В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие мелкой моторики посредством ручного труда у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики посредством ручного труда у детей дошкольного возраста

Наталья Фокина
Тип материала: Справочная информация
просмотров: 103 комментариев: 1
Краткое описание
Одной из самых актуальных и важных задач для педагогов и родителей является развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, т.к. она играет значительную роль не только в подготовке руки к будущему письму и формированию навыков самообслуживания, но также неразрывно связана с речевой и мыслительной функциями.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1).docx
HTML Войдите для скачивания файлов

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фокина Н.А.

Воспитатель высшей категории

МОУ Центр развития ребенка №13

Г. Волгоград

Одной из самых актуальных и важных задач для педагогов и родителей является развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, т.к. она играет значительную роль не только в подготовке руки к будущему письму и формированию навыков самообслуживания, но также неразрывно связана с речевой и мыслительной функциями. Для начала предлагаем осветить сам исследуемый термин.

Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах многих российских и зарубежных ученых, рассматриваемых данный термин как со стороны физиологии и биологии, так и с психолого-педагогической точки зрения. Так, например, отечественные физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов объясняли необходимость развития мелкой моторики тем, что центры в головном мозге, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко друг к другу. Соответственно, развивая мелкую моторику, мы активизируем не только те отделы коры головного мозга, которые непосредственно отвечают за выполнение произвольных движений рук, но и близлежащих речевых зон.

В педагогике больших успехов в изучении данной темы добилась Мария Монтессори, которая также заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. В своих работах автор придавала большое значение сенсорному развитию ребенка – ощущению, восприятию, представлению. Развитие данных сенсорных процессов закладывает определенные предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов, таких как памяти, воображения, мышления. В свою очередь, сенсорное развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики рук, т.к. осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.

По мнению многих педагогов период с момента рождения ребенка до трех лет – это наиболее важный и благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать с самого раннего возраста. Так, например, грудным младенцам рекомендуется массировать пальчики, тем самым воздействуя на «активные точки», связанные с корой головного мозга.

Как уже отмечалось ранее, именно младший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мелкой моторики рук и связанных с ней высших психических функций. Для эффективного развития точной ручной координации в этот период крайне необходимо чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Помимо развития мелкой моторики рук благодаря занятиям по ручному труду у детей совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, а также вырабатываются такие качества как самостоятельность, аккуратность, оригинальность подхода к решению задач.

Ручной труд является одним из самых любимых видов деятельности у детей. Рисование, лепка, аппликации, выкладывание узоров из мозаики, конструирование – все это вызывает у дошкольников необычайный интерес и стимулирует их познавательную активность. Еще одним положительным аспектом занятий ручным трудом является возможность проведения его в малых группах. Таким образом, дети не только совершенствуют свои ручные навыки, но и делятся своими впечатлениями, учатся взаимодействовать со сверстниками, а также получают положительные эмоции от конечного результата своей деятельности. Рассмотрим подробнее некоторые виды ручного труда.

Аппликация и конструирование. Бумага – это один из самых универсальных и доступных материалов, который незаменим для развития мелкой моторики. Детей в изготовлении поделок из бумаги привлекает возможность использовать их в дальнейших играх, театральных представлениях, инсценировках. При работе с ножницами и клеем дошкольники приобретают необходимые навыки взаимодействия с данными инструментами, что в будущем позволяет им безгранично использовать свое воображение для реализации своих задумок в изготовлении аппликаций. Также нужно отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту действий с бумагой, конструирование является сложным видом деятельности, требующее от малыша усидчивости, внимательности и терпения. Таким образом, при работе с бумагой совершенствуется не только точность мелких движений, но и развивается фантазия, воображение, а также формируются такие черты характера как целеустремленность, усердие.

Лепка, как разновидность ручного труда, дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. При этом необходимо заметить, что чем разнообразнее материал, из которого лепит дошкольник, тем увлекательнее будет для него данное занятие и тем разнообразнее будут его знания об окружающем мире. Занятия данным видом ручного труда развивают мелкие мышцы пальцев, глазомер, и что не менее важно, во время лепки ребенок знакомится с объемными формами предметов, осознает взаимосвязанность частей, развивая тем самым свое пространственное мышление.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка, оказывая прямое влияние на речевую функцию, а также на формирование высших познавательных процессов. Работу по развитию тонкой координации и ручной умелости необходимо начинать с самого раннего возраста, массажируя пальчики грудного малыша. По мере взросления ребенка незаменимыми в этой работе становятся занятия по ручному труду. Рисование, лепка, конструирование, изготовление поделок, складывание мозаики и другие разновидности ручной работы – все это оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики, а также на обогащение знаний ребенка об окружающем мире.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беззубцева В. Г., «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму»./ В. Г., Беззубцева, Т. Н. Андриевская - М., ГНОМ и Д, 2003.- 82с.

  2. Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. / Л.А. Венгер., Е.Г. Пилюгина - М.: Просвещение , 1998.- 69с.

  3. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.- 156 с.

  4. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010.- 35с.

  5. Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте./ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М. Детская психология для родителей, 2008. – 55с.

  6. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. / Голубев В.В. - М.: Академия, 2003.-139 с.

  7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. / Н.И. Жинкин, Книга «В защиту живого слова». - М. Логос, 2006. – 241с.

  8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. -/ А.Р. Лурия - М., Академический проект, 2000 – 81с.

  9. Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс, 2004.- 62 с.



5


Обсуждение материала
Сергей Колодин
27.08.2018 12:28
Наталья,
прошу Вас оформить материал в соответствии с критериями Требований (доп. инф. см. в разделе Помощь).

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru