В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа предмет окружающий мир 4 класс

Рабочая программа предмет окружающий мир 4 класс

Лариса Захарова
Тип материала: Программа
просмотров: 3055
Краткое описание
Планирование уроков окружающего мира 4 класс, авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО»
Руководитель МО
_________________
Протокол №___ от ___________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________
приказ № ______от ___________


Рабочая программа  Предмет ____окружающий мир___________

 Класс  ___4_- Б__

Срок реализации 2013…- 2014… учебный год

Количество часов: 68__; в неделю _2_ часа

Планирование составлено на основе  программы начального____общего образования по окружающему миру (автор Н. Я. Дмитриева, А. Н.__ Казаков)_____________федерального___ компонента государственного____стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова)__________Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 _________________________________________________ ___________

Учебник Дмитриева Н.Я. Мы и окружающий мир 4кл. - Самара:__________ Федоров, Издательство «Учебная литература»: _____________________
Составитель _Захарова Л. В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории (Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория)
Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Окружающий мир Авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова). В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, — как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения. Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «06ществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс. Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественно — научных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса — ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, — родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно — научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям. Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа — это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа — жизнь человека — развитие общества. Поэтому доминируют естественно — научные методы познания. Изучение строения Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы. Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира. Содержание курса в 4 классе — следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, природой, населением Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению. В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества — познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, — так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений. В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников. Богатое содержание — не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ, и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России. Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующиезадачи: ■ формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения; ■ на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; ■ в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру; ■ формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы; ■ воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс (68 часов) Человек и окружающий мир (21 час)
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.
Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.
Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки её природа, население.
Экскурсии в планетарий, политехнический музей.

Преобразования в России (10 часов) Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.
План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.
Экскурсиив краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.
Мир человека в Новое время (27 часа) Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России и сравнение с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941 – 1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
Пртические работы.Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, контурными картами.
Исследовательская работа.Органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.

Современная Россия (10 часов) Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг. Гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России. Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская)  Символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Исследовательская работа. Буларусь (Англия, Франция, Германия, Китай…)
Экскурсиив краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
· устанавливать связи:
-между производственной деятельностью человека и природой;
— между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;
· владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)
уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
— подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т. д.);
 - систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;
— описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
 - проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
 - работать с простейшими моделями;
 - достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
 - пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
 - оформлять результаты исследовательской работы;
· знать / понимать
-названия основных органов человека и их значение;
 - некоторые правила предупреждения травм;
 - нормы здорового образа жизни;
 - полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
 - основные этапы истории России;
 - даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
 - народы, населяющие Россию (не менее трёх);
 - название основного закона страны;
 - достопримечательности родного края;
 - названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
· уметь:
-находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;
 - различать полезные ископаемые;
 - иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
 - соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
 - оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожениях, простуде;
 - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
 - соблюдать правила охраны природы;
 - ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
 - кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
 - описывать основные исторические события, происходящие в современной России;
 - соотносить год с веком;
 - узнавать выдающиеся исторические памятники истории и культуры России.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:

1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.
2. .Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» — Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:

3. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. — Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».
Тематическое планирование

Название раздела программы
Количество часов
Сроки изучения раздела
Кол-во лабораторных и практических работ
Кол-во контрольных работ
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи
1.
Человек и мир, созданный им
21

4


2.
Преобразования в России
10

1

1
3.
Мир человека в новое время
27

5

1
4.
Современная Россия
10

5

1
5.
Резерв
1





Итого:
68 + 1

15

4

Календарное планирование
№ урока
Дата
Корректировка программы
Количество часов
Применение ЦОР

Используемое оборудование
2
1


Человек и мир, созданный им мир Условия современной жизни 1 видеосюжет проектор
2


Техника и человек Исследовательская работа.Транспортные средства. Транспорт будущего 1 ЭОР проектор
3.


Человек познаёт самого себя 1 видеофильм проектор
4.


Клетка – основа строения и роста живых организмов 1 микроскоп
5


Режим в жизни человека Практическая работа составление режима дня 1 ЭОР проектор
6


Лекарственные растения Практическая работа Работа с гербарными экземплярами растений 1 гербарий
7


Где и как жили рыцари 1 ЭОР проектор
8


Почему осанка выделяла рыцаря 1 ЭОР проектор
9.


Тело человека. Опора и защита тела Практическая работаопределение своего роста и веса 1 видеосюжет проектор
10.


Позвоночник 1 ЭОР проектор
11.


Череп Грудная клетка 1 ЭОР проектор
12


Живые рычаги 1 видеофрагмент проектор
13.


Мышцы и движение Практическая работа Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью 1 видеофрагмент проектор
14.


«Чёрная смерть» 1 видеофрагмент проектор
15.


Начало Нового времени 1 ЭОР проектор
16.


Расширение знаний о Земле Экскурсия  в планетарий 1 видеосюжет проектор
17.



Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз 1 видеосюжет проектор
18.


Открытие невидимого мира микроскоп
19.


Победа над эпидемиями 1 ЭОР проектор
20.


Зачем нужна гигиена 1 видеосюжет проектор
21


Особенности кожного покрова 1 ЭОР проектор
22


Преобразования в России Россия при Петре I Царь – плотник. Выход к морю 1 историческая карта
23


Пётр I – царь и человек Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира. 1 ЭОР проектор
24


Становление Российской науки. Горное дело. Горные породы. Полезные ископаемые. Практическая работа:определение состава и свойств полезных ископаемых 1 видеофрагмент проектор
25


Каменное царство Практическая работа:работа с коллекциями горных пород 1 видеофрагмент проектор
26


Руды металлов 1 видеофрагмент проектор
27


Горючие полезные ископаемые видеофрагмент проектор
28


Кто открывает и добывает полезные ископаемые физическая карта России
29


Русское военное искусство Ни разу не побеждённый видеофрагмент проектор
30


Отечественная война 1812 года ЭОР проектор
31


План местности Экскурсияв краеведческий музей ЭОР проектор
32



План местности
33.



Мир человека в новое время Северные земли России. 1 плакат — задание
34.
35.


Поиски неведомой земли 2 плакат
36.


Русские на шестом континенте 1 видеофрагмент проектор
37.


Дальний Восток России 1 историческая карта
38.


Особенности природы гор 1 историческая карта
39.


Человеческие расы 1 историческая карта
40.
41.


Развитие науки и техники 2 видеофрагмент проектор
42


Новые знания о человеке. Практическая работа: оказание первой помощи при лёгких травмах 1 видеофрагмент проектор
43.


Открытие деятельности нервной системы 1 видеофрагмент проектор
44.


Значение кровеносной системы 1 ЭОР проектор
45.


Россия в ХХ веке. 1 историческая карта
46.


События начала века историческая карта
47.


Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.) 1 физическая карта России
48.


Век научных открытий 1 плакат — задание
49.


Охрана природы 1 видеофрагмент проектор
50.


Охрана природы. Заповедники. 1 ЭОР проектор
51.


Органы дыхания Практическая работа: определение количества дыхательных движений в минуту 1 ЭОР проектор
52.



Органы дыхания. Гигиена дыхания. 1 плакат
53.


Сельское хозяйство. Животноводство. 1 историческая карта
54.


Растениеводство 1 историческая карта
55.


Растениеводство и животноводство Экскурсияв краеведческий музей 1 историческая карта
56.


Зачем человек ест 1 ЭОР проектор
57.


Состав пищи Исследовательская работа. Витамины в жизни человека. 1 видеофрагмент проектор
58.


Органы пищеварения 1 видеофрагмент проектор
59.


Длинная дорога бутерброда 11 историческая карта
60.


Современная Россия Человек и общество 1 видеофрагмент проектор
61.
62.


Устройство государственной власти 2 историческая карта
63.
64.


Символы и праздники России 2 видеофрагмент проектор
65.
66.


Человек в современных условиях 2 ЭОР проектор
67.
68.


Нравственные нормы жизни 2 видеофрагмент проектор
69.


Резерв Есть порох в пороховницах Экскурсияв краеведческий музей 1 видеофрагмент проектор



Итого 68 + 1




Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа, окружающий мир.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска





«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

_________________

Протокол №___ от ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________

приказ № ______от ___________




Рабочая программа

Предмет ____окружающий мир___________


Класс ___4_- Б__

Срок реализации 2013…- 2014… учебный год



Количество часов: 68__; в неделю _2_ часа



Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по окружающему миру (автор Н. Я. Дмитриева, А. Н.__ Казаков)_____________ федерального___ компонента государственного____ стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова)__________ Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 ____________________________________________________________


Учебник Дмитриева Н.Я. Мы и окружающий мир 4кл. - Самара:__________ Федоров,Издательство «Учебная литература»: _____________________





Составитель _Захарова Л. В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)





Рубцовск, 2013




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Окружающий мир

Авторы

Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «06ществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.

Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественно - научных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса - ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно - научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям.

Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Поэтому доминируют естественно - научные методы познания. Изучение строения Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, природой, населением Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ , и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться

в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.




















































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (68 часов)

Человек и окружающий мир (21 час)

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.

Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.

Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.

Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки её природа, население.

Экскурсии в планетарий, политехнический музей.


Преобразования в России (10 часов)

Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.

План местности.

Практические работы:определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.

Мир человека в Новое время (27 часа)

Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России и сравнение с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941 – 1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.

Пртические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, контурными картами.

Исследовательская работа. Органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.


Современная Россия (10 часов)


Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг. Гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская)

Символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Исследовательская работа. Буларусь (Англия, Франция, Германия, Китай…)

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.





























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА


ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

  • устанавливать связи:

- между производственной деятельностью человека и природой;

- между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

  • владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

- уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т. д.);

- систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;

- описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;

- проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;

- работать с простейшими моделями;

- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;

- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

- оформлять результаты исследовательской работы;

  • знать / понимать

-названия основных органов человека и их значение;

- некоторые правила предупреждения травм;

- нормы здорового образа жизни;

- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;

- основные этапы истории России;

- даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

- народы, населяющие Россию (не менее трёх);

- название основного закона страны;

- достопримечательности родного края;

- названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

  • уметь:

-находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;

- различать полезные ископаемые;

- иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

- соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;

- оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожениях, простуде;

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

- соблюдать правила охраны природы;

- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

- кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

- описывать основные исторические события, происходящие в современной России;

- соотносить год с веком;

- узнавать выдающиеся исторические памятники истории и культуры России.





Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:


  1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.

  2. .Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».


Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:


  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».












































Тематическое планирование


Название раздела программы

Количество часов

Сроки изучения раздела

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи

1.

Человек и мир, созданный им

21


4



2.

Преобразования в России

10


1


1

3.

Мир человека в новое время

27


5


1

4.

Современная Россия

10


5


1

5.

Резерв

1






Итого:

68 + 1


15


4


























Календарное планирование


урока

Дата

Корректировка программы


Количество часов

Применение ЦОР


Используемое оборудование

2

1



Человек и мир, созданный им мир

Условия современной жизни

1

видеосюжет

проектор

2



Техника и человек

Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего

1

ЭОР

проектор

3.



Человек познаёт самого себя

1

видеофильм

проектор

4.



Клетка – основа строения и роста живых организмов

1


микроскоп

5



Режим в жизни человека

Практическая работа составление режима дня

1

ЭОР

проектор

6



Лекарственные растения

Практическая работа

Работа с гербарными экземплярами растений

1


гербарий

7



Где и как жили рыцари

1

ЭОР

проектор

8



Почему осанка выделяла рыцаря

1

ЭОР

проектор

9.



Тело человека. Опора и защита тела

Практическая работа определение своего роста и веса

1

видеосюжет

проектор

10.



Позвоночник

1

ЭОР

проектор

11.



Череп Грудная клетка

1

ЭОР

проектор

12



Живые рычаги

1

видеофрагмент

проектор

13.



Мышцы и движение

Практическая работа

Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью

1

видеофрагмент

проектор

14.



«Чёрная смерть»

1

видеофрагмент

проектор

15.



Начало Нового времени

1

ЭОР

проектор

16.



Расширение знаний о Земле

Экскурсия

в планетарий

1

видеосюжет

проектор

17.




Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз

1

видеосюжет

проектор

18.



Открытие невидимого мира



микроскоп

19.



Победа над эпидемиями

1

ЭОР

проектор

20.



Зачем нужна гигиена

1

видеосюжет

проектор

21



Особенности кожного покрова

1

ЭОР

проектор

22



Преобразования в России

Россия при Петре I Царь – плотник. Выход к морю

1


историческая карта

23



Пётр I – царь и человек

Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

1

ЭОР

проектор

24



Становление Российской науки. Горное дело. Горные породы. Полезные ископаемые.

Практическая работа: определение состава и свойств полезных ископаемых

1

видеофрагмент

проектор

25



Каменное царство

Практическая работа: работа с коллекциями горных пород

1

видеофрагмент

проектор

26



Руды металлов

1

видеофрагмент

проектор

27



Горючие полезные ископаемые


видеофрагмент

проектор

28



Кто открывает и добывает полезные ископаемые



физическая карта России

29



Русское военное искусство

Ни разу не побеждённый


видеофрагмент

проектор

30



Отечественная война 1812 года


ЭОР

проектор

31



План местности

Экскурсия в краеведческий музей


ЭОР

проектор

32




План местности





33.




Мир человека в новое время

Северные земли России.

1


плакат - задание

34.

35.



Поиски неведомой земли

2


плакат

36.



Русские на шестом континенте

1

видеофрагмент

проектор

37.



Дальний Восток России

1


историческая карта

38.



Особенности природы гор

1


историческая карта

39.



Человеческие расы

1


историческая карта

40.

41.



Развитие науки и техники

2

видеофрагмент

проектор

42



Новые знания о человеке.

Практическая работа :оказание первой помощи при лёгких травмах

1

видеофрагмент

проектор

43.



Открытие деятельности нервной системы

1

видеофрагмент

проектор

44.



Значение кровеносной системы

1

ЭОР

проектор

45.



Россия в ХХ веке.

1


историческая карта

46.



События начала века



историческая карта

47.



Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.)

1


физическая карта России

48.



Век научных открытий

1


плакат - задание

49.



Охрана природы

1

видеофрагмент

проектор

50.



Охрана природы. Заповедники.

1

ЭОР

проектор

51.



Органы дыхания

Практическая работа: определение количества дыхательных движений в минуту

1

ЭОР

проектор

52.




Органы дыхания. Гигиена дыхания.

1


плакат

53.



Сельское хозяйство. Животноводство.

1


историческая карта

54.



Растениеводство

1


историческая карта

55.



Растениеводство и животноводство

Экскурсия в краеведческий музей

1


историческая карта

56.



Зачем человек ест

1

ЭОР

проектор

57.



Состав пищи

Исследовательская работа. Витамины в жизни человека.

1

видеофрагмент

проектор

58.



Органы пищеварения

1

видеофрагмент

проектор

59.



Длинная дорога бутерброда


11


историческая карта

60.



Современная Россия

Человек и общество

1

видеофрагмент

проектор

61.

62.



Устройство государственной власти

2


историческая карта

63.

64.



Символы и праздники России

2

видеофрагмент

проектор

65.

66.



Человек в современных условиях

2

ЭОР

проектор

67.

68.



Нравственные нормы жизни

2

видеофрагмент

проектор

69.



Резерв

Есть порох в пороховницах

Экскурсия в краеведческий музей

1

видеофрагмент

проектор




Итого 68 + 1























Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос