В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Поэзия А.С.Пушкина

Поэзия А.С.Пушкина

Елена Грибкина
Тип материала: Урок
просмотров: 2322
Краткое описание
Вспомнить и обобщить знания о пейзажной лирике Пушкина, подробно проанализировать стихи, посвященные осени, зиме; учить детей правильно,
выразительно читать стихи; пробуждать у детей любовь к русской природе; закрепить умение находить художественные определения, сравнения,
правильно расставлять логические ударения.
Описание
###### ХОД УРОКА <place w:st=«on»>I.Организационный момент(самоопределение к деятельности) Вступление (звучит мелодия «Июнь – Баркарола») Чтение стихотворения А.Плещеева «Памяти А.С.Пушкина». Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твои образ благородный
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умеешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать умел сердца И в них будить стремленье к идеалу. Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит нам светоч тот, Все гений твой пути нам освещает, Чтоб духом мы не пали средь невзгод, О красоте и правде он вещает. Все лучшие порывы посвятить Отчизне ты зовешь нас из могилы: В продажный век, век лжи и грубой силы Зовешь добру и истине служить. Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный:
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Это стихотворение посвящено памяти А.С.Пушкина. II. Объявление темы и целей урока. 1. Наш урок сегодня посвящен А.С.Пушкину. — Давайте, мы вместе с вами пройдем дорогами его жизни дорогами его твор­чества. — Дороги Пушкина… Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющие­ся в снежной мгле. Весенние – большие похожие на реки. Дороги вечного стран­ника, вечного путника. — А началось все так же, как и у всех, с ДОРОГИ ДЕТСТВА! А.С.Пушкин родился в старинной дворянской семье 6 июня 1799 года. Александр был вторым ребенком в сете отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны. С бабушкой своей Марией Алексеевной Ганнибал будущий поэт провел детство под Москвой в ее поместье Захарове. Ей он обязан первыми впечатлениями от русских сказок. У нее и у няни учился красоте и образности русской речи. От нее он узнал русскую грамоту. Учитель: На протяжении всей жизни А.С.Пушкина самым близким надежным его другом была старая няня Арина Родионовна. В долгие зимние вечера он любил, как бывало в детстве, беседовать с нею, слушать ее сказки и песни, читать ей свои стихи. Он няню мамой называл, он называл ее голубкой, А ветер сыпал нежной крупкой, пути в деревню заметал. Не гаснул долго огонек В уютной няниной избушке И слушал, слушал Пушкин Катилась сказка как клубок. Учитель: А.С.Пушкин посвятил ей стихотворение «Няне». Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые ворота На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. 2. Учитель: Быстро промчались детские годы. Каждый человек с грустью и ра­достью вспоминает ушедшее детство. Но нас ждут следующие дороги: проселочные дороги размытые осенью. А.С.Пушкин горячо любил нашу родную русскую природу. Самыми счастливыми днями своей жизни он считал те, которые провел в деревне. В эти дни ему хорошо писалось: одно за другим появились его бессмертные творения: расска­зы, повести, сказки, будто сами собой слагались прекрасные стихи. Пушкин умел точно подмечать и глубоко чувствовать неповторимую, особую прелесть каждого времени года. Поэтому так прекрасны его пейзажные стихи, Вот одно из них. … пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя… краса Люблю я… природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и… дыханье, И мглой… покрыты небеса, И… солнца луч, и… морозы, И отдаленные… зимы угрозы. Задание: 1) Восстановить текст стихотворения, вставить необходимые имена прилагательные и вспомнить как оно называется. 2) Откройте учебники по закладке и проверьте, правильно ли вы выполнили. Кто ошибся? 3) Чтение стихотворения «Осень» наизусть. 4) Каким А.С.Пушкин увидел в этом стихотворении лес? Прочитайте. (В багрец и золото одетые леса). — Как вы понимаете это выражение? — Как вы понимаете «багрец»? (багровые, темно-красные). 5) Представьте, что вы поэты. Как бы описали осенний лес? Березку? Осинку? 6) Но не только это стихотворение Пушкин посвятил осени. Есть и другие: «Уж небо осенью дышало», «Октябрь».
Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей: Дохнул осенний хлад – дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницей ручей. Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешенной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.

7) Послушайте, как описал «Осень» один изваших одноклассников. «Осень. Многие люди считают осень скучной и некрасивой: идут дожди, под ногами грязь. Но если присмотреться, то можно увидеть, как красива осень. Если зима всегда белая, а лето зеленое, то осень — разноцветная. Недавно я ходил в парк. Красавицы-березки шелестели золотыми листочка­ми. Под ногами расстилался красочный ковер желтых, бордовых, а кое-где и зеленых листьев». 8. Каким временем года была для А.С.Пушкина осень? (Любимым) Почему? (Она всегда вызывала особый прилив творческих сил. Осенние картины вдохновляли поэта, приносили радость, покой).
И с каждой осенью я расцветаю вновь: Здоровью моему полезен русский холод… И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображением И пробуждается поэзия во мне. Так говорил Пушкин об осени. 3. Великий поэт с любовью нарисовал в своих стихах картины не только осени, но и других времен года. Следующая дорога по которой мы продолжаем путь – это «Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле». Давайте представим, что оказались мы в далеком-далеком прошлом в то время, когда жил Пушкин. Будьте внимательны. Постарайтесь представить себе, о чем я буду рассказывать. Никогда зима еще не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широ­кая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался и грустил. Он предчувствовал ее скорую ги­бель….Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул хо­лодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снега, приводит с со­бой зиму. Заснул поэт поздно. И проснулся поздно… Открыл глаза… В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошел к окну… Представьте себе, ребята, какую картину он увидел. Все белым-бело, нарядно, празднично. Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо яви­лась зима. И по новому нарядила, украсила природу. — Какое же время года наступило? Увидев эту картину, А.С.Пушкин изобразил ее в удивительной, бессмерт­ной поэме «Евгений Онегин», над которой работал в это время. Стихотворный отрывок, посвященный началу зимы мы сейчас и вспомним. Задание:(на партах листочки с текстом стихотворения). Прочитайте стихотворение про себя и подумайте над таким вопросом: Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (радостное, веселое), почему? Прочитайте еще раз стихотворение, наметьте — сколько картин рисует поэт в этом стихотворении? Прочитайте, строчки, относящее к 1 картине. «Вот север, тучи нагоняя… Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима». — Как вы понимаете эти слова? (холодный ветер гонит с севера снежные тучи) — Какие выражения употребляет Пушкин, говоря об этом? (север дохнул, завыл) — С какими живыми существами сравнивается здесь север? (с человеком). Когда говорят завыл – это кто? (Волк). Вой ветра похож на стаи волков. Значит, о севере говорится, как о живом существе. А как про зиму сказано? (Идет волшебница-зима). — Какое поэтическое средство использует поэт, чтобы север и зиму изобразить, как живое существо? (олицетворение). -Скажите, каким тоном нужно читать первую часть стихотворения? (бодрым, веселым). -Какие строчки нужно прочесть особенно весело? («Идет волшебница-зима»). -Прочитайте, вторую часть стихотворения. -Что же изменила зима в природе, когда пришла? Прочитайте. -С чем сравнивает поэт снег на полях?/с. коврами/. -Какое поэтическое средство использует Пушкин? (сравнение). -Прочитайте, как поэт говорит о реке? -Как вы понимаете «брега»? Что это значит? (берег) . -Как вы понимаете эти строчки? -Снег, с чем сравнивает поэт? -Как надо читать эту часть стихотворения? (неторопливо, показать каждую деталь картины) Задание: Прочитайте еще раз стихотворение, расставьте логические паузы и ударения, и приготовитесь прочитать выразительно. в.-1 часть стихотворения, в.-2 часть стихотворения. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов: Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (Меняются листочками, проверяют друг у друга.) -Почему после слов «завыл», «мороз» поставили большие паузы? -Как же эти строчки надо читать? (весело, празднично, радостно.) -Особенно, радостно какие строчки надо прочитать? -Чтение, прослушивание стихотворения по грамзаписи, -Чтение стихотворения учащимися. А.С.Пушкин посвятил зиме много стихотворений. Ø Следующее стихотворение, которое мы сейчас вспомним это «Зимнее утро». Чтение стихотворения учащимися (парами). Вывод: Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкин создал на Тверской земле. Осенью 1892 года Пушкин вновь возвращается в Тверские края в село Пав­ловское. Пораженный красотой Тверского края он создает самое жизнелюбивое стихотворение «Зимнее утро». Ø Из какого стихотворения эти строки? «Наша ветхая лочужка И печальна, и темна». (Зимний вечер) -Послушайте внимательно стихотворение «Зимний вечер» и подумайте: какие чувства выражает поэт в этом стихотворении? (чувство грусти, печали.) Учитель: Пушкин был в ссылке в Михайловском. Ему приходилось ездить зимой на тройке лошадей в ближайший город, В прежнее время, когда не было желез­ных дорог, приходилось ездить на лошадях. Впереди ямщик, который управлял тройкой лошадей. Пушкину хотелось бы уехать в Петербург, он тосковал о своих столичных друзьях, о жизни в большом город. Зимой в безлюдных полях, слушая грустное пение ямщика, он особенно чувствовал свое одиночество, свою оторванность от друзей. Так появилось стихотворение «Зимняя дорога». Ø Дороги Пушкина ведут все дальше и дальше. Пыльные летом. Весенние дороги больше похожи на ручьи. Не очень любил их Пушкин. В этом он откровенно признается в своих немногочисленных стихах посвященных этим временам года. -Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты все душевные способности губя, Нас мучишь: -Теперь моя пора: я не люблю весны: Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. По этим дорогам вы пройдете самостоятельно; подберете стихи о весне и лете поищите в сборниках, которые имеются в библиотеке. Это к следующему уроку. III. Обобщение. Несмотря ни на что поэт любил русскую природу, людей, любил жизнь. На склоне лет, посетив родной дом в Михайловском, он с грустью вспоминает о прошлой жизни, грустит о смерти няни: И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет -уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. Он радуется новой жизни и приветствует вечное обновление природы и человека: Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья, кусты теснятся Под сенью их как дети. Здравствуй, племя Молодое, незнакомое! Эти слова обращены и к нам. -Почему же я не написала на доске дату смерти поэта? (Мы читаем его стихи, сказки, рассказы, поэмы – значит он живет вместе с нами). Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрешь, возлюбленный поэт! IV. Итог: На этом наше путешествие по дорогам А.С.Пушкина закончилась. Всем спасибо.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Грибкина Елена Олеговна

Тверская область, города Вышний Волочёк

МБОУ СОШ №5

Литературное чтение

Л.Ф.Климова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Поэзия А.С.Пушкина

4 класс

45 мин

Компьютер, проектор, интерактивная доска


Урок:

литературное чтение




ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК

(обобщающий урок по разделу: Великие русские писатели»)


Тема:

Поэзия А.С.Пушкина. 6 июня 1799 года. 214 лет


Цель:

Вспомнить и обобщить знания о пейзажной лирике Пушкина, подробно проанализировать стихи, посвященные осени, зиме; учить детей правильно,
выразительно читать стихи; пробуждать у детей любовь к русской природе; закрепить умение находить художественные определения, сравнения,
правильно расставлять логические ударения.

Оборудование:

портреты А.С.Пушкина; иллюстрации; пейзажные слайды зарисовок осени, зимы, зимнего утра, музыка, компьютер, мультимедийная доска


ХОД УРОКА


I. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Вступление (звучит мелодия «Июнь – Баркарола»)

Чтение стихотворения А.Плещеева «Памяти А.С.Пушкина».

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твои образ благородный

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умеешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И все еще горит нам светоч тот,

Все гений твой пути нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы:

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный:

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

Это стихотворение посвящено памяти А.С.Пушкина.


II. Объявление темы и целей урока.

1. Наш урок сегодня посвящен А.С.Пушкину.

- Давайте, мы вместе с вами пройдем дорогами его жизни дорогами его твор­чества.

- Дороги Пушкина.... Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющие­ся в снежной мгле. Весенние – большие похожие на реки. Дороги вечного стран­ника, вечного путника.

- А началось все так же, как и у всех, с ДОРОГИ ДЕТСТВА!

А.С.Пушкин родился в старинной дворянской семье 6 июня 1799 года. Александр был вторым ребенком в сете отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны. С бабушкой своей Марией Алексеевной Ганнибал будущий поэт провел детство под Москвой в ее поместье Захарове. Ей он обязан первыми впечатлениями от русских сказок. У нее и у няни учился красоте и образности русской речи. От нее он узнал русскую грамоту.

Учитель: На протяжении всей жизни А.С.Пушкина самым близким надежным его другом была старая няня Арина Родионовна. В долгие зимние вечера он любил, как бывало в детстве, беседовать с нею, слушать ее сказки и песни, читать ей свои стихи.

Он няню мамой называл, он называл ее голубкой,

А ветер сыпал нежной крупкой, пути в деревню заметал.

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал Пушкин

Катилась сказка как клубок.

Учитель: А.С.Пушкин посвятил ей стихотворение «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

2. Учитель: Быстро промчались детские годы. Каждый человек с грустью и ра­достью вспоминает ушедшее детство. Но нас ждут следующие дороги: проселочные дороги размытые осенью.

А.С.Пушкин горячо любил нашу родную русскую природу. Самыми счастливыми днями своей жизни он считал те, которые провел в деревне. В эти дни ему хорошо писалось: одно за другим появились его бессмертные творения: расска­зы, повести, сказки, будто сами собой слагались прекрасные стихи.

Пушкин умел точно подмечать и глубоко чувствовать неповторимую, особую прелесть каждого времени года. Поэтому так прекрасны его пейзажные стихи, Вот одно из них.

...........................пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя .................краса

Люблю я .................природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и .............. дыханье,

И мглой ...........покрыты небеса,

И ...............солнца луч, и ........................морозы,

И отдаленные ......................зимы угрозы.

Задание:

  1. Восстановить текст стихотворения, вставить необходимые имена прилагательные и вспомнить как оно называется.

  2. Откройте учебники по закладке и проверьте, правильно ли вы выполнили. Кто ошибся?

  3. Чтение стихотворения «Осень» наизусть.

  4. Каким А.С.Пушкин увидел в этом стихотворении лес? Прочитайте. (В багрец и золото одетые леса).

- Как вы понимаете это выражение?

- Как вы понимаете «багрец»? (багровые, темно-красные).

  1. Представьте, что вы поэты. Как бы описали осенний лес? Березку? Осинку?

  2. Но не только это стихотворение Пушкин посвятил осени. Есть и другие: «Уж небо осенью дышало», «Октябрь».

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.


Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей:

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницей ручей.

Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешенной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.





  1. Послушайте, как описал «Осень» один из ваших одноклассников.

«Осень. Многие люди считают осень скучной и некрасивой: идут дожди, под ногами грязь. Но если присмотреться, то можно увидеть, как красива осень. Если зима всегда белая, а лето зеленое, то осень - разноцветная. Недавно я ходил в парк. Красавицы-березки шелестели золотыми листочка­ми. Под ногами расстилался красочный ковер желтых, бордовых, а кое-где и зеленых листьев».

8. Каким временем года была для А.С.Пушкина осень? (Любимым) Почему? (Она всегда вызывала особый прилив творческих сил. Осенние картины вдохновляли поэта, приносили радость, покой).

И с каждой осенью я расцветаю вновь:

Здоровью моему полезен русский холод...

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображением

И пробуждается поэзия во мне.

Так говорил Пушкин об осени.


3. Великий поэт с любовью нарисовал в своих стихах картины не только осени, но и других времен года.

Следующая дорога по которой мы продолжаем путь – это «Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле». Давайте представим, что оказались мы в далеком-далеком прошлом в то время, когда жил Пушкин. Будьте внимательны. Постарайтесь представить себе, о чем я буду рассказывать.

Никогда зима еще не приходила так рано... Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широ­кая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался и грустил. Он предчувствовал ее скорую ги­бель.... .Вечером он долго не мог заснуть... В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул хо­лодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снега, приводит с со­бой зиму. Заснул поэт поздно. И проснулся поздно... Открыл глаза... В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошел к окну... Представьте себе, ребята, какую картину он увидел. Все белым-бело, нарядно, празднично. Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо яви­лась зима. И по новому нарядила, украсила природу.

- Какое же время года наступило?

Увидев эту картину, А.С.Пушкин изобразил ее в удивительной, бессмерт­ной поэме «Евгений Онегин», над которой работал в это время. Стихотворный отрывок, посвященный началу зимы мы сейчас и вспомним.


Задание: (на партах листочки с текстом стихотворения).

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте над таким вопросом:

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (радостное, веселое), почему?

Прочитайте еще раз стихотворение, наметьте - сколько картин рисует поэт в этом стихотворении?

Прочитайте, строчки, относящее к 1 картине.

«Вот север, тучи нагоняя.... Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима».

- Как вы понимаете эти слова? (холодный ветер гонит с севера снежные тучи)

- Какие выражения употребляет Пушкин, говоря об этом? (север дохнул, завыл)

- С какими живыми существами сравнивается здесь север? (с человеком). Когда говорят завыл – это кто? (Волк). Вой ветра похож на стаи волков.

Значит, о севере говорится, как о живом существе. А как про зиму сказано?

(Идет волшебница-зима).

- Какое поэтическое средство использует поэт, чтобы север и зиму изобразить, как живое существо? (олицетворение).

-Скажите, каким тоном нужно читать первую часть стихотворения? (бодрым, веселым).

-Какие строчки нужно прочесть особенно весело? («Идет волшебница-зима»).

-Прочитайте, вторую часть стихотворения.

-Что же изменила зима в природе, когда пришла? Прочитайте.

-С чем сравнивает поэт снег на полях?/с. коврами/.

-Какое поэтическое средство использует Пушкин? (сравнение).

-Прочитайте, как поэт говорит о реке?

-Как вы понимаете «брега»? Что это значит? (берег) .

-Как вы понимаете эти строчки?

-Снег, с чем сравнивает поэт?

-Как надо читать эту часть стихотворения? (неторопливо, показать каждую деталь картины)

Задание:

Прочитайте еще раз стихотворение, расставьте логические паузы и ударения, и приготовитесь прочитать выразительно.

в.-1 часть стихотворения,

в.-2 часть стихотворения.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей,

вокруг холмов:

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

(Меняются листочками, проверяют друг у друга.)

-Почему после слов «завыл», «мороз» поставили большие паузы?

-Как же эти строчки надо читать? (весело, празднично, радостно.)

-Особенно, радостно какие строчки надо прочитать?

-Чтение, прослушивание стихотворения по грамзаписи,

-Чтение стихотворения учащимися.

А.С.Пушкин посвятил зиме много стихотворений.

  • Следующее стихотворение, которое мы сейчас вспомним это «Зимнее утро». Чтение стихотворения учащимися (парами).

Вывод: Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкин создал на Тверской земле. Осенью 1892 года Пушкин вновь возвращается в Тверские края в село Пав­ловское. Пораженный красотой Тверского края он создает самое жизнелюбивое стихотворение «Зимнее утро».

  • Из какого стихотворения эти строки?

«Наша ветхая лочужка И печальна, и темна». (Зимний вечер)

-Послушайте внимательно стихотворение «Зимний вечер» и подумайте: какие чувства выражает поэт в этом стихотворении? (чувство грусти, печали.)

Учитель: Пушкин был в ссылке в Михайловском. Ему приходилось ездить зимой на тройке лошадей в ближайший город, В прежнее время, когда не было желез­ных дорог, приходилось ездить на лошадях. Впереди ямщик, который управлял тройкой лошадей. Пушкину хотелось бы уехать в Петербург, он тосковал о своих столичных друзьях, о жизни в большом город. Зимой в безлюдных полях, слушая грустное пение ямщика, он особенно чувствовал свое одиночество, свою оторванность от друзей. Так появилось стихотворение «Зимняя дорога».

  • Дороги Пушкина ведут все дальше и дальше. Пыльные летом. Весенние дороги больше похожи на ручьи. Не очень любил их Пушкин. В этом он откровенно признается в своих немногочисленных стихах посвященных этим временам года.

-Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя,

Нас мучишь: -Теперь моя пора: я не люблю весны:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

По этим дорогам вы пройдете самостоятельно; подберете стихи о весне и лете поищите в сборниках, которые имеются в библиотеке. Это к следующему уроку.


III. Обобщение.

Несмотря ни на что поэт любил русскую природу, людей, любил жизнь. На

склоне лет, посетив родной дом в Михайловском, он с грустью вспоминает о

прошлой жизни, грустит о смерти няни:

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах. Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет -уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Он радуется новой жизни и приветствует вечное обновление природы и человека:

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети.

Здравствуй, племя

Молодое,

незнакомое!

Эти слова обращены и к нам.

-Почему же я не написала на доске дату смерти поэта? (Мы читаем его стихи,

сказки, рассказы, поэмы – значит он живет вместе с нами).

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!


IV. Итог:

На этом наше путешествие по дорогам А.С.Пушкина закончилась. Всем спасибо.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru