В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Поэзия А.С.Пушкина

Елена Грибкина Елена Грибкина
Тип материала: Урок
просмотров: 1347
Краткое описание
Вспомнить и обобщить знания о пейзажной лирике Пушкина, подробно проанализировать стихи, посвященные осени, зиме; учить детей правильно,
выразительно читать стихи; пробуждать у детей любовь к русской природе; закрепить умение находить художественные определения, сравнения,
правильно расставлять логические ударения.

Описание
###### ХОД УРОКА <place w:st=«on»>I.Организационный момент(самоопределение к деятельности) Вступление (звучит мелодия «Июнь – Баркарола») Чтение стихотворения А.Плещеева «Памяти А.С.Пушкина». Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твои образ благородный
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умеешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать умел сердца И в них будить стремленье к идеалу. Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит нам светоч тот, Все гений твой пути нам освещает, Чтоб духом мы не пали средь невзгод, О красоте и правде он вещает. Все лучшие порывы посвятить Отчизне ты зовешь нас из могилы: В продажный век, век лжи и грубой силы Зовешь добру и истине служить. Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный:
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Это стихотворение посвящено памяти А.С.Пушкина. II. Объявление темы и целей урока. 1. Наш урок сегодня посвящен А.С.Пушкину. — Давайте, мы вместе с вами пройдем дорогами его жизни дорогами его твор­чества. — Дороги Пушкина… Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющие­ся в снежной мгле. Весенние – большие похожие на реки. Дороги вечного стран­ника, вечного путника. — А началось все так же, как и у всех, с ДОРОГИ ДЕТСТВА! А.С.Пушкин родился в старинной дворянской семье 6 июня 1799 года. Александр был вторым ребенком в сете отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны. С бабушкой своей Марией Алексеевной Ганнибал будущий поэт провел детство под Москвой в ее поместье Захарове. Ей он обязан первыми впечатлениями от русских сказок. У нее и у няни учился красоте и образности русской речи. От нее он узнал русскую грамоту. Учитель: На протяжении всей жизни А.С.Пушкина самым близким надежным его другом была старая няня Арина Родионовна. В долгие зимние вечера он любил, как бывало в детстве, беседовать с нею, слушать ее сказки и песни, читать ей свои стихи. Он няню мамой называл, он называл ее голубкой, А ветер сыпал нежной крупкой, пути в деревню заметал. Не гаснул долго огонек В уютной няниной избушке И слушал, слушал Пушкин Катилась сказка как клубок. Учитель: А.С.Пушкин посвятил ей стихотворение «Няне». Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые ворота На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. 2. Учитель: Быстро промчались детские годы. Каждый человек с грустью и ра­достью вспоминает ушедшее детство. Но нас ждут следующие дороги: проселочные дороги размытые осенью. А.С.Пушкин горячо любил нашу родную русскую природу. Самыми счастливыми днями своей жизни он считал те, которые провел в деревне. В эти дни ему хорошо писалось: одно за другим появились его бессмертные творения: расска­зы, повести, сказки, будто сами собой слагались прекрасные стихи. Пушкин умел точно подмечать и глубоко чувствовать неповторимую, особую прелесть каждого времени года. Поэтому так прекрасны его пейзажные стихи, Вот одно из них. … пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя… краса Люблю я… природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и… дыханье, И мглой… покрыты небеса, И… солнца луч, и… морозы, И отдаленные… зимы угрозы. Задание: 1) Восстановить текст стихотворения, вставить необходимые имена прилагательные и вспомнить как оно называется. 2) Откройте учебники по закладке и проверьте, правильно ли вы выполнили. Кто ошибся? 3) Чтение стихотворения «Осень» наизусть. 4) Каким А.С.Пушкин увидел в этом стихотворении лес? Прочитайте. (В багрец и золото одетые леса). — Как вы понимаете это выражение? — Как вы понимаете «багрец»? (багровые, темно-красные). 5) Представьте, что вы поэты. Как бы описали осенний лес? Березку? Осинку? 6) Но не только это стихотворение Пушкин посвятил осени. Есть и другие: «Уж небо осенью дышало», «Октябрь».
Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей: Дохнул осенний хлад – дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницей ручей. Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешенной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.

7) Послушайте, как описал «Осень» один изваших одноклассников. «Осень. Многие люди считают осень скучной и некрасивой: идут дожди, под ногами грязь. Но если присмотреться, то можно увидеть, как красива осень. Если зима всегда белая, а лето зеленое, то осень — разноцветная. Недавно я ходил в парк. Красавицы-березки шелестели золотыми листочка­ми. Под ногами расстилался красочный ковер желтых, бордовых, а кое-где и зеленых листьев». 8. Каким временем года была для А.С.Пушкина осень? (Любимым) Почему? (Она всегда вызывала особый прилив творческих сил. Осенние картины вдохновляли поэта, приносили радость, покой).
И с каждой осенью я расцветаю вновь: Здоровью моему полезен русский холод… И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображением И пробуждается поэзия во мне. Так говорил Пушкин об осени. 3. Великий поэт с любовью нарисовал в своих стихах картины не только осени, но и других времен года. Следующая дорога по которой мы продолжаем путь – это «Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле». Давайте представим, что оказались мы в далеком-далеком прошлом в то время, когда жил Пушкин. Будьте внимательны. Постарайтесь представить себе, о чем я буду рассказывать. Никогда зима еще не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широ­кая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался и грустил. Он предчувствовал ее скорую ги­бель….Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул хо­лодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снега, приводит с со­бой зиму. Заснул поэт поздно. И проснулся поздно… Открыл глаза… В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошел к окну… Представьте себе, ребята, какую картину он увидел. Все белым-бело, нарядно, празднично. Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо яви­лась зима. И по новому нарядила, украсила природу. — Какое же время года наступило? Увидев эту картину, А.С.Пушкин изобразил ее в удивительной, бессмерт­ной поэме «Евгений Онегин», над которой работал в это время. Стихотворный отрывок, посвященный началу зимы мы сейчас и вспомним. Задание:(на партах листочки с текстом стихотворения). Прочитайте стихотворение про себя и подумайте над таким вопросом: Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (радостное, веселое), почему? Прочитайте еще раз стихотворение, наметьте — сколько картин рисует поэт в этом стихотворении? Прочитайте, строчки, относящее к 1 картине. «Вот север, тучи нагоняя… Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима». — Как вы понимаете эти слова? (холодный ветер гонит с севера снежные тучи) — Какие выражения употребляет Пушкин, говоря об этом? (север дохнул, завыл) — С какими живыми существами сравнивается здесь север? (с человеком). Когда говорят завыл – это кто? (Волк). Вой ветра похож на стаи волков. Значит, о севере говорится, как о живом существе. А как про зиму сказано? (Идет волшебница-зима). — Какое поэтическое средство использует поэт, чтобы север и зиму изобразить, как живое существо? (олицетворение). -Скажите, каким тоном нужно читать первую часть стихотворения? (бодрым, веселым). -Какие строчки нужно прочесть особенно весело? («Идет волшебница-зима»). -Прочитайте, вторую часть стихотворения. -Что же изменила зима в природе, когда пришла? Прочитайте. -С чем сравнивает поэт снег на полях?/с. коврами/. -Какое поэтическое средство использует Пушкин? (сравнение). -Прочитайте, как поэт говорит о реке? -Как вы понимаете «брега»? Что это значит? (берег) . -Как вы понимаете эти строчки? -Снег, с чем сравнивает поэт? -Как надо читать эту часть стихотворения? (неторопливо, показать каждую деталь картины) Задание: Прочитайте еще раз стихотворение, расставьте логические паузы и ударения, и приготовитесь прочитать выразительно. в.-1 часть стихотворения, в.-2 часть стихотворения. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов: Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (Меняются листочками, проверяют друг у друга.) -Почему после слов «завыл», «мороз» поставили большие паузы? -Как же эти строчки надо читать? (весело, празднично, радостно.) -Особенно, радостно какие строчки надо прочитать? -Чтение, прослушивание стихотворения по грамзаписи, -Чтение стихотворения учащимися. А.С.Пушкин посвятил зиме много стихотворений. Ø Следующее стихотворение, которое мы сейчас вспомним это «Зимнее утро». Чтение стихотворения учащимися (парами). Вывод: Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкин создал на Тверской земле. Осенью 1892 года Пушкин вновь возвращается в Тверские края в село Пав­ловское. Пораженный красотой Тверского края он создает самое жизнелюбивое стихотворение «Зимнее утро». Ø Из какого стихотворения эти строки? «Наша ветхая лочужка И печальна, и темна». (Зимний вечер) -Послушайте внимательно стихотворение «Зимний вечер» и подумайте: какие чувства выражает поэт в этом стихотворении? (чувство грусти, печали.) Учитель: Пушкин был в ссылке в Михайловском. Ему приходилось ездить зимой на тройке лошадей в ближайший город, В прежнее время, когда не было желез­ных дорог, приходилось ездить на лошадях. Впереди ямщик, который управлял тройкой лошадей. Пушкину хотелось бы уехать в Петербург, он тосковал о своих столичных друзьях, о жизни в большом город. Зимой в безлюдных полях, слушая грустное пение ямщика, он особенно чувствовал свое одиночество, свою оторванность от друзей. Так появилось стихотворение «Зимняя дорога». Ø Дороги Пушкина ведут все дальше и дальше. Пыльные летом. Весенние дороги больше похожи на ручьи. Не очень любил их Пушкин. В этом он откровенно признается в своих немногочисленных стихах посвященных этим временам года. -Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты все душевные способности губя, Нас мучишь: -Теперь моя пора: я не люблю весны: Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. По этим дорогам вы пройдете самостоятельно; подберете стихи о весне и лете поищите в сборниках, которые имеются в библиотеке. Это к следующему уроку. III. Обобщение. Несмотря ни на что поэт любил русскую природу, людей, любил жизнь. На склоне лет, посетив родной дом в Михайловском, он с грустью вспоминает о прошлой жизни, грустит о смерти няни: И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет -уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. Он радуется новой жизни и приветствует вечное обновление природы и человека: Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья, кусты теснятся Под сенью их как дети. Здравствуй, племя Молодое, незнакомое! Эти слова обращены и к нам. -Почему же я не написала на доске дату смерти поэта? (Мы читаем его стихи, сказки, рассказы, поэмы – значит он живет вместе с нами). Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрешь, возлюбленный поэт! IV. Итог: На этом наше путешествие по дорогам А.С.Пушкина закончилась. Всем спасибо.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 14 ноября 2013
Файлы
Урок.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru