В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

воспитание на туристской тропе

наталья демидова наталья демидова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 827
Краткое описание
«В практических вещах мало знать,
нужно уметь; научиться же можно
только с показа, а не рассказа: ибо чего
человек не видел, того и не умеет»
Пожаловаться 09 сентября 2013
Файлы
обучение на туристской тропе.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Обучение на туристской тропе



«В практических вещах мало знать,

нужно уметь; научиться же можно

только с показа, а не рассказа: ибо чего

человек не видел, того и не умеет»

М.И. Драгомиров.

Как вырастить из современного подростка надежного и преданного защитника Родины, семьи? Какие условия в образовательном учреждении следует создать, чтобы выпускник школы не только владел знаниями, соответствующими образовательным стандартам, но был способен принять вызов действительности, мог применить эти знания в тех ситуациях, в которых решаются вопросы здоровья, безопасности и, может быть, жизни человека?

Как показывает практика, ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в процессе организации туристско-краеведческой деятельности.

Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру, для его воспитания нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче окружающий мир ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею.

Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые произрастают на городской асфальто-бетонной ниве. Значительную часть они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии нашего города такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. И поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, размывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъёмом и хорошим настроением. Разумеется, это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

С детства каждый человек впитывает запахи и краски родной земли, любуется реками и озерами, цветущей степью и лугами. С годами эта любовь перерастает в патриотизм, появляется желание познать историю родного края. Очевидно, что человек не может любить то чего не знает, и беречь и защищать то чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины пробуждает желание внести свою лепту в её развитие и процветание. Участие в походах, экскурсиях, экспедициях позволяет учащимся познакомится с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное знакомство с бытом, обычаями, культурными особенностями разных народов нашей многонациональной страны – действенное средство сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов.

Не менее важен и другой аспект становления молодых граждан, существует серьезная опасность терроризма и техногенных катастроф. Молодёжь необходимо учить действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытие в непогоду, преодолевать естественные препятствия, выживать в природной среде. Все эти жизненно необходимые знания и навыки юные туристы получают в походах, на соревнованиях по поисково-спасательным работам и программе «Школа выживания». Юношей, прошедших такую подготовку не страшит служба в вооруженных силах.

В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме – коллективизм, ответственность, взаимопомощь и выручка.

В туристском походе устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.

Хоть и не мала воспитательная роль бесед и фильмов, уроков мужества они не дают, да и не могут дать желаемых результатов, ибо здесь всё словесно, книжно, и не подкреплено собственным опытом самодействия. Воспитывая патриотизм, мужество, таким образом, мы можем получить, а зачастую и получаем, обратный результат - воспитывая циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг, только объект для «глазения».

В условиях многодневного туристского похода, деятельность каждого члена группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная обстановка – ответственная взаимосвязь. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека. Способного своими действиями причинить другим радость или несчастье. Безусловно этому ребенка учат с детства, но, к сожалению семья и школа не создают условия для эмоционального восприятия всей причастности к другому человеку.

Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить макароны, не держали топора в руках. Иногда в походе ребенок не знает, что него в рюкзаке, потому что собирала его мама, к сожалению, весьма распространено мнение, что чем сытнее, чем беззаботнее жизнь человека, тем лучше для него. И к большому сожалению сама жизнь доказывает обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая не комфортность условий жизни. Вот здесь и возникает то ценное положение, когда человеку очень надо поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуациях лишенных привычного комфорта, когда необходимо человек берется и делает. Сначала понятно, не получается, но с каждым разом все лучше и лучше.. и труд становится не печальной необходимостью, а радостной потребностью. Только в таких условиях можно воспитать в человеке глубокое уважение к своему и чужому труду и столь же глубокое неуважение к лени, тунеядству, халтуре. Отправившись в поход, дети фактически вступают в некое социально-экономическое образование – временное сообщество семейного типа, у каждого большое и сложное хозяйство. Здесь каждый уясняет, чтобы жить, надо работать. И здесь результаты не растворяются в абстрактном понятии – для пользы общества, они нужны конкретно Васе или Тамаре. Известный русский деятель народного образования Вахтеров В.П. вывел четкую формулу: « Ученик развивается, когда действует сам. И думает, и чувствует, и действует. Выньте хоть одно звено, и развитие исчезнет, начнется вырождение». Это подтверждается в наши дни очень яркими примерами: инфантильность, безответственность, узость мышления. А в свободной нерегламентированной деятельности – бездумное разрушительство, хулиганство, жестокость.

Человек познается до конца в трудную минуту, в час лишений. Но эта минута, этот момент — лишь начало чего-то нового. Этот час испытания — этап в развитии человека. В этот момент он обстоятельствами создается – кристаллизуется, шлифуется, развивается в ту или другую сторону. И это особенно справедливо по отношению к маленькому человеку – ребенку, подростку.

Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.

И здесь следует указать на такую немаловажную деталь, как возможность в условиях похода, туристского лагеря своевременно диагностировать отклонения в развитии личности. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени – от 4-8 часов (однодневный поход) до нескольких дней и недель (в условиях туристского путешествия или многодневного полевого лагеря), что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.

Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Многие дети подвержены дромомании, своего рода заболеванию, которое, опираясь на генетически сложившуюся за миллионы лет кочевого образа жизни человека потребность в движении, выражается в непреодолимом стремлении к бесцельной перемене мест, бродяжничеству. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом.

Туристский поход – это постоянная, напряженная работа педагога-руководителя по обучению и воспитанию ребят. Здесь у него нет специального «рабочего времени» - он на работе всегда, все дни похода.

Нередко в отношениях учителя с учениками и их родителями происходят недоразумения от незнания учителем ученика. В самом деле, можно ли узнать ребенка за два – четыре урока в неделю? Конечно, нет, а отсюда и ошибки в суждении учителя об ученике. Совсем по-другому видит учитель детей в походе. Здесь в распоряжении учителя все 24 часа для изучения своих воспитанников. Он видит их в разных ситуациях, во взаимоотношениях с товарищами. Здесь они раскрываются быстрее и во всей глубине и нередко самым неожиданным образом. После похода ошибок в оценке ученика у педагога будет значительно меньше. А знать и понимать воспитанника – первейшее и необходимейшее условие воспитания.

Каковы критерии педагогического сотрудничества в туристско-краеведческой работе?

  1. Позитивная взаимозависимость.

  2. Взаимодействие «лицом к лицу».

  3. Индивидуальная ответственность ребенка и учителя.

  4. Социальные навыки общения.

  5. Обсуждение групповой работы.

Позитивная взаимозависимость – каждый добивается успеха, что и определяет успех всей группы.

Взаимодействие «лицом к лицу» - должна быть структура взаимодействия. Взаимодействие (взаимность в действии) подразумевает установление правил, которым все должны следовать.

Индивидуальная ответственность – каждый не только стремится добиться успеха, но и несет ответственность перед другими за свои действия.

Социальные навыки – навыки организовывать свою жизнь в коллективе так, чтобы не мешать, а помогать другим.

Обсуждение групповой работы – обсуждается работа группы, а каждый переносит это на себя, отмечает свой вклад в общее дело.

Таким образом, используя потенциал туризма и краеведения, школа может с успехом решать педагогические проблемы, которые не всегда можно решить в рамках традиционного школьного обучения.

И в заключение хочется дать несколько советов. Назовем их заповедями руководителя.

  • Помнить, что поход для руководителя – это педагогическая возможность мобилизовать детей на большую и многоплановую работу.

  • Руководитель ничего не делает за ребят.

  • Педагог должен уважать детей, считаться с их мнением, всемерно развивать их творческую инициативу.

  • Не быть назидателен, не командовать туристами, а руководить и
    воспитывать их через актив и коллектив группы.

  • Не нарушить самостоятельности коллектива.

  • Помнить, что труд подростка – основа его воспитания.

Учитель ФК

I квалификационной категории

Демидова Н. М.

Городищенская МБОУ СОШ № 1



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru