В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Психолого - педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Психолого - педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Сорудейкина Елена
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12 голосов:2просмотров: 12036
Краткое описание
Оказание психолого- педагогической помощи участникам образовательного процесса при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Описание
###### Пояснительная записка Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА-9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей. Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ. С этой целью разработана данная программа на основе работы М. Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями». Программа М. Ю. Чибисовой позволяет учащимся пройти систематическую психологическую подготовку к этим экзаменам. Цель программы– оказание психолого – педагогической помощи участникам образовательного процесса в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Программа реализуется в течение учебного года (март – май). Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач: · развитие у обучающихся 9-11 классов познавательного компонента психологической готовности к ГИА и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления;
· уменьшение уровня тревожности у обучающихся с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции;
· создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний;
· формирование у обучающихся конструктивной стратегии деятельности на экзамене; · создание условия для развития у обучающихся прикладных умений (способности действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы, составлять алгоритм достижения цели). Участники программы: Педагоги-психологи Классные руководители Учителя-предметники Родители Обучающиеся 9-11 классов Формы работы педагога — психолога · Профилактические и просветительские беседы. · Занятия с элементами тренинга, сказкотерапии, арттерапии, деловые игры. · Консультирование участников образовательного процесса. · Наблюдение за обучающимися на уроках и во внеурочное время. · Первичная диагностика, проведение итоговой диагностики детей «группы риска». · Оформление тематического стенда. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов. · Неделя службы ППМС сопровождения. · Разработка рекомендаций в помощь учителю. Этапы и сроки реализации программы Работа по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА осуществляется в три этапа. 1.Этап подготовительный (декабрь – февраль) Информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период подготовке к экзаменам). Проведение совместных дискуссий с учителями-предметниками и классными руководителями 9-11 классов носящих на данном этапе общий ознакомительный характер. Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент). 2.Этап основной (март – май) Этот этап — самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается: · формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ГИА и ЕГЭ; · проведение цикла психологических занятий для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности; · обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции; · групповые и индивидуальные консультации участников образовательного процесса: «Психологическое сопровождение ГИА иЕГЭ», «Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Пути достижения успеха на экзамене». 3.Этап аналитико-обобщающий (май — июнь) Составление педагогом — психологом аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования рекомендаций учителям — предметникам, классным руководителям 9 -11-х классов. Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников. Ожидаемые результаты: · развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников; · снижение уровня тревожности у всех субъектов образовательного процесса; · знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые; · знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой обучающемуся легче всего воспринимать учебный материал; · развитие навыков саморегуляциии и самоконтроля с опорой на внутренние резервы; · осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов; · готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена; Структура программы · План работы педагога психолога по формированию психологической готовности выпускников.
· Диагностический мониторинг.

· Психологические занятия по формированию психологической готовности выпускников.

План работы Психолого- педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса к сдаче экзаменов, ГИА и ЕГЭ
п/п Мероприятия Цель Сроки Ответственные
1этап подготовительный
1. Консультация с учителями-предметниками «Психологическое сопровождение ГИА иЕГЭ».
Понимание необходимости психолого-педагогического сопровождения ГИА иЕГЭ.
Декабрь Педагоги-психологи, учителя предметники, классные руководители
2. Проведение заседания МО «Выпускник». Обсуждение и разработка планов подготовки к ЕГЭ и ГИА по учебным предметам. Декабрь
3. Выступление на родительских собраниях

«Как помочь ребенку готовиться к ЕГЭ и ГИА».
Формирования положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей.
Декабрь – февраль
4. Выступление на тематических классных часах по теме «Пути достижения успеха на экзамене», «Как сдать ГИА и ЕГЭ» — практические советы.
Готовность и способность субъектов ГИА иЕГЭ к эмоционально - волевой регуляции.
5. Диагностика психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.
Педагоги- психологи
2 этап основной
1. Формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. Выявление психолого -
педагогических проблем в обучении.
Февраль Педагоги- психологи
2. Проведение цикла психологических занятий с элементами тренинга, сказкотерапии, арт-терапии для учащихся 9, 11-х классов по развитию внимания, памяти, самоорганизации, самоконтроля, снятия тревожности. Создание условий для психологической готовности к ГИА и ЕГЭ и решения психологических проблем конкретных учащихся. Март — июнь Педагоги-психологи
3. Проведение занятий с учащимися по обучению релаксации, методам снятия нервно-психического напряжения и стабилизации психоэмоционального состояния личности. Овладение учащимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу.
4. Групповые и индивидуальные беседы с обучающимися по проблемам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. Формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Март– июнь Педагоги- психологи
5. Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей. Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА и ЕГЭ. Март
6. Родительские собрания «Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Как помочь ребенку пережить стресс экзамена», «Особенности психологической поддержки во время ЕГЭ и ГИА», «Три составляющих успеха сдачи ГИА и ЕГЭ – психологически подготовленный родитель и ребенок».
Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ГИА иЕГЭ. Март-май Педагоги- психологи, классные руководители
7. Профилактические беседы с педагогами «Три составляющих успеха сдачи ГИА и ЕГЭ – психологически подготовленный педагог и ребенок».
Создание ситуации сотрудничества, подготовка рекомендаций по оказанию помощи и поддержке обучающимся с низким уровнем психологической готовности к ГИА и ЕГЭ Декабрь-май Педагоги- психологи
8. Оформление информационного стенда, наглядных материалов для учащихся и родителей.
Формирования положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей.
Март
3 этап аналитико – обобщающий
1. Повторная диагностика. Отслеживание динамики развития. Апрель Педагоги- психологи
2. Проведение заседания МО «Выпускник». Совершенствовать специальные педагогические и социально – психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно- формирующую работу с выпускниками школы. Апрель Учителя – предметники, классные руководители, педагоги – психологи.








Диагностический мониторинг психологической готовности к ГИА и ЕГЭ
Название методик, автор, форма проведения
Форма отчётности
Как использованы результаты диагностики
Сроки проведения
«Шкала социально-ситуационной тревоги» Кондаша.
Цель: Выявление уровня тревожности у выпускников.


Заключение, сводная таблица.
Разработка возможных путей коррекции.
Индивидуальные и групповые консультации с участниками образовательного процесса. Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с обучающимися. Групповые психологические занятия с обучающимися.


Декабрь, Апрель

Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».
«Самооценка психических состояний» Айзенка.

 Содержание занятий Цель занятий: оказание психолого – педагогической помощи и поддержки субъектам ГИА и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.
Задачи: · обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций; · уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции;
· содействие адаптации учащихся к процессу проведения ГИА и ЕГЭ; · развитие познавательного компонента психологической готовности к ГИА и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.
I этап. «ЧТО ТАКОЕ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН?» Одна из важнейших функций первого этапа – мотивационная, ей следует уделить особое внимание. Очень важно, чтобы выпускники осознали необходимость подготовки к ЕГЭ не только в виде заучивания материала. В некотором смысле цель первого этапа – поставить перед учениками проблему подготовки к ЕГЭ как таковую. Познакомить выпускников с сущностью, процедурой и содержанием Единого государственного экзамена. Особый акцент следует делать на обсуждениях. Чрезвычайно важно, чтобы дети не сосредотачивались на негативных аспектах экзамена. Задача педагога – психолога помочь им обнаружить для себя личный позитивный смысл ЕГЭ. При проведении упражнения «Мое будущее» очень важно обратить внимание детей на то, что ЕГЭ играет не фатальную роль, лишая их доступа к образованию, а, наоборот, может предоставить дополнительные возможности.
II этап. «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ, помочь им выработать индивидуальный стиль. Если детям будет трудно формулировать способы достижения желаемой оценки, можно предложить им один или два способа в качестве образца, однако очень важно, чтобы способы были предложены самими детьми. При формулировке способов особое внимание стоит обратить на то, чтобы они были «избыточными», то есть обеспечивали немного больший объем выполнения заданий (вдруг где-то закрадется ошибка или неточность). Смысл занятия в том, чтобы выпускники увидели разнообразие возможных способов оптимизации своей работы.
III этап. «КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ НА ЭКЗАМЕНЕ?» Познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
На этом этапе учащиеся обучаются методам релаксации, снятия нервно-психического напряжения, приемам стабилизации психоэмоционального состояния личности.
IV этап. «Завершение занятия» Итоговая рефлексия обучающихся. Учебно-тематический план
Содержание программы Количество часов
1
Знакомство выпускников с сущностью, процедурой и содержанием Единого государственного экзамена.

1
2
Осознание выпускниками необходимости подготовки к ЕГЭ не только в виде заучивания материала. Актуализировать перед учениками проблему подготовки к ЕГЭ как таковую.

1
3
Помочь ребятам обнаружить для себя личный позитивный смысл ЕГЭ и ГИА.
1
4
Познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдаче ГИА, ЕГЭ, помочь им выработать индивидуальный стиль.
1
5
Составление копилки возможных путей достижения желаемой оценки. Упражнение «Самый-самый».
1
6
Презентация темы «Отличие ГИА и ЕГЭ от обычного экзамена».
1
7
Сформировать у учащихся понимание своего учебного стиля, способствовать осознанию индивидуального стиля деятельности.  1
8
Презентация темы«Сильные стороны – наши ресурсы». 1
9
Знакомство с каналами восприятия и переработки новой информации. Упражнение «Какой канал ведущий у меня».
1
10
Два основных когнитивных стиля – синтетический и аналитический. Упражнение «Какой подходит мне» 1
11
Обучение секретам планирования. Выделение главного. Что помогает учиться? Синтетикам и аналитикам? 1
12
Знакомство учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Упражнение «Самое трудное».
1
13
Знакомство с простым, но очень эффективным способом – аутотренинг. Правила составления формулы аутотренинга. 1
14
Составление формулы аутотренинга для себя.
1
15
Обучение методам релаксации. Упражнение «Состояние тревоги и покоя». 1
16
Отработка навыков релаксации. Упражнение «Спокойствие. Учимся правильно дышать». 1
17
Заключительной занятие «Я- уникальный». «Мышечная релаксация». Наиболее простой способ – расслабление рук.
1
Всего 17
Литература 1. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор Казин Э.М. – Кемерово, 2003. 2. Воронцов А. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или нужна ли нам возрастная школа? // Начальная школа, 2004, №35, 43. 3. С.А. Коробкина Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238. 4. Методический журнал для педагогов и психологов Школьный психолог №4. Изд. Первое сентября 2012. 5. Методический журнал для школьной администрации Управление школой №8 Изд. Первое сентября 2012. 6. Селевко Г.К. «Найди свой путь» — 2-е изд., стер. – М.: ООО»ИМЦ Арскнал образования», 2008. 7. О.Ю.Соловьева Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры. Упражнения/О.Ю. Соловьева; под ред. проф. Г. К.Селевко. 8. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися – Волгоград: Учитель, 2010. 9. Школьная дезадаптация. // Школьный психолог, 2010, №12. 10. Щетинина С.В. Педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в среднюю. // Завуч начальной школы, 2010, №1. 11. Е.Д.Шваб. Психологическая профилактика и коррекционно- развивающие занятия 2-е изд. – Волгоград: Учитель 2011-167. 12. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос