В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

«Физическое и духовное становление семьи в условиях дополнительного образования» (из опыта работы с родителями центра «Здоровье»)

Надежда Барышникова Надежда Барышникова
Тип материала: другое
просмотров: 786
Краткое описание
Описание опыта работы учреждения по работе с семьями по формированию и пропаганде здорового образа жизни

Описание
Автор:
Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по учебно-
-воспитательной работе МБОУДОД «Центр детского творчества» Оханского района Пермского края
«Физическое и духовное становление семьи в условиях дополнительного образования» (из опыта работы с родителями центра «Здоровье») Мы живем в эпоху глубочайших перемен, происходящих во всем мире. Разрушительные процессы, неизменные спутники преобразований, коснулись всех сторон нашей жизни. Среди проблем, распространившихся по всему миру: сексуальная распущенность, разводы, разлад в семьях, преступность и насилие, алкоголизм и наркомания, загрязнение окружающей среды. Как сегодня мы можем решать задачу по сохранению и укреплению культурно — нравственных ценностей? Один из путей — уделить серьезное внимание воспитанию, которое мы даем нашим детям. Какими и кем станут наши дети? Это зависит от нас. От нашей к ним любви, от нашей жизненной позиции, от того святого и сокровенного, что унесут они в жизнь из воспоминаний детства, от той степени доброты, которую мы проявляем к ним и ко всем остальным людям.
Семья и учреждение дополнительного образования детей представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития личности ребенка, для формирования его как гражданина и будущего семьянина, необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.
Поэтому не случайно государство направляет свои усилия на повышение роли семьи в жизни нашего общества.
В условиях социальных изменений во всех сферах жизни общества
образовательные учреждения
и семьи должны
и обязаны объединить свои усилия в рамках социализации личности каждого ребенка, в деле воспитания его достойным гражданином нашего общества.
Как убеждает опыт многих семей, дети обделены вниманием родителей не по причине занятости последних, а из – за разности их интересов в быту, общении, досуге. И важно помочь нашим родителям осмыслить это положение, вооружить знаниями о способах и средствах формирования нормального семейного коллектива, создать условия для общности дел и интересов, заразить целеустремленностью, поднять авторитет каждого родителя в глазах детей. Всё это не может быть решено одномоментной воспитательной акцией, а требует кропотливой работы, направленной на создание воспитательной системы, неутомимой просветительской деятельности. Для решения данной проблемы у нас в районе педагоги нашего Центра детского творчества, супруги Плешковы, оба имеющие высшую категорию, создали группу «Здоровье», взяв за основу практический опыт семей Б.П и Л.А Никитиных, П.К Иванова, Поля Брега, А. Колгушкина и других. Их движение за здоровый образ жизни популяризировало идеи Порфирия Иванова, создавшего систему природного оздоровления. В центре «Здоровье» совместная деятельность (дети, родители, педагоги) основана на принципе активного взаимодействия с социумом. Противостоять негативному воздействию среды возможно только, активно проецируя в общество противоположную модель поведения, другой образ жизни, другие взаимоотношения, другие ценности. Какие используют средства воздействия на общественное сознание наши педагоги? 1. Собственный пример; 2. реклама; 3. поддержка любого хорошего начинания; 4. общественно — значимая деятельность; 5. проектная деятельность; 6. возрождение традиций, событий, имен, которые могут послужить примером, предметом гордости всех; составляют славу района, города, села, деревни. Какие виды активного досуга пропагандирует центр «Здоровье»? Разрабатывают туристические маршруты, организуют летние оздоровительные лагеря, создают условия для активного семейного, группового, массового отдыха. Основные мероприятия: · путешествия и изучение родного края в любое время года (на лыжах, пешком, на велосипедах, на яхте); · трудовые десанты, субботники по уборке прибрежной зоны рек Кама и Очёр, маленьких речушек района весной, летом, осенью (один раз в месяц); · туристические слеты весной, осенью; · походы по району в учебный период; · «Крещенье», «День Нептуна» для любителей зимнего плавания; · организация и участие в соревнованиях детей, родителей, педагогов (в течение учебного года); · организация и проведение театрализованных праздников силами детей и родителей (в течение года); · летние оздоровительные лагеря «Туристята», «Радуга», «Новое поколение»; · «Школы выживания» для туристских групп района Прижилось и стало традиционным в нашей группе «Здоровье» закаливание и зимнее купание в проруби. В Крещение 19 января купаются в открытых водоемах более ста человек ежегодно. Нет на свете лучшей аптеки, чем та, что находится в нашем организме. Надо только уметь ею пользоваться — подвергать стрессам, а не нежить в тепличных условиях. Наука, практика и собственный опыт убеждают в том, что человек может совершенно безопасно для своего здоровья окунуться в проруби без всякой подготовки. В момент стресса, полученного от кратковременной встречи с холодной водой, происходит выброс биологически активных веществ, мобилизующих иммунную систему организма. А она, как известно, страхует человека. Далеко не каждый педагог сможет в силу своей занятости или иных причин посвятить себя всецело работе с семьей. Общаться с детьми гораздо легче и проще, чем с родителями. На это существуют как объективные, так и субъективные причины. Но с родителями можно и нужно работать. Приобщение родителей к педагогическому творчеству пробуждает в них желание развить свой педагогический талант, а это очень важно. Работа с родителями в центре «Здоровье» строится через «Школу семейного воспитания» на основе сотрудничества между педагогом, родителем и ребенком. Основная функция — просвещение родителей и детей в вопросах физического оздоровления, воспитания, организации активного семейного досуга. Основополагающими принципами являются: · любовь и бесконечное терпение; · понимание и уважение; · признание за ребенком самостоятельности, а значит и ответственности; · принятие его таким, каков он есть; · вера в лучшее, что есть в ребенке; · оптимизм во всех педагогических невзгодах. Структурной единицей является родительский комитет, который возглавляют активные родители. Они же отслеживают и фиксируют данные о семье в картотеке центра «Здоровье». В профессиональный состав из числа родителей входят: психолог, детский врач, юрист. Опытные родители осуществляют работу школы семейного оздоровления под руководством организаторов центра «Здоровье». Основные формы совместных занятий: оздоровительная гимнастика; закаливание и зимнее купание; походы и путешествия; участие в спортивных соревнованиях; организация и проведение мероприятий и праздников. Деятельность Центра «Здоровье» также направлена на обеспечение эффективной работы «Школы семейного воспитания» через: q Создание условий для взаимодействия семьи с образовательным учреждением; q Общее просвещение и оказание конкретной практической помощи семье в создании условий обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, обучение родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком. q Составление индивидуальных программ развития детей с учетом мнения родителей; q Активное вовлечение родителей в воспитательный процесс образовательного учреждения; q Проведение с родителями в составе малых групп социально- педагогических тренингов, ролевых игр и других форм практического обучения на основе конкретных ситуаций; q Индивидуальное и групповое консультирование родителей по конкретным проблемам внутрисемейных коллизий, проблемам взаимоотношений ребенка в семье, со школой, социальным окружением. Из числа родителей центр «Здоровье» готовит педагогов для создания новых групп «Здоровье». В течение двух лет прошли обучение на курсах аэробики шесть человек.
Социальное проектирование — это одна из форм социального взаимодействия с целью разрешения общественно значимых проблем. Центр «Здоровье» ежегодно участвует в конкурсе социальных проектов. Их работы представлены в различных номинациях. 1. В номинации «Родительская инициатива» разработан проект «Парк Надежда», целью которого является восстановление запущенного сквера в центре города. 2. В номинации «Спорт для всех» осуществлен проект «Свежий ветер», целью которого является популяризация и развитие парусного спорта в районе, проектирование туристических маршрутов. Результатом реализации проекта «Свежий ветер» является разработка парусного туристического маршрута, который проходит по Воткинскому водохранилищу. Этот маршрут вошел в список Российских приключенческих туров. 3. Проект «Наше здоровье в наших руках», направленный на организацию и благоустройство стоянок отдыха для водных туристов и автотуристов по Воткинскому водохранилищу в пределах границ Оханского района. В реализации проекта участвовала эколого-туристическая группа «Туристята» (школьники с 5 по 10 класс). Были оборудованы зеленые стоянки. 4. Реализован проект «Зеленый дом», направленный на благоустройство лыжной базы и преобразование её в культурно- оздоровительный центр. В рамках проекта проведены субботники по сбору и вывозу мусора, посажены три аллеи деревьев, разбиты клумбы с цветами, построена стандартная волейбольная площадка, установлена шведская стенка с перекладиной, обустроен пляж, расчищен горнолыжный склон, проведен социологический опрос населения по проблеме благоустройства родного города и мест отдыха, проведен фестиваль «Родительская инициатива». 5. Логическим продолжением проекта «Зеленый дом» является проект «Зеленый дом — тропинка к здоровью», который разработан и осуществлен педагогами центра «Здоровье» совместно с родителями. Целью проекта является организация экспедиции, в которую включены семь велосипедных туристических маршрутов. В рамках проекта благоустроена территория лыжной базы (посажены саженцы сирени, черноплодной рябины, кедра, дуба, сосны, вишни), оборудованы места отдыха (семь костровищ, шесть скамеек), оборудованы санитарная и бытовая зоны, построен и разукрашен каток, организован летний отдых детей на территории лыжной базы, проведен марафон по фитнес-аэробике, ежегодно осуществляются выездные экспедиции, накоплена фототека, видеоматериалы, ведётся агитационно- просветительская работа среди населения за здоровый образ жизни. Мы заинтересованы в том, чтобы наш район стал туристически привлекателен для жителей Пермского края. Это позволит нам и в дальнейшем развиваться, расширять сферу активного досуга, привлекать финансовые средства. Кроме проектной деятельности педагоги центра «Здоровье» очень любят ходить в походы вместе с детьми и родителями. Желательно, чтобы родители имели опыт путешествий, тогда взрослым легко приспособить имеющиеся знания и навыки туристов-спортсменов к специфическим путешествиям с детьми. Но и это совсем необязательно. Задача видится шире: нам хочется привлечь к спортивным путешествиям как можно больше семей, потому что при совместных путешествиях общение происходит «на одном языке». Более 15 лет мы занимаемся туризмом в Центре детского творчества. За это время освоены следующие виды туризма: пеший, лыжный, велосипедный, горный, яхтинг, спелео. Начинать, конечно, следует с простых путешествий, даже если руководители имеют большой туристический опыт. Надо всегда помнить, что это походы для детей. Цель руководителей состоит исключительно в том, чтобы детям было интересно. Для детей же главный интерес не в спортивности путешествий (не в сложности преодоления препятствий), а в познавательности, необычности ситуаций, новизне ощущений. Первый поход был совершён на Средний Урал в августе 1996 года. Не случайно было выбрано время путешествия — август. Это достаточно теплый период; минимальна клещевая опасность; обилие ягод, грибов, кедровых орехов; минимум гнуса и комаров. В первых походах закаляется группа, проходит испытание групповое снаряжение. В 2013 году совершена экспедиция на велосипедах с нашего Урала на побережье Крыма. Кроме того, путешествуем вместе с родителями на красавицах — яхтах, изготовленных своими силами. Отработаны маршруты выходного дня (1-3) и многодневные (5-7) дней. Освоив длительные путешествия в летнее время, группа «Здоровье» перешла к зимним лыжным походам. Такой переход обусловлен не только принципом обучения от простого к более сложному, но и тем, что в нашем регионе зима занимает значительную часть года. Лыжные походы предъявляют повышенные требования к личному и общественному снаряжению, налагают определенные обязательства на руководителя похода. Летом можно путешествовать и в обычной одежде и провести ночь под легким одеялом, зимняя одежда должна обеспечить сохранение здоровья и соответствовать современным требованиям к путешествиям. Осуществляли сначала походы выходного дня: на один день, затем на два дня с ночевкой в полевых условиях, затем многодневные походы по нашему району, а уже затем длительные путешествия в горы Урала. Походы на Средний Урал стали традиционными, освоен район Конжаковского камня. И совершаются такие путешествия в нашем Центре только благодаря тесному сотрудничеству с родителями при их непременном участии, что приводит к укреплению семейных отношений, улучшению микроклимата и взаимоотношения с близкими. Как ни хороша Анталия, а милее и краше родного Прикамья ничего нет! Песчаные пляжи, чистая вода, дремучий лес. И никаких долгих сборов, только одежду не забыть. Всего час езды от Перми, и ты попадаешь в другой мир — мир тишины, плеска волн, ласкового солнца. Уж если путешествовать, то в Оханске!
Пожаловаться 25 декабря 2013
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru