В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа по развитию речи в 8 специальном коррекционном классе II вида II отделения

Елена Босси Елена Босси
Тип материала: Программа
просмотров: 1215
Краткое описание
Целью программы является формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме у детей с депривацией слуха. Ее решение предусматривает накопление и активизацию словарного запаса, обучение построению связных речевых высказываний (диалогических и монологических) с соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности.

Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Утверждена приказом МБОУ СОШ № 5 им. Ю.А.Гагарина от ____________ № _______ «ОД». Директор школы __________________ /Л.И.Свешникова/


Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом МБОУ СОШ № 5 им. Ю.А.Гагарина Протокол № ___ от ___________ Председатель МС ____________


средняя общеобразовательная школа №5 им. Ю.А.Гагарина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
для 8 специального (коррекционного) класса IIвида IIотделения
на 2012/2013 учебный год

Цели и задачи обучения Общими задачами русского языка в школе для слабослышащих являются обучение языку как средству общения, развитие речи учащихся, формирование у них навыков речевой деятельности.
Речевая деятельность может осуществляться в четырех видах:
· слушание (для слабослышащих детей — слухо-зрительное восприятие речи),
· говорение,
· чтение
· письмо.
Основой речевой деятельности во всех ее видах является язык. Чтобы вступать в речевое общение (слушать, говорить, читать, писать), учащийся должен усвоить язык, т. е. практически овладеть его словарным составом и грамматическим строем. Только при этом условии он сможет понимать обращенную речь и сможет строить собственные речевые высказывания, которые были бы понятны его собеседнику или адресату. Однако для того чтобы полноценно общаться, недостаточно знать значения слов и уметь правильно организовать слова в предложения. Нужно еще обладать навыками связной речи. Под этим понимается умение вести диалог и строить развернутые монологические высказывания.
Владеть навыками связной диалогической речи — значит уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, подавать реплики в соответствии с предметом, обстановкой, ходом разговора и в зависимости от того, кто является его участником — взрослый или сверстник, родители или учитель, знакомый или незнакомый человек и т. д.
Владеть навыками связной монологической речи — значит уметь полно и точно передавать в речи свои мысли, логично строить развернутые высказывания, правильно выражая причинно-следственные и временные зависимости, не допуская словесно-логических пропусков, которые делают высказывание непонятным.
В специальной методике существуют «обходные» пути, помогающие экономным способом и в сжатые сроки преодолевать дефицит речевого развития слабослышащего ребенка. В частности, с этой целью в едином по своей сути процессе формирования речевой деятельности вычленены отдельные компоненты:
· обучение практической грамматике,
· обучение пониманию речи,
· обучение собственному речепроизводству.
Центральную задачу раздела «Развитие речи» составляют формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме. Ее решение предусматривает накопление и активизацию словарного запаса, обучение построению связных речевых высказываний (диалогических и монологических) с соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности.
Психолингвистические принципы. Учебный материал отбирается в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку (А. Г. Зикеев, 1976 г.). Этот материал обеспечивает формирование и развитие навыков речи непосредственно в процессе речевой деятельности.
На уроках развития речи речевая деятельность является не только формой, но и объектом обучения. В связи с этим отбирается речевой материал, который обеспечивает формирование разных видов речевой деятельности:
· слухо-зрительное восприятие речи (понимание устной речи),
· говорение,
· чтение (понимание письменной речи),
· письмо.
На уроках развития речи детей обучают речевому общению. Естественнее и продуктивнее всего обучаться в ходе самого общения. Как известно, единицей общения является речевое высказывание или текст. Общаясь, люди обмениваются текстами. Соответственно этому основной единицей учебного материала на уроках развития речи является текст, в отличие от уроков формирования грамматического строя речи, где исходной единицей обучения является словосочетание. На уроках развития речи работа над значением и смыслом слов, словосочетаний и предложений базируется на тексте и текстом обусловлена.
Организационно-методические принципы. Учебный материал по развитию речи организуется тематически. Работа на уроке строится на основе определенной темы. Тема — содержательный стержень урока развития речи. Тема дает возможность отбирать такие речевые ситуации, в которых ребенок не просто выступает как сторонний наблюдатель, фиксирующий происходящее, а как бы является участником событий. Дети в первую очередь усваивают то, что закономерно связано с особенностями их жизни, с их делами, что вызывает у них интерес. Предлагая учащимся близкие к их опыту и интересам темы, мы тем самым как бы приближаем к ним речь, вызываем у них активное отношение к предмету высказывания. С помощью темы задается не только содержание учебной речевой деятельности, но и формируются мотивы, побуждающие детей к речевым высказываниям.
В рамки одной темы включается материал, который позволяет одновременно, параллельно или последовательно организовать работу по формированию разных видов речевой деятельности и развитию разных форм речи — понимание речи и собственное речепроизводство, речь устная и речь письменная, речь диалогическая и речь монологическая. Тематически сгруппированная лексика или тематический словарь «обслуживает» на уроке (серии уроков) сразу все разновидности речи. Что касается грамматических средств языка (связей слов, структуры предложений), то они нейтральны как по отношению к теме, так и по отношению к видам речи. Одни и те же грамматические формы независимо от темы используются в диалогах, в устных монологических высказываниях, в связной письменной речи. Грамматические формы «поступают» на уроки развития речи с уроков формирования грамматического строя речи.
Дидактические принципы. Материал развития речи распределяется по годам обучения в соответствии с общедидактическими требованиями: учет возрастных и речевых возможностей слабослышащих детей, соблюдение преемственности от класса к классу, постепенный переход от более легкого, более доступного к более трудному. Речевая деятельность на уроках развития речи неуклонно усложняется, прежде всего, по содержанию высказываний. Усложнение происходит, условно говоря, от близкого к далекому, от наглядного к отвлеченному. Кроме этого, речевые высказывания становятся более сложными по лексическому составу, по грамматическому оформлению, по композиционному построению. Материал уроков развития речи должен иметь воспитательную направленность. Это достигается специальным подбором текстов, с помощью которых прививаются моральные нормы, доступные их пониманию, формировать у них речевой этикет.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
п/п
Нормативные документы
1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по развитию речи
4. Программы для общеобразовательных учреждений:
5. Региональный компонент стандарта общего образования.
6. Школьный компонент стандарта общего образования.

Рабочая программапо развитию речи для __8__ класса в соответствии с учебным планом рассчитана на _2_ часа в неделю (_68_ часов в год).
Формой организации учебного процесса является урок.
Виды и формы контроля
Тематический контроль ___ Сочинение, изложение _____.
Итоговыйконтроль ___ сочинение ____.
Содержание рабочей программы «Семья и семейные традиции» — 9 часов. Обобщение и расширение знаний о семейных традициях. Углубление представления о композиционном построении текста составляемого рассказа Обогащение словаря

Учащиеся должны знать:
· понятия семья, семейные традиции, школьная семья.
· композиционное построение текста и особенности построения рассказа.
Учащиеся должны уметь:

· вести беседу на заданную тему, употреблять в речи сложные синтаксические конструкции

· вести диалог на заданную тему, употреблять в речи сложные синтаксические конструкции.

· составлять подробный рассказ по плану.

Вид контроля: сочинение

«Унылая пора. Очей очарованье.» — 9 часов Углубление представления о композиционном построении текста по картине, об изменениях в природе и расширение словарного запаса. Обогащение чувственного и эмоционального опыта и активного словаря
Учащиеся должны знать:
· композиционное построение текста по картине

· приметы осени

· пословицы и поговорки об осени

· композиционное построение текста, основанное на собственном наблюдении

Учащиеся должны уметь:
· определять тему и основную мысль текста, составлять письменный рассказ на основе наблюдения за природой

· быть внимательным при наблюдении за окружающей природой

· употреблять в речи данную категорию речевых единиц

· вести диалог

· составлять план и подробный рассказ по картине.

Вид контроля:сочинение

«Все работы хороши – выбирай на вкус» — 8 часов Обогащение словаря и знаний о различных профессиях. Углубление навыков определения темы и основной мысли текста. Обогащение словаря на основе изучения художественного произведения Д. Фонвизина «Недоросль»
Учащиеся должны знать:
· различные виды профессий

· композиционное построение текста

· опорные слова, содержание отрывка Д Фонвизина «Недоросль».

Учащиеся должны уметь:
· составлять в определенной последовательности вопросы с целью выяснения причины, обстоятельств, времени, место событий.

· вести диалог по заданной теме

· быть внимательным при наблюдении за окружающей природой

· определять тему и основную мысль текста, составлять письменный рассказ.

· составить план изложения, составлять рассказ описательно-повествовательного характера в устной и письменной формах

Вид контроля:изложение

«Жизнь замечательных людей.» — 8 часов Расширение представлений об имени существительном. Обобщение и расширение знаний о синонимии. Расширение знаний о морфемике русского языка. Расширение и обобщение понятий многозначности слова, собирательных понятий. Углубление навыков употребления падежных форм существительного.
Учащиеся должны знать:
· жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

· творчество русских поэтов

· заслуги первого мэра г. Тамбова В. Коваля

Учащиеся должны уметь:
· составить план изложения, составлять рассказ описательно-повествовательного характера в устной и письменной формах

· вести диалог на заданную тему, употреблять в речи сложные синтаксические конструкции

· вести беседу на заданную тему

· составить рассказ с элементами описания внешности

«Волшебница Зима» — 7 часа Обогащение чувственного и эмоционального опыта и активного словаря. Составление рассказа на основе собственного наблюдения. Обогащение знаний об изменениях в природе и расширение словарного запаса.
Учащиеся должны знать:
· приметы зимы

· тексты стихотворений к Новому году

· композиционное построение текста, основанное на собственном наблюдении

Учащиеся должны уметь:
· выразительно декламировать стихотворные тексты

· определять тему и основную мысль текста, составлять письменный рассказ на основе наблюдения за природой.

· быть внимательным при наблюдении за окружающей природой

· вести диалог
Вид контроля: сочинение

«Из истории Отечества» - 11 часов Обобщение и расширение знаний о Москве. Обогащение словаря на основе изучения иллюстраций и литературы о Москве и на основе изучения репродукций картин о ВОВ и литературы о блокадном Ленинграде. Обобщение и расширение знаний учащихся о ВОВ
Учащиеся должны знать:
· исторические памятники Москвы

· исторические события, связанные с обороной Ленинграда

· основные этапы ВОВ, героев ВОВ

· композиционное построение текста

Учащиеся должны уметь:
· определять тему и основную мысль текста, составлять письменный рассказ на основе исторических событий

· вести диалог на заданную тему, употреблять в речи слова и словосочетания придающие высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки, а также сложные синтаксические конструкции

· составить план изложения, составлять рассказ описательно-повествовательного характера в устной и письменной формах

«Весна идет, весне — дорогу!» — 8 часов Обобщение и углубление знаний об изменениях весной в природе. Обогащение чувственного и эмоционального опыта и активного словаря.
Учащиеся должны знать:
· приметы весны
· пословицы и поговорки о весне

· композиционное построение текста, основанное на собственном наблюдении

Учащиеся должны уметь:
· вести диалог на заданную тему, употреблять в речи слова и словосочетания придающие высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки, а также сложные синтаксические конструкции

· быть внимательным при наблюдении за окружающей природой

· определять тему и основную мысль текста, составлять письменный рассказ на основе наблюдения за природой

«Природа и мы.!» — 8 часов Углубление и расширение знаний о поведении диких и домашних животных, о странах и континентах.
Учащиеся должны знать:
· особенности поведения животных

· основные материки земного шара,

· композиционное построение текста.

Учащиеся должны уметь:
· составить рассказ в устной и письменной форме с элементами рассуждения

· вести беседу на заданную тему, уметь расспрашивать собеседника об участниках событий, времени, месте, причинах, обстоятельствах событий.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема раздела Количество часов
1. Семья и семейные традиции 9
2. Унылая пора. Очей очарованье 9
3. Все работы хороши – выбирай на вкус 8
4. Жизнь замечательных людей 8
5. Волшебница зима 7
6. Из истории Отечества 11
7. Весна идет, весне – дорогу! 8
8. Природа и мы 8
ИТОГО 68
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 18 декабря 2013
Файлы
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru