В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок по окружающему миру в 3 классе: "Распространение плодов и семян"

Урок по окружающему миру в 3 классе: "Распространение плодов и семян"

Татьяна Ковригина
Тип материала: Урок
просмотров: 42276
Краткое описание
Данная работа представляет собой сценарий урока окружающего мира в 3 классе по теме: Распространение плодов и семян. Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО, содержит педагогические цели и задачи, планируемые предметные и личностные результаты, метапредметные УУД. К уроку прилагается презентация. Цель работы - распространение опыта внедрения ФГОС в систему образования.
Описание

Урок по окружающему миру в 3 классе Распространение плодов и семян Учитель: Головчак Ирина Ивановна

Тема урока: Распространение плодов и семян Цель урока: Создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов. Задачи: — способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными; - содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать; — создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора. Планируемые результаты: Предметные:понимают, что распространение семян — способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. Личностные:предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы. Метапредметные УУД: Познавательные:осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Коммуникативные:владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе. Тип урока: решение учебной задачи / формирование новых знаний Формы работы: групповая, фронтальная. Образовательные ресурсы и оборудование: Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2013. Окружающий мир. 3-4 классы. Методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012. Семена. Презентация. Проектор, ноутбук, интерактивная доска. Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. Учитель определяет готовность обучающихся к работе. — Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений. 2. Проверка домашнего задания. — Но сначала давайте вспомним… — О чем говорили на прошлом уроке? Презентация. Ч. 1. Слайд 1 — Что такое плод? — Какие плоды вам известны? — Какие сказки связаны с растениями и их плодами? Плод боб— «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка. Плод зерновка– «Мужик и медведь» русская народная сказка (рожь), «Конек — Горбунок», П. Ершов (пшеница). Плод стручок– «Мужик и медведь» русская народная сказка (репа) Плод тыквина– «Золушка» Ш. Перро (тыква) Плод костянка– «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня) — Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок. Вы справились с заданием. 3. Целеполагание и мотивация. Ч. 1. Слайд 2 Учитель из слогов предлагает собрать слово «путешественники». — Кто такие путешественники? — Как и на чём можно путешествовать? — Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками. — Подумайте, кто бы это мог быть? (выставляет на стол каждой группы коробочки). — Давайте откроем коробочки и посмотрим, что там лежит. Достаньте из коробочки семена и положите их перед собой. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету. — Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Давайте попробуем определить, как именно. — Возникли ли у вас вопросы? Какие? — Запишите по одному вопросу, используя слова подсказки: (Как…. Куда…. На чём… Зачем… Все ли…) Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу. 4. Изучение новой темы 1) Введение. — Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке, сформулируйте тему. Ч. 1. Слайд 3 Объявляется тема урока: «Распространение плодов и семян». — Как вы думаете, за счет чего может переселяться растение, если оно лишено возможности передвигаться? Ч. 1. Слайд 4 — Какую цель поставим себе на урок? — Выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления. Ч. 1. Слайд 5 — Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает? — Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем работать в группах. 2) Работа в группах. Ч. 1. Слайд 6 — Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). Задание:Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян. Ч. 1. Слайд 7 Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян? Заполнение таблицы:
Способ распространения
Названия растений
Приспособления
Ветром
Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле
Парашютики, крылатки лёгкие
Водой
Осока, ива, ольха, кокосовая пальма
Имеют воздушные полости лёгкие, плавучие
Животными и человеком
Дуб
Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох
Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание)
Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец»
Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов, слизистая масса
Ч. 1. Слайд 8 1 группа:Распространение семян ветром. Больше всего среди семян любителей полетов. Самый выгодный удобный способ попасть в далекие края. Семена растений, распространяемых ветрам, имеют парашютики или крылышки. Они медленно кружатся в воздухе и размещаются на большие расстояния. Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы. Учитель: Подбросьте крылышки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Дети делают вывод: кружатся, как вертолётики. — Как вы думаете, о каком растении пойдет речь? Ч. 1. Слайд 9 1 ученик: Пока тихо, он – молчит, Но лишь ветер налетит, Шлёт в воздушный океан Парашютный свой десант. Одуванчик растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге, на равнине и в горах. Он растёт на всех материках! В жизни одуванчика несколько страниц. Первая — зелёная, когда растение ещё не успело зацвести. В это время оно в глаза не очень – то бросается. Затем открывается замечательная – жёлтая страница. Но вот одуванчику как будто надоедает быть жёлтым. Цветки отцвели – корзинка закрылась. В ней, как в куколке бабочки, происходит чудесное превращение. Пройдёт какое – то время – и она развернётся белым шаром. Он более хрупкий, чем самая тонкая ёлочная игрушка. Так открывается белая страница жизни одуванчика. Ч. 2. Слайд 1 2 ученик:У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву. Ч. 2. Слайд 2. 3 ученик: Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы. Ч. 2. Слайд 3. 4 ученик:Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения. Ч. 2. Слайд 4. 5 ученик:Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки. Ч. 2. Слайд 5. 6 ученик:Крылатые семена сосновых шишек тоже разносятся ветром. Ч. 2. Слайд 6 У хлопчатника, тополя семя прикреплено к легкому пуху. — Приведите свои примеры, распространения семян ветром? — Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром? 2 группа: Распространение семян водой. Ч. 2. Слайд 7 1 ученик:Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений. Ч. 2. Слайд 8 2 ученик:Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа. Ч. 3. Слайд 1 3 ученик:Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём. Ч. 3. Слайд 2 3 группа: Распространение семян при помощи животных. 1 ученик:Семена некоторых растений имеют цепкие усики. Например, лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня. Ч. 3. Слайд 3 2 ученик:Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Ч. 3. Слайд 4 3 ученик:Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. Ч. 3. Слайд 5 4 ученик:Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают. Ч. 3. Слайд 6 5 ученик:Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные и вовсе забывают. Ч. 3. Слайд 7 6 ученик:Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки. Ч. 3. Слайд 8 7 ученик:Гуляя по лесу, люди и животные цепляют на себя семена этих хитрых растений и переносят их в другие места. Ч. 3. Слайд 9 8 ученик:Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. Ч. 4. Слайд 1 9 ученик:Косточки и семечки, оставшиеся после поедания овощей и фруктов, тоже могут прорасти в том месте, где их оставил человек. — Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными? Ч. 4. Слайд 2 4 группа: Самораспространение 1 ученик:В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации. Ч. 4. Слайд 3 2 ученик:Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация. Ч. 4. Слайд 4 3 ученик:Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. — Какие растения разбрасывают свои семена? 5. Итог урока: — Что было для вас новым? — Что особенно удивило? — На все ли вопросы нам удалось ответить? — Какие способы распространения семян вы запомнили? — Каково значение распространения плодов и семян? -Как приспособились растения к определённому способу распространения семян? — Какие приспособления к распространению плодов и семян у мака, череды, вишни, бешенного огурца и клена? Ч. 4. Слайд 5 - Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен. 6. Рефлексия Ч. 4. Слайд 6 Продолжите предложения: · Я смог … · Я узнал … · Мне понравилось… — Оцените свою работу на уроке. — Какую цель поставим себе на следующий урок? 7. Домашнее задание Ч. 4. Слайд 7 — Сегодня мы узнали, что жизнь растений удивительна и полна приключений. Представьте, что вы маленькое семечко. Составьте дома рассказ о его путешествии. Ч. 4. Слайд 8
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок Распространение плодов и семян.doc Скачать



Муниципальное казённое образовательное учреждение

Кумылженская средняя общеобразовательная

школа № 1 имени Знаменского А. Д.

Кумылженского района Волгоградской области









Урок по окружающему миру в 3 классе

Распространение плодов и семян











Учитель: Головчак Ирина Ивановна



ст. Кумылженская 2013год

Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель урока: Создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.

Задачи:

- способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;

- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;

- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.

Тип урока: решение учебной задачи / формирование новых знаний

Формы работы: групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы и оборудование:

Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – М. : Вентана-Граф, 2013.

Окружающий мир. 3-4 классы. Методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Семена.

Презентация.

Проектор, ноутбук, интерактивная доска.


Ход урока:

1. Организационный момент.


Приветствие. Учитель определяет готовность обучающихся к работе.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений.


2. Проверка домашнего задания.


- Но сначала давайте вспомним…

- О чем говорили на прошлом уроке?

Презентация. Ч. 1. Слайд 1

- Что такое плод?

- Какие плоды вам известны?

- Какие сказки связаны с растениями и их плодами?

Плод боб - «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка.

Плод зерновка – «Мужик и медведь» русская народная сказка (рожь), «Конек - Горбунок», П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – «Мужик и медведь» русская народная сказка (репа)

Плод тыквина – «Золушка» Ш. Перро (тыква)

Плод костянка – «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня)

- Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок. Вы справились с заданием.


3. Целеполагание и мотивация.


Ч. 1. Слайд 2

Учитель из слогов предлагает собрать слово «путешественники».

- Кто такие путешественники?

- Как и на чём можно путешествовать?

- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.

- Подумайте, кто бы это мог быть? (выставляет на стол каждой группы коробочки).

- Давайте откроем коробочки и посмотрим, что там лежит. Достаньте из коробочки семена и положите их перед собой. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.

- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Давайте попробуем определить, как именно.

- Возникли ли у вас вопросы? Какие?

- Запишите по одному вопросу, используя слова подсказки:

(Как….

Куда….

На чём…

Зачем…

Все ли…)

Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу.


4. Изучение новой темы


1) Введение.

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке, сформулируйте тему.

Ч. 1. Слайд 3

Объявляется тема урока: «Распространение плодов и семян».

- Как вы думаете, за счет чего может переселяться растение, если оно лишено возможности передвигаться?

Ч. 1. Слайд 4

- Какую цель поставим себе на урок?

- Выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления.

Ч. 1. Слайд 5

- Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем работать в группах.


2) Работа в группах.

Ч. 1. Слайд 6

- Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием).


Задание: Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян.


Ч. 1. Слайд 7

Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян?


Заполнение таблицы

Способ распространения

Названия растений

Приспособления

Ветром

Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле

Парашютики, крылатки лёгкие

Водой

Осока, ива, ольха, кокосовая пальма

Имеют воздушные полости лёгкие, плавучие

Животными и человеком

Дуб

Белки, мыши

Череда, лопух, чертополох

Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин

Самораспространение

(саморазбрасывание)

Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец»

Воздушные полости, яркая окраска.

Растрескивание плодов, слизистая масса


Ч. 1. Слайд 8

1 группа: Распространение семян ветром.

Больше всего среди семян любителей полетов. Самый выгодный удобный способ попасть в далекие края. Семена растений, распространяемых ветрам, имеют парашютики или крылышки. Они медленно кружатся в воздухе и размещаются на большие расстояния. Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения.

Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы.

Учитель: Подбросьте крылышки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе.

Дети делают вывод: кружатся, как вертолётики.

- Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?

Ч. 1. Слайд 9

1 ученик:

Пока тихо, он – молчит,

Но лишь ветер налетит,

Шлёт в воздушный океан

Парашютный свой десант.

Одуванчик растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге, на равнине и в горах. Он растёт на всех материках!

В жизни одуванчика несколько страниц. Первая - зелёная, когда растение ещё не успело зацвести. В это время оно в глаза не очень – то бросается. Затем открывается замечательная – жёлтая страница. Но вот одуванчику как будто надоедает быть жёлтым. Цветки отцвели – корзинка закрылась. В ней, как в куколке бабочки, происходит чудесное превращение. Пройдёт какое – то время – и она развернётся белым шаром. Он более хрупкий, чем самая тонкая ёлочная игрушка. Так открывается белая страница жизни одуванчика.

Ч. 2. Слайд 1

2 ученик: У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.

Ч. 2. Слайд 2.

3 ученик: Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы.

Ч. 2. Слайд 3.

4 ученик: Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения.

Ч. 2. Слайд 4.

5 ученик: Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки.

Ч. 2. Слайд 5.

6 ученик: Крылатые семена сосновых шишек тоже разносятся ветром.

Ч. 2. Слайд 6

У хлопчатника, тополя семя прикреплено к легкому пуху.

- Приведите свои примеры, распространения семян ветром?

- Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?


2 группа: Распространение семян водой.

Ч. 2. Слайд 7

1 ученик: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.

Ч. 2. Слайд 8

2 ученик: Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа.

Ч. 3. Слайд 1

3 ученик: Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.


Ч. 3. Слайд 2

3 группа: Распространение семян при помощи животных.

1 ученик: Семена некоторых растений имеют цепкие усики. Например, лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.

Ч. 3. Слайд 3

2 ученик: Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Ч. 3. Слайд 4

3 ученик: Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.

Ч. 3. Слайд 5

4 ученик: Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают.

Ч. 3. Слайд 6

5 ученик: Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные и вовсе забывают.

Ч. 3. Слайд 7

6 ученик: Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Ч. 3. Слайд 8

7 ученик: Гуляя по лесу, люди и животные цепляют на себя семена этих хитрых растений и переносят их в другие места.

Ч. 3. Слайд 9

8 ученик: Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.

Ч. 4. Слайд 1

9 ученик: Косточки и семечки, оставшиеся после поедания овощей и фруктов, тоже могут прорасти в том месте, где их оставил человек.

- Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?


Ч. 4. Слайд 2

4 группа: Самораспространение

1 ученик: В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации.

Ч. 4. Слайд 3

2 ученик: Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.

Ч. 4. Слайд 4

3 ученик: Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.

- Какие растения разбрасывают свои семена?


5. Итог урока:


- Что было для вас новым?

- Что особенно удивило?

- На все ли вопросы нам удалось ответить?

- Какие способы распространения семян вы запомнили?

- Каково значение распространения плодов и семян?

-Как приспособились растения к определённому способу распространения семян?

- Какие приспособления к распространению плодов и семян у мака ,череды, вишни, бешенного огурца и клена?

Ч. 4. Слайд 5

- Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен.


6. Рефлексия


Ч. 4. Слайд 6

Продолжите предложения:

  • Я смог …

  • Я узнал …

  • Мне понравилось…

- Оцените свою работу на уроке.

- Какую цель поставим себе на следующий урок?


7. Домашнее задание


Ч. 4. Слайд 7

- Сегодня мы узнали, что жизнь растений удивительна и полна приключений. Представьте, что вы маленькое семечко. Составьте дома рассказ о его путешествии.

Ч. 4. Слайд 8


1 часть.pptx Скачать
2 часть.pptx Скачать
3часть.pptx Скачать
4 часть.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров