм, вершина, низменность, возвышенность, плоскогорья


Сообщение новых знаний









12

1


Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности



Изучить формы рельефа своей местности.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Учебники, атласы, цветные карандаши.


Экскурсия № 3 для ознакомления с формами рельефа своей местности






Формы рельефа

п. Иноземцево

Урок-экскурсия

13

1


Овраги, их образование.



С. 31-32












Изучить овраги и их образование.

Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру.






Учебники, атласы, цветной пластилин, презентация «Овраг»











П.Р.: Моделирование из пластилина оврага, зарисовка строения оврага.

Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор, и т.п.)


Холм, овраг
















Сообщение новых знаний

14


15

2




Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.


С 33-38





Изучить горы, землетрясения и извержения вулканов.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь.

Воспитывать интерес, бережливость к окружающей среде.







Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Вулканы»










П.Р.: Нанесение на к/к гор, равнин, вулканов.

Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор, и т.п.)

Горы

Горные хребты, долины

Предгорья

Землетрясение

Вулкан

Магма

Кратер

Альпинизм


Сообщение новых знаний

16

1


Контрольная работа за четверть





Урок проверки и коррекции знаний

II четверть (15 ч)





IV Вода на Земле (10ч)





17

1


Вода на Земле.


С. 39-42







Изучить воду на Земле.

Развивать и коррегировать внимание, память, умение слушать и слышать, мелкую моторику.

Воспитывать любовь к окружающей среде.


Учебники, атласы, цветные карандаши.







П.Р.: Проведение опытов: Вода: растворитель.

Зарисовка схемы «Круговорот воды в природе».


Море, океан

Сообщение новых знаний

18

1


Родник, его образование.


С. 43-44





Изучить родники и их образование.

Развивать и коррегировать внимание, речь.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Родник»


Зарисовка схемы «Образование подземных вод».



Родник, исток

Комбинированный урок

19

1


Колодец. Водопровод.


С. 45-47






Изучить строение колодца и водопровода.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук.

Вызывать интерес к окружающему миру.

Учебники, атласы, цветные карандаши






Зарисовка схемы «Строение колодца и водопровода»





Колодец, водопровод

Комбинированный урок

20









1










Река, ее части. Равнинные и горные реки


С. 47-51





Изучить реки и ее части.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Реки»




Выделение частей реки. Зарисовка схемы реки






Река, устье, исток, приток, русло, ледник, половодье, водопады, ущелье.


Комбинированный урок







21

1


Как люди используют реки.


С. 51-53






Изучить использование людьми рек.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Учебники, атласы









Показ рек на физической карте России.








Орошения, каналы.

Комбинированный урок



22









1










Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.


С. 54-57



Изучить озера, водохранилища, пруды.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук.

Вызывать интерес к окружающему миру.

Учебники, атласы








Зарисовка схемы озера. Показ на физической карте крупных озер России.




Озеро, сточное, пруды, бессточное.






Комбинированный урок







23










1











Болота, их осушение.


С. 57-60







Изучить образование болот.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.


Учебники, атласы








Индивидуальная работа по карточкам.








Болото

Трясина

Торф








Комбинированный урок








24











1












Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.


С. 60-63





Изучить явления природы, океаны, моря.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.


Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Океаны и моря».





Показ на физической карте океанов, морей России.

Опыт: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой

Океан, окраинные, внутренние, цунами.








Комбинированный урок









25









1










Острова и полуострова.


С. 64-66






Познакомить с островами и полуостровами.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес учёбе.

Учебники, атласы, цветные карандаши, пластилин





Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострпорва (П.Р.)

Остров

полуостров

Комбинированный урок




26

1


Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.


С. 66-68



Обобщение знаний о водоемах.

Понятие охраны воды.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебники, атласы.









Составление рассказа о водоемах своего края.







Водоем

Фильтр

Обобщающий урок

V. План и карта (9 ч)

27













1


Рисунок и план предмета.


С. 69-72

Познакомить со способами изображения земной поверхности.

Познакомить с планом местности и условными топографическими знаками.

Развивать и коррегировать память, речь.

Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

Атласы, учебники, топографическая карта.




Работа по учебнику

Работа в тетради - зарисовка предметов и их плана (П.Р.)

План, аэрофотосъемка.

Сообщение новых знаний

28

1


Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу Использование в практической деятельности человека.


С. 72-74


Изучить масштаб и его виды.

Научиться решать задачи на масштаб.

Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук.

Воспитывать бережное отношение к окружающим.




Учебники

Карта

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане в масштабе

Масштаб

Карта

План


Комбинированный урок

29

1


План класса.


С. 74-76

Закрепить умение составлять схематический план класса.

Развивать и коррегировать внимание, речь.

Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

Учебники, атласы, листы формата А4, простые и цветные карандаши, линейка..

П.Р.: Составление простейшего плана класса.

Формирование приёмов работы.


План

Масштаб

Чертеж


Комбинированный урок

30










1











План школьного участка.


С. 76-78






Закрепить умение составлять схематический план школьного участка.

Развивать и коррегировать речь, память и мышление.

Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

Учебники, атласы, листы формата А4, простые и цветные карандаши, линейка.




Вычерчивание простейшего плана, чтение плана по условным знакам (П.Р.)





План, масштаб.










Комбинированный урок








31

1


Контрольная работа за четверть





Урок проверки и коррекции знаний


III четверть (22 ч)

32









1










Условные знаки плана местности


С. 78-80





Изучить условные знаки топографической карты.

Развивать и коррегировать внимание, память.

Воспитывать чувство любви к природе.


Учебники, атласы, топографическая карта, цветные карандаши, линейки.



Упражнение в определении направлений на плане, зарисовка в тетрадях




Картография, картографы, условные знаки.







Комбинированный урок







33










1











План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.


С. 81-83

Сформировать понятие о географической карте.

Развивать и коррегировать внимание, память речь.

Расширять представления об окружающем мире.


Учебники, атласы








Упражнение в определении направлений по карте







Карта, атласы.










Комбинированный урок








34
















1

















Условные цвета и знаки физической карты


С. 83-88











Изучить условные цвета и знаки физической карты.

Формировать умение пользоваться легендой карт

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.


Учебники, атласы, цветные карандаши.













Зарисовка условных цветов и знаков физической карты.












Физическая карта.















Комбинированный урок














35

1


Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.


С. 88-90


Познакомить с физической картой России. Развивать и коррегировать мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство любви к природе.

Учебники, атласы.

Ориентировка по карте, нахождение географических объектов (П.Р.)

Физическая карта.



Комбинированный урок








VI. Земной шар (15 ч)

36

1


Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.


С. 91-93


Сформировать первоначальные сведения о космосе. Развивать и коррегировать память, воображение. Воспитывать интерес к предмету.

Учебник, приложение к учебнику «География»


Записать в тетрадь значение новых слов, пользуясь текстом учебника и словарём.

Космос, атмосвера, солнечная система

Урок усвоения новых знаний

37

1


Планеты.


С. 94-96

Сформировать первоначальные сведения о планетах Солнечной системы. Развивать и коррегировать зрительную память.

Воспитывать усидчивость.

Учебник

Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты) (П.Р.)

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Комбинированный урок

38

1


Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса.


С. 96-100

Познакомить с представлениями о Земле в древности. Познакомить с последними публикациями об освоении космоса. Развивать и коррегировать мышление. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебник,

презентация «Освоение космоса»

Нарисовать вид Земли из космоса.

Ось

Космонавт

МКС

Урок усвоения новых знаний

39







1








Глобус – модель земного шара.


С. 100-102



Дать представление о глобусе, как модели земного шара.

Коррекция мелкой мускулатуры рук.

Воспитание прилежания.

Учебник,

глобус,

пластилин





Изготовление из пластилина модели земного шара с

изображением экватора.


Глобус, земная ось, полюс, экватор.





Комбинированный урок





40

1


Физическая карта полушарий.

Познакомить с физической картой полушарий.

Развивать умение работать с картой и атласом.

Воспитание товарищества при работе парами.

Учебник,

физическая карта

Работа с физической картой полушарий.


Полушария, масштаб, цвета карты

Комбинированный урок


41

1


Распределение воды и суши на Земле.


С. 104-105

Дать сведения о распределении на Земле суши и воды.

Коррекция и развитие устной речи при составлении полных правильных ответов на поставленные вопросы.

Воспитывать самостоятельность.


Карта полушарий, учебник, рабочие тетради.

Оформление таблицы названий океанов и материков (П.Р.)

Материк

Части света

Мировой океан

Комбинированный урок


42










1











Океаны на глобусе и карте полушарий.


С. 106-108






Дать представление о количестве океанов, их названиях и местоположении на карте и глобусе.

Коррекция зрительного восприятия при работе с картой и глобусом.

Воспитание мотивации к учению.

Учебник, карта, глобус









Работа с картой и глобусом. Обозначение на контурной карте океанов (П.Р.)





Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан.





Комбинированный урок








43

1


Материки на глобусе и карте полушарий.


С. 109-112

Дать первоначальные представления о материках.

Коррекция зрительного восприятия при работе с картой и глобусом.

Воспитывать интерес к предмету

Учебник, контурная карта

Обозначение на контурной карте материков

Евразия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Австралия

Антарктида


Комбинированный урок


44

1


Первые кругосветные путешествия.


С. 112-116

Познакомить с выдающимися мореплавателями и путешественниками и их вкладом в изучение Земли.

Коррекция внимания.

Расширять представления об окружающем мире.

Учебник, презентация «Кругосветные путешествия»

Обозначить на контурной карте маршруты кругосветных путешествий

Кругосветное путешествие

Путешественники

Сообщение новых знаний

45











46

1











1


Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении Солнцем земной поверхности.


С. 116-118


Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.


С. 119-122



Дать представление о значении Солнца для жизни на Земле.

Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов с опорой на иллюстрации.

Воспитание прилежания.


Познакомить с понятиями климат и погода, дать представление о типах климата.

Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов.

Воспитание усидчивости

Карта

Учебник










Учебник








Работа с картой, текстом учебника и иллюстрациями в учебнике.







Работа с учебником






Экватор

Северный тропик

Южный тропик

Северный полюс

Южный полюс






Климат

Погода


Сообщение новых знаний









Комбинированный урок

47

1


Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.


С. 122-125

Дать сведения о поясах освещенности и их отличии друг от друга.

Коррекция мелкой мускулатуры рук.

Воспитывать аккуратность

Учебник

Контурная карта


Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности

Тропический пояс, южный умеренный пояс, северный умеренный пояс.

Комбинированный урок

48

1


Природа тропического пояса.


С. 125-128

Познакомить с природой тропического пояса.

Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов.

Воспитывать любовь к природе


Учебник

Приложение к учебнику «География»

Картинки животных и растений

Заполнение таблицы «Животный и растительный мир тропического пояса».

Саванны

Тропический лес

Пустыня

Красная книга

Национальный парк

Комбинированный урок

49

1


Природа умеренных и полярных поясов.


С. 128-131

Познакомить с растениями и животными полярных и умеренных поясов

Развивать способность запоминать и воспроизводить изученный материал

Воспитывать бережное отношение к природе


Учебник

Приложение к учебнику «География»

Картинки животных и растений

Заполнение таблицы «Животные и растения умеренных и полярных поясов».

Буран

Хвойный лес

Лиственный лес

Комбинированный урок

50

1


Обобщение по разделу «Земной шар».

Обобщить знания по данной теме.

Корригировать пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения материков, океанов.

Расширять представления об окружающем мире.

Карта

Работа с картой

Тест по теме


Обобщающий урок

VII. Карта России (15 ч)

51

1


Географическое положение России на карте.


С. 132-138

Дать представление о географическом положении России на карте.

Коррекция и развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения и показа границ.

Воспитывать любовь к Родине

Учебник, карта

Работа с политической картой мира, с картой России. Зарисовка в тетради флага России


Уральские горы, река Урал, Каспийское море, Кавказские горы, Чёрное море, Восточно-Европейская равнина, Сибирь, Дальний Восток.

Урок

усвоения новых знаний

52

1


Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.


С.138-140

Сформировать представление о государственной границе России.

Коррекция внимания

Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей

Учебник, контурные карты

Обозначение границ нашей Родины на контурной карте

Граница

Приграничные территории

Комбинированный урок

53

1


Контрольная работа за четверть





Урок проверки и коррекции знаний

IV четверть (18 ч)

54

1


Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Дать представление о морских границах России и территориях омываемых водами океанов. Коррекция и развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения и показа океанов и морей.

Воспитывать интерес к предмету.

Учебник, контурные карты

Работа с картой России. Нанести на контурную карту морскую границу нашей страны и подписать моря Северного Ледовитого океана.

Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

Комбинированный урок

55

1


Моря Тихого и Атлантического океанов.

Учить описывать моря Тихого и Атлантического океанов по плану. Коррекция и развитие устной речи при составлении полных правильных ответов на поставленные вопросы.

Расширять представления об окружающем мире.

Учебник, карты

Работа с картами:

- Карта полушарий.

- Физическая карта.

- Политическая карта.

- Карта России.

Бухта


Комбинированный урок

56

1


Острова и полуострова России.

Сформировать понятие остров и полуостров

Коррекция пространственной ориентировки при работе с картой в процессе нахождения островов и полуостровов.

Воспитывать интерес к изучаемому материалу


Учебник, контурная карта, атлас

Заполнение таблицы «Острова и полуострова России». Отметить их на контурной карте.

Навигация

Комбинированный урок

57

1


Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Познакомить с разнообразием рельефа.

Развивать умение находить и объяснять новые слова и термины.

Воспитывать прилежание

Карта

атлас

Работа с учебником и картой

П.Р. Обозначение на контурной карте равнин.

Равнина

Плоскогорье

Возвышенность

низменность

Комбинированный урок

58

1


Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

Познакомить с горными системами России.

Коррекция пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения гор.

Воспитывать усидчивость


Карта

На контурной карте подписать названия гор России.

Алтай

Кавказ

Саяны


Комбинированный урок

59

1


Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.


С. 159-161

Дать знания о природных богатствах страны.

Коррекция тактильных ощущений. воспитывать бережное отношение к природе

Физическая карта, учебник

Работа с физической картой России. Зарисовать в тетради условные знаки полезных ископаемых и нанести их на контурную карту.

Месторождения

Полезные ископаемые

Комбинированный урок

60




1


Реки: Волга с Окой и Камой.

Водохранилища, каналы ГЭС


С. 162-165


Познакомить с реками Европейской части России и их использованием в народном хозяйстве. Коррекция пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения рек.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам

Физическая карта, контурная карта

Работа с физической картой России.

Работа с контурной картой


Волга, Ока, Кама.



ГЭС

Урок

усвоения новых знаний

61

1


Реки: Дон, Днепр, Урал.

Водохранилища, каналы ГЭС


С. 166-167



Познакомить с реками Европейской части и их притоками.

Коррекция памяти в процессе запоминания учебного материала

Учебник, физическая карта, контурная карта

Работа с физической картой России. Работа с контурной картой (вопрос№8 стр.167).

Дон, Днепр, Урал

Урок

усвоения новых знаний

62

1


Реки Сибири: Обь, Енисей. ГЭС


С.168-171

Дать сведения о реках Сибири и их притоках.

Коррекция устной речи в процессе описания рек по плану.

Воспитывать любовь к природе.


Учебник, физическая карта, контурная карта

Работа с картой

П.Р. Обозначение на контурной карте рек и водохранилищ

Обь

Иртыш

Енисей

Ангара

Комбинированный урок

63

1


Реки: Лена и Амур.


С. 172-174

Дать сведения о реках Сибири и их значении в жизни человека.

Коррекция мышления.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Учебник, физическая карта, контурная карта

Работа с физической картой России. Нанесение названий озёр на контурную карту.

Лена

Амур


Комбинированный урок

64

1


Озера России.


С. 175-177

Познакомить с озерами России.

Коррекция пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения озер.

Воспитание прилежания

Учебник, физическая карта, контурная карта

Работа с учебником и картой


Ладожское озеро

Онежское озеро

Озеро Байкал.

Каспийское море

Зодчество


Сообщение новых знаний

65

1


Наш край на карте России.


С. 178

Сформировать представление о географическом положении своего края.

Коррекция внимания при работе с картой в процессе нахождения территории своего края.

Воспитывать любви к родному краю.


Физическая карта, карта Ставропольского края, презентация «Родной край»

Работа с картой, ответы на вопросы

Ставропольский край

Комбинированный урок

66

1


Обобщение по разделу «Карта России».






67

1


Повторение начального курса физической географии.






68

1


Контрольная работа за год





























  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕРЕЧЕНЬ

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Материально-техническое оснащение преподавания географии соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и обеспечивает выполнение учащимися практических работ. Государственный стандарт по географии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся комплекса общих учебных и предметных умений.



Учебная программа



Учебники


Используемая литература


Дидактический материал


Интернет-ресурсы

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;


Учебник: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М.: Просвещение, 2006

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001



Чичерина О. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000.Брыкина Н. Т., Жиренко О.Е., Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004

Сухарев Ю.Ф., Природоведение: учебно-методическое пособие (разработки рабочих уроков).-Самарская область, г. Чапаевск,1994 г.

Коррекционные упражнения

  • Физ.минутки

  • Речевые разминки

  • Игровые упражнения


http://www.uchmet.ru/

http://www.proshkolu.ru.




Печатные пособия:

  1. Таблицы по темам программы;

  2. Портреты;

  3. Карты мира (в соответствии с требованиями программы);

  4. Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями программы);

  5. Карты России (в соответствии с требованиями программы);

  6. Рельефные физические карты (в соответствии с требованиями программы);

  7. Альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;


Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска;


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности);

  2. Модели (в соответствии с программой);

  3. Коллекции (в соответствии с программой);

  4. Гербарии (в соответствии с программой)


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru