Комплексная дополнительная образовательная программа "Первые шаги"
Краткое описание
Приобщение к образовательному процессу и социальное развитие дошкольников, не посещающих ДОУ.
Описание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» Утверждено на заседании Педагогического совета «____»________2012 года Протокол № ___________ «Утверждаю» Директор МБОУДОД ДДЮТ КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕРВЫЕ ШАГИ» Возраст детей: 3-4 года СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД НАПРАВЛЕННОСТЬ – СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Составители: ЛАРИКОВА Л.Н., МЕТОДИСТПавлова В.В., педагог-психолог
НОВОМОСКОВСК 2013
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная дополнительная образовательная программа «Первые шаги» реализуется в студии раннего эстетического развития детей «Росток», являющейся структурным подразделением МБОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» в рамках развивающей площадки «Малышок». Направленность программы — социально-педагогическая. Срок реализации 1 год. Программа «Первые шаги» предназначена для работы с детьми от 3 до 4 лет. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечение равных стартовых возможностей для получения дошкольного образования. Задачи программы: v художественно-эстетическое и сенсорно-моторное развитие; v развитие когнитивных процессов и физических возможностей детей раннего возраста; v оказание помощи при осуществлении постепенного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение; v оказание помощи родителям в становлении конструктивной родительской позиции.
Основанием для необходимости разработки данной программы послужил социальный заказ родителей детей, не посещающих ДОУ и апробация дополни-тельных образовательных программ «Играй и развивайся», «Музыка и движе-ние» в течение трех лет в рамках проекта «Экспериментальная площадка «Малышок».
В программе «Первые шаги» образовательные задачи минимизированы, акцент ставится на комплексное развитие детей младшего дошкольного возраста. Отличительной особенностью программыявляется Ø то обстоятельство, что с каждым годом возрастает процент детей, не посещающих ДОУ. Это вызвано различными причинами – дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждений, ослабленное здоровье ребенка, желание родителей заниматься домашним воспитанием самостоятельно. В связи с этим возрастает потребность родителей в информации по вопросам развития и воспитания детей, подготовке их к вхождению в социум. Ø создание познавательно-развивающего пространства для полноценного развития навыков общения детей, находящихся на домашнем воспитании; Ø активное привлечение родителей детей к развивающей деятельности. Их присутствие на занятиях обязательно, так как дети всегда испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, наполняют свои души добром, любовью, фантазией, игрой, приобретают большую уверенность в себе, легче адаптируются в новом коллективе, а родители получают знания по педагогическому сопровождению развития ребёнка. Программа позволяет вырабатывать единый стиль воспитания в семье и ДОУ, организовать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ, оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания ребенка и его адаптации к условиям ДОУ. Программа построена с учетом возрастных особенностей развития ребенка 3-4 лет и включает упражнения по сенсорному, познавательному, физическому и музыкальному развитию ребенка, а так же подвижные игры. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.Не каждому родителю, из-за недостаточности количества мест в дошкольных образовательных учреждениях удается пристроить свое чадо в детский сад, иногда не каждый считает это целесообразным, делая выбор в пользу домашнего воспитания. Однако даже самый внимательный родитель не сможет предложить малышу то, что дает ему дошкольное учреждение и учреждение дополнительного образования детей, а именно, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как раз для полноценного развития навыков общения у «домашних» детей и создаются группы в рамках развивающей площадки «Малышок». Решив воспитывать ребенка дома до школы, родители должны понимать, что они могут обучить кроху и письму, и чтению, и счету, и, возможно, даже дать ребенку более глубокие знания, чем он получил бы в рамках данной программы, однако привить малышу в полной мере навыки социализации в домашних условиях просто невозможно. Регулярных прогулок и частых походов в гости для этого недостаточно, ведь опыт ребенка в обществе должен быть куда более разносторонним. Малышу нужно испытать на себе и роль подчиненного (при общении с посторонними взрослыми), и роль лидера, и освоить общение на равных (в игре со сверстниками). Решить непростую и в то же время крайне важную задачу социализации маленького человечка призвана программа «Первые шаги». Детям, находящимся на домашнем воспитании, регулярное посещение развивающих занятий также приносит неоценимую пользу. Во-первых, ребенок получает представление о том, как проходят занятия в группе, что впоследствии пригодится ему в детском саду. Кроме того, некоторые занятия, например, музыкальные, наиболее эффективны именно тогда, когда проводятся в групповой форме. А, во-вторых, домашний малыш получит дополнительную возможность пообщаться со сверстниками и взрослыми. Регулярное посещение таких занятий позволит родителям быть уверенными в том, что ребенок успешно, а главное правильно развивается под наблюдением педагогов и педагога-психолога. Занятия по данной комплексной программе нужны для того, чтобы выработать у ребенка представление о том, что такое занятие. Малыш учится воспринимать и выполнять поставленные перед ним задачи, а также приобщается к пониманию дисциплины. Занятия по раннему развитию детей направленны на всестороннее развитие ребенка. Посещение занятий оправдано еще и тем, что они актуальны для тех, кто вот-вот отправится в детский сад, тем самым успешно решается задача адаптации ребенка к посещению детского сада. Еще одним несомненным преимуществом группы развития является целесообразное (до 8 человек) количество в ней детей, что обеспечивает каждому из малышей больше внимания со стороны педагогов. Описанные в программе формы развития вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов работ с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью. Психологические особенности детей в возрасте 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве кабинета для занятий. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитания. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов Данная программа, учитывая психологические особенности детей представляет собой удивительное развивающее пространство для детей от трёх до четырех лет, находящихся на домашнем воспитании. На занятиях они совершают путешествия в другие интересные миры творчества, музыки, развития и движения. Занимаются и достигают космических успехов! Формы и режим занятий. Для детей, находящихся на домашнем воспитании, лучше всего подходят комплексные развивающие занятия, предлагаемые данной программой. Речь идет о многоплановых занятиях, включающих в себя несколько аспектов, например, рисование, музыку, основы танцевальных движений, развитие речи. Продолжительность таких занятий – 45 минут, проводятся они 2 раза в неделю. Между сменами видов деятельности устраиваются 10-15 минутные перерывы, во время которых дети могут отвлечься и пообщаться друг с другом, с родителями. Количество детей в группе – до 8 человек. Преобладающей формой занятий является игровая деятельность. Для ребёнка занятия по данной программе — интересное времяпровождение. Он играет, общается и, конечно не догадывается, что в этих увлекательных занятиях он учится общаться, творить, знакомится с окружающим миром, развивает речь, оздоравливается и воспитывает в себе этические и эстетические навыки.
Занятия построены на смене разных видов творческой и интеллектуальной активности, благодаря которым малыш развивает мелкую моторику, логическое и ассоциативное мышление, память, внимательность, аналитические и музыкальные способности. Развивает пластику, учится самодисциплине, а заодно становится сильным, крепким и ловким. Программа рассчитана на регулярное посещение занятий в течение года. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для детей, находящихся на домашнем воспитании предусмотрено сопровождение педагога-психолога. Ожидаемый результат: · Сформированность психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, мыслительных операций), свойственных возрастным особенностям; · Накопление и расширение сенсорного опыта; · Начальное проявление коллективных и индивидуальных игровых навыков; · Начальное проявление творчества; · Сформированность первоначальных представлений об окружающем мире. Отслеживание результативности освоения программы происходит в форме педагогического наблюдения и проведения диагностики педагогом-психологом.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. Организация познавательно- развивающего пространства строится на основе сочетания самостоятельной творческой деятельности детей и совместной деятельности родителей, педагогов. Создание познавательно-развивающего пространства для детей в возрасте 3-4 лет предполагает формирование и развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), творческих способностей детей, создание условий социальной адаптации ребенка не посещающего ДОУ. Содержание познавательно-развивающего пространства определяется дополнительными образовательными программами v «Играй и развивайся» v «Музыка и движение» Педагоги привлекают детей и их родителей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя их своим партнерским участием.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 45 минут. Между сменами видов деятельности устраиваются 10-15 минутные перерывы, во время которых дети могут отвлечься, отдохнуть, пообщаться друг с другом и с родителями. Количество детей в группе – до 8 человек.
III. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены. Резкий переход малышей в новую социальную ситуацию может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, в связи с неизбежным пребыванием малыша в стрессовом состоянии. Дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения больше других подвержены стрессу в новых условиях. Поэтому так важно еще на раннем этапе дать возможность ребенку приобрести позитивный опыт общения в детском коллективе в условиях развивающей ситуации.
Дополнительная образовательная программа «Играй и развивайся» разработана с целью оказания помощи в социализации личности детей младшего дошкольного возраста, находящихся на домашнем воспитании.Занятия по данной программе не только развивают сенсомоторику, но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека, — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – важный компонент эстетического воспитания. Изобразительная деятельность интересна и увлекательна для дошкольника, так как в ней он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина и бумаги. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоционально-положительное состояние. Задачи программы: 1. Развитие интереса детей к совместной деятельности. 2. Развитие мыслительной активности. 3. Приобретение детьми позитивного опыта общения в коллективе. 4. Обогащение сенсорного опыта. 5. Развитие мелкой моторики. 6. Повышение адаптивных возможностей детей . 7. Знакомство родителей с методами воспитания и развития детей и возрастными особенностями раннего и младшего дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Музыка и движение» нацелена на музыкальное и физическое развитие детей раннего дошкольного возраста не посещающих детский сад, возраст детей 3 – 4 года. В этот период ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Доступность основывается на простых общеразвивающих упражнениях и подвижных играх. Эффективность – в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, пением и элементами танца, входящими в упражнения, но и сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Задачи программы: 1. Развитие связной устной речи. 2. Развитие ритмичность движений под музыку. 3. Развитие координацию, ориентацию в пространстве. 4. Развитие образного мышления и задатков творческих способностей. 5. Приобретения опыта коллективного пения. Важной особенностью организации занятий по программе «Первые шаги» является то, что в работе с детьми 3-4 лет широко используется игра.
В этом возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Кроме того, игра является основой для создания игровой мотивации при обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Модель развивающего воспитания и обучения требует от педагога создания в группе соответствующей предметной среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного подхода к ребенку. Педагоги должны создать в группе обстановку, наиболее полно удовлетворяющую потребность дошкольников в игре и способствующую их гармоничному развитию.
IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, педагоги и родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. В основе системы психолого-педагогического сопровождения познавательно-развивающего пространства заложены: во-первых, возрастные особенности детей; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Объектом психолого-педагогического сопровождения является познавательно-развивающее пространство.Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром;
с окружающими (взрослые, сверстники);
с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения в познавательно-развивающем пространстве является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения.
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) родителям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации ребенка: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
· психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры родителей, педагогов.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению
Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и педагогов. Диагностика(индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения познавательно-развивающего пространства можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к занятиям в учреждении. Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии;
Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям. Консультирование(индивидуальное, групповое), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями. Развивающая работа(индивидуальная, групповая). Коррекционная работа(индивидуальная, групповая). Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. Экспертиза(образовательных программ, проектов, пособий, познавательно-развивающего пространства, профессиональной деятельности педагогов) В развивающей площадке «Малышок» в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление как участие в разработке (проектирование) дополнительных образовательных программ. Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-развивающего пространства развивающей площадки «Малышок» является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Специалист по психолого-педагогическом сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Психолого-педагогическое сопровождение программы «Первые шаги» направленно на выполнение целей развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
V. ЛИТЕРАТУРА. 1. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006. 2. Дополнительные образовательные программы «Играй и развивайся», «Музыка и движение» 3. Л.Н.Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие. М., мозаика-Синтез, 2008 г. 4. Л.Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2008 г. 5. Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995. 6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей среды в ДОУ. – М.: Новая школа, 1993. 7. Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 4. – С. 37. 8. Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003. 9. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006. 10. Подборка журнала «Обруч» 2009-2012 гг. Интеренет-ресурсы: http://класс-плюс.рф/, http://nsportal.ru/, child-psy.ru,
http://portal.loiro.ru/, http://psy.1september.ru/article.
НОВОМОСКОВСК 2013
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная дополнительная образовательная программа «Первые шаги» реализуется в студии раннего эстетического развития детей «Росток», являющейся структурным подразделением МБОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» в рамках развивающей площадки «Малышок». Направленность программы — социально-педагогическая. Срок реализации 1 год. Программа «Первые шаги» предназначена для работы с детьми от 3 до 4 лет. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечение равных стартовых возможностей для получения дошкольного образования. Задачи программы: v художественно-эстетическое и сенсорно-моторное развитие; v развитие когнитивных процессов и физических возможностей детей раннего возраста; v оказание помощи при осуществлении постепенного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение; v оказание помощи родителям в становлении конструктивной родительской позиции.
Основанием для необходимости разработки данной программы послужил социальный заказ родителей детей, не посещающих ДОУ и апробация дополни-тельных образовательных программ «Играй и развивайся», «Музыка и движе-ние» в течение трех лет в рамках проекта «Экспериментальная площадка «Малышок».
В программе «Первые шаги» образовательные задачи минимизированы, акцент ставится на комплексное развитие детей младшего дошкольного возраста. Отличительной особенностью программыявляется Ø то обстоятельство, что с каждым годом возрастает процент детей, не посещающих ДОУ. Это вызвано различными причинами – дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждений, ослабленное здоровье ребенка, желание родителей заниматься домашним воспитанием самостоятельно. В связи с этим возрастает потребность родителей в информации по вопросам развития и воспитания детей, подготовке их к вхождению в социум. Ø создание познавательно-развивающего пространства для полноценного развития навыков общения детей, находящихся на домашнем воспитании; Ø активное привлечение родителей детей к развивающей деятельности. Их присутствие на занятиях обязательно, так как дети всегда испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, наполняют свои души добром, любовью, фантазией, игрой, приобретают большую уверенность в себе, легче адаптируются в новом коллективе, а родители получают знания по педагогическому сопровождению развития ребёнка. Программа позволяет вырабатывать единый стиль воспитания в семье и ДОУ, организовать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ, оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания ребенка и его адаптации к условиям ДОУ. Программа построена с учетом возрастных особенностей развития ребенка 3-4 лет и включает упражнения по сенсорному, познавательному, физическому и музыкальному развитию ребенка, а так же подвижные игры. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.Не каждому родителю, из-за недостаточности количества мест в дошкольных образовательных учреждениях удается пристроить свое чадо в детский сад, иногда не каждый считает это целесообразным, делая выбор в пользу домашнего воспитания. Однако даже самый внимательный родитель не сможет предложить малышу то, что дает ему дошкольное учреждение и учреждение дополнительного образования детей, а именно, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как раз для полноценного развития навыков общения у «домашних» детей и создаются группы в рамках развивающей площадки «Малышок». Решив воспитывать ребенка дома до школы, родители должны понимать, что они могут обучить кроху и письму, и чтению, и счету, и, возможно, даже дать ребенку более глубокие знания, чем он получил бы в рамках данной программы, однако привить малышу в полной мере навыки социализации в домашних условиях просто невозможно. Регулярных прогулок и частых походов в гости для этого недостаточно, ведь опыт ребенка в обществе должен быть куда более разносторонним. Малышу нужно испытать на себе и роль подчиненного (при общении с посторонними взрослыми), и роль лидера, и освоить общение на равных (в игре со сверстниками). Решить непростую и в то же время крайне важную задачу социализации маленького человечка призвана программа «Первые шаги». Детям, находящимся на домашнем воспитании, регулярное посещение развивающих занятий также приносит неоценимую пользу. Во-первых, ребенок получает представление о том, как проходят занятия в группе, что впоследствии пригодится ему в детском саду. Кроме того, некоторые занятия, например, музыкальные, наиболее эффективны именно тогда, когда проводятся в групповой форме. А, во-вторых, домашний малыш получит дополнительную возможность пообщаться со сверстниками и взрослыми. Регулярное посещение таких занятий позволит родителям быть уверенными в том, что ребенок успешно, а главное правильно развивается под наблюдением педагогов и педагога-психолога. Занятия по данной комплексной программе нужны для того, чтобы выработать у ребенка представление о том, что такое занятие. Малыш учится воспринимать и выполнять поставленные перед ним задачи, а также приобщается к пониманию дисциплины. Занятия по раннему развитию детей направленны на всестороннее развитие ребенка. Посещение занятий оправдано еще и тем, что они актуальны для тех, кто вот-вот отправится в детский сад, тем самым успешно решается задача адаптации ребенка к посещению детского сада. Еще одним несомненным преимуществом группы развития является целесообразное (до 8 человек) количество в ней детей, что обеспечивает каждому из малышей больше внимания со стороны педагогов. Описанные в программе формы развития вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов работ с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью. Психологические особенности детей в возрасте 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве кабинета для занятий. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитания. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов Данная программа, учитывая психологические особенности детей представляет собой удивительное развивающее пространство для детей от трёх до четырех лет, находящихся на домашнем воспитании. На занятиях они совершают путешествия в другие интересные миры творчества, музыки, развития и движения. Занимаются и достигают космических успехов! Формы и режим занятий. Для детей, находящихся на домашнем воспитании, лучше всего подходят комплексные развивающие занятия, предлагаемые данной программой. Речь идет о многоплановых занятиях, включающих в себя несколько аспектов, например, рисование, музыку, основы танцевальных движений, развитие речи. Продолжительность таких занятий – 45 минут, проводятся они 2 раза в неделю. Между сменами видов деятельности устраиваются 10-15 минутные перерывы, во время которых дети могут отвлечься и пообщаться друг с другом, с родителями. Количество детей в группе – до 8 человек. Преобладающей формой занятий является игровая деятельность. Для ребёнка занятия по данной программе — интересное времяпровождение. Он играет, общается и, конечно не догадывается, что в этих увлекательных занятиях он учится общаться, творить, знакомится с окружающим миром, развивает речь, оздоравливается и воспитывает в себе этические и эстетические навыки.
Занятия построены на смене разных видов творческой и интеллектуальной активности, благодаря которым малыш развивает мелкую моторику, логическое и ассоциативное мышление, память, внимательность, аналитические и музыкальные способности. Развивает пластику, учится самодисциплине, а заодно становится сильным, крепким и ловким. Программа рассчитана на регулярное посещение занятий в течение года. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для детей, находящихся на домашнем воспитании предусмотрено сопровождение педагога-психолога. Ожидаемый результат: · Сформированность психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, мыслительных операций), свойственных возрастным особенностям; · Накопление и расширение сенсорного опыта; · Начальное проявление коллективных и индивидуальных игровых навыков; · Начальное проявление творчества; · Сформированность первоначальных представлений об окружающем мире. Отслеживание результативности освоения программы происходит в форме педагогического наблюдения и проведения диагностики педагогом-психологом.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. Организация познавательно- развивающего пространства строится на основе сочетания самостоятельной творческой деятельности детей и совместной деятельности родителей, педагогов. Создание познавательно-развивающего пространства для детей в возрасте 3-4 лет предполагает формирование и развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), творческих способностей детей, создание условий социальной адаптации ребенка не посещающего ДОУ. Содержание познавательно-развивающего пространства определяется дополнительными образовательными программами v «Играй и развивайся» v «Музыка и движение» Педагоги привлекают детей и их родителей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя их своим партнерским участием.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 45 минут. Между сменами видов деятельности устраиваются 10-15 минутные перерывы, во время которых дети могут отвлечься, отдохнуть, пообщаться друг с другом и с родителями. Количество детей в группе – до 8 человек.
III. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены. Резкий переход малышей в новую социальную ситуацию может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, в связи с неизбежным пребыванием малыша в стрессовом состоянии. Дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения больше других подвержены стрессу в новых условиях. Поэтому так важно еще на раннем этапе дать возможность ребенку приобрести позитивный опыт общения в детском коллективе в условиях развивающей ситуации.
Дополнительная образовательная программа «Играй и развивайся» разработана с целью оказания помощи в социализации личности детей младшего дошкольного возраста, находящихся на домашнем воспитании.Занятия по данной программе не только развивают сенсомоторику, но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека, — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – важный компонент эстетического воспитания. Изобразительная деятельность интересна и увлекательна для дошкольника, так как в ней он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина и бумаги. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоционально-положительное состояние. Задачи программы: 1. Развитие интереса детей к совместной деятельности. 2. Развитие мыслительной активности. 3. Приобретение детьми позитивного опыта общения в коллективе. 4. Обогащение сенсорного опыта. 5. Развитие мелкой моторики. 6. Повышение адаптивных возможностей детей . 7. Знакомство родителей с методами воспитания и развития детей и возрастными особенностями раннего и младшего дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Музыка и движение» нацелена на музыкальное и физическое развитие детей раннего дошкольного возраста не посещающих детский сад, возраст детей 3 – 4 года. В этот период ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Доступность основывается на простых общеразвивающих упражнениях и подвижных играх. Эффективность – в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, пением и элементами танца, входящими в упражнения, но и сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Задачи программы: 1. Развитие связной устной речи. 2. Развитие ритмичность движений под музыку. 3. Развитие координацию, ориентацию в пространстве. 4. Развитие образного мышления и задатков творческих способностей. 5. Приобретения опыта коллективного пения. Важной особенностью организации занятий по программе «Первые шаги» является то, что в работе с детьми 3-4 лет широко используется игра.
В этом возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Кроме того, игра является основой для создания игровой мотивации при обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Модель развивающего воспитания и обучения требует от педагога создания в группе соответствующей предметной среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного подхода к ребенку. Педагоги должны создать в группе обстановку, наиболее полно удовлетворяющую потребность дошкольников в игре и способствующую их гармоничному развитию.
IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, педагоги и родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. В основе системы психолого-педагогического сопровождения познавательно-развивающего пространства заложены: во-первых, возрастные особенности детей; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Объектом психолого-педагогического сопровождения является познавательно-развивающее пространство.Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром;
с окружающими (взрослые, сверстники);
с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения в познавательно-развивающем пространстве является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения.
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) родителям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации ребенка: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
· психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры родителей, педагогов.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению
Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и педагогов. Диагностика(индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения познавательно-развивающего пространства можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к занятиям в учреждении. Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии;
Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям. Консультирование(индивидуальное, групповое), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями. Развивающая работа(индивидуальная, групповая). Коррекционная работа(индивидуальная, групповая). Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. Экспертиза(образовательных программ, проектов, пособий, познавательно-развивающего пространства, профессиональной деятельности педагогов) В развивающей площадке «Малышок» в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление как участие в разработке (проектирование) дополнительных образовательных программ. Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-развивающего пространства развивающей площадки «Малышок» является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Специалист по психолого-педагогическом сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Психолого-педагогическое сопровождение программы «Первые шаги» направленно на выполнение целей развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
V. ЛИТЕРАТУРА. 1. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006. 2. Дополнительные образовательные программы «Играй и развивайся», «Музыка и движение» 3. Л.Н.Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие. М., мозаика-Синтез, 2008 г. 4. Л.Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2008 г. 5. Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995. 6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей среды в ДОУ. – М.: Новая школа, 1993. 7. Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 4. – С. 37. 8. Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003. 9. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006. 10. Подборка журнала «Обруч» 2009-2012 гг. Интеренет-ресурсы: http://класс-плюс.рф/, http://nsportal.ru/, child-psy.ru,
http://portal.loiro.ru/, http://psy.1september.ru/article.
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Познавательная деятельность
Планирование работы, программы
Теги: оу доп. образования, педагог доп. образования, планирование работы, познавательная деятельность
13 ноября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей