В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс

Лариса Захарова
Тип материала: Программа
просмотров: 3636
Краткое описание
Планирование учебного материала по литературному чтению 4 класс (система Л. В. Занкова)
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО»
Руководитель МО
__________________
Протокол № ____ от ______________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Гимназия №3» ________________ ________
приказ № ______ от _____________


Рабочая программа  Предмет ____литературное чтение ___________

 Класс  ___4 — Б__

Срок реализации 2013…- 2014… учебный год

Количество часов: 102__; в неделю _3_ часа
Планирование составлено на основе  программы начального____общего образования по литературному чтению (авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего образования (система Л. В. Занкова)_Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010________________
Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. — Самара: Федоров, ____
Составитель _Захарова Л. В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории (Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория) Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Литературное чтение Авторы  В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла — развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове — в целом повысить общую культуру человека. Стратегическая цельлитературного образования в школе — воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Более конкретная цель — воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. В основе данного курса лежит единый методологический подход — изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики — художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа — это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства — в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Соответственно, текущая цель курса — осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника. Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является: 1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства; 2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений — на уровне представлений без обязательного запоминания; 3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения. Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир — мир природы, людей и искусства, мир чувств. Таким образом,задачами начального курса литературы являются: ■ расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; ■ воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей; ■ развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора — интересным; ■ создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями; ■ развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему). Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению. Методика работы с текстом учитывает: 1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии; 2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения; 3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее). Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения. Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» — все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией — как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать — одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания. Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора — это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы. Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка». В курсе «Литературное чтение» актуализируются Межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом и драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. анализируются объёмные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выявлением позиции автора, вычитыванием авторской оценке изображаемого. Особенность четвёртого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров литературы. Итогом четвёртого года обучения – и всего курса литературного чтения 1 – 4 классов – должны стать: § начальные умения анализа литературного произведения; § умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинения на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); § первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; § эстетическое переживание ценности художественных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс (102 часа) Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Социально-бытовая сказка.Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Природа и происхождение жанра пословицы. Связь и мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценке в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская социально-бытовая сказка. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Жданни Родари). Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия. Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии. Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»); б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трёхлетнего ребёнка и волчицы); в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; г) богатство и разнообразие художественного языка. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устранённость автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т. д.; б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев. Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по средствам изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приёмов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с «онегинской строфой»). Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приёмы изображения). Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и смыслового чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного выказывания; творческого отношения к устной и письменной речи. Требования к ровню подготовки обучающихся к концу четвёртого класса Обучающиеся должны
иметь представление:
— о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;  -о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования; знать: — наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта; уметь:  - читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90 – 100 слов в минуту;  - выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения; — выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор); — воспринимать оттенки чувств в прозаическом произведении; — находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке; — практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;  - рассказывать о любимом писателе, поэте;  - устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему. Читательские умения К концу 4 класса учащиеся должны уметь: — правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту); — заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту); — ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги; — самостоятельно читать тексты большого объёма; — кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе; — знать наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов. Литературоведческая пропедевтика К концу 4 класса учащиеся должны — отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; — различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ; — обнаружить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор); — отличать художественный текст от научно-популярного;  - давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;  - давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чём пишет); — давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;  - полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;  - полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи. Развитие творческих способностей  К концу 4 класса учащиеся должны — пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности; — участвовать в конкурсах чтецов; — писать небольшие по объёму сочинения на основе литературных впечатлений;  - писать небольшие по объёму сочинения по картине;  - устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему; — научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и т. д.). КРУГ ЧТЕНИЯ Четвёртый год обучения Устное народное творчество
Былины Новгородского цикла: «Садко». Русские народные волшебные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Н. Асеев, А. Фет, Н Заболоцкий, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, А. Ахматова, В. Хлебников, В. Маяковский, Б Пастернак; М. Лермонтов «Бородино»; А. Чехов «Белолобый», «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Слон», Саша Чёрный «Дневник фокса Микки».
Русские и зарубежные сказки и сказочные повести
Л. Петрушевская «Сказки», С Козлов «Сказки», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Русалочка», Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок», Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик», Т. Яссон «Приключения Муми — Тролля»; М. Метерлинк «Синяя птица».
Современная и зарубежная литература
С. Михалков Государственный гимн Российской Федерации; Ф. Искандер «Рассказы»; А. Вознесенский, В. Берестов, Д. Самойлов, С. Маршак, Б. Захадер, Ю. Мориц, Н. Матвеева, К. Некрасова.
Зарубежная поэзия
М. Карем, японские трёхстишия Исса и Кикаку, античный «Гимн Природе».
Дополнительная литература
«Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Иван – царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын и чудо–юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть», «Солдат и чёрт», «Каша из топора»;
А. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», С Аксаков «Аленький цветочек», П. Бажов «Медной горы хозяйка»;
Г. Х. Андерсен «Ёлка», «»Волшебный фонарь», Ш. Перро «Синяя борода», А. Толстой «Детство Никиты», С Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Басни Л. Толстого, С. Михалкова;
О. Уайльд «Мальчик – звезда», К. Льюис «Сказочные повести», В. Гауф «Карлик Нос», «Калиф – аист», Л. Кэролл «Алиса в стране чудес», А. Сент — Экзюпери «Маленький принц»;
Ю. Олеша «Три толстяка», Л. Чарская «Сказки»;
Л. Кассиль, Ю. Коваль, Ю Сотник, Ю Яковлев, В. Железников, В. Каверин, А. Алексин, А Рыбаков, А. Митяев, А. Маркуша, С. Сахарнов Рассказы и повести;
В. Нерасов «Приключения капитана Врунгеля», К. Булычев «Тайна третьей планеты», Е. Велтистов «Приключения Электроника», А. Мошковский «Пятеро в звездолете».

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. — Самара: Федоров, 2010
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:

1. Чуракова Н. А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для 4 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2. Самыкина С. В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Тематическое планирование

Название раздела программы
Количество часов
Сроки изучения раздела
Кол-во лабораторных и практических работ
Кол-во контрольных работ
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи
1.
Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком.
10




2.
Авторская литература: время во власти человека
8




3.
Крутим барабан времени
10




4.
Реальный и волшебный миры в авторской сказке
16




5.
Авторская поэзия: мастерская стиха
7




6.
Планета поэзии. От великого до малого.
7




7.
Мир драмы. Где искать автора?
17




8.
Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт.
10




9.
Поэт, природа и время
6




10.
Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа
10




11.
Резерв
1





Итого:

102 + 1






Календарное планирование
№ урока
Дата
Корректировка программы
Тема урока Количество часов
Применение ЦОР

Используемое оборудование
2
1



Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком.
Пословицы русского земледельца. Время как природа.
1


2


Законы волшебной сказки
1


3


Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Представлений древних людей о мире
1

иллюстрации к волшебным сказкам
4.
5


Проникновение конкретного исторического времени в сказку
2


6


«Садко». Черты былины и сказки в тексте
1

мультимедийное оборудование
7


Приметы исторического времени в былине
1


8


Художественные особенности в былине
1

мультимедийное оборудование
9


Черты древней сказки и исторические подробности в былине «Садко»
1


10



Наедине с книгой. Мир сказки
1
ЭОР
проектор
11
12


Авторская литература: время во власти человека
Человек – хозяин и творец времени. Особенности художественного мира, созданного Джанни Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок»
2

мультимедийное оборудование
13


Особенное восприятие времени в стихотворениях Андрея Вознесенского «Какое несимметричное Время…»
1


14
15



Образ весны и ручьев в стихотворении Федора Тютчева «Весенние воды», Новеллы Матвеевой «В лощинах снег…», Бориса Пастернака «Опять весна»
2

мультимедийное оборудование
16


Чудесное весеннее преображение (по стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»)
1
ЭОР
проектор
17.



Весна, весна… Урок выразительного чтения
1


18.


Наедине с книгой. Время во власти автора
1


19


Крутим барабан времени
История души человеческой (по рассказу Л. Андреева «Петька на даче»)
Два мира (мир парикмахерской и мир дачи)
1

мультимедийное оборудование
20


Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение
1


21.


Литературный герой и его прототип
1


22



Судьба твоего ровесника, жившего 100 лет назад (по рассказу А. Чехова «Ванька»)
Два мира Ваньки Жукова
1

мультимедийное оборудование
23


Такие похожие разные судьбы
1


24


Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в ХХ веке
1

видеофильм
25
26


Лирический герой В. Берестова
Мир друзей, семьи в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография»
2
ЭОР
проектор
27


Лирический герой В. Берестова

1

мультимедийное оборудование
28



Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний. Урок выразительного чтения стихов наизусть.
1


29
30


Реальный и волшебный миры в авторской сказке
В реальном мире волшебной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»
2
ЭОР
проектор
31
32



Особенности волшебного мира в авторской сказке
2


33
34
35


Новые сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе»
3


36



Решающий поединок — кульминация сказки
1

мультимедийное оборудование
37
38



Финал сказки. В волшебной стране
2

Видеофильм
39



Отзыв о сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»
1


40
41



Проверочная работа за I полугодие и анализ её результатов
2


42


Наедине с книгой. С. Аксаков «Аленький цветочек»
1

мультимедийное оборудование
43



Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул…», Д. Самойлова «Красная осень»)
1
ЭОР
проектор
44



…Вода и камень, земля и небо, лед и пламень… Урок — праздник поэзии
1
ЭОР
проектор
45



Авторская поэзия: мастерская стиха
Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога», А. Белого «Весна»
1
ЭОР
проектор
46



Особенности рифмовки в стихотворениях Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…», С. Маршака «Как поработала зима!..»
1
ЭОР
проектор
47


Три вида рифмы – три разных образа
1


48
49


Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро…») и В. Хлебникова («Заклятие смехом»)
2
ЭОР
проектор
50
51


Авторский почерк в переводах хокку
2

мультимедийное оборудование
52


Планета поэзии. От великого до малого.
Древний и современный гимн
1


53
54



Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»
2
ЭОР
мультимедийное оборудование
55
56


Автобиографический характер стихотворений В. Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир»
2
ЭОР
проектор
57


Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений
1


58


Наедине с книгой. Лирика военных лет
1

мультимедийное оборудование
59


Мир драмы. Где искать автора?
Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица»)
1
ЭОР
проектор
60
61



Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица»
2


62
63



В «чужом» мире страны Воспоминаний
2
ЭОР
проектор
64


В «чужом» мире царицы Ночи
1
ЭОР
мультимедийное оборудование
65


Постижение истинного смысла вещей. Ещё один шаг к познанию идеи пьесы
1

видеофильм
66


Я работаю в театре
1


67


В Царстве Будущего
1


68


Прощание с душами предметов. Образы Души Света, Кошки, Пса
1


69
70



Итог пьесы – обретение Истинного Зрения
2

мультимедийное оборудо-вание
71
72



Конкурс инсценировок
2

мультимедийное оборудование
73


Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца»
1
ЭОР
проектор
74


Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Исса
1
ЭОР
проектор
75


Наедине с книгой. Читаю пьесу
1


76
77


Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт.
Мир глазами трёхлетнего ребёнка (по рассказу А. Чехова «Гриша»)
2
ЭОР
проектор
78
79



Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый»
2

мультимедийное оборудование
80
81



Знакомьтесь – дневник, написанный собакой (С. Чёрный «Дневник фокса Микки»)
2

муль-тиме-дийное обору-дование
82
83


Главный герой. Его характер
2


84



Кульминация повести. Её развязка
1


85


Наедине с книгой. Автор — актёр
1


86



Поэт, природа и время
Необычный взгляд поэта на мир (по стихотворениям А. Вознесенского «Жадным взором василиска…», «Поставь в стакан замедленную астру…», «Выгнувши шею назад осторожно…»)
1
ЭОР
проектор
87


Человек и природа в стихотворении Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна»
1
ЭОР
проектор
88



Природа, увиденная глазами поэта, художника (по стихотворению Н. Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара и К. Моне)
1
ЭОР
проектор
89



Поэт и природа. Урок выразительного чтения стихотворений наизусть
1


90
91


Вечные ценности в стихотворении Ф. Тютчева «в небе тают облака…», в сказке С. Козлова «Если меня совсем нет»
2

мультимедийное оборудование
92
93



Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа
Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон» и стихотворению М. Карема «Ослик»)
2
ЭОР
проектор
94
95



Строим воздушные замки (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки»)
2 ЭОР
проектор
96



Открываем самый большой лошадиный секрет В стихотворении Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет»
1
ЭОР
проектор
97



Красивый человек. Какой он? (Ф. Искандер «Рассказ о море»)
1

мультимедийное оборудование
98
99



Проверочная работа за II полугодие и анализ её результатов
2


100
101



Мир авторской сказки С. Козлова «Тёплым тихим утром посреди зимы»
2

муль-тиме-дийное обору-дова-ние
102


Сюжетный ответ на простой вопрос (В. Маяковский «А вы могли бы?»)
1
ЭОР
проектор
103


Резерв
1



Итого:

102 часа + 1





Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа, литературное чтение.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска





«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

__________________

Протокол № ____ от ______________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Гимназия №3» ________________ ________

приказ № ______ от _____________




Рабочая программа

Предмет ____литературное чтение ___________


Класс ___4 - Б__

Срок реализации 2013…- 2014… учебный год



Количество часов: 102__; в неделю _3_ часа



Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по литературному чтению (авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего образования (система Л. В. Занкова)_ Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010________________




Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. - Самара: Федоров, ____





Составитель _Захарова Л. В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)







Рубцовск, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Литературное чтение

Авторы

В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека.

Стратегическая цель литературного образования в школе - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Соответственно, текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.

Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;

2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Таким образом, задачами начального курса литературы являются:

расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным;

создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения.

Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.

На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.

Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать - одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.

Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.

Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора - это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения.

Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.

Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка».

В курсе «Литературное чтение» актуализируются Межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».

В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника.

Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития.

Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом и драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. анализируются объёмные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выявлением позиции автора, вычитыванием авторской оценке изображаемого.

Особенность четвёртого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров литературы.

Итогом четвёртого года обучения – и всего курса литературного чтения 1 – 4 классов – должны стать:

  • начальные умения анализа литературного произведения;

  • умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинения на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);

  • первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;

  • эстетическое переживание ценности художественных произведений.





















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (102 часа)

Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.

Природа и происхождение жанра пословицы. Связь и мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценке в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.

Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская социально-бытовая сказка.

Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Жданни Родари).

Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.

Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.

Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа:

а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»);

б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трёхлетнего ребёнка и волчицы);

в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

г) богатство и разнообразие художественного языка.

Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.

Наблюдение за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устранённость автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому:

а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т. д.;

б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по средствам изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приёмов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приёмы изображения).

Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и смыслового чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного выказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.


Требования к ровню подготовки обучающихся к концу четвёртого класса

Обучающиеся должны

иметь представление:

- о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

-о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования;

знать:

- наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;

уметь:

- читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90 – 100 слов в минуту;

- выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

- воспринимать оттенки чувств в прозаическом произведении;

- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;

- практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

- рассказывать о любимом писателе, поэте;

- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

- правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);

- заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);

- ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

- самостоятельно читать тексты большого объёма;

- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

- знать наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика

К концу 4 класса учащиеся должны

- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

- различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ;

- обнаружить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);

- отличать художественный текст от научно-популярного;

- давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;

- давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чём пишет);

- давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;

- полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;

- полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи.

Развитие творческих способностей

К концу 4 класса учащиеся должны

- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

- участвовать в конкурсах чтецов;

- писать небольшие по объёму сочинения на основе литературных впечатлений;

- писать небольшие по объёму сочинения по картине;

- устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

- научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и т. д.).



КРУГ ЧТЕНИЯ

Четвёртый год обучения

Устное народное творчество

Былины Новгородского цикла: «Садко». Русские народные волшебные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль».

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Н. Асеев, А. Фет, Н Заболоцкий, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, А. Ахматова, В. Хлебников, В. Маяковский, Б Пастернак; М. Лермонтов «Бородино»; А. Чехов «Белолобый», «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Слон», Саша Чёрный «Дневник фокса Микки».

Русские и зарубежные сказки и сказочные повести

Л. Петрушевская «Сказки», С Козлов «Сказки», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Русалочка», Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок», Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик», Т. Яссон «Приключения Муми - Тролля»; М. Метерлинк «Синяя птица».

Современная и зарубежная литература

С. Михалков Государственный гимн Российской Федерации; Ф. Искандер «Рассказы»; А. Вознесенский, В. Берестов, Д. Самойлов, С. Маршак, Б. Захадер, Ю. Мориц, Н. Матвеева, К. Некрасова.

Зарубежная поэзия

М. Карем, японские трёхстишия Исса и Кикаку, античный «Гимн Природе».

Дополнительная литература

«Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Иван – царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын и чудо–юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть», «Солдат и чёрт», «Каша из топора»;

А. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», С Аксаков «Аленький цветочек», П. Бажов «Медной горы хозяйка»;

Г. Х. Андерсен «Ёлка», «»Волшебный фонарь», Ш. Перро «Синяя борода», А. Толстой «Детство Никиты», С Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Басни Л. Толстого, С. Михалкова;

О. Уайльд «Мальчик – звезда», К. Льюис «Сказочные повести», В. Гауф «Карлик Нос», «Калиф – аист», Л. Кэролл «Алиса в стране чудес», А. Сент - Экзюпери «Маленький принц»;

Ю. Олеша «Три толстяка», Л. Чарская «Сказки»;

Л. Кассиль , Ю. Коваль, Ю Сотник, Ю Яковлев, В. Железников, В. Каверин, А. Алексин, А Рыбаков, А. Митяев, А. Маркуша, С. Сахарнов Рассказы и повести;

В. Нерасов «Приключения капитана Врунгеля», К. Булычев «Тайна третьей планеты», Е. Велтистов «Приключения Электроника», А. Мошковский «Пятеро в звездолете».

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. - Самара: Федоров, 2010



Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:


1. Чуракова Н. А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для 4 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  1. Самыкина С. В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».


















Тематическое планирование


Название раздела программы

Количество часов

Сроки изучения раздела

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи

1.

Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком.

10





2.

Авторская литература: время во власти человека

8





3.

Крутим барабан времени

10





4.

Реальный и волшебный миры в авторской сказке

16





5.

Авторская поэзия: мастерская стиха

7





6.

Планета поэзии. От великого до малого.

7





7.

Мир драмы. Где искать автора?

17





8.

Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт.

10





9.

Поэт, природа и время

6





10.

Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа

10





11.

Резерв

1






Итого:


102 + 1















Календарное планирование


урока

Дата

Корректировка программы

Тема урока

Количество часов

Применение ЦОР


Используемое оборудование

2

1




Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком.

Пословицы русского земледельца. Время как природа.

1



2



Законы волшебной сказки

1



3



Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Представлений древних людей о мире

1


иллюстрации к волшебным сказкам

4.

5



Проникновение конкретного исторического времени в сказку

2



6



«Садко». Черты былины и сказки в тексте

1


мультимедийное оборудование

7



Приметы исторического времени в былине

1



8



Художественные особенности в былине

1


мультимедийное оборудование

9



Черты древней сказки и исторические подробности в былине «Садко»

1



10




Наедине с книгой. Мир сказки

1

ЭОР

проектор

11

12



Авторская литература: время во власти человека

Человек – хозяин и творец времени. Особенности художественного мира, созданного Джанни Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок»

2


мультимедийное оборудование

13



Особенное восприятие времени в стихотворениях Андрея Вознесенского «Какое несимметричное Время…»

1



14

15




Образ весны и ручьев в стихотворении Федора Тютчева «Весенние воды», Новеллы Матвеевой «В лощинах снег…», Бориса Пастернака «Опять весна»

2


мультимедийное оборудование

16



Чудесное весеннее преображение (по стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»)

1

ЭОР

проектор

17.




Весна, весна… Урок выразительного чтения

1



18.



Наедине с книгой. Время во власти автора

1



19



Крутим барабан времени

История души человеческой (по рассказу Л. Андреева «Петька на даче»)

Два мира (мир парикмахерской и мир дачи)

1


мультимедийное оборудование

20



Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение

1



21.



Литературный герой и его прототип

1



22




Судьба твоего ровесника, жившего 100 лет назад (по рассказу А. Чехова «Ванька»)

Два мира Ваньки Жукова

1


мультимедийное оборудование

23



Такие похожие разные судьбы

1



24



Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в ХХ веке

1


видеофильм

25

26



Лирический герой В. Берестова

Мир друзей, семьи в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография»

2

ЭОР

проектор

27



Лирический герой В. Берестова


1


мультимедийное оборудование

28




Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний. Урок выразительного чтения стихов наизусть.

1



29

30



Реальный и волшебный миры в авторской сказке

В реальном мире волшебной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»

2

ЭОР

проектор

31

32




Особенности волшебного мира в авторской сказке

2



33

34

35



Новые сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе»

3



36




Решающий поединок - кульминация сказки

1


мультимедийное оборудование

37

38




Финал сказки. В волшебной стране

2


Видеофильм

39




Отзыв о сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»

1



40

41




Проверочная работа за I полугодие и анализ её результатов

2



42



Наедине с книгой. С. Аксаков «Аленький цветочек»

1


мультимедийное оборудование

43




Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул…», Д. Самойлова «Красная осень»)

1

ЭОР

проектор

44




Вода и камень, земля и небо, лед и пламень… Урок -- праздник поэзии

1

ЭОР

проектор

45




Авторская поэзия: мастерская стиха

Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога», А. Белого «Весна»

1

ЭОР

проектор

46




Особенности рифмовки в стихотворениях Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…», С. Маршака «Как поработала зима!..»

1

ЭОР

проектор

47



Три вида рифмы – три разных образа

1



48

49





Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро…») и В. Хлебникова («Заклятие смехом»)

2

ЭОР

проектор

50

51



Авторский почерк в переводах хокку

2


мультимедийное оборудование

52



Планета поэзии. От великого до малого.

Древний и современный гимн

1



53

54




Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»

2

ЭОР

мультимедийное оборудование

55

56



Автобиографический характер стихотворений В. Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир»

2

ЭОР

проектор

57



Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений

1



58



Наедине с книгой. Лирика военных лет

1


мультимедийное оборудование

59



Мир драмы. Где искать автора?

Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица»)

1

ЭОР

проектор

60

61




Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица»

2



62

63




В «чужом» мире страны Воспоминаний

2

ЭОР

проектор

64



В «чужом» мире царицы Ночи

1

ЭОР

мультимедийное оборудование

65



Постижение истинного смысла вещей. Ещё один шаг к познанию идеи пьесы

1


видеофильм

66



Я работаю в театре

1



67



В Царстве Будущего

1



68



Прощание с душами предметов. Образы Души Света, Кошки, Пса

1



69

70




Итог пьесы – обретение Истинного Зрения

2


мультимедийное оборудо-вание

71

72




Конкурс инсценировок

2


мультимедийное оборудование

73



Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца»

1

ЭОР

проектор

74



Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Исса

1

ЭОР

проектор

75



Наедине с книгой. Читаю пьесу

1



76

77



Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт.

Мир глазами трёхлетнего ребёнка (по рассказу А. Чехова «Гриша»)

2

ЭОР

проектор

78

79



Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый»

2


мультимедийное оборудование

80

81




Знакомьтесь – дневник, написанный собакой (С. Чёрный «Дневник фокса Микки»)

2


муль-тиме-дийное обору-дование

82

83



Главный герой. Его характер

2



84




Кульминация повести. Её развязка

1



85



Наедине с книгой. Автор - актёр

1



86




Поэт, природа и время

Необычный взгляд поэта на мир (по стихотворениям А. Вознесенского «Жадным взором василиска…», «Поставь в стакан замедленную астру…», «Выгнувши шею назад осторожно…»)

1

ЭОР

проектор

87



Человек и природа в стихотворении Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна»

1

ЭОР

проектор

88




Природа, увиденная глазами поэта, художника (по стихотворению Н. Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара и К. Моне)

1

ЭОР

проектор

89




Поэт и природа. Урок выразительного чтения стихотворений наизусть

1



90

91



Вечные ценности в стихотворении Ф. Тютчева «в небе тают облака…», в сказке С. Козлова «Если меня совсем нет»

2


мультимедийное оборудование

92

93




Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа

Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон» и стихотворению М. Карема «Ослик»)

2

ЭОР

проектор

94

95




Строим воздушные замки (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки»)

2

ЭОР

проектор

96




Открываем самый большой лошадиный секрет В стихотворении Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет»

1

ЭОР

проектор

97




Красивый человек. Какой он? (Ф. Искандер «Рассказ о море»)

1


мультимедийное оборудование

98

99




Проверочная работа за II полугодие и анализ её результатов

2



100

101




Мир авторской сказки С. Козлова «Тёплым тихим утром посреди зимы»

2


муль-тиме-дийное обору-дова-ние

102



Сюжетный ответ на простой вопрос (В. Маяковский «А вы могли бы?»)

1

ЭОР

проектор

103



Резерв

1




Итого:


102 часа + 1



















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос