Автор – Шафигулина Лилиана Равильевна,
учитель математики высшей категории,
кандидат педагогических наук.
г. Астрахань.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Математика
Учебник:
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Тема: Проценты. Нахождение процентов от числа.
5 класс
Продолжительность урока 45 мин.
Тема: Проценты. Нахождение процентов от числа.
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Проценты» и усвоение практической значимости изучаемого понятия.
Задачи:
- обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «проценты», закрепление навыков нахождения процентов от числа, применение полученных знаний и умений при решении прикладных задач;
-развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умения работать с различными источниками информации, умения работать в группе;
-воспитательные: расширение системы знаний об обществе и человеке, формирование уважения к законам, воспитание гражданственности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Ученик научится: использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения математических задач.
Ученик получит возможность развить представления о роли процентов в практике.
Личностные:
Ученик получит возможность для формирования: эмоционального восприятия математических задач и их решения; представления о практической значимости понятия «процент»; чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные:
Ученик научится: находить в тексте информацию, необходимую для решения математических задач; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ученик получит возможность научиться: видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Структура и ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный этап (1 мин.) |
Приветствие учеников. |
Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку. |
||||||||||||||||||||||
2. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (5 мин.) |
Предлагает просмотреть видеоролик о необходимости каждого гражданина платить налоги. (Ресурс 1). Просит выдвинуть предположение о связи увиденного с предстоящим уроком. Ставит при необходимости вопросы учащимся: Что мы делали на предыдущем уроке? Как этот материал может быть связан с увиденным? Обобщает выводы учащихся: Самый распространенный математический термин – «процент». С понятием процентов человек сталкивается каждый день, например, читая объявления в витринах магазинов – «Распродажа до 50 %», покупая упаковку молока с надписью – жирность 6 %, слушая новости об увеличении темпов жилищного строительства в стране на 20 %. Без математических расчетов не обойтись не только специалистам в области финансов. Каждый человек в своей жизни сталкивается с необходимостью уплаты налогов. Ставит вопросы учащимся: Для чего нужны налоги? Когда вы будете сталкиваться с необходимостью уплаты налогов? Определите, чему вы должны научиться сегодня? Помогает сформулировать цель урока и подводит итог беседы: Совершая крупные покупки и при продаже имущества, каждый гражданин платит налоги. При этом важно уметь вычислять проценты от числа. Наша основная цель – применить нахождение процентов от числа для решения практических задач. |
Просмотр видеоролика. Выдвигают предположение о теме урока. Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, формулируют цель урока. |
||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация знаний (8 мин.) |
Какие знания при нахождении процентов от числа вам понадобятся? Предъявляет задания учащимся: 1. Представить проценты в виде десятичных дробей. (Ресурс 2). 2. Выполнить действия с десятичными дробями. (Ресурс 3, презентация 1 (мозаика)). 3. Найти процент от числа. (Ресурс 4). |
Отвечают на вопросы учителя |
||||||||||||||||||||||
4. |
Применение знаний и умений в новой ситуации (13 м) |
А сейчас мы применим наши знания и умения для решения практической задачи – определение величины налога. Делит учащихся на 4 группы и предъявляет задания каждой группе по следующей схеме:
Задача 1. Гражданин Иванов имеет в собственности квартиру площадью 72 кв.м. Инвентаризационная стоимость ее составляет 200000 руб. Гражданка Сидорова владеет жилым домом площадью 100 кв.м. инвентаризационной стоимостью 350000 руб. Определите сумму налога каждого на имущество.
Справка:
Задача 2. Гражданину Федоренко начислена заработная плата за месяц 15440 рублей. Определите сумму, которую получит Федоренко после отчисления 13 % подоходного налога с заработной платы, если он имеет двух детей. Справка. Родителю предоставляется налоговая льгота (вычет) на детей. На первого ребенка – 1400 рублей, на второго ребенка - 1400 рублей, на третьего и каждого последующего - 3000 рублей. Подоходный налог рассчитывается от суммы заработной платы, уменьшенной на сумму всех льгот. Задача 3. Государство возвращает гражданину 13 % суммы, потраченной им на обучение (социальный налоговый вычет). Рассчитайте всю сумму вычета за 5 лет обучения, если стоимость обучения за 1 год составляет 1) 52 тыс. руб.; 2) 130 тыс. руб. Справка. Максимальная сумма, с которой рассчитывается данный процент – 120 тыс. руб. ежегодно. Задача 4. При приобретении квартиры гражданину возвращается 13 % израсходованных им средств (налоговый вычет). Определите сумму имущественного налогового вычета при покупке квартиры Ивановой Натальей стоимостью 1) 2500000 руб.; 2) 1600000 руб. Справка. Максимальная сумма, с которой рассчитывается данный процент – 2 млн. руб. |
Предпринимают попытки решить поставленную задачу.
|
||||||||||||||||||||||
5 |
Контрольный этап (13 мин) |
Организует обсуждение решения задач, при необходимости корректирует результаты работы группы.
Задает вопросы, вскрывающие ошибки (если таковые были допущены), предлагает критерии самооценки работы групп. Верное решение задачи – 2 балла. Верный ход решения с допущенной вычислительной ошибкой 1 балл. Активное участие в работе группы – от 1 до 2 баллов. Активное участие в обсуждении решения между группами – от 1 до 2 баллов. |
Каждая группа предъявляет собственное решение задач.
Обсуждение между группами, коррекция при необходимости. Оценивают, насколько правильно удалось выполнить все действия. |
||||||||||||||||||||||
6. |
Подведение итогов урока, рефлексия (5 мин.) |
Ставит вопросы о том, как достигалась цель урока, анализирует уровень освоенности учащимися необходимых знаний и умений, общеучебных способов действия. Учитель: Для чего нужны налоги? …
Подводит итоги: Налоги пополняют бюджет страны, они расходуются в интересах всех членов общества – на развитие социальной сферы, здравоохранения, образования, выплату зарплат, пенсий, пособий. Поэтому уплата налогов – обязанность каждого гражданина и без умения рассчитывать проценты от числа не обойтись. Предлагает учащимся продолжить фразы: Было непросто … У меня получилось … Мне хотелось бы … Мне запомнилось … |
Определяют значимость полученных знаний и умений Отвечают на вопросы. Фиксируют выводы.
Отвечают на вопросы. |
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
О налогах |
видеофрагмент |
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JC9TLE00Rnc |
2 |
Представление процентов в виде десятичных дробей |
Интерактивная модель |
|
3 |
Выполнение действий с десятичными дробями |
Презентация с анимацией |
|
4 |
Нахождение процента от числа. |
Интерактивная модель |
|
- Международный вебинар «Организация экологического образовательного пространства в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование стеклянными шариками (Marble Painting) как нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Театр кукол и игрушек как эффективное средство эмоционально-эстетического воспитания: кукольные спектакли, игры-драматизации, эстрадные миниатюры»
- Вебинар «Сказка и театрализованно-игровая деятельность - эффективное средство интеллектуального, речевого, эмоционального, художественно-эстетического и творческого развития ребенка»
- Вебинар «Речевое развитие в соответствии с ФОП ДО: основные задачи и содержание образовательной деятельности»