В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Анафора как фигура речи

Анафора как фигура речи

Екатерина Гетманенко
Тип материала: Урок
просмотров: 3606
Краткое описание
создать условия для формирования знаний об анафоре как фигуре речи, умений определять признаки анафоры, находить её в тексте, выявлять роль анафоры.
Описание
Тема урока: «Анафора как фигура речи» Предмет:Русский язык

Класс: 9
Автор:Гетманенко Екатерина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Урок: № 19 (находится внутри модуля «Текстоведение», следует после темы «Основные средства связи предложений в тексте» — рабочая программа составлена на основе программы под ред. С.И. Львовой)
Цель урока: создать условия для формирования знаний об анафоре как фигуре речи, умений определять признаки анафоры, находить её в тексте, выявлять роль анафоры.
Задачи:
Образовательные:
· формирование знаний об анафоре как фигуре речи, её признаках, особенностях употребления в текстах художественной литературы; · Обогащать активный словарь учащихся. Развивающие:
ü формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при написании сочинения; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение комментировать авторский текст, выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения; ü формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности;
Воспитательные:
ü формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них; умение выражать собственное отношение к предмету обсуждения; способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; ü формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка своих знаний; умение полно и ясно выражать свои мысли; развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи

Планируемые результаты:

v предметные:ученик научится определять анафору как фигуру речи, её признаки, выявлять особенности употребления анафоры в текстах художественной литературы, составлять собственные тексты, используя анафору как выразительную фигуру речи; v метапредметные:ученик учится наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность; v личностные:ученик учится вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознать эстетическую ценность русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование

У учителя:

1) Презентация «Анафора как фигура речи»
2) Конспект урока
3)  Карточки с текстами художественных произведений.

 У учащихся:
Рабочие тетради
Карточки для работы в группах
Листы для работы в группах
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося Самоопределение
 к деятельности.
Коммуникативные УУД,
 регулятивные УУД
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Надеюсь, что вы уже готовы к тому, чтобы начать наш сегодняшний урок.

Положительный настрой на урок.
Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)
коммуникативные, регулятивные познавательные (логические)
Нравится ли вам читать произведения художественной литературы? Как вы думаете, почему художественный текст «красивее» разговорной речи? Почему произведения классиков доставляют вам эстетическое удовольствие? С помощью чего автору удаётся воздействовать на вас, читателей? Помогают ли в этом художественные средства выразительности? А что ещё служит помощником автору для оказания воздействия на читателя, привлечения его внимания? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните предложения: Могу ль узреть во блеске новом
 Мечты увядшей красоту?
 Могу ль опять одеть покровом
 Знакомой жизни наготу?


И Я не могу увидеть в новом блеске красоту увядшей мечты и опять одеть покровом наготу знакомой жизни. Есть разница? А в чём? Какой вариант звучит выразительнее? Какие возможности синтаксиса использовал для этого автор?
Высказывания предположений, актуализация опыта.
Осмысление собственного опыта.
Постановка учебной цели и задачи
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Сегодня мы познакомимся с ещё одной очень интересной фигурой речи. Внимательно послушай те меня. Сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение Марины Ивановны Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». А после того, как вы его прослушаете, попробуйте ответить на вопрос: зачем я его вам прочитала? Читаю стихотворение. Итак, зачем же на уроке русского языка я прочитала вам стихотворение о любви? А давайте попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к теме нашего сегодняшнего урока (на доске появляется тема урока). А можем ли мы с вами ответить на вопрос, что представляет собой анафора? У нас нет единого мнения о том, что такое анафора. Между тем, очень многие писатели любят использовать эту фигуру речи в своих произведениях. Кстати, задание А7 в ГИА проверяет то, как вы знаете фигуры речи, в том числе и анафору. А это значит, что цель нашего сегодняшнего урока мы сформулируем как…(формулируют цель урока). И нам это нужно, потому что… Скажите, достаточно ли нам просто знать определение анафоры, для того чтобы уметь находить её в тексте, отличать от других речевых фигур, понимать функции анафоры в тексте художественного произведения? А это значит, что мы с вами должны не только дать определение термину «анафора», но и понаблюдать за ней в текстах разных художественных произведений. Предположите, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке. Учащиеся слушают стихотворение. Формулируют тему урока. Высказывают предположения, обнаруживают затруднение. Устанавливают цель. Формулируют значимость приобретаемых знаний об анафоре Формулируют пути достижения цели. «Открытие» новых знаний детьми
Познавательные личностные, коммуникативные, регулятивные
Итак, давайте попробуем дать определение понятию «анафора». Для этого вам нужно разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с текстами художественных произведений и выбирает те карточки, которые объединяют какие-то признаки. А потом мы сравним наши работы и, проанализировав результаты, попробуем прийти к общему выводу, что же такое анафора.
Групповая работа (3 группы)
 1 группа
Задание: подчеркните в предложениях грамматические основы и второстепенные члены; какие карточки можно объединить в одну группу, на основе каких наблюдений вы сделали этот вывод? Как вы думаете, что такое анафора?
Брожу лия вдоль улиц шумных,
Вхожу льво многолюдный храм,
Сижу льмеж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.


Наше оружие — наши песни,
Наше золото — звенящие голоса.


Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.


Над ухом шепчет голос нежный,
И змейкой бьется мне в лицо

Её волос, моей небрежной
Рукой измятое, кольцо.

2 группа Задание: выделите одинаковые морфемы; какие карточки можно объединить в одну группу, на основе каких наблюдений вы сделали этот вывод? Как вы думаете, что такое анафора?
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.


Они сошлись, Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой…


Перешагни, перескочи,
Перелети, пере-что хочешь —
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…

Пиу-пиу, вау-вай!
Спи, ребенок, засыпай!
Спит стаместка, молоток,
Засыпай и ты, дружок.
Спит веревочка и мыло,
Успокойся ты, детина!


2 группа
Задание: выделите повторяющиеся слова или словосочетания; какие карточки можно объединить в одну группу, на основе каких наблюдений вы сделали этот вывод? Как вы думаете, что такое анафора?
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна тынесешься по ясной лазури.
Одна тынаводишь унылую тень.
Одна тыпечалишь ликующий день.

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме
 Возле мирного огня!

Клянусья первым днем творенья,
Клянусьего последним днем,
Клянусьпозором преступленья
И вечной правды торжеством…

Коллективная работа.
Давайте подведём итог работы в группах. Итак, что же объединяет все полученные вами выводы?

Давайте сравним наше определение анафоры с определениями из других источников, и посмотрим, не упустили ли мы чего.
На слайде последовательно высвечиваются определения анафоры:
АНАФОРА(греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф)» — .Литературная энциклопедия. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского АНАФОРА (греч. anaphora, от ana - опять, и phero - несу). Риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. АНАФОРА— единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов, разделенных более или менее значительными промежутками» — Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого

Читают карточки, подчёркивают главные и второстепенные члены предложения; анализируют карточки, выявляют сходства и различия примеров; формулируют определение анафоры.
Читают карточки, выделяют морфемы; анализируют карточки, выявляют сходства и различия примеров; формулируют определение анафоры.
Читают карточки, находят повторяющиеся слова или словосочетания; анализируют карточки, выявляют сходства и различия примеров; формулируют определение анафоры.
Отчет о работе в группе. На основе анализа работы в группах делают вывод о том, что такое анафора.
Читают определения, сравнивают с уже сформулированным определением, делают вывод о признаках анафоры.
Первичное закрепление с проговариванием в устной речи
Регулятивные, познавательные, коммуникативные
Я прочитаю вам отрывки из художественных текстов, а вы укажите, использовалась ли там анафора. Обязательно аргументируйте свою точку зрения.

1) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…

2) А ночью так страшно быть ОДНОМУ.
Может быть, это для вас и обидно,
Вам ведь привычно быть ОДНОМУ -
И вы не поймете… И разве не видно,
Легче и вам, без меня — ОДНОМУ.


3) Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер,

 Только в мире и есть, что лучистый
 Детски задумчивый взор


4) Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.
5) Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой <…>
Скажите, когда вы определяли, есть ли в каждом из этих текстов анафора, вы каждый раз начинали с чего? Что вы пытались обнаружить или не обнаружить в тексте? В каком положении должны находиться повторяющиеся элементы, чтобы мы могли предположить, что это анафора?
Составьте и запишите алгоритм, которым вы пользовались при определении того, есть ли в тексте анафора.

Слушают отрывки из художественных текстов.

Комментируют каждый отрывок на предмет содержания в нём анафоры, аргументируют свою точку зрения.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют выработанный алгоритм нахождения в тексте анафоры, записывают его.

Включение в систему знаний, обобщение и систематизация знаний
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Индивидуальная работа А теперь давайте попробуем ощутить себя мастерами слова и сами составим художественные тексты, употребив в них анафору. Для этого, пусть каждый из вас выберет одну из тем (темы появляются на слайде) и напишет небольшое сочинение, а потом мы прочитаем их вслух и выберем самые лучшие. Темы: Я люблю свою малую родину. Роль компьютера в современной жизни. Русское слово – русское чудо. Ребята, скажите, а вы могли написать сочинения на эти же темы, не используя анафору. А что бы от этого изменилось? Что даёт нам использование анафоры в художественном тексте? Как вы думаете, почему этот приём очень популярен среди авторов художественных текстов? Выбирают тему сочинения. Самостоятельная работа. Проверка с проговариванием. Оценка сочинений товарищами, выбор самых лучших. Высказывают свои точки зрения, приходят к выводу о роли анафоры в художественном тексте. Рефлексия
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные

Что нового вы узнали? чему научились? В чем испытывали трудности? Где вы сможете использовать полученные знания и умения?
Отвечают на вопросы, устанавливают места затруднений, делают вывод о том, для чего нужны им полученные знания.
Домашнее задание
Личностные
Выберите вариант домашнего задания и выполните его:
1) Найти и записать 3 примеры анафоры, обратившись к серверу национальной русской поэзии СТИХИ, РУ (Константин Грек, Наталья Малиничева, Аникина Ольга Николаевна и др.);
2) Написать собственный текст, используя один – два вида анафоры;
3) Найти и выписать примеры употребления анафоры из творчества поэтов «золотого века» русской литературы.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров