Рекомендации по организации и методике преподавания третьего урока физической культуры на основе игры в бадминтон
1. Ознакомление с правилами безопасности на уроках бадминтона;
2. Изучение способов хвата ракетки.
3. Изучение основных стоек при подаче, приеме подачи, ударах.
Урок № 2 (6)
1. Закрепление техники хвата ракетки.
2. Жонглирование на разной высоте с перемещением.
3. Изучение способов передвижения по площадке.
4. Эстафеты с воланом.
Урок № 3 (9)
1. Совершенствование техники жонглирования на разной высоте с перемещением.
2. Изучение техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой.
3. Изучение правильной техники выполнения подачи.
Урок № 4 (12)
1. Закрепление техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой.
2. Изучение техники имитации ударов справа и слева.
3. Эстафеты с воланом.
Урок № 5 (15)
1. Совершенствование техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой.
2. Совершенствование техники челночного бега.
3. Совершенствование техники подач.
Урок № 6 (18)
1. Изучение техники передачи волана в парах.
2. Парные эстафеты.
3. Совершенствование техники имитации ударов справа, слева.
Урок № 7 (21)
1. Изучение техники подачи волана в парах.
2. Парные эстафеты.
3. Изучение игры «Жонглерка с именем».
Урок № 8 (24)
1. Объяснение правил выполнения домашних заданий по бадминтону.
2. Игра «Жонглерка с именем».
3. Изучение техники подачи у стены, в парах.
Урок № 9 (27)
Повторение урока № 8 (24).
Урок № 10 (30)
1. Совершенствование техники жонглирования.
2. Ознакомление с техникой выполнения высоко-далеких ударов.
3. Эстафета с воланом.
Урок № 11 (33)
1. Повторение правил безопасности на уроках бадминтона.
2. Совершенствование техники подачи у стены, в парах.
3. Изучение приема подачи.
4. Парная эстафета.
Урок № 12 (36)
1. Ознакомление с краткими правилами игры.
2. Совершенствование имитации техники ударов справа, слева.
3. Закрепление техники передвижения по площадке.
4. Парная эстафета.
Урок № 13 (39)
1. Совершенствование техники подачи у стены, в парах.
2. Совершенствование техники приема подачи.
3. Изучение игры «Вертушка со сменой сторон».
Урок № 14 (42)
1. Совершенствование техники выполнения высоко-далеких ударов.
2. Совершенствование техники перекидывания воланов в парах.
3. Игра «Вертушка со сменой сторон».
Урок № 15 (45)
1. Совершенствование техники выполнения высоко-далеких ударов.
2. Игра «Вертушка со сменой сторон».
Урок № 16 (48)
1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Подвижные игры.
Урок № 17 (51)
1. Теоретические сведения о потребностях организма для правильного функционирования.
2. Жонглирование с применением ударов из-за спины и между ногами и перемещением.
3. Игра «Вертушка со сменой сторон».
Урок № 18 (54)
1. Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов.
2. Подача.
3. Высоко-далекие удары.
4. Изучение игры «Вертушка с потерей ракетки».
Урок № 19 (57)
1. Теоретические сведения о правилах проведения соревнований по бадминтону.
2. Изучение приема подачи сверху.
3. Игра «Вертушка с потерей ракетки».
Урок № 20 (60)
1. Высоко-далекие удары.
2. Прием подачи сверху.
3. Игра «Вертушка с потерей ракетки».
Урок № 21 (63)
1. Повторение правил проведения соревнований по бадминтону.
2. Перекидывание в парах одним, двумя воланами.
3. Игры «Вертушка».
Урок № 22 (66)
1. Передачи в парах одним, двумя воланами.
2. Перекидывание вдвоем, вчетвером одним, двумя воланами.
3. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
Урок № 23 (69)
1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
Урок № 24 (72)
1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков
Урок № 25 (75)
1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Повторение подачи и приема подач сверху.
3. Одиночные встречи со счетом до 5 очков
Урок № 26 (78)
1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Совершенствование одиночной игры в парах на количество передач.
Урок № 27 (81)
1.Теоретические сведения о реакции организма на различные физические нагрузки.
2. Подача короткая, длинная.
3. Проведение одиночных встреч со счетом до 11 очков.
Урок № 28 (84)
1. Повторение материала предыдущего урока.
Урок № 29 (87)
1. Теоретические сведения о роли обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека.
2. Изучение приема и подач сверху, снизу.
3. Одиночные встречи со счетом до 11 очков.
4. Игры «Вертушка».
Урок № 30 (90)
1. Удары сверху, снизу.
2. Одиночная игра в парах на количество передач.
Урок № 31 (93)
1. Объяснение правил игры в бадминтон на свежем воздухе.
2. Одиночная игра в парах на количество передач.
3. Одиночные встречи.
Урок № 32 (96)
1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи.
3. Изученные подвижные игры.
Урок № 33 (99)
1. Теоретические сведения о двигательном режиме школьника летом.
2. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
3. Одиночные игры на количество передач.
Урок № 34 (102)
1. Подвижные игры
2. Одиночные встречи.
***Примечание: Номер урока, указанного в скобках означает номер текущего урока.
В планировании не указаны зачётные уроки, т.к. учитель сам вправе
определять задачи, которые должны быть поставлены на уроке.
ТАБЛИЦА оценки уровня физической и технической подготовленности (первый год обучения)
№ п/п | Наименование теста | Результат (секунды или кол-во раз) | Оценка |
1 |
Оперативное мышление | 21 сек. и меньше | отлично |
22–24 сек. | хорошо | ||
25 сек. и больше | удовлетворительно | ||
2 |
Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет | 9–10 мячей | отлично |
6–8 мячей | хорошо | ||
4–5 мячей | удовлетворительно | ||
3 |
Время передвижения | 6,9 сек. и меньше | отлично |
7,0–7,8 сек. | хорошо | ||
8,1–8,5 сек. | удовлетворительно | ||
4 |
Жонглирование | 41–50 ударов | отлично |
31–40 ударов | хорошо | ||
21–30 ударов | удовлетворительно | ||
5 |
Подвижность плечевого пояса | 55–70 см | отлично |
71–85 см | хорошо | ||
86–100 см | удовлетворительно | ||
6 |
Скорость выполнения одиночного движения | 8–10 удачных попыток | отлично |
6–7 удачных попыток | хорошо | ||
4–5 удачных попыток | удовлетворительно | ||
7 |
Подача | 8–10 удачных попыток | отлично |
6–7 удачных попыток | хорошо | ||
4–5 удачных попыток | удовлетворительно | ||
8 |
Прием подачи | 8–10 удачных попыток | отлично |
6–7 удачных попыток | хорошо | ||
4–5 удачных попыток | удовлетворительно | ||
9 |
Челночный бег 3×10 м |
8,7 сек. и меньше (мальчики), 9,1 сек. и меньше (девочки) | отлично |
8,8–8,9 сек. (мальчики), 9,2–9,6 сек. (девочки) | хорошо | ||
9,0–9,2 сек. (мальчики), 9,7–10,0 сек. (девочки) | удовлетворительно | ||
10 |
Прыжки через скакалку (за 1 мин.) |
85 раз и больше (мальчики), 105 раз и больше (девочки) | отлично |
78–84 раза (мальчики), 98–104 раза (девочки) | хорошо | ||
70–77 раз (мальчики), 90–97 раз (девочки) | удовлетворительно | ||
11 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (на пальцах). |
7 раз и больше (мальчики), 5 раз и больше (девочки) | отлично |
5–6 раз (мальчики), 3–4 раза (девочки) | хорошо | ||
2–4 раза (мальчики), 1–2 раза (девочки) | удовлетворительно |
Авторский текст к презентации
«Рекомендации по организации и методике преподавания третьего урока физической культуры на основе игры в бадминтон»
текст составили: Кабанова Л. В.- учитель физической культуры, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №461 Колпинского района Санкт-Петербурга и Ефимова С. В. -учитель физической культуры, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии №402 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Слайд 1
Включение третьего урока физической культуры в региональный компонент Базисного учебного плана содействует сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами физической культуры и спорта, позволяет более гибко и эффективно использовать специфику урока, а так же целесообразно использовать его для освоения навыков игры в бадминтон.
Слайд 2
Несколько слов о бадминтоне вообще и, конечно, о его пользе…
Бадминтон – прекрасная альтернатива изнуряющим физическим упражнениям. Эта игра способна повысить общий тонус организма, снять напряжение, повысить выносливость. Помимо этого, преимущество игры в бадминтон – это развитие быстрого мышления, когда за несколько секунд нужно сориентироваться в правильном направлении. Бадминтон приносит пользу и глазам, а точнее, дарит им полезную гимнастику, заключающуюся в слежении за полётом волана. Если Вы хотите избавиться от лишнего веса, тогда бадминтон – это то, что поможет Вам достичь своей цели, это и есть лучшая аэробика для похудения и оздоровления. Игра пойдет на пользу даже людям, страдающим нарушением органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Слайд 3-4
Будьте уверенны в том, что хорошая партия игры подарит Вам хорошее самочувствие и здоровые позитивные эмоции. Первые навыки игры должны быть получены, безусловно, на уроке физкультуры, что позволит ещё более сблизить и объединить всех участников образовательного процесса в совместные минуты отдыха и времяпровождения. Как говорится, бадминтон совмещает полезное с приятным! Это семейная игра, способ общения со своими детьми и внуками. Игра в знакомый всем бадминтон может стать прекрасным развлечением, которое направлено на оздоровление всей семьи.
Слайд 5-6
В прошлом учебном году петербургским школам было предложено ввести бадминтон, в качестве эксперимента, в школьную программу по физической культуре. Наша школа согласилась принять участие в этом эксперименте, тем более, что некоторый опыт проведения уроков с элементами бадминтона у нас уже был. Комитет по образованию СПб предложил нам рабочую программу, разработанную Омским государственным университетом им.Ф.М.Достоевского. В ходе работы мы адаптировали предложенную программу под условия нашего образовательного учреждения и предлагаем наш вариант планирования и некоторые методические наработки для детей 1-го года обучения. Здесь представлена таблица распределения учебной нагрузки, где жёлтым цветом выделено количество часов преподавания бадминтона, а розовым – те виды программы, которые, как правило, в каждой школе преподаются в том объёме, который позволяет материально-техническое оснащение, а возможно и заменяются другими видами.
Слайд 7
Занятия в школе должны быть построены по двум направлениям:
-
Изучение основ бадминтона
-
Организация дополнительных занятий (или кружков) по изучению бадминтона.
При правильном подходе это позволяет подготовить в образовательных учебных заведениях хороших спортсменов массовых разрядов. Детям нравится заниматься бадминтоном, проведение учебно-тренировочных занятий доступно каждому учителю физической культуры и педагогу дополнительного образования. Введение этого спортивного направления в программу по физкультуре физиологически оправдано для обучающихся.
Слайд 8
Обучение игре в бадминтон в школе можно разделить на три этапа.
Слайд 9-10
Первый этап – подготовительный. На этом этапе подвижные игры и эстафеты, составляют основу тренировочного процесса. Эти упражнения повышают эмоциональность занятий и одновременно решают вопросы разносторонности физического развития ребенка. Большую часть времени необходимо отводить на обучение основам техники бадминтона, осуществляя задачи технической подготовки и развития физических качеств. Начинать надо с самых простых элементов из других популярных видов спорта, близких по своим характеристикам к бадминтону. Обучение осуществляется в основном групповым методом, но с учетом индивидуальных физико-психологических возможностей занимающихся. Наиболее распространенные: жонглирование воланом открытой и закрытой стороной ракетки, бросание волана через сетку друг другу, перекидка волана через сетку с помощью ракетки сменяемыми парами или парами по очереди.
Слайд 11
Второй этап – специализация. На этом этапе необходимо проводить занятия в группах. Целесообразно разделение занимающихся на несколько групп, как минимум, на две: способных и менее способных обучающихся. Здесь к общей физической подготовке добавляется специальная физическая подготовка. На этом этапе можно продолжать освоение общих принципов игры в бадминтон, навыки от которых остаются на всю жизнь.
Слайд 12
Третий этап – совершенствование. Это этап совершенствования техники и тактики. Занятия проводятся по индивидуальным схемам и графикам под руководством учителя. Чтобы занятия проходили эмоционально необходимо включать подвижные игры с воланом, некоторые из которых вы сейчас увидите.
Слайд 13-14
Урок бадминтона – это звено системы уроков, проводимых учителем физической культуры в определённой последовательности и направленных на освоение учебного материала конкретных тем, которые, в свою очередь, должны быть согласованы между собой. Анализ проведённой работы позволяет нам сделать вывод, что физические качества, развиваемые на уроках бадминтона, помогают, в последующем, обучающимся овладевать любыми другими видами спорта на высоком профессиональном уровне. Кроме того, успешно справляются с физическими нагрузками на уроках бадминтона и дети с ослабленным состоянием здоровья.
Тесты-упражнения из основных компонентов игры
КАРТОЧКА-ТЕСТ №1 Оперативное мышление Успех в бадминтоне зависит от умения игрока предугадать ответные действия партнера, а это напрямую зависит от уровня его оперативного мышления. Школьники, обладающие быстрым мышлением, всегда находятся в более выгодном положении в решении тактических задач и экономии энергии. Определить развитие данного качества можно с помощью игры «Тройка». Быстро двигая фишками, надо поставить их в указанное положение (схема) исходя из трех вариантов. Учитель подсчитывает число ходов и время, затраченное на решение каждого варианта. Время решения трех задач суммируется.
|
КАРТОЧКА-ТЕСТ №2 Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет Обладая хорошей реакцией, бадминтонист может добиться преимущества в игре. Для определения уровня быстроты реакции можно использовать следующий тест. На стене мелом чертят прямоугольник размером 2×1,5 м. Нижняя черта находится на расстоянии 1,5 м от пола. Ученик располагается на расстоянии 4 м от стены по центру прямоугольника. Учитель или партнер, стоя за его спиной на расстоянии 2 м, бросает теннисные мячи с максимальной силой 10 раз в разные точки. Фиксируется количество пойманных учеником мячей (см. рис).
|
КАРТОЧКА-ТЕСТ №3 Скорость перемещения на площадке Одним из важнейших качеств бадминтониста является скорость передвижения по площадке. Чем она выше, тем больше времени остается на подготовку и выполнение удара, на решение тактических задач. Для определения скорости передвижения школьникам предлагается преодолеть 2×5 м. Заняв исходную позицию на линии 1, спортсмен пробегает с максимальной скоростью до линии 2. Коснувшись этой линии носком любой ноги, он начинает передвигаться спиной к линии 1. Движение считается законченным в момент выхода за линию 1. Время прохождения всей дистанции фиксируется с помощью секундомера (см. рис.).
|
КАРТОЧКА-ТЕСТ №4 Жонглирование Ловкость – специфическое качество: можно быть ловким в гимнастике и оказаться не координированным в спортивных играх. В бадминтоне ученикам предлагается выполнить жонглирование воланом. У каждого есть две попытки, засчитывается лучшая. |
КАРТОЧКА-ТЕСТ №5 Гибкость плечевого пояса Удары сверху являются основным оружием бадминтониста. На их долю приходится 65% всех ударов, выполняемых в игре. Эффективность ударов сверху в значительной мере зависит от подвижности плечевого пояса игрока. Для определения этого качества предлагается тест, в котором школьник, взяв хватом сверху гимнастическую палку, выполняет выкрут назад, затем вперед (см. рис.). После этого определяется ширина хвата по делениям, нанесенным на палку. |
КАРТОЧКА-ТЕСТ №6 Скорость одиночного движения Высокая скорость выполнения одиночного движения способствует эффективному освоению технических приемов в защите и нападении. Спортсмен, выполняющий ударное движение в более короткий промежуток времени, всегда имеет преимущество, которое определяется большей скоростью вылета волана. Это создает благоприятные условия для оперативного решения тактических задач в одиночных и тем более в парных играх. Для определения скорости выполнения одиночного движения предлагается следующий тест. В вытянутых на уровне плеч руках тренер держит по одному теннисному мячу. Школьник стоит напротив в игровой стойке. После того как тренер выпустит мяч, он должен поймать его хватом сверху (см. рис.). У каждого ученика есть 10 попыток. |
КАРТОЧКА-ТЕСТ №7 Подача Ученик выполняет поочередно по 10 подач – коротких, плоских и высоко-далеких – из левого или правого поля в определенные зоны. |
КАРТОЧКА-ТЕСТ №8 Прием подачи Этот тест проводят сериями по 10 попыток в каждой. Последовательность выполнения приема устанавливает тренер: прием коротких подач в зоны сетки 1 и 2, в зоны задней линии площадки 7, 10 и их чередование (см. рис.); прием плоских подач коротким ударом в зоны 1 и 2 или нападающим ударом в зоны 3 и 6, высоким ударом – в зоны 7, 8 или 9, 10. |
КАРТОЧКА-ТЕСТ №9 Игровые комбинации Точность выполнения различных технических приемов игры помогает определить специальная разметка на игровом поле (см. рис.). Перед выполнением каждого технического приема необходимо провести соответствующую разминку с воланом в течение 3–5 мин. Ученик выполняет поочередно по 10 подач – коротких, плоских и высоко-далеких – из левого или правого поля в зоны 1–10. Данный тест следует предлагать только хорошо подготовленным школьникам.
|
КАРТОЧКА-ТЕСТ №10 Челночный бег 3×10 м В зале обозначают две линии – старта и финиша, расположенные на расстоянии 10 м одна от другой. Две хоккейные шайбы лежат на линии старта. По команде «На старт!» школьник подходит к ней и занимает стартовую позицию. По команде «Внимание!» берет в руку шайбу, а по команде «Марш!» бежит с шайбой до конца отрезка и кладет ее на линию финиша, затем возвращается за второй шайбой и кладет ее туда же. Бросать шайбы на пол и размещать их до линии финиша запрещается. Секундомер выключается в тот момент, когда вторая шайба коснется пола. |
КАРТОЧКА-ТЕСТ №11 Прыжки через скакалку Упражнение выполняется на двух ногах с вращением скакалки вперед. При вынужденной остановке учащиеся продолжают выполнять прыжки. Учитывается общее количество прыжков, выполненное за 1 мин. |
КАРТОЧКА-ТЕСТ №12 Отжимание от пола Выполняется в упоре лежа на пальцах. Учитывается общее количество, выполненное за 1 мин. |
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Международный вебинар «Лучшие образовательные практики взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников (ФГОС ДО)»
- Вебинар «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
- Международный вебинар «Освоение обучающимися способов спортивно-оздоровительной деятельности средствами спортивных игр»
- Вебинар «Современные методики и программы охраны и укрепления здоровья детей в образовательном процессе»
- Вебинар «Воспитание и развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности»