воспитание на туристской тропе
нужно уметь; научиться же можно
только с показа, а не рассказа: ибо чего
человек не видел, того и не умеет»
Обучение на туристской тропе
«В практических вещах мало знать,
нужно уметь; научиться же можно
только с показа, а не рассказа: ибо чего
человек не видел, того и не умеет»
М.И. Драгомиров.
Как вырастить из современного подростка надежного и преданного защитника Родины, семьи? Какие условия в образовательном учреждении следует создать, чтобы выпускник школы не только владел знаниями, соответствующими образовательным стандартам, но был способен принять вызов действительности, мог применить эти знания в тех ситуациях, в которых решаются вопросы здоровья, безопасности и, может быть, жизни человека?
Как показывает практика, ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в процессе организации туристско-краеведческой деятельности.
Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру, для его воспитания нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче окружающий мир ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею.
Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые произрастают на городской асфальто-бетонной ниве. Значительную часть они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии нашего города такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. И поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, размывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъёмом и хорошим настроением. Разумеется, это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
С детства каждый человек впитывает запахи и краски родной земли, любуется реками и озерами, цветущей степью и лугами. С годами эта любовь перерастает в патриотизм, появляется желание познать историю родного края. Очевидно, что человек не может любить то чего не знает, и беречь и защищать то чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины пробуждает желание внести свою лепту в её развитие и процветание. Участие в походах, экскурсиях, экспедициях позволяет учащимся познакомится с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное знакомство с бытом, обычаями, культурными особенностями разных народов нашей многонациональной страны – действенное средство сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов.
Не менее важен и другой аспект становления молодых граждан, существует серьезная опасность терроризма и техногенных катастроф. Молодёжь необходимо учить действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытие в непогоду, преодолевать естественные препятствия, выживать в природной среде. Все эти жизненно необходимые знания и навыки юные туристы получают в походах, на соревнованиях по поисково-спасательным работам и программе «Школа выживания». Юношей, прошедших такую подготовку не страшит служба в вооруженных силах.
В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме – коллективизм, ответственность, взаимопомощь и выручка.
В туристском походе устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.
Хоть и не мала воспитательная роль бесед и фильмов, уроков мужества они не дают, да и не могут дать желаемых результатов, ибо здесь всё словесно, книжно, и не подкреплено собственным опытом самодействия. Воспитывая патриотизм, мужество, таким образом, мы можем получить, а зачастую и получаем, обратный результат - воспитывая циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг, только объект для «глазения».
В условиях многодневного туристского похода, деятельность каждого члена группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная обстановка – ответственная взаимосвязь. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека. Способного своими действиями причинить другим радость или несчастье. Безусловно этому ребенка учат с детства, но, к сожалению семья и школа не создают условия для эмоционального восприятия всей причастности к другому человеку.
Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить макароны, не держали топора в руках. Иногда в походе ребенок не знает, что него в рюкзаке, потому что собирала его мама, к сожалению, весьма распространено мнение, что чем сытнее, чем беззаботнее жизнь человека, тем лучше для него. И к большому сожалению сама жизнь доказывает обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая не комфортность условий жизни. Вот здесь и возникает то ценное положение, когда человеку очень надо поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуациях лишенных привычного комфорта, когда необходимо человек берется и делает. Сначала понятно, не получается, но с каждым разом все лучше и лучше.. и труд становится не печальной необходимостью, а радостной потребностью. Только в таких условиях можно воспитать в человеке глубокое уважение к своему и чужому труду и столь же глубокое неуважение к лени, тунеядству, халтуре. Отправившись в поход, дети фактически вступают в некое социально-экономическое образование – временное сообщество семейного типа, у каждого большое и сложное хозяйство. Здесь каждый уясняет, чтобы жить, надо работать. И здесь результаты не растворяются в абстрактном понятии – для пользы общества, они нужны конкретно Васе или Тамаре. Известный русский деятель народного образования Вахтеров В.П. вывел четкую формулу: « Ученик развивается, когда действует сам. И думает, и чувствует, и действует. Выньте хоть одно звено, и развитие исчезнет, начнется вырождение». Это подтверждается в наши дни очень яркими примерами: инфантильность, безответственность, узость мышления. А в свободной нерегламентированной деятельности – бездумное разрушительство, хулиганство, жестокость.
Человек познается до конца в трудную минуту, в час лишений. Но эта минута, этот момент — лишь начало чего-то нового. Этот час испытания — этап в развитии человека. В этот момент он обстоятельствами создается – кристаллизуется, шлифуется, развивается в ту или другую сторону. И это особенно справедливо по отношению к маленькому человеку – ребенку, подростку.
Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.
И здесь следует указать на такую немаловажную деталь, как возможность в условиях похода, туристского лагеря своевременно диагностировать отклонения в развитии личности. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени – от 4-8 часов (однодневный поход) до нескольких дней и недель (в условиях туристского путешествия или многодневного полевого лагеря), что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.
Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Многие дети подвержены дромомании, своего рода заболеванию, которое, опираясь на генетически сложившуюся за миллионы лет кочевого образа жизни человека потребность в движении, выражается в непреодолимом стремлении к бесцельной перемене мест, бродяжничеству. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом.
Туристский поход – это постоянная, напряженная работа педагога-руководителя по обучению и воспитанию ребят. Здесь у него нет специального «рабочего времени» - он на работе всегда, все дни похода.
Нередко в отношениях учителя с учениками и их родителями происходят недоразумения от незнания учителем ученика. В самом деле, можно ли узнать ребенка за два – четыре урока в неделю? Конечно, нет, а отсюда и ошибки в суждении учителя об ученике. Совсем по-другому видит учитель детей в походе. Здесь в распоряжении учителя все 24 часа для изучения своих воспитанников. Он видит их в разных ситуациях, во взаимоотношениях с товарищами. Здесь они раскрываются быстрее и во всей глубине и нередко самым неожиданным образом. После похода ошибок в оценке ученика у педагога будет значительно меньше. А знать и понимать воспитанника – первейшее и необходимейшее условие воспитания.
Каковы критерии педагогического сотрудничества в туристско-краеведческой работе?
-
Позитивная взаимозависимость.
-
Взаимодействие «лицом к лицу».
-
Индивидуальная ответственность ребенка и учителя.
-
Социальные навыки общения.
-
Обсуждение групповой работы.
Позитивная взаимозависимость – каждый добивается успеха, что и определяет успех всей группы.
Взаимодействие «лицом к лицу» - должна быть структура взаимодействия. Взаимодействие (взаимность в действии) подразумевает установление правил, которым все должны следовать.
Индивидуальная ответственность – каждый не только стремится добиться успеха, но и несет ответственность перед другими за свои действия.
Социальные навыки – навыки организовывать свою жизнь в коллективе так, чтобы не мешать, а помогать другим.
Обсуждение групповой работы – обсуждается работа группы, а каждый переносит это на себя, отмечает свой вклад в общее дело.
Таким образом, используя потенциал туризма и краеведения, школа может с успехом решать педагогические проблемы, которые не всегда можно решить в рамках традиционного школьного обучения.
И в заключение хочется дать несколько советов. Назовем их заповедями руководителя.
-
Помнить, что поход для руководителя – это педагогическая возможность мобилизовать детей на большую и многоплановую работу.
-
Руководитель ничего не делает за ребят.
-
Педагог должен уважать детей, считаться с их мнением, всемерно развивать их творческую инициативу.
-
Не быть назидателен, не командовать туристами, а руководить и
воспитывать их через актив и коллектив группы. -
Не нарушить самостоятельности коллектива.
-
Помнить, что труд подростка – основа его воспитания.
Учитель ФК
I квалификационной категории
Демидова Н. М.
Городищенская МБОУ СОШ № 1
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО