В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Проценты. Нахождение процентов от числа.

Файл прикреплен к материалу: Проценты. Нахождение процентов от числа.
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов





Автор – Шафигулина Лилиана Равильевна,

учитель математики высшей категории,

кандидат педагогических наук.


г. Астрахань.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №4»


Математика


Учебник:

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.


Тема: Проценты. Нахождение процентов от числа.


5 класс


Продолжительность урока 45 мин.






















Тема: Проценты. Нахождение процентов от числа.

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Проценты» и усвоение практической значимости изучаемого понятия.

Задачи:

- обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «проценты», закрепление навыков нахождения процентов от числа, применение полученных знаний и умений при решении прикладных задач;

-развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умения работать с различными источниками информации, умения работать в группе;

-воспитательные: расширение системы знаний об обществе и человеке, формирование уважения к законам, воспитание гражданственности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Ученик научится: использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения математических задач.

Ученик получит возможность развить представления о роли процентов в практике.

Личностные:

Ученик получит возможность для формирования: эмоционального восприятия математических задач и их решения; представления о практической значимости понятия «процент»; чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные:

Ученик научится: находить в тексте информацию, необходимую для решения математических задач; организовывать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Ученик получит возможность научиться: видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.






Структура и ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1.

Организационный этап (1 мин.)

Приветствие учеников.

Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку.

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

(5 мин.)













Предлагает просмотреть видеоролик о необходимости каждого гражданина платить налоги. (Ресурс 1).

Просит выдвинуть предположение о связи увиденного с предстоящим уроком. Ставит при необходимости вопросы учащимся: Что мы делали на предыдущем уроке? Как этот материал может быть связан с увиденным?

Обобщает выводы учащихся: Самый распространенный математический термин – «процент». С понятием процентов человек сталкивается каждый день, например, читая объявления в витринах магазинов – «Распродажа до 50 %», покупая упаковку молока с надписью – жирность 6 %, слушая новости об увеличении темпов жилищного строительства в стране на 20 %. Без математических расчетов не обойтись не только специалистам в области финансов. Каждый человек в своей жизни сталкивается с необходимостью уплаты налогов.

Ставит вопросы учащимся: Для чего нужны налоги? Когда вы будете сталкиваться с необходимостью уплаты налогов? Определите, чему вы должны научиться сегодня?

Помогает сформулировать цель урока и подводит итог беседы: Совершая крупные покупки и при продаже имущества, каждый гражданин платит налоги. При этом важно уметь вычислять проценты от числа. Наша основная цель – применить нахождение процентов от числа для решения практических задач.

Просмотр видеоролика.



Выдвигают предположение о теме урока.











Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

3

Актуализация знаний (8 мин.)

Какие знания при нахождении процентов от числа вам понадобятся?

Предъявляет задания учащимся:

1. Представить проценты в виде десятичных дробей. (Ресурс 2).

2. Выполнить действия с десятичными дробями. (Ресурс 3, презентация 1 (мозаика)).

3. Найти процент от числа. (Ресурс 4).

Отвечают на вопросы учителя

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации

(13 м)













А сейчас мы применим наши знания и умения для решения практической задачи – определение величины налога.

Делит учащихся на 4 группы и предъявляет задания каждой группе по следующей схеме:

Номер группы

1

2

3

4


Номера задач

1

2

1

2

3

4

3

4


Задача 1. Гражданин Иванов имеет в собственности квартиру площадью 72 кв.м. Инвентаризационная стоимость ее составляет 200000 руб. Гражданка Сидорова владеет жилым домом площадью 100 кв.м. инвентаризационной стоимостью 350000 руб. Определите сумму налога каждого на имущество.





Справка:

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 000 руб.

0,1 %

От 300 000 до 500 000 руб.

0,3 %

Свыше 500 000 руб.

2 %


Задача 2. Гражданину Федоренко начислена заработная плата за месяц 15440 рублей. Определите сумму, которую получит Федоренко после отчисления 13 % подоходного налога с заработной платы, если он имеет двух детей.

Справка. Родителю предоставляется налоговая льгота (вычет) на детей. На первого ребенка – 1400 рублей, на второго ребенка - 1400 рублей, на третьего и каждого последующего - 3000 рублей. Подоходный налог рассчитывается от суммы заработной платы, уменьшенной на сумму всех льгот.

Задача 3. Государство возвращает гражданину 13 % суммы, потраченной им на обучение (социальный налоговый вычет). Рассчитайте всю сумму вычета за 5 лет обучения, если стоимость обучения за 1 год составляет 1) 52 тыс. руб.; 2) 130 тыс. руб.

Справка. Максимальная сумма, с которой рассчитывается данный процент – 120 тыс. руб. ежегодно.

Задача 4. При приобретении квартиры гражданину возвращается 13 % израсходованных им средств (налоговый вычет). Определите сумму имущественного налогового вычета при покупке квартиры Ивановой Натальей стоимостью 1) 2500000 руб.; 2) 1600000 руб.

Справка. Максимальная сумма, с которой рассчитывается данный процент – 2 млн. руб.










Предпринимают попытки решить поставленную задачу.


































5

Контрольный этап (13 мин)

Организует обсуждение решения задач, при необходимости корректирует результаты работы группы.


Задает вопросы, вскрывающие ошибки (если таковые были допущены), предлагает критерии самооценки работы групп.

Верное решение задачи – 2 балла.

Верный ход решения с допущенной вычислительной ошибкой 1 балл.

Активное участие в работе группы – от 1 до 2 баллов.

Активное участие в обсуждении решения между группами – от 1 до 2 баллов.

Каждая группа предъявляет собственное решение задач.

Обсуждение между группами, коррекция при необходимости. Оценивают, насколько правильно удалось выполнить все действия.

6.

Подведение итогов урока, рефлексия

(5 мин.)



Ставит вопросы о том, как достигалась цель урока, анализирует уровень освоенности учащимися необходимых знаний и умений, общеучебных способов действия.

Учитель: Для чего нужны налоги? …



Подводит итоги: Налоги пополняют бюджет страны, они расходуются в интересах всех членов общества – на развитие социальной сферы, здравоохранения, образования, выплату зарплат, пенсий, пособий. Поэтому уплата налогов – обязанность каждого гражданина и без умения рассчитывать проценты от числа не обойтись.

Предлагает учащимся продолжить фразы:

Было непросто …

У меня получилось …

Мне хотелось бы …

Мне запомнилось …

Определяют значимость полученных знаний и умений

Отвечают на вопросы. Фиксируют выводы.






Отвечают на вопросы.


Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

О налогах

видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JC9TLE00Rnc


2

Представление процентов в виде десятичных дробей

Интерактивная модель

http://learningapps.org/45827


3

Выполнение действий с десятичными дробями

Презентация с анимацией

http://moi-mummi.ru/load/predmety_tochnykh_disciplin/matematika/urok_matematiki_v_5_klasse_po_teme_umnozhenie_desjatichnykh_drobej/20-1-0-2485


4

Нахождение процента от числа.

Интерактивная модель

http://learningapps.org/45821





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров