Классный час по математике в 5 классе "Олимпийские игры и математика"
Классный час по математике в 5 классе
«Олимпийские игры и математика»
Автор: Акинтьева М.М.
учитель математики
БОУ Ню Мр ВО «Левашская ООШ»
п. Копылово
2013 год
Какое очень важное событие будет проходить у нас в стране в феврале 2014 года?
Правильно! Зимние Олимпийские игры. А где?
И сегодня мы поговорим об Олимпийских играх языком математики.
“Нет
ничего благороднее солнца,
дающего
столько света и тепла. Так
и
люди прославляют те состязания,
величественнее
которых нет ничего, - Олимпийские игры.”
(Пиндар)
Эти
слова древнегреческого поэта Пиндара,
написанные два тысячелетия назад, не
забыты по сей день. Не забыты потому,
что Олимпийские состязания, проводившиеся
на заре цивилизации, продолжают жить в
памяти человечества.
Нет числа мифам
– один прекраснее другого! – о
возникновении Олимпийских игр.
Почетнейшими родоначальниками их
считают богов, царей, правителей и
героев. Многие
любители спорта прекрасно помнят, что
в Греции проводились первые
Олимпийские игры.
Их открытие произошло в 776 году до нашей
эры, в селении Олимпия на реке Анфея.
Так как это только были первые игры, в
Древней Греции спортсмены выступали в
одной дисциплине, и это был бег на 189
метров. Принять участия в этих соревнованиях
мог только мужской род, и им необходимо
было быть полностью раздетыми, и на ноги
нельзя не чего было обувать. На Олимпиаде
только одна девушка по имени Деметры,
только она могла следить за ходом
соревнований.
Каждые
Олимпийские игры превращались в праздник
для народа, своего рода конгресс для
правителей и философов, конкурс для
скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских
торжеств – дни всеобщего мира. Для
древних эллинов игры были инструментом
мира, облегчавшим переговоры между
городами, способствовавшим взаимопонимания
и связи между государствами.
Олимпиады
возвеличивали человека, ибо Олимпиады
отражали мировоззрение, краеугольным
камнем которого были культ совершенства
духа и тела, идеализация гармонично
развитого человека – мыслителя и атлета.
Олимпионику – победителю игр –
соотечественники воздавали почести,
каких удостаивались боги, в их честь
создавались памятники при жизни,
слагались хвалебные оды, устраивались
пиры. Олимпийский герой въезжал в родной
город на колеснице, одетый в пурпур,
увенчанный венком, въезжал не через
обычные ворота, а через пролом в стене,
который в тот же день заделывали, чтобы
олимпийская победа вошла в город и
никогда не покидала его.
Пифагор, теорему которого мы будем изучать в 8 класс по геометрии, был олимпийским чемпионом по кулачному бою.
Олимпийские
игры
были запрещены византийским императором
Феодосием в IV в н.э. После многолетнего
перерыва, длившегося 15 столетий, были
возрождены Олимпийские игры. Новая
история
Олимпийских
игр
началась в 1896 г. на их родине – в Греции.
В
Афинах в 1896 году были уже проведены первые
Олимпийские игры,
они состоялись 6 апреля. В этих соревнованиях
приняло участие 13 разных стран мира:
США, Швеция, Дания, Щвейцария, Болгария,
Австро-Венгрия, Австралия, Великобритания,
Болгария, Германия, Чили, и, конечно же,
Греция! Наша страна не смогла поучаствовать
в этих соревнованиях, из-за финансовых
проблем. В этих соревнованиях спортсмены
из разных стран мира могли поучаствовать
в девяти разных дисциплинах: фехтование,
классическая борьба, тяжелая атлетика,
легкая атлетика, теннис, плавание,
пулевая стрельба, гимнастика, и велогонки.
Интерес был к этим соревнованием большой,
на этих играх присутствовало больше 90
тысяч зрителей.
За
прошедшее столетие Олимпийские игры
однажды проводились в Москве.
Узнайте, в каком году это было. Для этого упростите выражение и найдите его значение:
2ab (10b - 1) – (b – 6) · ab при a = 4, b= 5
У олимпийского движения есть свой флаг, на котором изображен главный символ: пять переплетенных колец. Приложение 1. (Иметь цветные карандаши)
Узнайте, какого цвета полотно и кольца олимпийского флага. Создайте цветное изображение этого олимпийского символа. Для этого вычислите:
2 м 50 см 3 кг 200 г 3 м 40 см
+ 60 см +1 кг 800г + 70 см
- 11 см х 1000 - 20 см
х 2 - 2 т х 2
- 1 м 18 см + 15 ц - 1 м 26 см
12 кг 500 г 3 м 50 см 15 км 120 м
: 500 : 2 - 2 км 800 м
х 48 + 1м 25см + 600 м
: 120 х 18 - 5 км 12м
Красный: 45 ц
Оранжевый: 6 м 54 см
Желтый: 4 м 80 см
Зеленый: 10 кг
Синий: 54 м
Белый: 7978 м (раздаточный материал – кольца)
Оставшееся на флаге кольцо – черное. Раскрасить флаг.
Узнайте, единение каких континентов символизируют эти кольца. Для этого вычислите следующие примеры:
Австралия 1342 х 483 =
Азия 5243 х 128 =
Америка 7649 х 203 =
Антарктида 70342 х 201 =
Африка 20134 х 356 =
Оставшееся кольцо символизирует Европу.
Посмотреть презентацию (слайд 3, 4). Приложение 2.
Олимпийский девиз состоит из трех слов, выражающих смысл честной спортивной борьбы.
Составьте написание этого девиза на русском и латинском языках. Для этого решите уравнения:
ALTIUS – выше FORTIUS – сильнее
86 + (42 – y) = 104 419 – (y – 9) = 36
CITIUS – быстрее
(45 + х) – 16 = 51
Первое слово девиза связано с уравнением, у которого наименьший корень, а последнее – с уравнением, у которого корень наибольший.
Олимпийский девиз:
На русском языке:______________________________________________
На латинском языке:____________________________________________
Посмотреть презентацию (слайд 5). Приложение 2.
Одним из видов современных олимпийских игр является пятиборье.
На Олимпийских играх в древности тоже проводились состязания, в которых участники должны были соревноваться в пяти видах.
Узнайте, как назывались эти состязания. Для этого вычислите значения выражений и заполните таблицу.
Найдите значения выражений:
А 32x + 32 y при x=4, y = 26
Л 24a + 47 a + 53 a + 76a, если a =4
Е 128p – 72p – 28p при p = 11
О 88880 : 110 + 2x при x = 3
П 4a + 3b при a = 30, b = 40
Т 2(2x + 3) + 6x, если x = 11
Н 3(x – 3) + 2(4x + 6) при x = 5
240 |
308 |
58 |
116 |
960 |
116 |
800 |
914 |
58 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эти состязания включали в себя: прыжки в длину, метание диска, метание копья, борьба, бег.
Вычислите и, используя данные таблицы и найденные ответы, узнайте:
Как назывались победители Олимпийских игр в древности:
5007 *( 11815 : 85 – (4806 – 4715))
Как назывались судьи и распорядители игр:
6003 * (24396 : 76 – 319 + 26)
168084 |
150345 |
198203 |
239120 |
240336 |
250625 |
Элладоники |
Лауреаты |
Атлеты |
Чемпионы |
Олимпионики |
Гоплиты |
Просмотр презентации (слайды 9,10,11). Приложение 2.
Приложение 1.
Приложение 2.
http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/simvolika-olimpijjskikh-igr.html
Слайд 3
Слайд 4
Слайд5
Приложение3
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «“Нейространички”: эффективные упражнения на синхронизацию работы правого и левого полушарий головного мозга детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Хочется поблагодарить учителя за креативные идеи и творческое воплощение их при проведении мероприятий.
Но, документ обращает на себя внимание отсутствием методической составляющей, дан просто сценарий классного часа, без указанного целеполагания. Скорее всего, автор не ознакомлен с рекомендациями размещения материалов на страницах портала (раздел Справка Главного меню) и с основами создания методической разработки для проведения внеклассных мероприятий (классных часов).
Материал хорошо воспринимается, если имеет цели проведения классного часа, описанное оборудование, используемые информационные источники, если освещена деятельность учащихся, деятельность учителя,четко выделены этапы проведения мероприятия.
Материал можно использовать для проведения классного часа, но он требует другого оформления.