В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Пороки древесины

Пороки древесины

Александр Знароченков
Тип материала: Урок
просмотров: 4925
Краткое описание
Научить шестиклассников распознавать качественную древесину, использовать здоровые пороки дерева при изготовлении изделия
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская средняя общеобразовательная школа№ 1
«Пороки древесины» 6 класс (урок с позиции сбережения здоровья)

Подготовил и провел учитель технологии Знароченков А. М.
Ярцево, 2012-2013 учебный год. Тема урока: «Пороки древесины» Цели урока:

Обучающие:
· изучить с учащимися определение пороков древесины, виды пороков, определять их по внешнему виду, причины возникновения, их отрицательное влияние на качество изготовляемых изделий.

Развивающие:
· способствовать развитию у школьников умений выделять главное в изучаемом объекте;
· способствовать развитию аналитического мышления, расширению технического кругозора.
· умение выбирать древесный материал для работы и использовать его качества.

Воспитательные:
· воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам;
· воспитывать экологическую грамотность;
· воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
· воспитывать эстетическую направленность в своём роде деятельности.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний и систематизация изученного).

Инструменты и оборудование: образцы пород древесины с различными пороками, иллюстрации. Средства ИКТ. Рубанки – 3. Металлические молотки – 3. Металлические стержни высотой 120 мм, диаметром 6 – 8 мм.

Учебники Технология. Технический труд 6 класс. Самородский П. С., А. Т. Тищеко, В. Д. Симоненко; под ред В. Д. Симоненко.-4-е изд. переработанное,- М.: Вентана – Граф, 2010 год.- 144 с.; илл.
Оформление доски: тема урока, опорные понятия – сучки, косослой, свилеватость, трещины, рак, червоточина; домашнее задание.

План урока 1. Организационная часть (2 мин.).
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию, сообщение темы, цели и задач урока.
*Манера ведения урока строится на живом неформальном общении учителя с учениками.
Учитель один из участников учебного и образовательного процесса. Как старший ведущий и одновременно, как понимающий и слушающий своих учеников. Всегда приходящий к ним на помощь, поддерживающий и направляющий. Старается организовать урок так, чтобы он был максимально успешным и для него самого и для его учеников. Учитель учитывает психическую, физиологическую и возрастную характеристику своих учеников.

2.Повторение пройденного материала. Определение уровня подготовки уч-ся к усвоению нового материала. (15 мин).
Рассказ о том, что занятия по технологии проходят в специально оборудованных школьных мастерских. Во время занятий следует особо соблюдать правила поведения, Чтобы избежать несчастных случаев. О свойствах древесины и основных древесных пиломатериалах применяемых в производстве. Даётся характеристика различным древесным пиломатериалам, рассказ о том, где они используются.
3. Изучение нового материала (28 минут).
Рассказ о том, что качество древесины не на всех участках древесного пиломатериала одинаково. Встречаются места, на которых строение древесины имеет отклонения от нормы.
4.Практическая работа (25 минут).
Практическое изучение образцов древесных пород с наличием различных пороков. Определение видов пороков по их внешним признакам.
5. Закрепление нового материала. (13 минут).
Проведение теста и подведение его итогов. Анализ ошибок и ответ на вопросы.
6. Подведение итогов урока (5 минут).
Подвести итоги занятия. Отметить наиболее активных учащихся. Выставить оценки за занятие, ответить на вопросы. Сообщить тему следующего занятия.
7. Домашнее задание.(2мин)
Ход урока 1. Организационный момент (2 мин).
Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, \что древесный материал, с которым нам с вами приходится сталкиваться при изготовлении изделий, не всегда бывает качественным и может иметь отклонения от нормального строения.
Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним. О чём у нас вами вёлся разговор на прошлом уроке.
* У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности и сотрудничества. Создать ситуацию успеха.

2.Вводный опрос в виде тестирования. Определение уровня подготовки уч-ся к усвоению нового материала. (15 мин).
Вопросы по изученному материалу:
— Назовите правила безопасности на уроках технологии?
— Подумайте, почему необходимо соблюдать правила безопасности на уроках технологии?
— Какими свойствами обладает и где применяется древесина?
— Для производства, каких материалов, используется древесина?
* При ответах учащихся, если они затрудняются, я разрешаю найти и прочитать ответ в учебниках или в записях в тетрадях.

Ну что же. Очень хорошо. Ну, а теперь, прежде чем перейти к новому материалу. Давайте внимательно посмотрим на ряд рисунков из вашего учебника (рис. 4 а, б, в, г, д, е, ж). Для вашей учебной работы я стараюсь выбрать древесину хорошего качества, а здесь как видите, совсем неприятная картина, что же это такое? Это примеры отклонения древесины от нормального строения. Они называются…. Вот теперь запишем тему урока:
«ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ» 3. Изучение нового материала (15 минут).
Вопрос учителя: Пороки это хорошо или плохо для дерева?
Ответ: Плохо, потому что, они ухудшают качество древесного материала.
— А для того, кто работает с таким материалом, есть трудности?
-Есть.
-А в чём эти трудности?
— Для того, чтобы понять, в чём трудности работы с таким материалом, давайте самостоятельно прочитаем учебник на странице 12-13 (учебник под ред. Симоненко В. Д.)
Беседа по прочитанному:
— Что называют пороками древесины?
— Недостатки отдельных участков древесины. Снижающие качество, затрудняющие обработку дерева и ограничивающие возможность использования.
— Какие пороки древесины считаются наиболее известными?
— Сучки. Косослой. Свилеватость. Трещины. Рак. Гниль. Червоточина.
При изучении примеров пороков дерева демонстрируем натуральные образцы древесины с наиболее распространёнными пороками. Ещё раз возвращаемся к рис 4. Стр. 13 (Симоненко).

Рассказ учителя:
— Для того, чтобы изготовить качественное изделие. Необходимо знать, какими свойствами обладает древесина с пороками. Места, где образуется большое количество здоровых сучков, затрудняют ручную и механическую обработку, однако, при определённых условиях обработки они могут оказаться с очень красивой текстурой. Загнившие сучки ухудшают внешний вид древесины, нарушают целостность и однородность. Механические и физические свойства такого древесного материала снижаются, и применить его невозможно.
Наклон волокон и свилеватость повышают прочность дерева при раскалывании, затрудняют обработку, особенно ручное строгание,
Засмолки позволяют проводить мягкое, и лёгкое строгание поверхности хвойных пород ели сосны, однако наличие большого количества смолы в смоляных кармашках, затрудняют склеивание и отделку поверхности.
Трещины, возникающие при сильных морозах, при засушливой погоде, нарушают целостность пиломатериалов. Прочность такой древесины очень низкая.
Различные насекомые и их личинки проделывают многочисленные ходы и отверстия, которые называются червоточинами. Глубокие червоточины нарушают целостность древесного материала, приводят дерево к преждевременной гибели.
Рак и гниль – результат жизнедеятельности болезнетворных бактерий. В таких местах древесина рыхлая, с низкими механическими свойствами.

Беседа с классом.
Почему возникают пороки у деревьев?
— Многие пороки возникают в растущем дереве, сучки, например. Они для дерева нормальное явление.
— От неправильного хранения, транспортировки, сушки. Так возникают трещины, гнили.
— От неправильного и небрежного отношения к зелёным насаждениям, надрезы на стволах, заломы веток, сдирание коры со стволов деревьев, разведение костров вблизи лесных посадок. Так возникают раковые заболевания деревьев.
— От ненормального роста деревьев из-за аномальных климатических явлений: сильных засух или от переувлажнения окружающей среды. При этом могут возникнуть косослой, свилеватость.
— От воздействия вредных бактерий и микроорганизмов, поселяющихся в заболевших деревьях. От жучков и их личинок появляются червоточины.
Где можно использовать некоторые древесные пороки?
Древесину с некоторыми пороками, не нарушающими её целостности применяют в декоративно-прикладном искусстве, при изготовлении оригинальных изделий быта и мебели. Это свилеватость, косослой, здоровые не гнилые пластевые сучки.

4.Практическая работа (25 минут)
*Практическая работа тщательно организуется учителем. Образцы древесины с пороками приготовлены ранее. Приготовлены материалы и инструменты для испытания твёрдости и обрабатываемости древесины с сучками. Инструменты: рубанки, молотки, металлические стержни. Учитель внимательно следит за ходом работы.
— Внимательно рассмотреть на натуральных образцах основные пороки изучить их и записать их в тетрадь.
— Описать причины возникновения пороков.
— Какие из них и где можно применить при изготовлении изделий и почему?
— Проверить участки древесины с наличием сучков на твёрдость и сравнить их с твёрдостью остальных участков. Нанести несколько углублений металлическим предметом на сучковых местах. И рядом, там, где сучков нет. По глубине ямок определить, где древесина твёрже.
— 2 – 3 учащимся простругать деревянные заготовки с сучками и проанализировать поверхность, которая при этом получается.
Ход практической работы:
*Здесь использую активные методы обучения — работа и обсуждение в парах.
1).Ученики изучают полученные образцы.По окончании 3 – 4 минут каждая пара учеников высказывает свое мнение и пытается его аргументировать. После оглашения всех мнений обращаю внимание учеников на демонстрационный стенд. На стенде фотографии и образцы наиболее распространённых пороков древесины. Обращаю внимание учеников на общие черты этих пороков. Выделяем пороки дерева, которые приводят этот материал в полную непригодность: гниль, рак, червоточина.
Отмечаем пороки пригодные к применению: косослой, свилеватость, сучки здоровые, не гнилые, не выпавшие.
2). Записываем в тетрадь краткие характеристики предложенных образцов пороков дерева.
Ранее выделенные учащиеся вместо записей пороков в тетрадь проводят испытание образцов со здоровыми сучками на твёрдость и на обрабатываемость.
После этого они делают вывод о том, что древесина на месте сучков более плотная и твёрдая, а строгать такую поверхность трудно, так как направление древесных волокон идёт «вкруговую», навстречу друг другу и поверхность получается «задиристая». Этот вывод совместно записываем в тетрадь.
3). После этого учитель предлагает учащимся посмотреть, подготовленную им компьютерную презентацию по данной теме.
*Использование на уроке компьютерной презентации позволяет уделить несколько минут оздоровительным моментам. Учитель предлагает учащимся расслабиться, принять удобную позу, и спокойно, в ритме музыкального оформления презентации, ещё раз для закрепления, просмотреть и прослушать изучаемый на уроке учебный материал.
5. Закрепление нового материала. (13 минут).
Что называется пороками древесного материала?
— Недостатки отдельных участков древесины, снижающие качество и ограничивающие возможности её использования.
Какие пороки древесины вы знаете?
— Сучки, косослой, свилеватость, трещины, рак, червоточина, гниль.
Как влияют пороки древесины на качество изделия?
— Ухудшается внешний вид древесины. Нарушается целостность и однородность, что приводит к снижению механических свойств пиломатериала и делает невозможным еёприменение.
Где возможно применить древесину с пороками?
— При изготовлении изделий декоративно – прикладного характера, при изготовлении оригинальных предметов быта и мебели.
Почему в местах сучков древесина твёрже? (По результатам испытаний на твёрдость).
— Потому что в этих местах древесина плотнее.
Какая поверхность получилась при строгании сучков? И почему?
— Задиристая и неровная поверхность, так как в этих местах древесные волокна располагаются на встречу друг другу.

6. Подведение итогов (5 минут).
На сегодняшнем занятии мы с вами узнали о том, что древесный материал не везде и не всегда является однородным. На разных участках проявляет различные механические и физические свойства. О том, что существуют определённые отклонения от нормального строения дерева, которые играют как положительную, так и отрицательную роль в изготовлении изделий.
Выставляем оценки в журнал по итогам устных ответов на вопросы, за письменную практическую работу, за проведение практических испытаний древесины на твёрдость, на обрабатываемость строганием.
*При оценке выполненной работы на уроке я всегда учитываю не только полученный результат, но и то, как ученик относится к выполняемому заданию, поэтому я всегда стараюсь отметить каждого, дать рекомендации в форме «отеческого наставления». В конце нужно обсудить не только то, что усвоено, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

7. Домашнее задание.(2 мин).
1. Прочитать по учебнику (Симоненко В. Д.) параграф 3, страницы 12 – 14.
2. Подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: Какие вы знаете пороки древесины?
*Предлагая домашнее задание, всегда комментирую его, указываю, на что обратить внимание, предупредить возможные трудности, дать необходимые комментарии. Указываю критерии выставления оценки за домашнее задание.
Вывод для учителя.
Науроке использовались различные методы подачи учебного материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, постановка опытнической деятельности и т.д., создавалась ситуация успеха, чередовались различные виды учебной деятельности, использовались активные методы обучения, положительный эмоциональный настрой.
На уроке использовались традиционные педагогические технологии, направленные на развитие личности ученика, на получение им личностных, предметных и метапредметных результатов в усвоении учебного материала.
Использование на уроке ИКТ, дают учащимся ещё большую наглядность, и возможность лучшего усвоения учебного материала.
Список используемой литературы:
  1. Технология. Технический труд 6 класс. Самородский П. С., А. Т. Тищеко, В. Д. Симоненко; под ред В. Д. Симоненко.-4-е изд. переработанное,- М.: Вентана – Граф, 2010 год.- 144 с.; илл.
  2. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&lr=67
3. http://celinny.ucoz.ru/publ/novosti_shkoly/prezentacii_k_uroku/poroki_drevesiny_primenenie_porokov_pri_izgotovlenii_izdelij/27-1-0-29 
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Древесина.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос