В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Овладение навыками игры легато и координации в начальном периоде обучения.

Татьяна Шанина-Винокурова Татьяна Шанина-Винокурова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 908
Краткое описание
Методическая разработка урока с использованием современных педагогических технологий.

Описание
Цель урока — в игровой форме, на доступном для ребёнка репертуаре познакомиться с первоначальными навыками игры легато. Мы разучим несколько пьес, в которых надо будет связно исполнить:
1) мелодию;
2) аккомпанемент.
Мы выполним творческие задания:
1) подберём аккомпанемент ко 2-й части песни «Утёнок»,
2) поиграем эту песню и от других нот (т.е. странспонируем).
Ученик прослушает в исполнении педагога несколько пьес кантиленного характера. Вместе мы проанализируем, каким образом игра легато влияет на создание образов нежных, ласковых, «сонливых» и других в перечисленных пьесах.
Основная часть.
В давние времена в канун Нового года дети в деревне ходили из дома в дом, играли в игры и пели новогодние песни-таусени. Вот одна из них:
<shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»><path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»><lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><shape id=«Рисунок_x0020_26» o:spid="_x0000_i1029" type="#_x0000_t75" st yle=«width:468pt;height:187.5pt;visibility:visible;mso-wrap-style:square»><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5C6EA8~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.emz» o:title="">
Разучиваем песню со словами, поём вместе, затем ученик поёт самостоятельно.
Педагог: Ты слышишь, какие мы распеваем слоги? ( «на горуу-шечке, в черепу-шечке»).
В партии левой руки знак, который тебе знаком.Это лига.
Если лига соединяет две одинаковые ноты, то вторая не поётся и не играется, а становится более долгой (Вспомни песню «Зайка»). Ученик играет знакомую песню.
Если же лига поставлена над разными нотами, их надо спеть и сыграть связно, легато.
В песне «Таусеньки, таусень» надо связно и распевно сыграть и спеть «на гору-шее-чке», « в черепу-ше-чке».А остальные звуки не связывай друг с другом.
Ученик исполняет.
Ты ещё не прочёл музыку песни, но догадываешься: песня про Дрёму будет сонливой, медленной. Но в ней и насмешка над ленивой Дрёмой.
<shape id=«Рисунок_x0020_28» o:spid="_x0000_i1028" type="#_x0000_t75" st yle=«width:467.25pt; height:176.25pt;visibility:visible;mso-wrap-style:square»><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5C6EA8~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.emz» o:title="">

Какие звуки надо сыграть связно, легато? А какие несвязно?
Какую часть песенки сыграть «с ленцой», будто позёвывая и потягиваясь после сна, а какую насмешливо?
Попробуй исполнить.
А теперь мы с тобой вспомним знакомую песню «Здравствуй, утёнок». Пропой её:

<shape id=«Рисунок_x0020_16» o:spid="_x0000_i1027" type="#_x0000_t75" st yle=«width:467.25pt; height:182.25pt;visibility:visible;mso-wrap-style:square»><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5C6EA8~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image005.emz» o:title="">

Попробуй проаккомпанировать себе и спеть:
<shape id=«Рисунок_x0020_17» o:spid="_x0000_i1026" type="#_x0000_t75" st yle=«width:467.25pt; height:261.75pt;visibility:visible;mso-wrap-style:square»><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5C6EA8~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image007.emz» o:title="">

Новый знак «р» (пиано ) указывает: играть надо тихо. Играй аккомпанемент легато и плавно. Чуть-чуть выдели первые ноты под лигами, «присядь», «обопрись» на них: они помогут тебе произнести выразительно слова песенки и сделать нужные ударения:
«Здраа- вствуй, утё-нок,
Чей ты ребё-нок?
Аккомпанемент к продолжению песни (к ответу утёнка) подбери сам. Он должен быть таким же ласковым и спокойным, состоять из таких же интервалов, но на других клавишах.
На каких? ( соль--ми-бемоль, соль –си бемоль)
А сейчас спой эту песню от «соль» и подбери аккомпанемент ко всей песне.
Ученик транспонирует песню на б.3 вверх.
В песне «Мамочка, мама» лиги помогут тебе ласково «пропеть» на фортепиано эту мелодию и отделить совсем маленькие мелодические группки нот (мотивы) друг от друга.
<shape id=«Рисунок_x0020_22» o:spid="_x0000_i1025" type="#_x0000_t75" st yle=«width:467.25pt; height:176.25pt;visibility:visible;mso-wrap-style:square»><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5C6EA8~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image009.emz» o:title="">

Песня состоит из двух больших частей. Где кончается первая и начинается вторая? (в 7 такте).
А теперь я сыграю тебе несколько отрывков из произведений Чайковского «Детский альбом», а ты определи, где звучит легато в мелодии, а где в аккомпанементе ( В исполнении педагога звучат пьесы Чайковского «Болезнь куклы», «Сладкая грёза»).
Какой характер в этих пьесах?
Итак, мы познакомились с новым приёмом игры «легато»-- исполнение, при котором ноты плавно « перетекают одна в другую». Это очень важный приём, овладев которым, ты сможешь сыграть много интересной музыки.
Заключение.
Уже на первых порах музыкальных занятий, при разучивании одноголосных песенок двумя руками поочерёдно возникают задачи, связанные с координацией (включающей мышление, слух и игровые движения).Чтобы чередование рук было плавным, надо уметь распределять внимание между руками, не прерывая игрового процесса. Движения не должны быть порывистыми (в последний момент), а заранее подготовленными: каждая рука перед своим вступлением как бы «берёт дыхание» и в то же время продолжает общую мелодию.Надо развивать у ученика способность представлять увиденное раньше, чем пальцы успеют это сыграть (как бы «думать вперёд»).
Список использованной литературы:
1. Л. Баренбойм. Путь к музыке.
2. Е. Тимакин. Навыки координации в развитии пианиста.
Пожаловаться 05 октября 2013
Файлы
Навыки игры легато и координации в начальном периоде обучения.docx
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru