В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Свойства спиртов. Урок химии в 4 классе.

Свойства спиртов. Урок химии в 4 классе.

Дорохин Сергей
Тип материала: Урок
просмотров: 1510
Краткое описание
Автор делится опытом по ранней пропедевтике химии в начальной школе.
Описание
СВОЙСТВА СПИРТОВ. Урок химии в 4 классе. Наша школа является базовой площадкой Тульского областного института повышения квалификации работников образования по теме «Формирование социо-культурного пространства образовательного учреждения». Одна из форм работы по данному направлению – введение пропедевтического курса химии в начальной школе (2 – 4 классы). Эксперимент продолжается третий год. Время (1 час в неделю) для изучения курса берётся из компонента образовательного учреждения, ставится в основное учебное время. Курс построен по концентрической системе. Во втором классе изучаются общехимические вопросы – тела и вещества, свойства веществ, физические и химические явления, знаки и «адреса» химических элементов, простые и сложные вещества, химические формулы, строение атома. В третьем классе изучается неорганическая химия на уровне «вещество – состав – свойства – получение – применение». В четвёртом классе изучается органическая химия на аналогичном уровне. Ввиду отсутствия учебников по данному курсу основным источником информации для обучающихся служит Интернет, и к моменту перехода в среднее звено обучающиеся неплохо отрабатывают навыки самостоятельного поиска учебной информации. Принимая во внимание возрастные особенности младших школьников при выборе технологии обучения чаще приходится останавливаться на игровой технологии. Особенный интерес у обучающихся вызывает лепка из пластилина моделей атомов заданных элементов и моделей молекул заданных веществ и построение формул органических веществ с учётом валентности углерода, водорода и кислорода. В четвёртом классе возможно применение и проектной технологии. В 5 – 6 классах предполагается изучение интегрированного курса «Физика – химия» (курс А.Е.Гуревича), который в 7 классе разделяется на два самостоятельных предмета. Таким образом изучение химии в нашей школе предполагается практически на всём протяжении обучения. В дальнейшем планируется организация сотрудничества с химическими учебными заведениями города и химическими предприятиями с целью построения вертикали «школа – вуз (колледж) – предприятие». Цель
обучающая: сформировать понятие о взаимосвязи физических и химических свойств веществ с их строением на примере низших одноатомных спиртов;
развивающая: совершенствовать навыки по самостоятельному подбору учебной информации в сети Интернет и в результате проведения эксперимента;
воспитательная: воспитание химически грамотного поведения в быту, пропаганда здорового образа жизни.
Реактивы и оборудование: спирты: этанол, пропанол, бутанол, пентанол, лучина, медная проволока, спиртовка, пинцет, 4 фарфоровых чашки, 4 бюретки, 4 демонстрационные пробирки, спиртосодержащие вещества: духи, растворы иода и зелёнки, водка (<metricconverter productid=«0,25 л» w:st=«on»>0,25 л), салфетки для компьютера, набор маркеров, кусочек свиной печени.
Доска:
Дата СВОЙСТВА СПИРТОВ
СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН
t пл. tкип.
СН3ОН
С2Н5ОН
С3Н7ОН
С4Н9ОН
С5Н11ОН


Ход урока.
Учитель. Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение класса спиртов. Ранее вы уже познакомились с этим классом, знаете, чтó такое спирты, как образуются их названия и как строятся их структурные формулы. Давайте кратко вспомним ранее изученный материал. Итак, что такое спирты?
Обучающийся. Производные алканов, в которых вместо одного атома водорода стоит группа – ОН.
У. Верно. А как образуются названия спиртов?
О. От названий алканов, с прибавлением суффикса –ол.
У. Правильно. Теперь перейдём непосредственно к проверке домашнего задания. Вам было поручено узнать в сети Интернет температуры плавления и кипения четырёх спиртов. В этой связи попрошу заполнить второй и третий столбцы таблицы на доске.
Двое обучающихся заполняют таблицу на доске, остальные – в тетрадях. После заполнения столбцов таблица приобретает следующий вид:


t пл. t кип.

СН3ОН




С2Н5ОН
— 115С 78С

С3Н7ОН
— 86С 82,5С

С4Н9ОН
— 80С 118С

С5Н11ОН
— 78,5С 138С


У. Ребята, посмотрите на получившиеся записи, сравните записанные числа между собой и с формулами спиртов. Какие выводы можно сделать?
О. Сверху вниз числа увеличиваются.
У. А что ещё увеличивается сверху вниз?
О. Число атомов углерода.
У. И таким образом, вывод….?
О. Чем больше атомов углерода, тем выше температура плавления и кипения…
У. Я сознательно НЕ задавал вам искать температуру кипения метанола, но теперь спрошу: какова будет температура его кипения в сравнении с этанолом?
О. Она будет ниже, потому что атомов углерода меньше.
У. Верно! Температура кипения метанола составляет 64,5С. Перейдём ко второй части домашнего задания. Посмотрите на доску. Формулу какого спирта вы видите?
О. Бутанол.
У. Точнее, и почему?
О. Бутанол-1, потому что – ОН стоит возле первого атома углерода.
У. А какие ещё структуры бутанола вы смогли построить дома?
Трое обучающихся на доске рисуют формулы изобутанола, трет-бутанола и бутанола-2.
У. Скажите, возможно ли существование бутанола-3?
О. Нет, это будет тоже бутанол-2, если считать с другой стороны.
У. Верно! После такой большой и напряжённой работы давайте немного расслабимся. Проведём гимнастику для глаз.
Гимнастика проводится согласно методике «Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений. Наглядное пособие для начальной школы. М.: Айрис – Пресс, 2003».

Учитель. Продолжим теперь изучение класса спиртов, перейдя к их свойствам. Перед вами 4 пробирки с водой. Сейчас с помощью бюреток в каждую пробирку добавим по 2 мл каждого спирта. Что видим?
О. Этанол и пропанол с водой смешались, а бутанол и пентанол – нет: плавают на воде, как растительное масло.
У. Давайте внесём дополнение в нашу таблицу.
После внесение дополнений таблица приобретает следующий вид:

t пл. t кип. растворимость

СН3ОН

64,5С

С2Н5ОН
— 115С 78С Р
С3Н7ОН
— 86С 82,5С Р
С4Н9ОН
— 80С 118С Н
С5Н11ОН
— 78,5С 138С Н

У. Вопрос: как связана растворимость спиртов с их строением?
О. Чем больше атомов углерода, тем хуже растворимость спиртов.
У. Опытов с метанолом я вам не покажу, потому что это вещество очень опасное, но давайте предположим, глядя в таблицу, будет ли метанол растворяться в воде?
О. Будет растворяться.
У. Верно! Проложим. Теперь посмотрим, как эти спирты горят. Берём 4 фарфоровые чашки и бюретками в каждую помещаем по 2 мл каждого спирта и подожжём при помощи лучины. Что видим?
О. Этанол горит почти бесцветно, пропанол – ярче, бутанол ещё ярче, пентанол – наиболее ярко.
У. Теперь сравним чашки после сгорания спиртов. Что видим?
О. После этанола и пропанола чашки остались светлыми, после бутанола – есть следы копоти, после пентанола – много копоти.
У. Какой вывод:
О. Чем меньше углерода, тем меньше копоти.
У. Верно! Будет ли копоть после сгорания метанола?
О. Не будет!
У. Верно! Поэтому метанол используют как вид альтернативного топлива. Заполним нашу таблицу до конца, оценив яркость пламени каждого спирта в баллах.
После внесения изменений таблица приобретает свой окончательный вид.


t пл. t кип. растворимость
яркость
СН3ОН

64,5С Р
С2Н5ОН
— 115С 78С Р 2
С3Н7ОН
— 86С 82,5С Р 3
С4Н9ОН
— 80С 118С Н 4,5
С5Н11ОН
— 78,5С 138С Н 5,5

У. Каков же общий вывод из сегодняшнего эксперимента? От чего зависят свойства спиртов?
О. От того, сколько атомов углерода.
У. Верно. Только сформулируем этот вывод поконкретнее: Свойства спиртов зависят от числа атомов углерода в их молекулах.
Обучающиеся записывают вывод в тетрадях.

У. А теперь рассмотрим вопрос о применении спиртов. У меня в руках растворы иода и зелёнки. На каком свойстве спиртов основано тут их применение?
О. На свойстве убивать микробов.
У. Не только на этом! Читаем этикетку, какое слово стоит первым? РАСТВОР! То есть тут используется такое свойство спиртов, как способность растворять. Это же свойство используется и в производстве духов, маркеров, моющих средств для окон и посуды, и т.д. То есть спирты – вещества весьма полезные. Но есть ли у спиртов отрицательные свойства?
О. Они ядовитые, резко пахнут, могут вызывать ожоги кожи….
У. Поэтому при работе со спиртами…
О. …надо защищать от них кожу и глаза, не вдыхать пары, и чтоб не попадали внутрь…
У. О том, к чему приводит употребление этанолсодержащих жидкостей внутрь, вам известно из уроков ОБЖ и окружающего мира. Поэтому вы без труда ответите, какие органы поражаются при употреблении спиртных напитков?
О. Мозг, сердце, желудок, почки…
У. Но больше всего страдает…
О. …печень!
У. Верно! Сейчас мы смоделируем процесс, который происходит в печени при употреблении алкоголя, и что при этом происходит с самой печенью. В жизни этот процесс идёт несколько медленнее, мы его слегка ускорим. Возьмём около 5 мл водки, раскалим медную проволоку и внесём в водку. Проволока из чёрной делается розовой, а содержащийся в водке спирт окисляется подобно тому, как он окисляется в печени. В полученный раствор помещаем кусочек свиной печени, что мы видим?
О. Она сереет и расслаивается…
У. Вот что происходит с печенью при употреблении спиртных напитков, поэтому всегда следует помнить: употребление алкоголя опасно для здоровья! В этой связи домашним заданием к следующему уроку будет поиск информации в Интернете о токсическом действии метанола, этанола и других спиртов, а в тетради сделать рисунок сравнения процессов горения тех четырёх спиртов, что мы с вами сегодня наблюдали на уроке.

Литература и другие источники информации. 1. Габриелян О.С. Проблемы выживания учебного предмета «Химия» в условиях модернизации школьного образования//Химия. 1 сентября. – 2006. – № 12. – с. 13. 2. Дорохин С.В. О преподавании пропедевтического курса химии в начальной школе (из опыта работы)/Сборник научных и методических статей всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 7 октября <metricconverter productid=«2011 г» w:st=«on»>2011 г. – М.: Планета, 2011. – 200 с. – с. 29. 3. Савинкина Е.В. Что такое химическая реакция: химическая азбука для младших классов. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. 3. http://www.nmosk-tv.ru/news/105034/  - видеоролик об областном семинаре директоров в 10-й школе, с коротким фрагментом урока в 4-ом классе по теме «Спирты».
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Дорохин-Спирты.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос