В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»

Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»

Людмила Ведерникова
Тип материала: Урок
просмотров: 6635
Краткое описание
Познакомить с жанром святочного рассказа;
Выявить идейно-художественное содержанием;
Описание
Конспект урока литературы в 6 классе
Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»
Автор: учитель русского языка и литературы Ведерникова Л.Ф. Муниципальное автономное образовательное учреждение « Миасская средняя общеобразовательная школа №20» г.Миасс

Конспект урока литературы в 6 классе по учебнику под редакцией В.Я Коровиной, Литература 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина и др.– 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012г. по теме: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».
Цели урока:
Учебная — знакомство с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского, с жанром святочного (рождественского) рассказа;
Развивающая — уметь анализировать произведение, составлять характеристику героя, проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;
Воспитательная — воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям, воспитывать нравственность и эстетику через приобщение к классической литературе и классической музыке.


Ход урока:
I этап. Постановка цели.
Сегодня на уроке мы будем вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским говорить о Боге, о страдании, о милосердии. В жизни детям приходится сталкиваться со многими проблемами: сиротством, холодом. голодом. одиночеством. Эти испытания могут быть настолько трудными, что
ребёнок превращается в дикое существо или погибает.
Сегодня мы познакомимся с творчеством « взрослого»писателя Фёдором Михайловичем Достоевским;
Познакомимся с новым жанром, который называется «Святочный рассказ»
Ознакомимся с содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»
-.
II этап. Теоретические сведения.
-Что мы называем рассказом?( это описание одного случая)
-Рассказы бывают разные.
Рассказы Святочный(рождественский) -Святки-дни от праздника Рождества Христова до Крещения(святые дни) в эти дни хочется верить в чудо. В сюжете святочного рассказа всегда есть чудо. Самая трудная ситуация изменяется к лучшему, а финал счастливый.
III этап. Словарная работа.
-Расскажите, кто такой Иисус Христос и почему его называют спасителем?(Сын божий. Он пришёл на Землю, чтобы спасти погибающих людей, страдал за них. )
-Милосердие- сердоболие, сочувствие, желание делать добро
Халатник-тот, кто ходит в халате;
-романист — писатель романов;
-нары — широкая полка из досок вместо кровати;
-ревматизм-простудная ломота в мышцах, суставах
--« во время самарского голода»(в 1871873гг самарское крестьянство голодало из-за нищеты и неурожая
-чухонка-петербургское насмешливое прозвание финнов.

IV этап: История создания рассказа
На улицах Петербурга Достоевский часто встречал маленьких беспризорных мальчиков, просящих милостыню. О не мог спокойно видеть, как во время рождественских праздников одни дети весёлые и нарядные кружили вокруг украшенных ёлок, а другие в лютый мороз шли на улицу с ручкой за подаянием.
26 декабря 1875г Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в петербургском клубе художников, а на следующий день побывал в колонии для маленьких преступников. В те дни его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, просившего милостыню. Вянваре1876г он написал рассказ.
V этап. Чтение рассказа учителем.

VI этап. Аналитическая беседа.

Грустный, конечно, рассказ. Но давайте поговорим о нём:

— Какие признаки святочного рассказа вы здесь видите?(есть чудо…)
— Какие образы вы здесь видите?

— Эти образы характерны для святочного рассказа?

— Давайте определим главного героя рассказа?

-Кого автор называет «диким существом»?
-Как мальчик превратился в дикое существо?
-Что страшнее умереть или превратиться в дикое существо?
-Среди людей кто-нибудь проявил к нему милосердие?
-Можно ли назвать счастливым финал?
— Почему автор не называет нам имени мальчика?

— Кто же виноват в смерти мальчика?

— А как вы считаете, мальчик был счастлив?

— А после смерти он может обрести счастье?

VII этап. Обобщение по теме:
Давайте сделаем вывод: счастье — это доброта, мама, ёлка, герой получает его не на земле, После смерти мальчик обретает всё, чего не хватало ему в действительности!

VIII этап. Письменная работа:Написать отзыв об этом рассказе.
[Своё впечатление, мнение о прочитанном произведении, достоинства или недостатки этого произведения, и т.д.]
Для написания отзыва можно использовать небольшой план:
· 1. Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?
· 2. Какие герои и события вам понравились?
· 3. Что не понравилось?
· 4. Хотели бы вы почитать другие святочные рассказы?
IX этап: Д/З., дописать отзыв.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока литературы в 6 классе.docx Скачать

Конспект урока литературы в 6 классе

Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»

Автор: учитель русского языка и литературы Ведерникова Л.Ф. Муниципальное автономное образовательное учреждение « Миасская средняя общеобразовательная школа №20» г .Миасс



Конспект урока литературы в 6 классе по учебнику  под редакцией В.Я Коровиной, Литература 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина и др.– 16-е изд. – М. : Просвещение, 2012г. по  теме: Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке".

Цели урока:

Учебная — знакомство с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского, с жанром святочного (рождественского) рассказа;

Развивающая — уметь анализировать произведение, составлять характеристику героя, проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

Воспитательная — воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям, воспитывать нравственность и эстетику через приобщение к классической литературе и классической музыке.


-

Ход урока:

I этап.  Постановка цели.

Сегодня на уроке мы будем вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским говорить о Боге, о страдании, о милосердии. В жизни детям приходится сталкиваться со многими проблемами: сиротством, холодом. голодом. одиночеством. Эти испытания могут быть настолько трудными, что

ребёнок превращается в дикое существо или погибает.

Сегодня мы познакомимся с творчеством « взрослого»писателя Фёдором Михайловичем Достоевским;

Познакомимся с новым жанром, который называется «Святочный рассказ»

Ознакомимся с содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»

-.

II этап.  Теоретические сведения.

-Что мы называем рассказом?( это описание одного случая)

-Рассказы бывают разные.

Рассказы

Святочный(рождественский)

-Святки-дни от праздника Рождества Христова до Крещения(святые дни) в эти дни хочется верить в чудо. В сюжете святочного рассказа всегда есть чудо. Самая трудная ситуация изменяется к лучшему, а финал счастливый.


III этап. Словарная работа.

-Расскажите, кто такой Иисус Христос и почему его называют спасителем?(Сын божий. Он пришёл на Землю, чтобы спасти погибающих людей, страдал за них. )

-Милосердие- сердоболие, сочувствие, желание делать добро

Халатник- тот ,кто ходит в халате;

-романист- писатель романов;

-нары- широкая полка из досок вместо кровати;

-ревматизм-простудная ломота в мышцах,суставах

--« во время самарского голода»(в 1871873гг самарское крестьянство голодало из-за нищеты и неурожая

-чухонка-петербургское насмешливое прозвание финнов.


IV этап: История создания рассказа

На улицах Петербурга Достоевский часто встречал маленьких беспризорных мальчиков, просящих милостыню. О не мог спокойно видеть, как во время рождественских праздников одни дети весёлые и нарядные кружили вокруг украшенных ёлок, а другие в лютый мороз шли на улицу с ручкой за подаянием.

26 декабря 1875г Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в петербургском клубе художников, а на следующий день побывал в колонии для маленьких преступников. В те дни его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, просившего милостыню. Вянваре1876г он написал рассказ.

V этап.  Чтение рассказа учителем.


VI этап. Аналитическая беседа.

 
Грустный, конечно, рассказ. Но давайте поговорим о нём:

- Какие признаки  святочного рассказа вы здесь видите?(есть чудо…) 
- Какие образы  вы здесь видите?
 
- Эти образы характерны для святочного рассказа?
 
- Давайте определим главного героя рассказа?
 

-Кого автор называет «диким существом»?

-Как мальчик превратился в дикое существо?

-Что страшнее умереть или превратиться в дикое существо?

-Среди людей кто-нибудь проявил к нему милосердие?

-Можно ли назвать счастливым финал?
- Почему автор не называет нам имени мальчика?
 
- Кто же виноват в смерти мальчика?
 
- А как вы считаете, мальчик был счастлив?
 
- А после смерти он может обрести счастье?

VII этап.  Обобщение по теме: 
Давайте сделаем вывод:счастье  - это доброта, мама, ёлка, герой получает его не на земле, После смерти мальчик обретает всё,  чего не хватало ему в действительности!

VIII этап.  Письменная работа: Написать отзыв об этом рассказе.

[Своё впечатление, мнение о прочитанном произведении, достоинства или недостатки этого произведения, и т.д.]

Для написания отзыва можно использовать небольшой план:

  • 1.    Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

  • 2.    Какие герои и события вам понравились?

  • 3.    Что не понравилось?

  • 4.    Хотели бы вы почитать другие святочные рассказы?

IX этап: Д/З., дописать отзыв.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос