В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА исторического кружка - студии «КЛИО – клуб любителей истории Отечества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА исторического кружка - студии «КЛИО – клуб любителей истории Отечества»

Анна Зеленова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:1просмотров: 15061 комментариев: 3
Краткое описание
Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории  через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.
Описание


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 города Тюмени


Утверждаю Директор школы _______________/Г.А.Добродеева/
Приказ №______ от «___» ___________2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка — студии «КЛИО – клуб любителей истории Отечества» ПЕДАГОГА Зеленовой Анны Сергеевны


ДЛЯ 5 — 6 КЛАССОВ  НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД


г.Тюмень, 2013 г.

Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Цель программы: Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению. Задачи: · воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края; · развивать навыки учебно-исследовательской работы; · развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности. В работе исторического кружка участвуют обучающиеся с 5-х и 6-х классов. Продолжительность программы – 1 год, в объеме 34 часа. Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи. Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах. Формы проведения занятий:
  • Экскурсия.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” — к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
  • организация экскурсий в музеи;
  • пешие экскурсии по городу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • участие в краеведческих конкурсах.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
УУД:
Личностные: ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Регулятивныея: планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; анализировать и синтезировать необходимую информацию; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. Коммуникативныея: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. выступать с сообщениями; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Литература:
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973.
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980.
3. Веселкина В. В. История тюменского края. – Свердловск, 1980.
4. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967.
5. Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.
6. Головнев А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск – Яр-Сале, 1994.
7. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965.
8. Жученко Б. А. Заварихин С. П. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984.
9. Иваненко А. С. Четыре века тюменского поля. – Свердловск, 1990.
Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979.
10. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968.
11. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1974.
12. Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989.
13. Копылов Д. И. Наш край в документах и иллюстрациях. – Свердловск, 1966.
14. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973.
15. Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. – Свердловск, 1969; 1974.
16. Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири. – Новосибирск, 1979.
17. Кочедамов В. И. Первые русские города в Сибири. – М., 1978.
18. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990.
19. Очерки истории Тюменской области. – Тюмень, 1994.
20. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982.
21. Ретунский В. Ф. Государственные преступники: страницы политической ссылки в Зауралье. – Сургут, 1992.
22. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973.
23. Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001.
24. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. – Сургут, 1993.
25. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.Абрамов Н.А. Город Тюмень (из истории Тобольской епархии). – Тюмень, 1998.
26. Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. – Харьков, 1891.
27. Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. – Харьков, 1891.
28. Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М.,, 2000.
29. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
30. Зайцева Л.Ю., Савицкая О.Н. История Курганской области (церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. – Курган, 1998.
31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в.– Новосибирск, 1990.
32. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992.
33. Копылов А.Н. Очерки по истории культуры Сибири XVII – начало XIX вв. – Новосибирск. 1974.
34. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви Северо-Западной Сибири. – Тюмень, 2001.
35. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. 1–8. – М., 1994.
36. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1–3. – М., 1994.
37. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири.–Новосибирск, 1979. 17
38. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIX вв. – Иркутск, 1996.
39. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.
40. Полный церковно-славянский словарь. Т. 1–2. – М., 1998.
41. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII в. СПб., 1905.
42. Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. Выпуск 1–14. – Тюмень.
43. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла.– Екатеринбург, 2001.
44. Софронов В.Ю. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998.

Дата провед.
Наименование разделов
Форма занятий
Приемы и методы организации
Методический и дидактический материал
Дата провед. Форма подведения итогов
Раздел I. Введение

1.

«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
Теоретическое занятие.

Словесный,практический.

Учебные пособия


Коллективное обсуждение.
Раздел II. Западная Сибирь в XVIXVIIвв.
2-3.

По следам Ермака.

Теорет. занятие.

Словесный.

Летописи.


Коллективное обсуждение.

4-5.

Первые русские города Западной Сибири

Теоретическое занятие.

Словесный.

Летописи, фотоматериалы


Коллективное обсуждение
6.

О чем рассказывает Тобольский Кремль.

Теоретическое занятие.

Словесный, метод показа.

Летописи, фильм.


Коллективное обсуждение
7 – 9.
Работа над проектом «Западная Сибирь в XVIXVIIв».
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел III. Западная Сибирь в XVIIIXIXвв.
10.

КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Теоретическое занятие.

Словесный.

Летописи.


Коллективное обсуждение.

11.

«БогатствоРоссии Сибирью прирастать будет…»
Теоретическое занятие.

Словесный.

Летописи, фотоматериалы


Коллективное обсуждение
12.

Сибирь как ссылка в XVII-XIX веках

Теоретическое занятие.

Словесный, метод показа.

Летописи, фильм.


Коллективное обсуждение
12 – 13.
Работа над проектом «Западная Сибирь в XVIIIXIXвв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел IV. Западная Сибирь в XX-XXIвв.
14.

Тюменское купечество
Теоретическое занятие.

Словесный.

Архивные документы.


Коллективное обсуждение.

15.

Тюмень в гражданской войне
Теоретическое занятие.

Словесный.

Арх. документы., фотоматериалы


Коллективное обсуждение
16.

«Тюмень- город госпиталь»
Теоретическое занятие.

Словесный, метод показа.

Летописи, фильм.


Коллективное обсуждение
17 – 18.
Работа над проектом «Западная Сибирь в XX-XXIвв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел V. Улицы нашего города

19.

Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц).
Теоретическое занятие.
Топонимическое исследование.
Архивные документы, летописи.

Коллективное обсуждение.
20 – 21.

Работа над проектом «Юный экскурсовод».

Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, материалы фондов, фотографии.

Конкурс юных экскурсоводов.
Раздел VI. Памятники нашего города
22.

Памятники Тюмени, как летопись города.
Теоретическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, арх.докум.
Коллективное обсуждение.
23.

Периоды истории страны и города в памятниках.
Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, арх.докум.

Коллективное обсуждение.
24.
Работа над проектом «Электронная экскурсия» Практические занятия.
Научно – исследовательский

Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.

Раздел VII. Знаменитые земляки
25-26

Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Архивные данные, историческая карта

Коллективное обсуждение.
Раздел VIII. Наш край родной
27.
Традиции народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Исторические источники, летописи.

Коллективное обсуждение.
28. Культура народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма.

Коллективное обсуждение.
Раздел IX. Тюмени — 427 лет
29-30.
Работа над проектом «Тюмени – 427».
Практические занятия.

Научно – исследовательский.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, историческая карта.

Конкурс проектов.
Раздел X. Выдающиеся люди нашего города сегодня.

31.

Встреча с интересными людьми.
Практическое занятие.

Словесно – практический.
Фотографии, документы, устные рассказы.

Коллективное обсуждение.
32.
Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня».
Практическое занятие.
Научно исследовательский.
Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания.

Презентация.

Раздел XI. Научно – практическая конференция.


33-34.
Отчет о работе кружка

Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, историческая карта, проектные работы.

Презентация, показ электронных экскурсий.
















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Анна Сумарокова
1.10.2014 21:23
Спасибо,замечательная работа, требующая огромного труда!:)Вы молодец!;)
Руслан Шайдуллин
26.10.2015 22:00
Программа супер, только как скачать?
Марина Литус
6.09.2016 19:40
Очень интересная работа,есть чему поучиться,спасибо:)
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос