Урок по информатике в 8 классе на тему "Компьютер как универсальное устройство для обработки информации"
Работу выполнила: Карпейкина Ирина Михайловна
Должность, место работы: учитель информатики, МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа» Брянского района
Регион: Брянская область
Тема 2: «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
Урок 1
Тема урока: «Программная обработка данных на компьютере»
Цель урока: дать знания учащимся по программной обработке данных на компьютере и устройству компьютера с привлечением цифровых образовательных ресурсов.
Задачи урока:
Развивающая:
-
Развитие логического мышления, внимания, памяти
-
Развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся.
Воспитательная:
-
Воспитание информационной культуры учащихся.
-
Воспитывать у учащихся мотивацию учебной деятельности.
Обучающая:
-
Дать основы знаний о программной обработке данных на компьютере.
-
Познакомить учащихся с программной обработкой данных в компьютере, функциональной схемой компьютера, видами компьютеров.
-
Дать наглядный пример использования сети Интернет для самостоятельного обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод обучения: иллюстрационно - словесный
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, подключение к сети Интернет, презентация.
План урока:
-
Организационный момент
-
Изложение нового материала:
-
Назначение компьютера
-
Представление данных в компьютере
-
Программа. Обработка данных программой.
-
Функциональная схема компьютера
-
Типы компьютеров
-
-
Закрепление материала
-
Подведение итогов урока
-
Домашнее задание
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие учащихся. Выставление оценок за контрольную работу по теме «Информация и информационные процессы».
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с программной обработкой данных на компьютере и его устройством, а также познакомимся с новыми цифровыми образовательными ресурсами. Откройте тетрадь, запишите число и тему урока «Программная обработка данных на компьютере»
-
Изложение нового материала:
-
Назначение компьютера
-
Сейчас вы просмотрите ролик о назначении компьютера. После этого, ответьте на вопрос: что же такое компьютер?
(используется ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5fe5d585-b192-4bf9-80b5-de621a57d231/%5BINF_027%5D_%5BAM_01%5D.swf)
Давайте запишем, компьютер – универсальное устройство для обработки информации.
-
Представление данных в компьютере
Числовая, текстовая, графическая и звуковая информация может обрабатываться компьютером, если она представлена в двоичной знаковой системе. Информация в двоичном компьютерном коде представляет собой последовательность нулей и единиц, т.е. данные.
Запишем в тетрадь: «данные – это информация, представленная в компьютере в виде двоичного компьютерного кода»
Для обработки в компьютере данные представляются в виде последовательностей электрических импульсов: нет импульса – 0, есть импульс – 1.
Откройте учебник на стр. 33. В таблице 2.1 показано как человек и компьютер представляют одну и туже информацию. (работа с таблицей)
-
Программа. Обработка данных программой.
Прочитайте самостоятельно в § 2.1 пункт «Программы» на странице 34. Выпишите из него определение термина «программа» в рабочую тетрадь. Устно ответьте на вопрос: как происходит обработка данных программой в компьютере? (ответ: компьютер получает последовательность команд о том, что необходимо делать с данными, и выполняет их)
-
Функциональная схема компьютера
На странице учебника рисунок представлена функциональная схема компьютера. Зарисуйте ее в тетрадь. (учащиеся рисуют) Давайте разберемся как функционирует данная схема.
(используется ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d9aef2de-6ccb-4b27-86ab-5fda0f969917/%5BINF_028%5D_%5BAM_59%5D.swf)
Какие устройства компьютера относятся к внутренним устройствам? (ответы)
Какие устройства нам необходимы, чтобы можно было обрабатывать информацию на компьютере? (ответы учащихся, их обсуждение, выбор необходимых устройств).
Действительно, устройство, которое обрабатывает все данные в компьютере, называется процессор. Для того чтобы компьютер мог выполнить программную обработку данных, их необходимо загрузить в оперативную память, из которой процессор считывает программу и данные. Процессор выполняет обработку данных и записывает их в оперативную память. Но оперативная память – энергозависимая. При отключении питания, все данные из оперативной памяти стираются. Поэтому в компьютере предусмотрена долговременная энергонезависимая память. Обмен информацией между устройствами компьютера осуществляется по … магистрали.
Какие устройства компьютера относятся к внешним? (ответы)
Какие внешние устройства предназначены для ввода информации в компьютер? (ответ)
А для вывода информации? (ответ)
Давайте запишем в тетрадь следующее: к минимальному набору элементов персонального компьютера, необходимых для обработки информации относятся: системный блок, монитор (дисплей), принтер, клавиатура, мышь.
-
Типы компьютеров
Какие бывают компьютеры? Давайте узнаем, посмотрев очередной ролик.
(используется ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ba9d894-6ad5-486f-8877-391e27a5b340/%5BINF_027%5D_%5BAM_02%5D.swf)
Итак, какие компьютеры бывают? (ответ) Запишите в тетрадь.
-
Закрепление материала
Сейчас мы закрепим материал, пройденный на уроке.
Первый вопрос
(используется ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d0be0665-fd4a-4387-a03d-77b8e7bcb0ae/%5BINF_034%5D_%5BQS_01%5D.html)
Второй вопрос
(используется ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fb164c7-9b77-4fde-8750-db5a1971fcc8/%5BINF_024%5D_%5BQS_06%5D.html)
Молодцы, вы правильно ответили на вопросы
-
Подведение итогов урока
Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня на уроке мы узнали много нового. Что нового узнали вы? (мини-опрос 2-3 человека). Сегодня на уроке мы с вами убедились, что в сети Интернет мы можем найти обучающие материалы практически по любой теме.
(При необходимости выставить отметки за работу на уроке.)
-
Домашнее задание
Откройте дневники, запишите домашнее задание
Выучить §2.1, подготовить презентации по темам: «Клавиатура», «Системная плата», «Мышь», «Сканер», «Центральный процессор».
Структура и ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время, мин. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организационный момент |
|
Приветствие учащихся. Выставление оценок за контрольную работу по теме «Информация и информационные процессы». |
Отчет дежурных |
3 мин. |
2 |
Изложение нового материала |
«Назначение компьютера» (1) «Функциональная схема компьютера» (2) «Типы компьютеров» (3) |
Выводит по мере необходимости на экран ресурсы. Организует самостоятельную работу. Объясняет новый материал. Организует обсуждение вопросов учащимися по данной теме |
Записывают в тетрадь тему урока, определения терминов, необходимые сведения. Выполняют самостоятельную работу |
25 мин. |
3 |
Закрепление материала |
«Состав персонального компьютера» (4) «Составление функциональной схемы компьютера» (5) |
Выводит на экран ресурсы. Организует проверку правильности выполнения заданий. |
Выполняют задания учителя |
10 мин. |
4 |
Подведение итогов урока |
|
Подведение итогов урока. Выставление отметок |
Релаксация |
5 мин. |
5 |
Домашнее задание |
|
Выдает домашнее задание |
Записывают домашнее задание в дневник |
2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Программная обработка данных на компьютере»
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма представления информации |
Гиперссылка на ресурс |
1 |
Назначение компьютера |
Лекционный материал |
Анимация |
|
2 |
Функциональная схема компьютера |
Лекционный материал |
Анимация |
|
3 |
Типы компьютеров |
Лекционный материал |
Анимация |
|
4 |
Состав персонального компьютера |
Интерактивное задание |
Интерактивное задание |
|
5 |
Составление функциональной схемы компьютера |
Интерактивное задание |
Интерактивное задание |
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Формирование познавательных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей