В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей

Майя Кузьмичева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:4просмотров: 4387
Краткое описание
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летнего оздоровительного сезона.
Описание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Альметьевск РТ
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей 2013 Информационная карта программы
1 Номинация, по которой представляется программа Летний пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
2. Полное название программы Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя сказка»
2 Цель программы Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летнего оздоровительного сезона.
Адресат проектной деятельности МБОУ «СОШ № 2», учащиеся 1-5 классов
3 Направления содержания деятельности программы лагеря Смена лагеря «Летняя сказка» включает следующие направления: -физкультурно-оздоровительное
— художественно-творческое,
— гражданско-патриотическое развитие детей, — познавательно-интеллектуальная
— досуговая деятельность.
Ожидаемый
результат
— повышение двигательной активности будет способствовать укреплению здоровья и физическому развитию детей; — удовлетворить потребности детей и родителей в полноценном отдыхе; — воспитание общей культуры учащихся посредством развития эмоционально-волевой сферы ребенка, креативности его мышления и реализации творческого потенциала ребенка в разнообразных сферах деятельности; — становление социально-адаптированной личности с активной жизненной позиции человека как гражданина и патриота своей страны
Авторы программы
Кузьмичева Майя Николаевна, учитель начальных классов, IIквалификационной категории
5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, представившее программу МБОУ « СОШ № 2»
6 Адрес, телефон Республика Татарстан г. Альметьевск, ул. Белоглазова, д. 20 8(8553)439583
7 Место реализации Пришкольный оздоровительный лагерь «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей
8 Количество участников программы 150 человек
Возраст участников программы 7-12 лет
9 Сроки проведения, количество смен 21 день

Содержание программы: Пояснительная записка ……………………………………………………………...4
Цель и задачи программы ………………………………………………………..….6
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены …6 Направления и виды деятельности …………………………………………………7 Механизм реализации программы …………………………………………………30 Условия реализации программы …………………………………………………33 Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей с социумом ………………………………………32 Диагностика………………………………………………………………………..37 Ожидаемые результаты ……………………………………………………….…...38 Список используемой литературы………………………………………………..39 Приложение………………………………………………………………………..40
Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. М. Монтень
Пояснительная записка

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией и коллективом муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ города Альметьевска. А летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. Летний пришкольный лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе, как мощная превентивная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков. Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана: ·повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников в условиях города; ·необходимостью завершения реализации групповых и индивидуальных воспитательных траекторий; ·обеспечением преемственности в содержании работы лагеря предыдущих лет; ·модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых; ·необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы. Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей. Кроме этого в программе представлены законы и правила, песня лагеря.

Блоки программы 1.Традиционные формы работы. 2. Лагерные дела: конкурсы, весёлые старты, праздники. 3.Отрядные дела: викторины, экскурсии, соревнования. 4.Работа в творческой мастерской: лепка, рисование, конструирование
Цели и задачи программы

Цель- создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. Задачи: 1. Создание условий для организованного отдыха детей. 2. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. 3. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры. 4. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка. 5. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале. 6. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Сроки и условия пребывания: Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Основным составом лагеря являются учащиеся МБОУ «СОШ № 2». На основании заявления родителей или их законных представителей принимаются все желающие в возрасте от 7 до 12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных, опекаемых и неблагополучных семей, так как они не имеют возможности получить полноценный здоровый отдых во время летних каникул, выехать за пределы города. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Программа летнего оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы: Принцип гуманизации отношений Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Летняя сказка» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях: необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы; оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач. Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях: вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности; сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей; постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода. Этот принцип определяет пять «граней»: грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»); грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»); грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»); грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»); грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»). Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях: добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность; доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Направления и виды деятельности

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:



Лесная сказка МБОУ «СОШ № 2»



Физкультурно – оздоровительный модуль
Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; Выработка и укрепление гигиенических навыков; Расширение знаний об охране здоровья. Утренняя гимнастика (зарядка) Спортивная игры на стадионе, спортивной площадке. Подвижные игры на свежем воздухе (Игры — вертушки «Разбойники и королевский замок», «Форд Боярд») Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», «Чемпион») Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ) Приложение Приложение Приложение



Художественно-творческий модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. Развитие творческих способностей детей. Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты») Конкурсные программы (Хит-парад «Юные звезды») Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Самый фантастический проект») Концерты («Евровидение 2013») Творческие игры на занятиях в кружках Выставки, ярмарки Приложение Приложение Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.


Познавательно-интеллектуальный модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Экскурсии. Посещение кинотеатра Тематические беседы Конкурс-игра «Поле чудес» Интеллектуальная игра «Самый умный» Загадки, кроссворды, ребусы Конкурсы рисунков, поделок Приложение В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.


Гражданско-патриотический  модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Приобщение к духовным ценностям российской истории. Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»
Подвижные народные игры.
Тематические беседы Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья». Возложение цветов к вечному огню
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
Беседа «Символика Российской Федерации»

Приложение 

Досуговый модуль
Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга. Организовать деятельность творческих мастерских. Мероприятия различной направленности
Игры
Проведение праздников, вечеров, конкурсов, ток-шоу и т. д.
Тематические сборы и линейки.
Приложение
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Механизм реализации программы

Iэтап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного осеннего оздоровительного лагеря начинается подготовка. Деятельностью этого этапа является: проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы; издание приказа по школе об открытии лагеря; разработка программы деятельности пришкольного осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Летняя сказка»; подготовка методического материала для работников лагеря; отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.) комплектование отрядов;
знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями;
прохождение медкомиссии, подготовка санитарных книжек;
осмотр помещений, территории: актовый зал, спортивный зал, отрядные комнаты, туалеты, спортивная площадка;
приобретение канцтоваров, хозтоваров;
договор столовой ОУ о питании детей;
формирование призового фонда – грамоты, сувениры;
сбор инвентаря: фонотека, спортинвентарь, бытовые предметы, аппаратура;
оформление уголков «Пожарная безопасность», «ПДД», уголка для родителей;
проведение инструктажей с работниками лагеря.
IIэтап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; запуск программы «Летняя сказка»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
IIIэтап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является: реализация основной идеи смены; вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно — творческих дел; работа творческих мастерских. IVэтап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условияреализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.
Кадровые условия. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют: Координаторы смены:
заместитель директора по ВР; начальник лагеря; старшая вожатая; организатор по спорту Кураторы отрядов: воспитатели отрядов (из числа педагогов школы); вожатые (из числа актива школы) Методические условия  наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
должностные инструкции всех участников процесса. проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены; подбор методических разработок в соответствии с планом работы. проведение ежедневных планёрок. коллективные творческие дела творческие мастерские индивидуальная работа Педагогические условия. 1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей. 2. Организация различных видов деятельности. 3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря. 4. Создание ситуации успеха. 5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня. 6. Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение. 1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий. 2. Материалы для оформления и творчества детей. 3. Наличие канцелярских принадлежностей. 4. Аудиоматериалы и видеотехника. 5. Призы и награды для стимулирования. Материально-технические условия предусматривают:
Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
1 2 3 4
Кабинеты
Комната отдыха, игровые комнаты, комната психологической разгрузки
Материальная база школы.

Бюджетные средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов
Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Спортивный
зал
Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды)
Материальная база
школы
Спортивный
руководитель
Спортивная площадка
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Материальная база
школы
Спортивный
руководитель
Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия
Материальная база
школы
Воспитатели, администрация лагеря
Актовый зал
Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской
Материальная база
школы
Воспитатели, администрация лагеря
Медицинский
кабинет
Медицинский контроль мероприятий лагерной смены
Материальная база
школы
Медицинский работник
Школьная столовая
Завтрак, обед
Фонд социального страхования
Заведующая пищеблоком
Комнаты гигиены
Туалеты, места для мытья рук, сушилки для полотенец, раздевалки
Материальная база школы
Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Нормативно-правовые документы В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
1. Закон «Об образовании»
2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
3. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г. 4. Устав МБОУ «СОШ № 2» 5. Положение о лагере дневного пребывания.
6. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
7. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
8. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
9. Приказы Управления образования.
10. Должностные инструкции работников.
11. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
12. Заявления от родителей.
13. Акт приемки лагеря.
14.  План работы.
Объективные факторы работы лагеря Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы: 1. Временный характер детского объединения. 2. Разнообразная деятельность– насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий. 3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности– заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека. 4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения. 5. Природно-климатическая база– природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря. 6. Чёткий режим жизнедеятельности– максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей. Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Летняя сказка» с социумом

Спорткомплекс «Дельфин»



Парк культуры и отдыха


Городская детская поликлиника



Музей Афганской славы
 

Летняя сказка МБОУ «СОШ № 2»

Спортивная площадка в Комсомольском парке


Кинотеатр «Татарстан»



ЦДЮТ


Ожидаемые результаты В ходе реализации данной программы ожидается:
Укрепление и оздоровление детского организма:
— формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены)
— развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости)
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов) Расширение кругозора детей. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года. Личностный рост участников смены.
Список используемой литературы:
1. Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря в образовательном учреждении/ Сост. Е.В.Свечкина. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
3. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. — Москва: ВАКО, 2007 г.
4. Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Лето» при МОУ «Октяборьская средняя общеобразовательная школа №1». Автор: Кондрашова С.А.
5. Программа оздоровительного лагеря «Солнышко»Муниципальная Осановецкая средняя общеобразовательная школа. Авторы: Евсеева О.Г., Кириллова Т. А.
6. Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радужное творчество» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Автор: Корнеева Н.Д.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров