В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Односоставные предложения. Обобщение

Односоставные предложения. Обобщение

Ольга Петрова
Тип материала: Урок
просмотров: 1815 комментариев: 1
Краткое описание
Jбобщить сведения об односоставных предложениях, познакомить  с биографией В.И.Даля, продолжить знакомство с культурой Руси.
Описание

ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим об односоставных предложениях,
Вспомним группы односоставных предложений по значению и спо-
собу выражения главного члена, познакомимся с биографией В.И.Даля.

2.Диалог русских девушек под музыку.
-Здравствуйте гости дорогие, ребята удалые!
-Сядем рядком да поговорим ладком.
-Вот и зима. Отворяй ворота. Декабрь год кончает, зиму начинает.
-Декабрь – стужайло, на всю зиму студит: он и замостит, и загвоздит, и коням ход даст.
— Не трещи Варюха, береги нос и ухо. С 12 декабря ходит зимушка
-зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам печи топить ве-
лит. Дров напасись – лесу поклонись.
— За окно погляди. Коли снега еще надует – хлеба прибудет.
-Гости дорогие, ребята удалые! А сегодня кто знает, каков празд-
ник? … 14 декабря – день пророка Наума.
— Именуют его Наумом Грамотником, покровителем науки. В древности в этот день отдавали детей в учение.
— Да, пророк Наум наставляет на ум. Наставь и наших ребят на ум-разум, помоги им в нелегком деле – ученье.

— Ребята, а какие пословицы вы услышали в разговоре наших
девушек?
3. Двусоставные и односоставные предложения.

— Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были тоже найти пословицы о зиме, представля-
ющие собой двусоставные предложения. Назовите их, указывая грамматические основы.

-Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
— Какие вы знаете группы односоставных предложений?

4. Назывные предложения.

-Дайте определение назывных предложений.
— Прослушайте стихотворение, выпишите назывные предложения.

Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи.
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
/Н.Хвостов/
— Какие предложения вы выписали? Почему?
5. Определенно-личные предложения.

Холодно. Морозно на дворе. Заглянем к хозяевам в дом. Хлеб да соль – главное угощенье на столе. Сложил народ пословицу: хлеб-
соль ешь, а правду режь.
— Синтаксический разбор пословицы.

Хлеб-соль ешь, а правду режь./Повеств., невосклиц., простое, распр., осложнено однородными членами/

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Давайте прочитаем об этой пословице в лингвострановедческом
словаре.

— Чем может быть выражено сказуемое в определенно-личных
предложениях?

6. Неопределенно-личные и безличные предложения.

— Дайте определения неопределенно-личных и безличных предложений.
— Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?

а/ Составить текст о хлебе, хлебосольстве, используя односостав-
ные предложения./индивидуальные задания/

б/Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, ука-
зать тип односоставных предложений.

Еду к обеду, а к ужину домой приеду. Цыплят по осени считают.
Не убив медведя, шкуры не делят. Слезою моря не наполнишь. Ешь
Хлеб, коли пирогов нет. В чужой прудок не кидай неводок. Ему го-
ворить, что в спину горох лепить. Не светило, не грело, да вдруг
припекло.

7. Рассказ о В.И.Дале.

Много пословиц прозвучало на уроке. Известным собирателем
пословиц был В.И.Даль. 10 ноября этого года исполнилось 200 лет
со дня его рождения. Сейчас мы узнаем немного об этом человеке.
-рассказ о В.И.Дале
8. Выполнение теста.
ТЕСТ.
1. Укажите двусоставные предложения.
а/ Любишь кататься – люби и саночки возить.
б/Нашла коса на камень.
в/Один в поле не воин.

2. Укажите назывные предложения.
а/Ночь. Полная тишина.
б/Мороз.
в/Светит луна.

3. Укажите определенно-личные предложения.
а/Кашу маслом не испортишь.
б/От добра добра не ищут.
в/Не узнав броду, не суйся в воду.
г/Выше головы не прыгнешь.

4. Укажите неопределенно – личные предложения.
а/С кем нагрянули, с тем и отпрянули.
б/Могильным камнем не хвастают.
в/Каждая курица свой насест знает.
г/Людей выручишь, себя выучишь.

5.Укажите безличные предложения.
а/Ложка дегтя портит бочку меда.
б/Нет розы без шипов, пчелы без жальца.
в/Воры не жнут, а погоды ждут.
г/Снега надует – хлеба прибудет.

6.Определенно-личными предложениями называются
а/односоставные предложения, в которых деятель не назван, но
мыслится как определенное лицо
б/ односоставные предложения, в которых действие и состояние
не создаются деятелем.

7. В безличных предложениях сказуемое выражено
а/глаголом 1-го лица наст.вр.
б/глаголом 3-го лица ед.числа
в/инфинитивом
г/словом состояния
9. Скороговорки.

Купили Валерику и Вареньке варежки да валенки.
Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

10. Итоги урока, выставление оценок, домашнее задание.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Разместить ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.doc Скачать





Петрова Ольга Владимировна

Тверская область, город Вышний Волочек

МБОУ СОШ № 5

Русский язык

Т.А.Ладыженская

Односоставные предложения. Обобщение

8 класс

45 минут

выставка книг о В.И.Дале, лингвострановедческий словарь, тесты



ЦЕЛЬ: обобщить сведения об односоставных предложениях, поз-

накомить с биографией В.И.Даля, продолжить знакомство с куль-

турой Руси.


ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг о В.И.Дале, лингвострановед-ческий словарь, тесты.



ХОД УРОКА.


1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим об односоставных предложениях,

Вспомним группы односоставных предложений по значению и спо-

собу выражения главного члена, познакомимся с биографией В.И.Даля.


2.Диалог русских девушек под музыку.

-Здравствуйте гости дорогие, ребята удалые!

-Сядем рядком да поговорим ладком.

-Вот и зима. Отворяй ворота. Декабрь год кончает, зиму начинает.

-Декабрь – стужайло, на всю зиму студит: он и замостит, и загвоздит, и коням ход даст.

- Не трещи Варюха, береги нос и ухо. С 12 декабря ходит зимушка

-зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам печи топить ве-

лит. Дров напасись – лесу поклонись.

- За окно погляди. Коли снега еще надует – хлеба прибудет.

-Гости дорогие, ребята удалые! А сегодня кто знает, каков празд-

ник? … 14 декабря – день пророка Наума.

- Именуют его Наумом Грамотником, покровителем науки. В древности в этот день отдавали детей в учение.

- Да, пророк Наум наставляет на ум. Наставь и наших ребят на ум-разум, помоги им в нелегком деле – ученье.


- Ребята, а какие пословицы вы услышали в разговоре наших

девушек?



3. Двусоставные и односоставные предложения.


- Проверка домашнего задания.


Дома вы должны были тоже найти пословицы о зиме, представля-

ющие собой двусоставные предложения. Назовите их, указывая грамматические основы.


-Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

- Какие вы знаете группы односоставных предложений?


4. Назывные предложения.


-Дайте определение назывных предложений.

- Прослушайте стихотворение, выпишите назывные предложения.


Ночь. Мороз. Сверкают звезды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.


Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.


Звезды гаснут. С неба льются

Бледные лучи.

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

/Н.Хвостов/

- Какие предложения вы выписали? Почему?



5. Определенно-личные предложения.

Холодно. Морозно на дворе. Заглянем к хозяевам в дом. Хлеб да соль – главное угощенье на столе. Сложил народ пословицу: хлеб-

соль ешь, а правду режь.

- Синтаксический разбор пословицы.


Хлеб-соль ешь, а правду режь./Повеств., невосклиц., простое, распр., осложнено однородными членами/


-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Давайте прочитаем об этой пословице в лингвострановедческом

словаре.


- Чем может быть выражено сказуемое в определенно-личных

предложениях?


6. Неопределенно-личные и безличные предложения.


- Дайте определения неопределенно-личных и безличных предложений.

- Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?


а/ Составить текст о хлебе, хлебосольстве, используя односостав-

ные предложения./индивидуальные задания/


б/Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, ука-

зать тип односоставных предложений.


Еду к обеду, а к ужину домой приеду. Цыплят по осени считают.

Не убив медведя, шкуры не делят. Слезою моря не наполнишь. Ешь

Хлеб, коли пирогов нет. В чужой прудок не кидай неводок. Ему го-

ворить, что в спину горох лепить. Не светило, не грело, да вдруг

припекло.


7. Рассказ о В.И.Дале.


Много пословиц прозвучало на уроке. Известным собирателем

пословиц был В.И.Даль. 10 ноября этого года исполнилось 200 лет

со дня его рождения. Сейчас мы узнаем немного об этом человеке.

-рассказ о В.И.Дале

8. Выполнение теста.

ТЕСТ.


1. Укажите двусоставные предложения.

а/ Любишь кататься – люби и саночки возить.

б/Нашла коса на камень.

в/Один в поле не воин.


2. Укажите назывные предложения.

а/Ночь. Полная тишина.

б/Мороз.

в/Светит луна.


3. Укажите определенно-личные предложения.

а/Кашу маслом не испортишь.

б/От добра добра не ищут.

в/Не узнав броду, не суйся в воду.

г/Выше головы не прыгнешь.


4. Укажите неопределенно – личные предложения.

а/С кем нагрянули, с тем и отпрянули.

б/Могильным камнем не хвастают.

в/Каждая курица свой насест знает.

г/Людей выручишь, себя выучишь.


5.Укажите безличные предложения.

а/Ложка дегтя портит бочку меда.

б/Нет розы без шипов, пчелы без жальца.

в/Воры не жнут, а погоды ждут.

г/Снега надует – хлеба прибудет.


6.Определенно-личными предложениями называются

а/односоставные предложения, в которых деятель не назван, но

мыслится как определенное лицо

б/ односоставные предложения, в которых действие и состояние

не создаются деятелем.


7. В безличных предложениях сказуемое выражено

а/глаголом 1-го лица наст.вр.

б/глаголом 3-го лица ед.числа

в/инфинитивом

г/словом состояния


9. Скороговорки.


Купили Валерику и Вареньке варежки да валенки.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.


10. Итоги урока, выставление оценок, домашнее задание.


Обсуждение материала
Наталья Дулатова
25.03.2015 09:43
Отсутствие ссылок на источники, недочеты в описании хода мероприятия снижает ценность материала. Например, п.9 Скороговорки - для чего?, п.8 - как оценивался тест?
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос