Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе
Учитель: Котова Оксана Алексеевна
г. Донецк
Ростовская область
Тема урока |
«Конституция РФ – основной закон государства» |
|||||||||
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
|||||||||
Цели урока |
|
|||||||||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах |
|||||||||
Основные понятия |
Конституция РФ, принцип разделения властей, президент, правительство, Федеральное собрание, Государственная Дума, депутат, конституционное право, конституционная обязанность |
|||||||||
План урока |
|
|||||||||
Материально-техническое оснащение урока |
|
|||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
|
|
|
||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия |
Формы контроля |
|||
I. Мотивация к учебной деятельности |
3 мин |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Сначала ее придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из нее вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с ней или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года она была принята. Вопрос учащимся: «Как вы думаете, о чем или о ком идет речь?».
(Слайд 1) |
Слушают и обсуждают сказанное учителем, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока, обсуждают цели урока |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учении, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
|||
II. Изучение нового материала |
30 мин |
Презентация «Конституция – основной закон государства» (Приложение 1) Тексты Конституции РФ Карточки с заданиями |
Не бывает такой игры, в которой совсем нет правил. Это будет уже не игра, а бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга. Как же договориться о правилах жизни? Как установить такие правила, чтобы обид и ссор между людьми было как можно меньше? После долгих, очень долгих проб, ошибок и безуспешных попыток самыми разными способами установить для себя хорошие правила жизни люди, наконец-то, придумали способ, который называется жизнь государства и ее граждан по правилам Конституции. Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Конституция РФ включает в себя 9 глав
Кто в вашей семье является главным? Кто решает все главные вопросы в семье? Исходя из ваших ответов можно сделать вывод, что в семье главными являются взрослые, которые решают все важные вопросы. Они обладают родительской властью. Дети с самого рождения обязаны слушать своих родителей.
В государстве главными являются органы государственной власти. Они решают все важные вопросы в стране. В России согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Согласно ст. 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Вы знаете, что в основе жизни и деятельности человека лежит удовлетворение его потребностей. Каждому человеку необходимы пища и воздух, жилище и тепло, любовь и понимание, уважение и забота. Можно сказать, что существует общность потребностей различных людей. Это означает, что каждый нуждается в некоторых обязательных условиях, необходимых для сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. А для этого в первую очередь должны быть признаны определенные права человека, т.е. его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности. В главе 2 Конституции РФ закреплены основные конституционные права граждан. Все права можно условно подразделить на 5 категорий
|
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Отвечают на вопросы Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Изучают и анализируют статьи Конституции РФ. Готовят краткое сообщение по заданной теме. Формулируют один вопрос для класса по заданной тематике. Выступают с сообщениями, отвечают на вопросы. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Выполняют задания |
Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Групповая работа Фронтальная работа Индивидуальная работа |
Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации; самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, слушают друг друга, высказывают собственное мнение; задают вопросы; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество |
Устные ответы Устные ответы Устные ответы Устные ответы Проверка выполнения письменных заданий |
|||
III. Первичное осмысление и закрепление изученного материала |
5 мин |
Карточки для составления синквейнов |
Выдает карточки (Приложение 4), нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации Регулятивные: ориентируются в тексте документа |
Проверка выполнения письменных заданий |
|||
IV. Итоги урока. Рефлексия |
5 мин |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Проводит беседу по вопросам:
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Фронтальная работа |
Личностные понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
|||
V. Домашнее задание |
2 мин |
Глава 8 Конституции РФ, синквейн на тему «Местное самоуправление» |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|
|
Источники:
-
Конституция РФ
-
Учебник обществознания. Автор: Л.Н. Боголюбов, 2012 г.
-
Поурочные разработки по обществознанию 7 класс. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова - 2010 год
Приложение 1
Приложение 2
Задание для первой группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 4, ст. 80, 81), подготовьте сообщение о Президенте РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы.
-
Кем является Президент РФ?
-
Какие функции выполняет Президент РФ?
-
На какой срок избирается Президент РФ?
-
Кто может быть избран Президентом РФ?
Задание для второй группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 5, ст. 94- 97, 105), подготовьте сообщение о Федеральном Собрании РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
-
Каким органом власти является Федеральное Собрание РФ? Из каких палат оно состоит?
-
Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы?
-
На какой срок избирается Государственная Дума?
-
Кто может быть избран Депутатом Государственной Думы?
-
Как принимаются Федеральные Законы РФ?
Задание для третьей группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 6, ст. 110-114), подготовьте сообщение о Правительстве РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
-
Из кого состоит Правительство РФ? Как оно формируется?
-
Какие функции осуществляет Председатель Правительства РФ?
-
Какими полномочиями обладает Правительство РФ?
Используя текст Конституции РФ (Глава 7, ст. 118, 119, 128), подготовьте сообщение о судебной власти в РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
-
Кто осуществляет правосудие в РФ? Посредством каких судопроизводств?
-
Кто может быть судьей?
-
Кто назначает судей на должность?
Приложение 3
Карточка 1.
Задание 1. Используя Конституцию РФ, проставьте в схему номера соответствующих статей.
Гражданские права |
Политические права |
|
|
Экономические права |
Социальные права |
|
|
Культурные права |
|
|
Задание 2. Пользуясь ст. 38, 44, 57, 59 заполните следующую схему:
Конституционные
обязанности граждан
Карточка 2*.
Задание 1. Используя Конституцию РФ, заполните таблицу
|
Конституционные права |
Номера статей Конституции |
Гражданские |
|
|
Политические |
|
|
Эконмические |
|
|
Социальные |
|
|
Культурные |
|
|
Задание 2. Пользуясь статьями Конституции РФ (Глава 2) заполните следующую схему:
Конституционные
обязанности граждан
Приложение 4
Синквейн № 1.
-
Конституция РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
Синквейн № 2.
-
Президент РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
Синквейн № 3.
-
Правительство РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
Синквейн № 4.
-
Федеральное Собрание РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
Синквейн № 5.
-
Судебная система РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»