Поэзия А.С.Пушкина
выразительно читать стихи; пробуждать у детей любовь к русской природе; закрепить умение находить художественные определения, сравнения,
правильно расставлять логические ударения.
И дорог нам твои образ благородный
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умеешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать умел сердца И в них будить стремленье к идеалу. Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит нам светоч тот, Все гений твой пути нам освещает, Чтоб духом мы не пали средь невзгод, О красоте и правде он вещает. Все лучшие порывы посвятить Отчизне ты зовешь нас из могилы: В продажный век, век лжи и грубой силы Зовешь добру и истине служить. Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный:
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Это стихотворение посвящено памяти А.С.Пушкина. II. Объявление темы и целей урока. 1. Наш урок сегодня посвящен А.С.Пушкину. — Давайте, мы вместе с вами пройдем дорогами его жизни дорогами его творчества. — Дороги Пушкина… Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние – большие похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника. — А началось все так же, как и у всех, с ДОРОГИ ДЕТСТВА! А.С.Пушкин родился в старинной дворянской семье 6 июня 1799 года. Александр был вторым ребенком в сете отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны. С бабушкой своей Марией Алексеевной Ганнибал будущий поэт провел детство под Москвой в ее поместье Захарове. Ей он обязан первыми впечатлениями от русских сказок. У нее и у няни учился красоте и образности русской речи. От нее он узнал русскую грамоту. Учитель: На протяжении всей жизни А.С.Пушкина самым близким надежным его другом была старая няня Арина Родионовна. В долгие зимние вечера он любил, как бывало в детстве, беседовать с нею, слушать ее сказки и песни, читать ей свои стихи. Он няню мамой называл, он называл ее голубкой, А ветер сыпал нежной крупкой, пути в деревню заметал. Не гаснул долго огонек В уютной няниной избушке И слушал, слушал Пушкин Катилась сказка как клубок. Учитель: А.С.Пушкин посвятил ей стихотворение «Няне». Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые ворота На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. 2. Учитель: Быстро промчались детские годы. Каждый человек с грустью и радостью вспоминает ушедшее детство. Но нас ждут следующие дороги: проселочные дороги размытые осенью. А.С.Пушкин горячо любил нашу родную русскую природу. Самыми счастливыми днями своей жизни он считал те, которые провел в деревне. В эти дни ему хорошо писалось: одно за другим появились его бессмертные творения: рассказы, повести, сказки, будто сами собой слагались прекрасные стихи. Пушкин умел точно подмечать и глубоко чувствовать неповторимую, особую прелесть каждого времени года. Поэтому так прекрасны его пейзажные стихи, Вот одно из них. … пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя… краса Люблю я… природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и… дыханье, И мглой… покрыты небеса, И… солнца луч, и… морозы, И отдаленные… зимы угрозы. Задание: 1) Восстановить текст стихотворения, вставить необходимые имена прилагательные и вспомнить как оно называется. 2) Откройте учебники по закладке и проверьте, правильно ли вы выполнили. Кто ошибся? 3) Чтение стихотворения «Осень» наизусть. 4) Каким А.С.Пушкин увидел в этом стихотворении лес? Прочитайте. (В багрец и золото одетые леса). — Как вы понимаете это выражение? — Как вы понимаете «багрец»? (багровые, темно-красные). 5) Представьте, что вы поэты. Как бы описали осенний лес? Березку? Осинку? 6) Но не только это стихотворение Пушкин посвятил осени. Есть и другие: «Уж небо осенью дышало», «Октябрь».
Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. | Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей: Дохнул осенний хлад – дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницей ручей. Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешенной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. |
7) Послушайте, как описал «Осень» один изваших одноклассников. «Осень. Многие люди считают осень скучной и некрасивой: идут дожди, под ногами грязь. Но если присмотреться, то можно увидеть, как красива осень. Если зима всегда белая, а лето зеленое, то осень — разноцветная. Недавно я ходил в парк. Красавицы-березки шелестели золотыми листочками. Под ногами расстилался красочный ковер желтых, бордовых, а кое-где и зеленых листьев». 8. Каким временем года была для А.С.Пушкина осень? (Любимым) Почему? (Она всегда вызывала особый прилив творческих сил. Осенние картины вдохновляли поэта, приносили радость, покой).
И с каждой осенью я расцветаю вновь: Здоровью моему полезен русский холод… И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображением И пробуждается поэзия во мне. Так говорил Пушкин об осени. 3. Великий поэт с любовью нарисовал в своих стихах картины не только осени, но и других времен года. Следующая дорога по которой мы продолжаем путь – это «Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле». Давайте представим, что оказались мы в далеком-далеком прошлом в то время, когда жил Пушкин. Будьте внимательны. Постарайтесь представить себе, о чем я буду рассказывать. Никогда зима еще не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался и грустил. Он предчувствовал ее скорую гибель….Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снега, приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно. И проснулся поздно… Открыл глаза… В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошел к окну… Представьте себе, ребята, какую картину он увидел. Все белым-бело, нарядно, празднично. Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по новому нарядила, украсила природу. — Какое же время года наступило? Увидев эту картину, А.С.Пушкин изобразил ее в удивительной, бессмертной поэме «Евгений Онегин», над которой работал в это время. Стихотворный отрывок, посвященный началу зимы мы сейчас и вспомним. Задание:(на партах листочки с текстом стихотворения). Прочитайте стихотворение про себя и подумайте над таким вопросом: Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (радостное, веселое), почему? Прочитайте еще раз стихотворение, наметьте — сколько картин рисует поэт в этом стихотворении? Прочитайте, строчки, относящее к 1 картине. «Вот север, тучи нагоняя… Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима». — Как вы понимаете эти слова? (холодный ветер гонит с севера снежные тучи) — Какие выражения употребляет Пушкин, говоря об этом? (север дохнул, завыл) — С какими живыми существами сравнивается здесь север? (с человеком). Когда говорят завыл – это кто? (Волк). Вой ветра похож на стаи волков. Значит, о севере говорится, как о живом существе. А как про зиму сказано? (Идет волшебница-зима). — Какое поэтическое средство использует поэт, чтобы север и зиму изобразить, как живое существо? (олицетворение). -Скажите, каким тоном нужно читать первую часть стихотворения? (бодрым, веселым). -Какие строчки нужно прочесть особенно весело? («Идет волшебница-зима»). -Прочитайте, вторую часть стихотворения. -Что же изменила зима в природе, когда пришла? Прочитайте. -С чем сравнивает поэт снег на полях?/с. коврами/. -Какое поэтическое средство использует Пушкин? (сравнение). -Прочитайте, как поэт говорит о реке? -Как вы понимаете «брега»? Что это значит? (берег) . -Как вы понимаете эти строчки? -Снег, с чем сравнивает поэт? -Как надо читать эту часть стихотворения? (неторопливо, показать каждую деталь картины) Задание: Прочитайте еще раз стихотворение, расставьте логические паузы и ударения, и приготовитесь прочитать выразительно. в.-1 часть стихотворения, в.-2 часть стихотворения. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов: Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (Меняются листочками, проверяют друг у друга.) -Почему после слов «завыл», «мороз» поставили большие паузы? -Как же эти строчки надо читать? (весело, празднично, радостно.) -Особенно, радостно какие строчки надо прочитать? -Чтение, прослушивание стихотворения по грамзаписи, -Чтение стихотворения учащимися. А.С.Пушкин посвятил зиме много стихотворений. Ø Следующее стихотворение, которое мы сейчас вспомним это «Зимнее утро». Чтение стихотворения учащимися (парами). Вывод: Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкин создал на Тверской земле. Осенью 1892 года Пушкин вновь возвращается в Тверские края в село Павловское. Пораженный красотой Тверского края он создает самое жизнелюбивое стихотворение «Зимнее утро». Ø Из какого стихотворения эти строки? «Наша ветхая лочужка И печальна, и темна». (Зимний вечер) -Послушайте внимательно стихотворение «Зимний вечер» и подумайте: какие чувства выражает поэт в этом стихотворении? (чувство грусти, печали.) Учитель: Пушкин был в ссылке в Михайловском. Ему приходилось ездить зимой на тройке лошадей в ближайший город, В прежнее время, когда не было железных дорог, приходилось ездить на лошадях. Впереди ямщик, который управлял тройкой лошадей. Пушкину хотелось бы уехать в Петербург, он тосковал о своих столичных друзьях, о жизни в большом город. Зимой в безлюдных полях, слушая грустное пение ямщика, он особенно чувствовал свое одиночество, свою оторванность от друзей. Так появилось стихотворение «Зимняя дорога». Ø Дороги Пушкина ведут все дальше и дальше. Пыльные летом. Весенние дороги больше похожи на ручьи. Не очень любил их Пушкин. В этом он откровенно признается в своих немногочисленных стихах посвященных этим временам года. -Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты все душевные способности губя, Нас мучишь: -Теперь моя пора: я не люблю весны: Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. По этим дорогам вы пройдете самостоятельно; подберете стихи о весне и лете поищите в сборниках, которые имеются в библиотеке. Это к следующему уроку. III. Обобщение. Несмотря ни на что поэт любил русскую природу, людей, любил жизнь. На склоне лет, посетив родной дом в Михайловском, он с грустью вспоминает о прошлой жизни, грустит о смерти няни: И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет -уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. Он радуется новой жизни и приветствует вечное обновление природы и человека: Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья, кусты теснятся Под сенью их как дети. Здравствуй, племя Молодое, незнакомое! Эти слова обращены и к нам. -Почему же я не написала на доске дату смерти поэта? (Мы читаем его стихи, сказки, рассказы, поэмы – значит он живет вместе с нами). Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрешь, возлюбленный поэт! IV. Итог: На этом наше путешествие по дорогам А.С.Пушкина закончилась. Всем спасибо.
Грибкина Елена Олеговна
Тверская область, города Вышний Волочёк
МБОУ СОШ №5
Литературное чтение
Л.Ф.Климова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
Поэзия А.С.Пушкина
4 класс
45 мин
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Урок: |
литературное чтение |
|
|
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК (обобщающий урок по разделу: Великие русские писатели») |
|
Тема: |
Поэзия А.С.Пушкина. 6 июня 1799 года. 214 лет |
Цель: |
Вспомнить и обобщить
знания о пейзажной лирике Пушкина,
подробно проанализировать стихи,
посвященные осени, зиме; учить детей
правильно, |
Оборудование: |
портреты А.С.Пушкина; иллюстрации; пейзажные слайды зарисовок осени, зимы, зимнего утра, музыка, компьютер, мультимедийная доска |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Вступление (звучит мелодия «Июнь – Баркарола»)
Чтение стихотворения А.Плещеева «Памяти А.С.Пушкина».
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твои образ благородный
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умеешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит нам светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает,
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы:
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный:
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Это стихотворение посвящено памяти А.С.Пушкина.
II. Объявление темы и целей урока.
1. Наш урок сегодня посвящен А.С.Пушкину.
- Давайте, мы вместе с вами пройдем дорогами его жизни дорогами его творчества.
- Дороги Пушкина.... Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние – большие похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника.
- А началось все так же, как и у всех, с ДОРОГИ ДЕТСТВА!
А.С.Пушкин родился в старинной дворянской семье 6 июня 1799 года. Александр был вторым ребенком в сете отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны. С бабушкой своей Марией Алексеевной Ганнибал будущий поэт провел детство под Москвой в ее поместье Захарове. Ей он обязан первыми впечатлениями от русских сказок. У нее и у няни учился красоте и образности русской речи. От нее он узнал русскую грамоту.
Учитель: На протяжении всей жизни А.С.Пушкина самым близким надежным его другом была старая няня Арина Родионовна. В долгие зимние вечера он любил, как бывало в детстве, беседовать с нею, слушать ее сказки и песни, читать ей свои стихи.
Он няню мамой называл, он называл ее голубкой,
А ветер сыпал нежной крупкой, пути в деревню заметал.
Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке
И слушал, слушал Пушкин
Катилась сказка как клубок.
Учитель: А.С.Пушкин посвятил ей стихотворение «Няне».
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
2. Учитель: Быстро промчались детские годы. Каждый человек с грустью и радостью вспоминает ушедшее детство. Но нас ждут следующие дороги: проселочные дороги размытые осенью.
А.С.Пушкин горячо любил нашу родную русскую природу. Самыми счастливыми днями своей жизни он считал те, которые провел в деревне. В эти дни ему хорошо писалось: одно за другим появились его бессмертные творения: рассказы, повести, сказки, будто сами собой слагались прекрасные стихи.
Пушкин умел точно подмечать и глубоко чувствовать неповторимую, особую прелесть каждого времени года. Поэтому так прекрасны его пейзажные стихи, Вот одно из них.
...........................пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя .................краса
Люблю я .................природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и .............. дыханье,
И мглой ...........покрыты небеса,
И ...............солнца луч, и ........................морозы,
И отдаленные ......................зимы угрозы.
Задание:
-
Восстановить текст стихотворения, вставить необходимые имена прилагательные и вспомнить как оно называется.
-
Откройте учебники по закладке и проверьте, правильно ли вы выполнили. Кто ошибся?
-
Чтение стихотворения «Осень» наизусть.
-
Каким А.С.Пушкин увидел в этом стихотворении лес? Прочитайте. (В багрец и золото одетые леса).
- Как вы понимаете это выражение?
- Как вы понимаете «багрец»? (багровые, темно-красные).
-
Представьте, что вы поэты. Как бы описали осенний лес? Березку? Осинку?
-
Но не только это стихотворение Пушкин посвятил осени. Есть и другие: «Уж небо осенью дышало», «Октябрь».
Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. |
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей: Дохнул осенний хлад – дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницей ручей. Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешенной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. |
-
Послушайте, как описал «Осень» один из ваших одноклассников.
«Осень. Многие люди считают осень скучной и некрасивой: идут дожди, под ногами грязь. Но если присмотреться, то можно увидеть, как красива осень. Если зима всегда белая, а лето зеленое, то осень - разноцветная. Недавно я ходил в парк. Красавицы-березки шелестели золотыми листочками. Под ногами расстилался красочный ковер желтых, бордовых, а кое-где и зеленых листьев».
8. Каким временем года была для А.С.Пушкина осень? (Любимым) Почему? (Она всегда вызывала особый прилив творческих сил. Осенние картины вдохновляли поэта, приносили радость, покой).
И с каждой осенью я расцветаю вновь:
Здоровью моему полезен русский холод...
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображением
И пробуждается поэзия во мне.
Так говорил Пушкин об осени.
3. Великий поэт с любовью нарисовал в своих стихах картины не только осени, но и других времен года.
Следующая дорога по которой мы продолжаем путь – это «Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле». Давайте представим, что оказались мы в далеком-далеком прошлом в то время, когда жил Пушкин. Будьте внимательны. Постарайтесь представить себе, о чем я буду рассказывать.
Никогда зима еще не приходила так рано... Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался и грустил. Он предчувствовал ее скорую гибель.... .Вечером он долго не мог заснуть... В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снега, приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно. И проснулся поздно... Открыл глаза... В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошел к окну... Представьте себе, ребята, какую картину он увидел. Все белым-бело, нарядно, празднично. Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по новому нарядила, украсила природу.
- Какое же время года наступило?
Увидев эту картину, А.С.Пушкин изобразил ее в удивительной, бессмертной поэме «Евгений Онегин», над которой работал в это время. Стихотворный отрывок, посвященный началу зимы мы сейчас и вспомним.
Задание: (на партах листочки с текстом стихотворения).
Прочитайте стихотворение про себя и подумайте над таким вопросом:
Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (радостное, веселое), почему?
Прочитайте еще раз стихотворение, наметьте - сколько картин рисует поэт в этом стихотворении?
Прочитайте, строчки, относящее к 1 картине.
«Вот север, тучи нагоняя.... Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима».
- Как вы понимаете эти слова? (холодный ветер гонит с севера снежные тучи)
- Какие выражения употребляет Пушкин, говоря об этом? (север дохнул, завыл)
- С какими живыми существами сравнивается здесь север? (с человеком). Когда говорят завыл – это кто? (Волк). Вой ветра похож на стаи волков.
Значит, о севере говорится, как о живом существе. А как про зиму сказано?
(Идет волшебница-зима).
- Какое поэтическое средство использует поэт, чтобы север и зиму изобразить, как живое существо? (олицетворение).
-Скажите, каким тоном нужно читать первую часть стихотворения? (бодрым, веселым).
-Какие строчки нужно прочесть особенно весело? («Идет волшебница-зима»).
-Прочитайте, вторую часть стихотворения.
-Что же изменила зима в природе, когда пришла? Прочитайте.
-С чем сравнивает поэт снег на полях?/с. коврами/.
-Какое поэтическое средство использует Пушкин? (сравнение).
-Прочитайте, как поэт говорит о реке?
-Как вы понимаете «брега»? Что это значит? (берег) .
-Как вы понимаете эти строчки?
-Снег, с чем сравнивает поэт?
-Как надо читать эту часть стихотворения? (неторопливо, показать каждую деталь картины)
Задание:
Прочитайте еще раз стихотворение, расставьте логические паузы и ударения, и приготовитесь прочитать выразительно.
в.-1 часть стихотворения,
в.-2 часть стихотворения.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей,
вокруг холмов:
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(Меняются листочками, проверяют друг у друга.)
-Почему после слов «завыл», «мороз» поставили большие паузы?
-Как же эти строчки надо читать? (весело, празднично, радостно.)
-Особенно, радостно какие строчки надо прочитать?
-Чтение, прослушивание стихотворения по грамзаписи,
-Чтение стихотворения учащимися.
А.С.Пушкин посвятил зиме много стихотворений.
-
Следующее стихотворение, которое мы сейчас вспомним это «Зимнее утро». Чтение стихотворения учащимися (парами).
Вывод: Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкин создал на Тверской земле. Осенью 1892 года Пушкин вновь возвращается в Тверские края в село Павловское. Пораженный красотой Тверского края он создает самое жизнелюбивое стихотворение «Зимнее утро».
-
Из какого стихотворения эти строки?
«Наша ветхая лочужка И печальна, и темна». (Зимний вечер)
-Послушайте внимательно стихотворение «Зимний вечер» и подумайте: какие чувства выражает поэт в этом стихотворении? (чувство грусти, печали.)
Учитель: Пушкин был в ссылке в Михайловском. Ему приходилось ездить зимой на тройке лошадей в ближайший город, В прежнее время, когда не было железных дорог, приходилось ездить на лошадях. Впереди ямщик, который управлял тройкой лошадей. Пушкину хотелось бы уехать в Петербург, он тосковал о своих столичных друзьях, о жизни в большом город. Зимой в безлюдных полях, слушая грустное пение ямщика, он особенно чувствовал свое одиночество, свою оторванность от друзей. Так появилось стихотворение «Зимняя дорога».
-
Дороги Пушкина ведут все дальше и дальше. Пыльные летом. Весенние дороги больше похожи на ручьи. Не очень любил их Пушкин. В этом он откровенно признается в своих немногочисленных стихах посвященных этим временам года.
-Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя,
Нас мучишь: -Теперь моя пора: я не люблю весны:
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
По этим дорогам вы пройдете самостоятельно; подберете стихи о весне и лете поищите в сборниках, которые имеются в библиотеке. Это к следующему уроку.
III. Обобщение.
Несмотря ни на что поэт любил русскую природу, людей, любил жизнь. На
склоне лет, посетив родной дом в Михайловском, он с грустью вспоминает о
прошлой жизни, грустит о смерти няни:
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах. Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет -уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Он радуется новой жизни и приветствует вечное обновление природы и человека:
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети.
Здравствуй, племя
Молодое,
незнакомое!
Эти слова обращены и к нам.
-Почему же я не написала на доске дату смерти поэта? (Мы читаем его стихи,
сказки, рассказы, поэмы – значит он живет вместе с нами).
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
IV. Итог:
На этом наше путешествие по дорогам А.С.Пушкина закончилась. Всем спасибо.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»