Рабочая программа дистанционного курса по истории "Актуальные проблемы отечественной истории" в 10 классе
Задачами дистанционного курса «Актуальные проблемы истории России» являются:
— формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
— усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— развитие способности учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать исторические события, процессы и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимобусловленности, руководствуясь принципами научной объективности; — содействие современному пониманию истории как науки и учебного предмета
в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; — развитие умений осуществлять исторический анализ и синтез;
— формирование у учащихся системы позитивных ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства.
Утверждено Приказом директора МОУ «Гимназия» № _____ от ______
Рабочая программа дистанционного курса по истории «Актуальные проблемы отечественной истории» в 10 классе
Учитель Гуляев Л.Л.
2012 – 2013 учебный год
Предлагаемый дистанционный курс1 предназначен для учащихся 10-х классов и является вариантом курса по выбору учащихся; относится к предметной области «История».
Дистанционное обучение2 – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие o обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологии, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Продолжительность курса 34 часа, с недельной нагрузкой – 1 час.
Основные электронные образовательыне ресурсы – это ресурсы, используемые для непосредственной реализации образовательного стандарта. Под электронным образовательным ресурсом (ЭОР) понимаются материалы (совокупность графической, текстовой, числовой, звуковой, видео и другой информации, а также печатной документации для пользователя) и средства, содержащие систематизированные сведения образовательного характера, представленные в электронной форме на носителях любого рода или размещенные в компьютерных сетях (локальных, региональных, глобальных).
Все основные электронные образовательные ресурсы можно разделить на следующие категории:
-
Электронные аналоги печатных изданий;
-
Электронные дидактические демонстрационные материалы;
-
Компьютерные тесты;
-
Электронные справочники (словари, энциклопедии и т.п.);
-
Электронные библиотеки объектов (базы данных текстовой, графической, звуковой и видеоинформации, каталоги);
-
Электронные пособия (сборники задач, тренажеры, электронные лабораторные работы, электронные лекции и т.п.);
-
Электронные учебники;
-
Электронные учебно-методические комплексы;
Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных образовательных программ среднего образования соответственно в образовательных учреждениях среднего образования. При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании».
Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Эвристическое обучение определяет дистантному учащемуся активную роль: он не может скрыться в виртуальном классе, остаться незамеченным, поскольку должен зарегистрироваться и непременно выражать себя, иначе на него не будет обращаться должного внимания.
Дистанционное обучение демократично, поскольку приоритетным в нём является содержание текстов и иных образовательных продуктов учеников, а не внешние данные учеников и учителей, степень их материальной обеспеченности или личностные отношения (в отрицательном смысле).Уникальность Web-cайтов по их информационной доступности для учеников, учителей и школ, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, делает их универсальными источниками образовательной среды для решения традиционных и нетрадиционных задач. Использование кибер-библиотек, возможность.
Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затруднённые для достижения в обычном обучении:
-
усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
-
резкое увеличение объёма доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населённого пункта, имеющего телесвязь;
-
получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;
-
увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счёт применения интерактивных форм занятий, малтимедийных обучающих программ;
-
более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;
- возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистантных проектах, конкурсах, олимпиадах.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачами дистанционного курса «Актуальные проблемы истории России» являются:
-
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
-
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
развитие способности учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать исторические события, процессы и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимобусловленности, руководствуясь принципами научной объективности;
-
содействие современному пониманию истории как науки и учебного предмета
-
контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
-
развитие умений осуществлять исторический анализ и синтез;
-
-
формирование у учащихся системы позитивных ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития;
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства.
Планируемые предметные умения (историко-когнитивная компетентность):
-
в контексте всемирной истории относительно целостная система знаний об историческом пути России с древнейших времен до начала ХХI века;
-
элементарные научные знания об эволюции исторической науки в России;
-
понятийный научно-исторический аппарат и комплекс предметных познавательных умений;
-
устойчивый познавательный интерес к изучению истории своей страны и родного края.
Метапредметные результаты (информационно- и социально-коммуникативная компетентности):
-
комплекс информационно-коммуникативных умений, обеспечивающих самостоятельный, исследовательский, открытый, творческий характер работы с разными видами источников в условиях информационного поликультурного общества;
-
готовность и способность интегрировать и применять знания и умения из разных областей;
-
готовность и способность общаться, взаимодействовать и сотрудничать с представителями разных социокультурных групп на основе общей предметной и социально ориентированной деятельности.
Личностные результаты (гражданская и рефлексивная компетентность):
-
общероссийская идентичность, гармонично сочитающаяся с другими видами позитивной самоидентификации личности старшеклассника в современном поликультурном обществе;
-
личностная система гуманистических ценностей;
-
готовность и способность к жизни, взаимдействию и самореализации в условиях открытого и поликультурного мира;
-
целостный, социально ориентированный взгляд на мир.
Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется в ходе самостоятельной работы учащихся. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает:
-
значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности изучать предмет на повышенном уровне;
-
методическое и дидактическое обеспечение этого процесса;
-
дистанционную форму обучения при необходимости реализуют комплексно с традиционной формой его получения.
Методика образовательного процесса включает:
-дистанционные образовательные технологии, применяемые для преподавания
курса;
-
печатные материалы, видео- и аудиозапись, видеолекции, электронные носители, печатные материалы.
Способы доставки учебных материалов:
-
рассылка почтой, передача по каналам связи (Интернет);
Взаимодействие обучающихся с учительским составом осуществляется:
- при помощи почты, телефона, электронной переписки, видеоконференцсвязи и т.п. после каждого прохождения этапа обучения (модуля).
- консультирование по изучаемому курсу не ограничено во времени.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в « сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе.
Организация и проведение аттестации учеников2:
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами. способы организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся (традиционные формы контроля, письменный экзамен в территориально обособленном структурном подразделении с последующей обработкой результатов, автоматизированный дистанционный контроль, дистанционный экзамен (зачет) с использованием средств видео-, аудиоконтроля и т.п.); способы организации документооборота (традиционный, электронный).
2 В рамках изучения курса предлагаются различные виды ученической деятельности. См. Приложение _2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА3
Разделы |
Основное |
Количе- |
Формы самостоятельной |
Сроки |
|
|||
|
содержание |
ство |
|
работы |
|
|
|
|
|
|
часов |
|
|
|
|
|
|
Народы и |
Заселение Евразии. |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
|
государства на |
Великое |
|
|
материала раздела |
|
|
||
территории |
переселение |
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
нашей страны |
народов. Народы на |
|
|
|
|
|||
|
|
исследований |
(по |
|
|
|||
в древности. |
территории нашей |
|
|
|
|
|||
|
|
одному |
на выбор |
|
|
|||
|
страны до середины |
|
|
|
|
|||
|
I тысячелетия до н.э. |
|
|
из списка к теме). |
|
|
||
|
Влияние |
|
3. |
Конспектирование |
|
|
||
|
географического |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
|
положения и |
|
|
|
|
|||
|
|
|
учебника |
или |
|
|
||
|
природных условий |
|
|
|
|
|||
|
|
|
лекции (на выбор |
|
|
|||
|
на занятия, образ |
|
|
|
|
|||
|
|
|
из |
списков |
|
|
||
|
жизни, верования. |
|
|
|
|
|||
|
Города-государства |
|
|
основной |
|
|
|
|
|
Северного |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
|
Причерноморья. |
|
|
теме). |
|
|
|
|
|
Скифское царство. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Подготовка |
к |
|
|
||
|
Тюркский каганат. |
|
|
|
||||
|
|
|
тесту |
|
по |
|
|
|
|
Хазарский каганат. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
материалу |
|
|
|
||
|
Волжская Булгария. |
|
|
|
|
|
||
|
Кочевые народы |
|
|
раздела. |
|
|
|
|
|
Степи. Язычество. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Распространение |
|
|
|
|
|
|
|
|
христианства, |
|
|
|
|
|
|
|
|
ислама, иудаизма на |
|
|
|
|
|
|
|
|
территории нашей |
|
|
|
|
|
|
|
|
страны в древности. |
|
|
|
|
|
|
|
Восточные |
Праславяне. |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
|
славяне в |
Расселение, соседи, |
|
|
материала раздела |
|
|
||
древности (VI |
занятия, |
|
|
|
|
|||
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
||
- IX вв.) |
общественный |
|
|
|
|
|||
|
|
исследований |
(по |
|
|
|||
|
строй, верования |
|
|
|
|
|||
|
|
|
одному |
на выбор |
|
|
||
|
восточных славян. |
|
|
|
|
|||
|
Предпосылки |
|
|
из списка к теме). |
|
|
||
|
образования |
|
3. |
Конспектирование |
|
|
||
|
государства. |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 Обучающийся в ходе изучения курса может набрать максимальное количество баллов 108. Каждое выполненное задание 4 балла.
Соотношение 108-балльной и 5-балльной систем оценок. От 90 до 108 баллов – «5» От 70 до 89 баллов – «4» От 40 до 69 баллов – «3» От 0 до 39 баллов – «2»
Соседская община. |
|
|
учебника |
или |
|
|
||
|
Союзы |
|
|
лекции (на выбор |
|
|
||
|
восточнославянских |
|
|
|
|
|||
|
|
|
из |
списков |
|
|
||
|
племен. «Повесть |
|
|
|
|
|||
|
|
|
основной |
|
|
|
||
|
временных лет» о |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
литературы |
к |
|
|
||
|
начале Руси. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
теме). |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Подготовка |
к |
|
|
|
|
|
|
|
тесту |
|
по |
|
|
|
|
|
|
материалу |
|
|
|
|
|
|
|
|
раздела. |
|
|
|
|
Древнерусское |
Новгород и Киев – |
2 |
1. |
Изучение |
|
|
|
|
государство |
центры |
|
|
материала раздела |
|
|
||
(IX – начало |
древнерусской |
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
XII вв.) |
государственности. |
|
|
|
|
|||
|
|
исследований |
(по |
|
|
|||
|
Первые |
|
|
|
|
|||
|
|
|
одному |
на выбор |
|
|
||
|
Рюриковичи. |
|
|
|
|
|||
|
Складывание |
|
|
из списка к теме). |
|
|
||
|
крупной земельной |
|
3. |
Конспектирование |
|
|
||
|
собственности. |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
|
Древнерусские |
|
|
|
|
|||
|
|
|
учебника |
или |
|
|
||
|
города. Русь и |
|
|
|
|
|||
|
|
|
лекции (на выбор |
|
|
|||
|
Византия. Владимир |
|
|
|
|
|||
|
|
|
из |
списков |
|
|
||
|
I и принятие |
|
|
|
|
|||
|
христианства. |
|
|
основной |
|
|
|
|
|
Расцвет Руси при |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
|
Ярославе Мудром. |
|
|
теме). |
|
|
|
|
|
«Русская правда». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Подготовка к тесту |
|
|
||||
|
Русь и народы |
|
|
|
||||
|
|
по |
|
материалу |
|
|
||
|
Степи. Княжеские |
|
|
|
|
|||
|
|
раздела. |
|
|
|
|
||
|
усобицы. Владимир |
|
|
|
|
|
||
|
Мономах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Международные |
|
|
|
|
|
|
|
|
связи Древней Руси. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Распад |
|
|
|
|
|
|
|
|
Древнерусского |
|
|
|
|
|
|
|
|
государства. |
|
|
|
|
|
|
|
Русские |
Удельный период: |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
|
княжества и |
экономические и |
|
|
материала раздела |
|
|
||
земли в |
политические |
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
начале |
причины |
|
|
|
|
|||
|
|
исследований |
(по |
|
|
|||
удельного |
раздробленности. |
|
|
|
|
|||
|
|
одному |
на выбор |
|
|
|||
периода |
Формы |
|
|
|
|
|||
(начало XII – |
землевладения. |
|
|
из списка к теме). |
|
|
||
первая |
Князья и бояре. |
|
3. |
Конспектирование |
|
|
||
половина XIII |
Свободное и |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
вв.) |
зависимое |
|
|
|
|
|||
|
|
учебника |
или |
|
|
|||
|
население. Рост |
|
|
|
|
|||
|
|
|
лекции (на выбор |
|
|
|||
|
числа городов. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
из |
списков |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Географическое |
|
|
основной |
|
|
|
||
|
положение, |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
|
хозяйство, |
|
|
|
|
|||
|
|
|
теме). |
|
|
|
|
|
|
политический строй |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Подготовка к тесту |
|
|
||||
|
крупнейших русских |
|
|
|
||||
|
|
по |
|
материалу |
|
|
||
|
земель (Новгород |
|
|
|
|
|||
|
Великий, Киевское, |
|
раздела. |
|
|
|
|
|
|
Владимиро- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Суздальское, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Галицко-Волынское |
|
|
|
|
|
|
|
|
княжества). Идея |
|
|
|
|
|
|
|
|
единства русских |
|
|
|
|
|
|
|
|
земель в период |
|
|
|
|
|
|
|
|
раздробленности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Слово о полку |
|
|
|
|
|
|
|
|
Игореве». |
|
|
|
|
|
|
|
Культура Руси |
Языческая культура |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
|
в |
восточных славян. |
|
|
материала раздела |
|
|
||
домонгольское |
Религиозно- |
|
|
|
|
|||
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
||
время. |
культурное влияние |
|
|
|
|
|||
|
|
исследований |
(по |
|
|
|||
|
Византии. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
одному |
на выбор |
|
|
||
|
Особенности |
|
|
|
|
|||
|
развития |
|
|
из списка к теме). |
|
|
||
|
древнерусской |
|
3. |
Конспектирование |
|
|
||
|
культуры. |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
|
Единство и |
|
|
|
|
|||
|
|
|
учебника |
или |
|
|
||
|
своеобразие |
|
|
|
|
|||
|
|
|
лекции (на выбор |
|
|
|||
|
культурных |
|
|
|
|
|||
|
|
|
из |
списков |
|
|
||
|
традиций в русских |
|
|
|
|
|||
|
землях и княжествах |
|
|
основной |
|
|
|
|
|
накануне |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
|
монгольского |
|
|
теме). |
|
|
|
|
|
завоевания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Подготовка к |
|
|
|
||
|
Фольклор. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
тесту по |
|
|
|
|
|
|
Происхождение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
славянской |
|
|
материалу |
|
|
|
|
|
письменности. |
|
|
раздела. |
|
|
|
|
|
Берестяные грамоты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зодчество и |
|
|
|
|
|
|
|
|
живопись. Быт и |
|
|
|
|
|
|
|
|
нравы. |
|
|
|
|
|
|
|
Борьба с |
Чингис-хан и |
1 |
|
|
|
|
|
|
внешней |
объединение |
|
1.Изучение |
|
|
|
|
|
агрессией в |
монгольских |
|
|
|
|
|
||
|
материала раздела |
|
|
|||||
XIII веке. |
племен. |
|
|
|
||||
|
2.Анализ |
|
2 |
|
|
|||
|
Монгольские |
|
|
|
|
|||
|
|
исследований |
(по |
|
|
|||
|
завоевания. Походы |
|
|
|
||||
|
Батыя на Русь. |
|
одному на выбор из |
|
|
|||
|
Борьба народов |
|
списка к теме). |
|
|
|
||
|
нашей страны с |
|
3.Конспектирование |
|
|
|||
|
|
|
|
|
завоевателями. |
|
1 |
|
параграфа |
|
|
||
|
Золотая Орда и Русь. |
|
учебника или лекции |
|
|
|||
|
Экспансия с Запада. |
|
|
|
||||
|
|
(на выбор из списков |
|
|
||||
|
Ливонский орден. |
|
|
|
||||
|
|
основной литературы |
|
|
||||
|
Александр Невский. |
|
|
|
||||
|
|
к теме). |
|
|
|
|
||
|
Сражение на Неве и |
|
|
|
|
|
||
|
Ледовое побоище. |
|
4.Подготовка к тесту |
|
|
|||
|
Последствия |
|
по материалу |
|
|
|
||
|
монгольского |
|
раздела. |
|
|
|
|
|
|
нашествия и борьбы |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с экспансией Запада |
|
|
|
|
|
|
|
|
для дальнейшего |
|
|
|
|
|
|
|
|
развития нашей |
|
|
|
|
|
|
|
|
страны. |
|
|
|
|
|
|
|
Складывание |
Русские земли во |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
|
предпосылок |
второй половине |
|
|
материала раздела |
|
|
||
образования |
XIII – первой |
|
|
|
|
|||
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
||
Российского |
половине XV вв. |
|
|
|
|
|||
|
|
исследований |
(по |
|
|
|||
государства |
Борьба против |
|
|
|
|
|||
|
|
одному |
на выбор |
|
|
|||
(вторая |
ордынского ига. |
|
|
|
|
|||
половина XIII |
Русские земли в |
|
|
из списка к теме). |
|
|
||
– середина XV |
составе Великого |
|
3. |
Конспектирование |
|
|
||
вв.) |
княжества |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
|
Литовского. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
учебника |
или |
|
|
||
|
Восстановление |
|
|
|
|
|||
|
|
|
лекции (на выбор |
|
|
|||
|
хозяйства на Руси. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
из |
списков |
|
|
||
|
Вотчинное, |
|
|
|
|
|||
|
монастырское, |
|
|
основной |
|
|
|
|
|
помещичье и |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
|
черносошное |
|
|
теме). |
|
|
|
|
|
землевладение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Подготовка к тесту |
|
|
||||
|
Города и их роль в |
|
|
|
||||
|
|
по материалу |
|
|
|
|||
|
объединении |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
русских земель. |
|
раздела. |
|
|
|
|
|
|
Иван Калита и |
|
|
|
|
|
|
|
|
утверждение |
|
|
|
|
|
|
|
|
ведущей роли |
|
|
|
|
|
|
|
|
Москвы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Куликовская битва. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дмитрий Донской. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Роль церкви в |
|
|
|
|
|
|
|
|
общественной |
|
|
|
|
|
|
|
|
жизни. Сергий |
|
|
|
|
|
|
|
|
Радонежский. |
|
|
|
|
|
|
|
Завершение |
Предпосылки |
1 |
1.Изучение |
|
|
|
|
|
образования |
образования |
|
материала раздела |
|
|
|||
Российского |
Российского |
|
|
|
||||
|
2.Анализ |
|
2 |
|
|
|||
государства в |
государства. Иван |
|
|
|
|
|||
|
исследований |
(по |
|
|
||||
конце XV – |
III. Василий III. |
|
|
|
||||
|
одному на выбор из |
|
|
|||||
начале XVI |
Свержение |
|
|
|
ордынского ига. |
|
списка к теме). |
|
|
|
||
|
Распад Золотой |
|
3.Конспектирование |
|
|
||
|
Орды. |
|
|
|
|||
|
|
1 |
параграфа |
|
|
||
|
Присоединение |
|
|
|
|||
|
|
учебника или лекции |
|
|
|||
|
Москвой северо- |
|
|
|
|||
|
|
(на выбор из списков |
|
|
|||
|
восточных и северо- |
|
|
|
|||
|
западных земель |
|
основной литературы |
|
|
||
|
Руси. |
|
к теме). |
|
|
|
|
|
Многонациональный |
|
4.Подготовка к тесту |
|
|
||
|
состав населения |
|
|
|
|||
|
|
по материалу |
|
|
|
||
|
страны. Становление |
|
|
|
|
||
|
|
раздела. |
|
|
|
|
|
|
центральных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
органов власти и |
|
|
|
|
|
|
|
управления. |
|
|
|
|
|
|
|
Судебник 1497 г. |
|
|
|
|
|
|
|
Местничество. |
|
|
|
|
|
|
|
Традиционный |
|
|
|
|
|
|
|
характер экономики. |
|
|
|
|
|
|
Русская |
Монгольское |
1 |
1.Изучение |
|
|
|
|
культура |
завоевание и |
|
материала раздела |
|
|
|
|
второй |
культурное развитие |
|
|
|
|
||
|
2.Анализ |
|
2 |
|
|
||
половины XIII |
Руси. Куликовская |
|
|
|
|
||
|
исследований |
(по |
|
|
|||
– XV вв. |
победа и подъем |
|
|
|
|||
|
одному на выбор из |
|
|
||||
|
русского |
|
|
|
|||
|
национального |
|
списка к теме). |
|
|
|
|
|
самосознания. |
|
3.Конспектирование |
|
|
||
|
Москва – центр |
|
1 |
параграфа |
|
|
|
|
складывающейся |
|
|
|
|||
|
|
учебника или лекции |
|
|
|||
|
культуры русской |
|
|
|
|||
|
|
(на выбор из списков |
|
|
|||
|
народности. |
|
|
|
|||
|
|
основной литературы |
|
|
|||
|
Отражение идеи |
|
|
|
|||
|
общерусского |
|
к теме). |
|
|
|
|
|
единства в устном |
|
4.Подготовка к тесту |
|
|
||
|
народном |
|
по материалу |
|
|
|
|
|
творчестве, |
|
|
|
|
||
|
|
раздела. |
|
|
|
|
|
|
летописании, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
литературе. |
|
|
|
|
|
|
|
«Задонщина». |
|
|
|
|
|
|
|
Теория «Москва – |
|
|
|
|
|
|
|
Третий Рим». |
|
|
|
|
|
|
|
Феофан Грек. |
|
|
|
|
|
|
|
Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
Московского |
|
|
|
|
|
|
|
Кремля. Андрей |
|
|
|
|
|
|
|
Рублев. |
|
|
|
|
|
|
Итоговый |
|
1 |
|
|
|
|
|
контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разделы Основное содержание Часы Формы Сроки
|
|
самостоятельной |
|
|||
|
|
|
работы |
|
|
|
Российское |
Условия развития страны |
1 |
1.Изучение материала |
|
||
государство в |
XVI в.: территория, |
|
раздела |
|
|
|
XVI в. |
население, характер |
|
2.Анализ |
|
2 |
|
|
экономики. Предпосылки |
|
исследований |
(по |
|
|
|
централизации страны. |
|
одному на |
выбор |
из |
|
|
Иван IV Грозный. |
|
списка к теме). |
|
|
|
|
Установление царской |
|
3.Конспектирование 1 |
|
||
|
власти. Реформы 50-60-х |
|
параграфа |
учебника |
|
|
|
гг. XVI в. Земские |
|
или лекции (на выбор |
|
||
|
соборы. Расширение |
|
из списков |
основной |
|
|
|
территории государства |
|
литературы к теме). |
|
||
|
(присоединение |
|
4.Подготовка к тесту |
|
||
|
Казанского и |
|
по материалу раздела. |
|
||
|
Астраханского ханств, |
|
|
|
|
|
|
Западной Сибири). Ермак. |
|
|
|
|
|
|
Освоение Дикого поля. |
|
|
|
|
|
|
Казачество. Борьба за |
|
|
|
|
|
|
Балтийское побережье. |
|
|
|
|
|
|
Ливонская война. Разгром |
|
|
|
|
|
|
Ливонского ордена. |
|
|
|
|
|
|
Опричнина. Становление |
|
|
|
|
|
|
самодержавной сословно- |
|
|
|
|
|
|
представительной |
|
|
|
|
|
|
монархии. |
|
|
|
|
|
Русская |
Влияние централизации |
1 |
1.Изучение материала |
|
||
культура XVI в. |
страны на культурную |
|
раздела |
|
|
|
|
жизнь. Публицистика. |
|
2.Анализ |
|
2 |
|
|
«Сказание о князьях |
|
исследований |
(по |
|
|
|
Владимирских». |
|
одному на |
выбор |
из |
|
|
Летописные своды. |
|
списка к теме). |
|
|
|
|
Начало русского |
|
3.Конспектирование 1 |
|
||
|
книгопечатания. Иван |
|
параграфа |
учебника |
|
|
|
Федоров. Оборонительное |
|
или лекции (на выбор |
|
||
|
зодчество. Строительство |
|
из списков |
основной |
|
|
|
шатровых храмов. |
|
литературы к теме). |
|
||
|
Дионисий. Быт и нравы. |
|
4.Подготовка к тесту |
|
||
|
«Домострой». |
|
по материалу раздела. |
|
||
Россия на рубеже |
Смутное время. Царь |
1 |
1.Изучение материала |
|
||
XVI – XVII вв. |
Федор Иванович. |
|
раздела |
|
|
|
|
Пресечение династии |
|
2.Анализ |
|
2 |
|
|
Рюриковичей. Б.Годунов. |
|
исследований |
(по |
|
|
|
Установление |
|
одному на |
выбор |
из |
|
|
крепостного права. |
|
списка к теме). |
|
|
|
|
Династические, |
|
3.Конспектирование 1 |
|
||
|
социальные и |
|
параграфа |
учебника |
|
|
|
международные причины |
|
или лекции (на выбор |
|
||
|
Смуты. Самозванство. |
|
из списков |
основной |
|
|
|
В. Шуйский. Восстание И. |
|
литературы к теме). |
|
Болотникова. Агрессия |
|
4.Подготовка к тесту |
|
||||
|
Речи Посполитой и |
|
по материалу раздела. |
|
|||
|
Швеции. Семибоярщина. |
|
|
|
|
|
|
|
Борьба против внешней |
|
|
|
|
|
|
|
экспансии. К.Минин. |
|
|
|
|
|
|
|
Д.Пожарский. |
|
|
|
|
|
|
Россия в первой |
Ликвидация последствий |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
половине XVII в. |
Смуты. Земский Собор |
|
|
материала раздела |
|
||
|
1613 г.: воцарение |
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
Романовых. Царь Михаил |
|
|
исследований |
(по |
|
|
|
Федорович. Патриарх |
|
|
одному на выбор |
|
||
|
Филарет. Восстановление |
|
|
из списка к теме). |
|
||
|
органов власти и |
|
3. |
Конспектирование |
|
||
|
экономики страны. |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
Соглашения с Речью |
|
|
учебника |
или |
|
|
|
Посполитой и Турцией. |
|
|
лекции (на выбор |
|
||
|
Смоленская война. |
|
|
из |
списков |
|
|
|
Территория и хозяйство |
|
|
основной |
|
|
|
|
России в первой половине |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
XVII в. Освоение Сибири, |
|
|
теме). |
|
|
|
|
Дальнего Востока, Дикого |
|
4.Подготовка к тесту |
|
|||
|
Поля. Окончательное |
|
по материалу раздела. |
|
|||
|
оформление крепостного |
|
|
|
|
|
|
|
права. Прикрепление |
|
|
|
|
|
|
|
городского населения к |
|
|
|
|
|
|
|
посадам. Развитие |
|
|
|
|
|
|
|
торговых связей. |
|
|
|
|
|
|
|
Новоторговый устав. |
|
|
|
|
|
|
|
Начало складывания |
|
|
|
|
|
|
|
всероссийского рынка. |
|
|
|
|
|
|
|
Ярмарки. Развитие |
|
|
|
|
|
|
|
мелкотоварного |
|
|
|
|
|
|
|
производства. |
|
|
|
|
|
|
|
Мануфактуры. |
|
|
|
|
|
|
Россия во второй |
Царь Алексей |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
половине XVII |
Михайлович. Шаги к |
|
|
материала раздела |
|
||
в. |
абсолютизму. «Соборное |
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
Уложение» 1649 г. |
|
|
исследований |
(по |
|
|
|
Центральное и местное |
|
|
одному на выбор |
|
||
|
управление. Приказная |
|
|
из списка к теме). |
|
||
|
система. Раскол в русской |
|
3. |
Конспектирование |
|
||
|
православной церкви. |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
Никон и Аввакум. |
|
|
учебника |
или |
|
|
|
Социальные движения |
|
|
лекции (на выбор |
|
||
|
второй половины XVII в. |
|
|
из |
списков |
|
|
|
Медный бунт. Восстание |
|
|
основной |
|
|
|
|
С.Разина. Царь Федор |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
Алексеевич. Отмена |
|
|
теме). |
|
|
|
|
местничества. Основные |
|
4.Подготовка к тесту |
|
|||
|
направления внешней |
|
по материалу раздела. |
|
политики России во |
|
|
|
|
|
|
|
|
второй половине XVII в. |
|
|
|
|
|
|
|
Запорожская сечь. |
|
|
|
|
|
|
|
Освободительная война |
|
|
|
|
|
|
|
1648-1654 гг. под |
|
|
|
|
|
|
|
руководством Б. |
|
|
|
|
|
|
|
Хмельницкого. |
|
|
|
|
|
|
|
Переяславская Рада. |
|
|
|
|
|
|
|
Вхождение Левобережной |
|
|
|
|
|
|
|
Украины в состав России. |
|
|
|
|
|
|
|
Русско-польская война. |
|
|
|
|
|
|
|
Русско-шведские и |
|
|
|
|
|
|
|
русско-турецкие |
|
|
|
|
|
|
|
отношения во второй |
|
|
|
|
|
|
|
половине XVII в. |
|
|
|
|
|
|
|
Завершение |
|
|
|
|
|
|
|
присоединения Сибири. |
|
|
|
|
|
|
Русская |
Обмирщение культуры в |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
культура XVII |
XVII в. Быт и нравы |
|
|
материала раздела |
|
||
века. |
допетровской Руси. |
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
|
Расширение культурных |
|
|
исследований |
(по |
|
|
|
связей с Западной |
|
|
одному |
на выбор |
|
|
|
Европой. Славяно-греко- |
|
|
из списка к теме). |
|
||
|
латинская академия. |
|
3. |
Конспектирование |
|
||
|
Русские землепроходцы. |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
Последние летописи. |
|
|
учебника |
или |
|
|
|
Новые жанры в |
|
|
лекции (на выбор |
|
||
|
литературе. «Дивное |
|
|
из |
списков |
|
|
|
узорочье» в зодчестве |
|
|
основной |
|
|
|
|
XVII в. Московское |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
барокко. Симон Ушаков. |
|
|
теме). |
|
|
|
|
Парсуна. |
|
4.Подготовка к тесту |
|
|||
|
|
|
по материалу раздела. |
|
|||
Преобразования |
Предпосылки реформ |
1 |
1. |
Изучение |
|
|
|
Петра Великого |
первой четверти XVIII в. |
|
|
материала раздела |
|
||
(конец XVII – |
Стрелецкие восстания. |
|
2. |
Анализ |
|
2 |
|
первая четверть |
Регентство Софьи. |
|
|
исследований |
(по |
|
|
XVIII века) |
Воцарение Петра I. |
|
|
одному на выбор |
|
||
|
Азовские походы. |
|
|
из списка к теме). |
|
||
|
Создание флота и |
|
3. |
Конспектирование |
|
||
|
регулярной армии. |
|
|
1 |
параграфа |
|
|
|
Строительство |
|
|
учебника |
или |
|
|
|
мануфактур и заводов. |
|
|
лекции (на выбор |
|
||
|
Великое посольство. |
|
|
из |
списков |
|
|
|
Северная война. |
|
|
основной |
|
|
|
|
Основание Петербурга. |
|
|
литературы |
к |
|
|
|
Полтавская битва. |
|
|
теме). |
|
|
|
|
Прутский поход. |
|
4.Подготовка к тесту |
|
|||
|
Восстание К.Булавина. |
|
по материалу раздела. |
|
|||
|
Провозглашение России |
|
|
|
|
|
|
империей. Установление |
|
|
|
|
|
|
|
абсолютизма. Подчинение |
|
|
|
|
|
|
церкви государству. |
|
|
|
|
|
|
Табель о рангах. |
|
|
|
|
|
|
Подушная подать. |
|
|
|
|
|
|
Превращение дворянства |
|
|
|
|
|
|
в господствующее, |
|
|
|
|
|
|
привилегированное |
|
|
|
|
|
|
сословие. Указ о |
|
|
|
|
|
|
престолонаследии. |
|
|
|
|
|
|
Светский характер |
|
|
|
|
|
|
культуры. Школа |
|
|
|
|
|
|
математических и |
|
|
|
|
|
|
навигационных наук. |
|
|
|
|
|
|
Академия наук. |
|
|
|
|
|
|
Гражданский шрифт. |
|
|
|
|
|
|
Регулярная планировка |
|
|
|
|
|
|
городов. Барокко в |
|
|
|
|
|
|
архитектуре и |
|
|
|
|
|
|
изобразительном |
|
|
|
|
|
|
искусстве. В. Растрелли. |
|
|
|
|
|
|
Европеизация быта и |
|
|
|
|
|
|
нравов. Роль петровских |
|
|
|
|
|
|
преобразований в истории |
|
|
|
|
|
|
страны. |
|
|
|
|
|
Эпоха |
Причины дворцовых |
1 |
1.Изучение материала |
|
||
дворцовых |
переворотов. Российские |
|
раздела |
|
|
|
переворотов |
монархи эпохи дворцовых |
|
2.Анализ |
|
2 |
|
(вторая четверть |
переворотов. Роль |
|
исследований |
(по |
|
|
– середина XVIII |
гвардии и аристократии в |
|
одному на |
выбор |
из |
|
в.) |
государственной жизни. |
|
списка к теме). |
|
|
|
|
Фаворитизм. |
|
3.Конспектирование 1 |
|
||
|
Бироновщина. |
|
параграфа |
учебника |
|
|
|
Расширение прав и |
|
или лекции (на выбор |
|
||
|
привилегий дворянства. |
|
из списков |
основной |
|
|
|
Манифест о вольности |
|
литературы к теме). |
|
||
|
дворянства. Усиление |
|
4.Подготовка к тесту |
|
||
|
крепостного права. Войны |
|
по материалу раздела. |
|
||
|
с Персией и Турцией. |
|
|
|
|
|
|
Участие России в |
|
|
|
|
|
|
Семилетней войне. |
|
|
|
|
|
|
Вхождение в состав |
|
|
|
|
|
|
России казахских земель. |
|
|
|
|
|
Россия во второй |
Екатерина II. |
1 |
1.Изучение материала |
|
||
половине XVIII |
Просвещенный |
|
раздела |
|
|
|
в. |
абсолютизм. «Золотой |
|
2.Анализ |
|
2 |
|
|
век» русского дворянства. |
|
исследований |
(по |
|
|
|
Уложенная комиссия. |
|
одному на |
выбор |
из |
|
|
Губернская реформа. |
|
списка к теме). |
|
|
|
|
Оформление сословного |
|
3.Конспектирование 1 |
|
строя. Жалованные |
|
параграфа |
учебника |
|
|||
|
грамоты дворянству и |
|
или лекции (на выбор |
|
|||
|
городам. Расцвет |
|
из |
списков |
основной |
|
|
|
крепостничества. |
|
литературы к теме). |
|
|||
|
Развитие |
|
4.Подготовка к тесту |
|
|||
|
капиталистического |
|
по материалу раздела. |
|
|||
|
уклада. Социальные |
|
|
|
|
|
|
|
движения второй |
|
|
|
|
|
|
|
половины XVIII в. Е. |
|
|
|
|
|
|
|
Пугачев. Критика |
|
|
|
|
|
|
|
самодержавия и |
|
|
|
|
|
|
|
крепостничества. |
|
|
|
|
|
|
|
А.Радищев. |
|
|
|
|
|
|
|
Павел I. Попытки |
|
|
|
|
|
|
|
укрепления режима. Указ |
|
|
|
|
|
|
|
о наследовании престола. |
|
|
|
|
|
|
|
Манифест о трехдневной |
|
|
|
|
|
|
|
барщине. |
|
|
|
|
|
|
|
Русско-турецкие войны |
|
|
|
|
|
|
|
конца XVIII в. и |
|
|
|
|
|
|
|
присоединение Крыма, |
|
|
|
|
|
|
|
Причерноморья, |
|
|
|
|
|
|
|
Приазовья, Прикубанья и |
|
|
|
|
|
|
|
Новороссии. Разделы |
|
|
|
|
|
|
|
Польши и вхождение в |
|
|
|
|
|
|
|
состав России |
|
|
|
|
|
|
|
Правобережной Украины, |
|
|
|
|
|
|
|
части Литвы, Курлянди |