Рабочие программы по ОПК для 5-7 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березорядская основная общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
Согласовано: Утверждена приказом
Заместитель директора по УВР директора школы:
__________________________ __________________
«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.
Рабочая программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
«Церковнославянский язык»
5 класс, базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Разработала
Сорока Л. Н.,
учитель истории первой
квалификационной категории
с. Березовский Рядок
2013 год
Пояснительная записка
к рабочей программе по ОПК «Церковнославянский язык» в 5 классе
34 часа (1 час в неделю)
2013-2014 уч. г.
Рабочая программа составлена на основе Примерной Программы по основам православной культуры Бородиной А. и УМК Архиповой И.Г. Данная программа рассчитана на 34 часа на основе использования программы и пособия для учителя с разработками уроков по церковнославянскому языку Программа ориентирована на учебник И.Г.Архиповой «Церковнославянский язык: учебное пособие для 5 класса, М., издательство «Основы православной культуры». Курс рассчитан на один год обучения. Церковнославянский язык имеет тесную связь с такими общеобразовательными предметами как русский язык, литература, история, ИЗО.
После изучения в начальной школе первой части курса ОПК «Роль религиозной культуры в жизни человека» с пятого класса начинается вторая часть курса – «Православная культура и история христианства» - с изучения церковнославянского языка. Здесь мы используем также культурологический подход. Школьники знакомятся с историей создания славянской азбуки, с подвигом равноапостольных просветителей словенских Кирилла и Мефодия, очень легко овладевают чтением и толкованием текстов на церковнославянском языке. Теперь содержание, знакомое детям с начальной школы в адаптированном пересказе и русском переводе, становится доступным на церковнославянском языке. Это очень важно освоить именно в пятом классе, потому что к этому времени уже завершено изучение основ грамматики, и дети не будут путать написание современных грамматических норм написания с церковнославянскими. Кроме того, в пятом и шестом классе школьники начинают изучать древнерусскую литературу, но, не понимая особенностей ее стиля и духовного наполнения, дети воспринимают ее тяжело (либо вообще не воспринимают), не вникая в суть и не чувствую духовной и стилевой красоты этого пласта родной литературы. Благодаря своевременному изучению церковнославянского языка отечественная культура понимается более полно во всем ее духовном и эстетическом наполнении и взаимосвязи, становится знакомой по истории, близкой по духу и родной по языку. Изучение церковнославянского языка (лексика, грамматические конструкции, стиль) и в дальнейшем помогает школьнику изучать русскую литературу, делает понятным высокий стиль и поэтические образы М. Ломоносова, А. Пушкина, поэтов серебряного века.
Цели курса: активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении церковнославянского языка, повышение интереса к изучению русского языка и литературы, совершенствование речи и дополнения знаний в области литературы, русского языка, культуры, истории
Задачи курса:
- формировать у обучающихся представление о языке как развивающемся явлении;
- формировать понимание исторической взаимосвязи церковнославянского языка с современным русским языком;
- формировать навыки чтения по-церковнославянски и перевода церковнославянских текстов и устной речи;
- способствовать повышению грамотности обучающихся;
- помочь обучающимся в осмыслении православных и русских национальных ценностей;
- воспитывать любовь к родному языку и культуре русского народа;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
УМК для учителя:
-
Церковнославянский язык: учебное пособие для 5-го класса/ Архипова И.Г.- Издание 2-е испр.-М. Основы православной культуры.2007г
-
Пособие для учителя: Церковнославянский язык, 5 кл,, Архипова И.Г. М.ОПК, 2007
-
Рабочая тетрадь, 5кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008
Учебные пособия для обучающихся :
-
Церковнославянский язык: учебное пособие для 5-го класса/ Архипова И.Г.- Издание 2-е испр.-М. Основы православной культуры.2007г
-
Рабочая тетрадь, 5кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
- сети Интернет,
- сайты ОПК,
- презентации по курсу «Церковнославянский язык».
Тематический план курса «Церковнославянский язык»
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
История создания письменного языка славян |
3 |
3 |
Церковнославянская грамота |
7 |
4 |
Надстрочные знаки |
3 |
5 |
Особенности чтения и письма по-церковнославянски |
2 |
6 |
Церковнославянские слова в русском языке |
2 |
7 |
Знаки препинания в церковнославянском языке |
1 |
8 |
Изображение чисел в церковнославянском языке |
3+1 |
9 |
Работа с церковнославянскими текстами |
10+1 |
|
Итого: |
34 |
Содержание курса «Основы православной культуры»
по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры»
Архипова И.Г. Церковнославянский язык
Введение (1 ч.)
Что такое церковнославянский язык и как мы его изучаем (1ч).
«Церковнославянский язык – язык богослужения православных славян». Язык – как развивающее явление. Церковнославянский язык – основа русского литературного языка, важный источник его красоты и духовного богатства. А.С.Шишков о церковнославянском языке.
Церковнославянская азбука и история ее создания ( 1ч)
История возникновения славянской письменности. Деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 863 год – появление письменности славян. Кириллица. Глаголица.
Церковнославянский алфавит. (1ч)
Связь церковнославянской азбуки с современной русской азбукой. Фонетическая и орфографическая эволюция языка: церковнославянская азбука – гражданская азбука – современная русская азбука. Азбука. Алфавит.
Первые книги на Руси.(1ч)
История развития письменности на Руси. Рукописная книга Древней Руси. Начало книгопечатания на Руси. Основные художественные и содержательные особенности древних книг. Диакон Иван Фёдоров – основатель книгопечатания на Руси (16 век).Книжные миниатюры, буквицы, драгоценные оклады.
Буквы «ер» и «ерь» (1ч).
Функции букв «ер» и «ерь» в церковнославянском языке. Сравнение с функциями твёрдого и мягкого языка.
Буквы «есть», «ять». Буквы «иже» и «и» (1ч)
Случаи употребления в церковнославянском языке букв «ять», «есть», «иже», «и». Дуплетные буквы, передающие звуки (и), (йэ).
Буквы «юс малый», «я», «он» и «омега» (1ч)
Дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (йа), (о). Их особенности, случаи употребления. Чтение буквы «он», «омега».
Буквы «зело», «земля», «ферт» и «фита». (1ч)
Употребление церковнославянских букв «зело», «земля», «ферт» и «фита». Дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (з), (ф). Правила употребления этих букв.
Буквы «ук» и «ижица» (1ч).
Употребление церковнославянских букв «ук» и «ижица». Особенности написания и произношения этих букв. «Ижица» - особая буква. Её употребление в иностранных словах. Буква «ук» в начале, в середине и в конце слова.
Буквы «кси», «пси», «от» (1ч).
Употребление церковнославянских букв «кси», «пси», «от». Особенности написания и произношения этих букв, правила употребления. Буквы «кси», «пси», «от» передают сразу два звука (кс), (пс), (от), но пишутся при помощи одного знака. Чтение по слогам. Обобщение знаний (1 ч.).
Ударения в церковнославянском языке (1ч)
Знак ударения – ударный слог в слове. Важность ударения для правильного прочтения и произнесения слов. Три вида ударений в церковнославянском языке: острое, тяжёлое, облечённое. Острое ударение – в начале и середине слова., тяжёлое – над конечной гласной слова. Облечённое – над словом во множественном числе, если оно созвучно со словом в единственном числе.
Титло простое (1ч)
Титло – это знак сокращения слов. Слова под титлом читаются полностью. Титло в церковнославянском языке бывает простое и буквенное. Когда пропущенные буквы восстановить просто, ставится простое титло.
Титло буквенное (1ч).
Буквенное титло содержит в себе ту букву, которая пропущена в слове. По имени этой буквы оно и называется. Ерок – надстрочный знак.
Правила чтения (1ч).
Знакомство с правилами чтения на церковнославянском языке. Церковнославянский язык – язык особый. Это книжный язык. На церковнославянском языке молятся, ведут богослужения, читают, поют. В церковнославянском языке нет буквы «ё».
Употребление прописных букв (1ч).
Правила употребления прописных букв в русском языке. Особенности употребления Прописных букв в церковнославянском языке. Сравнение правил написания имён и географических названий в русском и церковнославянском языке.
Написание и употребление знаков препинания в церковнославянском языке (1ч).
Понятие «знаки препинания». Роль знаков препинания в русском языке. Сходство и различия знаков препинания в церковнославянском и русских языках. Определение типов предложений по цели высказывания в церковнославянских текстах.
Правила употребления надстрочных знаков (типы ударений, титла), знаков препинания и прописных букв в церковнославянском языке. Церковнославянизмы в русском языке (3 ч.)
Числа в церковнославянском языке. Буквы, обозначающие цифры (3 ч.).
Чтение церковнославянских текстов (10 ч.)
День славянской письменности и культуры. Урок повторения и систематизации знаний по церковнославянскому языку (1ч).
№ п/п |
Дата план/факт |
Тема урока |
Цели и задачи урока |
Новые слова |
Оборудование |
Тип урока |
Д/З §, стр., зад. в ТПО |
Введение ( 1 час) |
|||||||
1 |
2-6.09 |
Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем. |
Дать представление о церковнославянском языке, его историческом и культурном значении. Формировать понятие «Церковнославянский язык-язык богослужения православных славян». Формировать представление о языке как явлении развивающемся. |
Церковнославянский язык. Богослужение. Славянские народы. |
Аудиозапись православного богослужения (отрывок, включающий в себя церковное пение и чтение). Карта «Территория проживания славян: русских, украинцев, белорусов, сербов. |
Изучение нового материала |
1, Р.т. стр.3 №1-3 |
1 часть История создания письменного языка славян ( 3 часа) |
|
|||||||
2 |
9-13.09 |
Церковнославянская азбука и история её создания» |
Познакомить обучающихся с историей возникновения славянской письменности, с деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Пополнить знания детей об истории русского языка. Рассказать о просветительской деятельности святых Кирилла и Мефодия. Воспитывать любовь к родному языку .Развивать у уч-ся память. Речь. |
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели первой славянской азбуки. 863 год – появление письменности славян. Кириллица. Глаголица. |
Икона Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. |
Изучение нового материала |
2, Р.т. стр.4, №1-3 |
|
3 |
16-20.09 |
Церковнославянский алфавит. |
Познакомить обучающихся с церковнославянской азбукой и выявить связь с современной русской азбукой. Рассказать о фонетической и орфографической эволюции языка. Развивать память, мышление, речь. |
Азбука Алфавит Церковнославянская азбука Гражданская азбука. Современная азбука русского языка. |
Плакаты с церковнославянской и русской азбукой, иллюстрации революционных книг. |
Комбинирован-ный |
3, Р.т.стр.5-7 № 1-3 |
|
4 |
23-27.09 |
Первые книги на Руси |
Познакомить обучающихся с историей развития письменности на Руси. Рассказать о начале книгопечатанья на Руси. Указать основные особенности древних книг. |
Древняя рукописная книга. Печатная книга. Иван Фёдоров-основатель книгопечатанья на Руси (16 век) |
Иллюстрации древних книг, буквиц. |
Комбинирован-ный |
4, р.т. стр.7-9 №1-3 |
|
Церковнославянская грамота ( 7 часов) |
|
|||||||
5 |
30.09-4.10 |
Буквы «ер» и «ерь». |
Познакомить уч-ся с функциями букв «ер» и «ерь». Выявить имеющиеся знания по русскому языку относительно употребления букв «твёрдый» и «мягкий» знаки. Сравнить эти буквы с церковнославянскими буквами «ер» и «ерь». |
Буквы «ер», «ерь» |
Компьютер, Проектор, экран |
Изучение нового материала |
5, Р.т. стр.9-11, №1-4 |
|
6 |
7-11.10 |
Буквы «есть», «ять». Буквы «иже» и «и». |
Рассмотреть случаи употребления в церковнославянском языке букв «ять», «есть», «иже», «и». Рассмотреть дуплетные буквы, передающие звуки (и) и (йэ). Рассказать об их функциях и правилах употребления в церковнославянском языке. |
Буквы «ять», «есть», «иже», «и». |
Компьютер, Проектор, экран |
Комбинированный |
6, Р.т. стр. 11-12, №1-6. |
|
7 |
14-18.10 |
Буквы «юс малый», «я», «он», «омега». |
Познакомить обучающихся с употреблением в церковнославянском языке букв «юс малый», «я», «омега», «он». Рассмотреть дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (йа) и (о). Рассказать об их особенностях, рассмотреть случаи употребления этих букв. Развивать логическое мышление, память, речь, внимание. |
Буквы «юс малый», «я», «он», «омега». |
Компьютер, проектор, экран |
Комбинированный |
7, Р.т. стр.12-14, №1-5 |
|
8 |
21-25.10 |
Буквы «зело», «земля», «ферт» и «фита». |
Познакомить обучающихся с употреблением в церковнославянском языке букв «зело», «земля», «ферт», «фита». Рассказать о дуплетных буквах церковнославянского языка, передающих звуки (з), (ф). Сообщить правила употребления этих букв. Развивать логическое мышление, память, речь, внимание. |
Буквы «зело», «земля», «ферт», «фита». |
Компьютер, проектор, экран |
Комбинированный |
8, Р.т. стр.15-17, №1-6 |
|
9 |
28.10-1.11 |
Буквы «ук» и «ижица» |
Рассмотреть употребление церковнославянских букв «ук» и «ижица». Рассказать об особенностях написания и произношения этих букв. Формировать умение определять по написанию буквы «ижица» её произношение. |
Буквы «УК», «ижица». |
Компьютер, проектор, экран |
Комбинированный |
9, Р.т. стр.17-20, №1-5 |
|
10 |
11-15.11 |
Буквы «кси», «пси», «от». |
Познакомить детей с употреблением букв «кси», «пси», «от» в церковнославянском языке. Указать особенности произношения и написания данных букв. Рассмотреть правила употребления в церковнославянском языке. Закрепить эти правила на конкретных примерах. |
Буквы «кси», «пси», «от». |
Компьютер, проектор, экран |
Комбинированный |
10, Р.т. стр.20-22, №1-6 |
|
11 |
18-22.11 |
Урок-обобщение |
Повторить изученный материал, закрепить полученные знания, восполнить типичные пробелы в знаниях и умениях учащихся. |
|
|
Контроль знаний Письменная контрольная работа |
- |
|
Надстрочные знаки (3 часа) |
|
|||||||
12 |
25-29.11 |
Ударения в церковнославянском языке |
Познакомить учащихся с надстрочными знаками церковнославянского языка: придыханием и ударениями. Сообщить учащимся общие сведения о надстрочных знаках. Рассказать о значении и роли надстрочных знаков в церковнославянском языке. Познакомить учащихся с видами ударений церковнославянского языка и правилами употребления каждого из них. |
Придыхание. Ударение. Острое ударение. Тяжёлое ударение. |
Компьютер, проектор, экран |
Изучение нового материала |
11, Р.т.стр.22-23, №1-3. |
|
13 |
2-6.12 |
Титла. Титло простое |
Познакомить обучающихся с простым титлом церковнославянского языка. Рассказать о назначении знака титла в церковнославянском языке. Указать случаи употребления простого титла. Сообщить слова, наиболее часто встречающиеся под знаком простого титла. Научить самостоятельно сокращать слова с помощью простого титла. |
Титла. Титло простое. |
Компьютер, проектор, экран |
Комбинированный |
12, стр.44 Р.т. стр.25-26, № 1-4 |
|
14 |
9-13.12 |
Титло буквенное. |
Рассмотреть с учащимися виды буквенного титла. Познакомить со способами сокращения церковнославянских слов с помощью буквенного титла. Осваивать с учащимися чтение слов, сокращённых буквенным титлом, и записывать такие слова полностью. Развивать память, мышление, речь, мышление. |
Титла. Титло обыкновенное. |
Компьютер, проектор, экран |
Комбинированный |
12, стр.44-46 Р.т. стр.27-28 №1-4 |
|
Особенности чтения и письма по-церковнославянски (2 часа) |
|
|||||||
15 |
16-20.12 |
Правила чтения по-церковнославянски. |
Познакомить обучающихся с правилами чтения на церковнославянском языке. Рассмотреть правила чтения по-церковнославянски. Учить пониманию церковнославянского языка на слух. Формировать навык чтения по-церковнославянски в соответствии с правилами. Осуществлять духовно-нравственное воспитание путём церковнославянского чтения. Воспитывать любовь к учёбе, трудолюбие. Развивать память, речь, мышление. |
|
Правила чтения. |
Изучение нового материала |
13, стр.47 Р.Т. стр.29, №1,2 |
|
16 |
23-27.12 |
Употребление прописных (заглавных) букв. |
Познакомить обучающихся с особенностями употребления в церковнославянском языке прописных букв. Рассказать об употреблении прописных букв в церковнославянском языке.Провести сравнение правил написания имён и географических названий в русском и церковнославянском языках. Воспитывать любовь к учёбе. |
Бог Господь Богородица Царь Спаситель Церковь |
Правила чтения |
Комбинированный |
13, стр.48-49 Р.Т. стр.30,31, №1,2,3. |
|
Церковнославянские слова в русском языке (2 ч) |
|
|||||||
17 |
13-17.01 |
Церковнославянизмы в русском литературном языке. |
Рассмотреть признаки церковнославянизмов. Научить выявлять церковнославянские слова в литературных текстах. Раскрыть роль употребления церковнославянизмов в литературных произведениях. Формировать понятие о высоком литературном стиле. Установить связь между церковнославянским и русским языками. Пополнить словарный запас учащихся. |
|
Компьютер Проектор экран |
Изучение нового материала |
14, Р.т. стр.31-32, №1,2. |
|
18 |
20-24.01 |
Церковнославянские слова в русском языке. Урок закрепления. |
Закрепить учебный материал предыдущего урока: закрепить сведения о признаках церковнославянизмов. Научить выявлять церковнославянские слова в литературных текстах. Пополнить словарный запас учащихся. Развивать память, мышление, речь. |
|
Работа с учебником Стр.52-54, Упр.1-9. |
Комбинированный |
- Р.т. стр.33, №3 |
|
Знаки препинания в церковнославянском языке (1 час) |
|
|||||||
19 |
27-31.01 |
Написание и употребление знаков препинания в церковнославянском языке. |
Рассмотреть понятие «знаки препинания». Показать сходство и различие знаков препинания в церковнославянском и русском языках. Сравнить церковн.и русские знаки препинания. Научить детей определять тип предложений по цели высказывания в церковн.текстах и правильно понимать текст прочитанного. |
|
Компьютер, проектор, экран |
Изучение нового материала |
15 Р.т. стр.33-35, №1-3 |
|
Изображение чисел в церковнославянском языке (3 часа) |
3-7.02 |
|||||||
20 |
3-7.02 |
Обозначение чисел от 1 до 19 (единицы и числа второго десятка). |
Рассмотреть понятия «число», «цифра». Помочь учащимся вспомнить, каким образом записываются числа в русском языке.Рассказать о буквенной записи числа в церковн. Языке. Сообщить буквы, обозначающие единицы, и правило записи чисел второго десятка с помощью церковн.букв. |
|
Компьютер, проектор, экран |
Изучение нового материала |
16, Р.т. стр.3537, №1-5 |
|
21 |
10-14.02 |
Буквы, обозначающие десятки. |
Рассмотреть запись чисел от 20 до 99 с помощью церковн.языка. Сообщить и закрепить правило записи чисел от 20 до 99. Сравить способ передачи этих чисел со способом записи чисел второго десятка. |
«ковчег» - корабль, «елика заповеда» - как повелел |
Компьютер, проектор, экран |
Комбинирован ный |
17, Р.т. стр.37-39, №1-4 |
|
22 |
17-21.02 |
Буквы, обозначающие сотни и тысячи. |
Рассмотреть особенности записи чисел с помощью букв от 100 до 1000000 в церковн.языке. Рассмотреть особенность и правила записи чисел от 100 и далее. Рассказать о способе обозначения тысяч в церковн.языке |
«инок» - монах |
Компьютер, проектор, экран |
Комбинирован ный |
18 Р.т. стр.39-41 |
|
Повторение (1 час) |
|
|||||||
23 |
24-28.02 |
Урок-обобщение. |
Систематизировать изученный материал. Вспомнить правила употребления надстрочных знаков (типы ударений, титла), знаков препинания и прописных букв в церковнославянском и русском языке. |
|
Работа с учебником : Стр.64-65, №1-5 |
Комбинирован-ный |
- Р.т. стр.41-42, №1-3. |
|
2 часть Работа с церковнославянскими текстами (10 ч) |
|
|||||||
24 |
3-7.03 |
Молитва. Тропарь. |
Формировать умения у обучающихся в чтении церковн.текста. Учить правильно переводить. |
Сущий, внимательно слушать, высшие ангельские чины. |
Текст «Молитва Святому Духу». Тропарь святым Кириллу и Мефодию. |
Изучение нового материала |
Символ веры., Читать и ответить на вопросы на стр.70 |
|
25 |
10-14.03 |
Заповеди Ветхого Завета. |
Учить детей воспринимать текст на слух (текст читает учитель). Перессказ текста учениками. |
Заповеди Ветхого Завета |
И.А.Бунин «Закон» |
Комбиниро- ванный |
Читать: Заповеди Блаженств. Вопросы на стр.72 |
|
26 |
17-21.03 |
Притча о сеятеле. |
Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски. |
«сторицею» - в сто раз больше |
Текст на церковносл.языке «Притча о сеятеле» |
Комбиниро- ванный |
Читать: Притча о мытаре и фарисее. Вопросы на стр.80 |
|
27 |
1-4.04 |
Притча о заблудшей овце. |
Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски. Напоминать обучающимся о правилах чтения по-церковнославянски, следить за правильным произношением. |
«на рамъ свои» - на плечи свои |
Текст «Притча о сеятеле» |
Комбиниро- ванный |
|
|
28 |
7-11.04 |
Псалтырь. |
Формировать умения у обучающихся в чтении церковн.текста. Учить правильно переводить. |
«лик» - хор «в лиц»- хором «персты»- пальцы |
Псалом 150 Псалом 151 |
Комбиниро- ванный |
Покаянный псалом. |
|
29 |
14-18.04 |
Алфавит духовный св.Димитрия Ростовского. |
Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски. |
«естество Адамле»- природа Адама «стеза»- путь |
Алфавит Дм.Ростовского |
Комбиниро- ванный |
Читать алфавит |
|
30 |
21-25.04 |
Рождество Пресвятой Богородицы. Введение Богородицы во храм. |
Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски. |
21 сентября – Праздник Пресвятой Богородицы |
Компьютер, проектор, экран |
Комбиниро- ванный |
Благовеще-ние Пресвятой Богородицы. |
|
31 |
28.04-8.05 |
Рождество Христово. Сретенье Господне. Крещение Господне. |
Учить детей воспринимать текст на слух (текст читает учитель). Перессказ текста учениками. |
7 января – Рождество Христово. «Кесарь»-император, «храмина» - дом»ясли» - кормушка для домашних животных |
Компьютер, проектор, экран Презентация «Рождество христово» |
Комбиниро- ванный |
Преображение Господне. |
|
32 |
12-16.05 |
Вход Господень во Иерусалим. Воскресение Господне – Праздник праздников, Пасха Христова |
Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски. Перессказ текста учениками. |
«воста»- воскрес «ми»-мне |
Компьютер, проектор, экран. Презентация «Пасха» |
Комбиниро- ванный |
. Вознесение Господне. |
|
33 |
19-23.05 |
Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы. |
Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски. |
«внезап»- неожиданно, внезапно |
Компьютер, проектор, экран. Презентация «Успение Пресвятой Богородицы» |
Комбиниро- ванный |
Воздвижение Честного Креста Господня. |
|
День славянской письменности (1 час) |
|
|||||||
34 |
26-30.05 |
Урок-повторения и систематизации знаний по церковнославянскому языку |
|
|
|
Урок -Праздник |
- |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березорядская основная общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
Согласовано: Утверждена приказом
Заместитель директора по УВР директора школы:
__________________________ __________________
«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.
Рабочая программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
6 класс, базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Разработала
Сорока Л. Н.,
учитель истории первой
квалификационной категории
с. Березовский Рядок
2013 год
Пояснительная записка
к рабочей программе по ОПК,
6 класс , 34 часа
Рабочая программа курса по основам православной культуры для 6 класса разработана на основе:
- 6 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год.
- УМК Бородиной А.В.
Объем учебной информации в параграфах большой, рабочая программа рассчитана на год: 6 класс с использованием базовой программы А.В. Бородиной. Учебник содержит основные понятия курса ОПК.
Программа рассчитана по 34 часа в 6 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.
Данный курс является одним из шести модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.
Рабочая программа обеспечивает изучение курса основы православной культуры в 6 классе. Программы соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования. Изучение данного курса раскрывает перед учащимися основные категории православной культуры и формирует у них толерантное отношение к различным вероисповеданиям и способствует пониманию межэтнических проблем.
Список используемой учебно-методической литературы.
Для учащихся:
1.Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие. 6 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2006.
Для учителей:
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Пособие для учителя. 6 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2006.
Цели курса:
- Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православной религиозной традиции, истории христианства, агиографии и религиозного искусства;
- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
Задачи курса:
- сформировать знания обучающихся о православии и Священном Писании;
- познакомить с содержанием Евангелия и с основными сюжетами Ветхого Завета;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.
Курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю. Содержание курса включает знаниевый и иллюстративный материал о православной культуре России и святынях мира. История православия в России рассматривается в единстве. Для успешного изучения курса необходимо строго соблюдать цели, задачи, методы и приёмы обучения.
Методы обучения:
- иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;
- беседа с закреплением материала в творческих работах;
- короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
- чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;
- анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
- работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
- уметь выделять особенности русской православной культуры;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
знать/уметь:
термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).
Тематическое план курса ОПК в 6 классе
№ п/п |
Разделы, темы |
Рабочая программа (кол-во часов) |
1. |
Введение. Предмет истории религиозной культуры |
1 |
2 |
Тема 1. Что мы знаем о Православии |
6 |
3 |
Тема 2. Священное писание |
8 |
4 |
Тема 3. Храм – дом Божий |
7 |
5 |
Тема 4. Религиозное искусство |
10 |
6 |
Тема 5. Агиография |
2 |
|
|
Итого 34 часа |
Краткое содержание курса
Программа курса разбита на отдельные темы. В начале изучения курса проводится
вводный урок, где дается научное и религиозное объяснение мира, вводятся такие новые понятия, как атеизм, теология – 1 час.
Тема 1. «Что мы знаем о православии?» - 6 6часов. Роль православия в жизни российского общества, возникновение Православной церкви, истоки и традиции православного вероучения, источники знаний о Боге, появление первых христиан, крещение Руси.
Тема 2. «Священное Писание»- 8 часов. Сюжеты Ветхого и Нового завета.
Тема 3. «Храм – дом Божий» - 7 часов. Для чего строят храмы, откуда взят образ храма, древнее культовое зодчество на Руси, внутреннее устроение храма. Храмы –
святыни православного мира. Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «Религиозное искусство» - 10 часов. Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. Иконопись на Руси. Иконография образа Богоматери. Мону-
ментальная живопись, символы православного искусства.
Тема 5. «Агиография» - 2 часа. Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского.
Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Основы православной культуры»
34 часа, 1 час в неделю.
Планирование составлено по учебнику «Основы православной культуры».
А. В. Бородина. Изд. «ОПК». М., 2006 г. 6 класс
Дата |
№ урока |
№ по теме |
Т Е М А У Р О К А |
№ Параграфа |
|
план |
факт |
||||
2-6.09 |
|
1 |
1 |
Вводный урок: Предмет истории религиозной культуры |
1 |
|
|
|
|
Тема 1. Что мы знаем о православии? (6 часов) |
|
9-13.09 |
|
2 |
1 |
Роль православия в жизни российского общества |
1.1 |
16-20.09 |
|
3 |
2 |
Возникновение христианства и Православной церкви |
1.2 |
23-27.09 |
|
4 |
3 |
Истоки и традиции православного вероучения |
1.3 |
30.09-4.10 |
|
5 |
4 |
Источники знаний о Боге |
1.4 |
7-11.10 |
|
6 |
5 |
Появление первых христиан на Руси |
1.5 |
14-18.10 |
|
7 |
6 |
Крещение Руси |
1.6 |
|
|
|
|
Тема 2. Священное писание (8 часов) |
|
21-25.10 |
|
8 |
1 |
О Библии |
2.1 |
28.10-1.11 |
|
9 |
2 |
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение |
2.2 |
11-15.11 |
|
10 |
3 |
Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы, испытание Авраама |
2.3 |
18-22.11 |
|
11 |
4 |
Ветхозаветные пророки |
2.4 |
25-29.11 |
|
12 |
5 |
Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа |
2.5 |
2-6.12 |
|
13 |
6 |
Чудеса и проповедь Иисуса Христа |
2.6 |
9-13.12 |
|
14 |
7 |
Страдание, смерть и Воскресение Иисуса Христа |
2.7 |
16-20.12 |
|
15 |
8 |
Евангельские события после Воскресения Спасителя |
2.8 |
|
|
|
|
Тема 3. Храм – дом Божий (7 часов) |
|
23-27.12 |
|
16 |
1 |
Для чего строят храмы? |
3.1 |
13-17.01 |
|
17 |
2 |
Откуда взят образ храма? |
3.2 |
20-24.01 |
|
18 |
3 |
Древнее культовое зодчество на Руси |
3.3 |
27-31.01 |
|
19 |
4 |
Внутреннее устроение храма |
3.4 |
3-7.02 |
|
20 |
5 |
Святыни-храмы православного мира |
3.5 |
10-14.02 |
|
21 |
6 |
Сорок сороков московских храмов |
3.6 |
17-21.02 |
|
22 |
7 |
Храмы Московского Кремля |
3.7 |
|
|
|
|
Тема 4. Религиозное искусство (10 часов) |
|
24-28.02 |
|
23 |
1 |
Религиозная тематика в искусстве |
4.1 |
3-7.03 |
|
24 |
2 |
Церковное искусство |
4.2 |
10-14.03 |
|
25 |
3 |
Иконопись на Руси |
4.3 |
17-21.03 |
|
26 |
4 |
Иконография образа Пресвятой Богородицы |
4.4 |
1-4.04 |
|
27 |
5 |
Чудотворная Владимирская икона Богоматери |
4.5 |
7-11.04 |
|
28 |
6 |
Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы |
4.6 |
14-18.04 |
|
29 |
7 |
Чудотворные иконы «Знамение» |
4.7 |
21-25.04 |
|
30 |
8 |
Почаевская и Державная иконы Божией Матери |
4.8 |
28.04-8.05 |
|
31 |
9 |
Монументальная живопись в православном храме |
4.9 |
12-16.05 |
|
32 |
10 |
Символы православного искусства |
4.10 |
|
|
|
|
Тема 5. Агиография (2 часа) |
|
19-23.05 |
|
33 |
1 |
Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского |
5.1 |
26-30.05 |
|
34 |
2 |
Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского |
5.2 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березорядская основная общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
Согласовано: Утверждена приказом
Заместитель директора по УВР директора школы:
__________________________ __________________
«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.
Рабочая программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
(раннее христианство)
7 класс, базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Разработала
Сорока Л. Н.,
учитель истории первой
квалификационной категории
с. Березовский Рядок
2013 год
Пояснительная записка к рабочей программе
по ОПК (раннее христианство), 7 класс, 34 часа
Рабочая программа курса по основам православной культуры для 7 класса разработана на основе 7 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год. 7 раздел программы носит название «Раннее христианство» и предназначен для основной общей школы в 7 классе. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения в 8 классе с использованием базовой программы А.В. Бородиной. Учебник содержит основные понятия курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 7 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.
Данный курс является одним из шести модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.Данная программа рассчитана на основе использования учебника:
Основы православной культуры: Раннее христианство, 7 класс. Учебное пособие/ А.В.Бородина,- М., ОПК ,2009
Рабочая программа обеспечивает изучение курса основы православной культуры в 8 классе. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования. Изучение данного курса раскрывает перед учащимися основные категории православной культуры и формирует у них толерантное отношение к различным вероисповеданиям и способствует пониманию межэтнических проблем.
Используемая учебно-методическая литература:
Для учащихся:
1.Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2009.
Для учителей:
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Раннее христианство. Пособие для учителя. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2008.
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цель курса:
Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении мира накануне Рождества Христова, начале христианства;
- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
Задачи курса:
-
Сформировать знания обучающихся о мире накануне Рождества Христова и начале христианства.
-
Дать понятие о начале раннехристианской Церкви и Церкви государственной.
-
Познакомить с раннехристианским церковным искусством.
-
Воспитание патриотизма;
-
Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.
-
Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.
-
Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
знать/уметь:
термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).
Тематический план курса в 7 классе по ОПК (раннее христианство)
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1 |
О понимании истории |
3 |
2 |
Мир накануне Рождества Христова |
5 |
3 |
Новая эра и Рождество Христово |
3 |
4 |
Как пришло в мир христианство |
6 |
5 |
Начало раннехристианской Церкви |
2 |
6 |
Проповедь истины |
11 |
7 |
Церковь государственная |
1 |
8 |
Раннехристианское церковное искусство |
2 |
9 |
Итоговое повторение |
1 |
|
Итого: |
34 |
Календарное планирование курса «Основы православной культуры (раннее христианство)» в 7 классе
Составлено на основе учебника:
Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2009.
№ п/п |
Разделы темы |
Рабочая программа (кол-во часов) |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Тема 1: О понимании истории (3 ч) |
|
|
||
1 |
Наша роль в истории |
1ч |
2-6.09 |
|
2 |
Человек и Бог навстречу друг другу |
1 ч |
9-13.09 |
|
3 |
О рациональном понимании миссии Христа в истории |
1 ч |
16-20.09 |
|
Тема 2: Мир накануне Рождества Христова (5 ч) |
|
|
||
4 |
Политическое устроение Римской империи во II-I вв. до Р.Х. |
1 ч |
23-27.09 |
|
5 |
Древняя Палестина накануне Рождества Христова |
1 ч |
30.09-4-10 |
|
6 |
Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени |
1 ч |
7-11.10 |
|
7 |
В ожидании миссии. |
1 ч |
14-18.10 |
|
8 |
Сокровища Мёртвого моря |
1 ч |
21-25.10 |
|
Тема 3: Новая эра и Рождество Христово (3 ч) |
|
|
||
9 |
Ожидая спасения |
1 ч |
28.10-1.11 |
|
10. |
Историчность событий |
1 ч |
11-15.11 |
|
11. |
Новая эра и Рождество Христово |
1 ч |
18-22.11 |
|
Тема 4: Как пришло в мир христианство (6 ч) |
|
|
||
12 |
Начало христианства |
1ч |
25-29.11 |
|
13 |
Для всех и для одного-единственного |
1ч |
2-6.12 |
|
14 |
Язык Благовестия |
1ч |
9-13.12 |
|
15 |
О чём говорят притчи Иисуса Христа? |
1ч |
16-20.12 |
|
16 |
Притча о блудном сыне |
1ч |
23-27.12 |
|
17 |
Апостолы |
1ч |
13-17.01 |
|
Тема 5: Начало раннехристианской Церкви (2ч) |
|
|
||
18 |
Рождение Церкви |
1ч |
20-24.01 |
|
19 |
Жизнь первых христиан |
1ч |
27-31.01 |
|
Тема 6: Проповедь истины (11ч) |
|
|
||
20 |
Деяния Апостолов из 12-ти |
1ч |
3-7.02 |
|
21 |
Деяния святого Апостола Петра |
1ч |
10-14.02 |
|
22 |
Деяния святого Апостола Павла |
1ч |
17-21.02 |
|
23 |
Труды Апостолов из 70-ти |
1ч |
24-28.02 |
|
24 |
Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа |
1ч |
3-7.03 |
|
25 |
Апостольский собор |
1ч |
10-14.03 |
|
26 |
Книги Нового Завета 1часть |
1ч |
17-21.03 |
|
27 |
Гонения на Церковь |
1ч |
1-4.04 |
|
28 |
Святые мученики первых веков |
1ч |
7-11.04 |
|
29 |
Святые мученицы раннехристианской Церкви |
1ч |
14-18.04 |
|
30 |
Апологеты |
1ч |
21-25.04 |
|
Тема 7: Церковь государственная(1ч) |
|
|
||
31 |
Святой равноапостольный Константин Великий |
1ч |
28.04-8.05 |
|
Тема 8: Раннехристианское церковное искусство (2ч) |
|
|
||
32 |
Начало церковного искусства |
1ч |
12-16.05 |
|
33 |
Символы, образы, сюжеты. |
1ч |
19-23.05 |
|
Итоговое повторение |
|
|
||
34 |
Урок – обобщение за курс ОПК (раннее христианство). |
1ч |
|
- Вебинар «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС (расстройством аутистического спектра) в условиях ДОО»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
- Вебинар «Формирование предпосылок учебной деятельности, мотивов учения и положительного отношения к школе как достижение современного качества дошкольного образования»
- Международный вебинар «Рабочая программа учителя-логопеда образовательной организации: проектирование и реализация в соответствии с ФГОС»
- Вебинар «Пейп-арт как современная технология декорирования изделий бумажными салфетками»
- Международный вебинар «Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка»