Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Девушка в колодце"
Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Девушка в колодце"
Цель : познакомить детей с композиционными особенностями русской народной волшебной сказки (зачин, концовка, троекратные повторы) на примере сказки « Девушка в колодце» , продолжается работа по усвоению элементов волшебной сказки.
Подготовительный этап.
У: Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство с волшебной сказкой.
Попробуем догадаться о какой сказке пойдет речь.
У: Отгадайте загадку:
Посреди двора
Дом, а в нем нора.
В нем темно всегда,
Там живет вода.
Д: Колодец
У: Правильно. В заглавии нашей сказки присутствует слово «колодец». Будем читать сказку «Девушка в колодце».
Учитель показывает изображение веретена. Кто знает что это такое?
Д: Веретено.
У: В нашей сказке оно называется веретешечко. Для чего оно, кто знает?
Д: Чтобы прясть.
Учитель рассказывает об устройстве веретена:
ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине.
У: Веретено будет встречаться в нашей сказке.
У: Прочитаем первое предложение сказки.
Д: Жили-были мужик да баба.
У: Может ли кто-нибудь по первому предложению догадаться о какой сказке пойдет речь?
Олег: Курочка ряба.
Оля: Снегурочка.
У: Почему мы не можем догадаться, о какой сказке пойдет речь?
Д : Многие сказки начинаются со слов «жили-были».
Сказки одинаково начинаются.
У: Не все ,но у каждой сказки есть зачин- вступление к сказке.
Задание:
У: Перед вами вступления к различным произведениям. Отметьте сказочные зачины знаком +
На переменке подбежала ко мне наша вожатая Люся и говорит…
Живало-бывало, жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка.
У старика была дочь-красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма.
Вова рос сильным и крепким мальчиком.
В некотором царстве в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем….
Жил-был царь Берендей и было у него три сына.
За тридевять земель, в тридесятом царстве
в тридесятом государстве жил был царь с царицею..
У: Можно по зачину определить точное время, когда происходили события?
Д: Нет.
У: Сказочный зачин погружает нас в атмосферу волшебной сказки.
Сегодня на уроке мы будем работать со сказкой «Девушка в колодце».
У: Попробуем идти той же последовательностью, что и на прошлом уроке
Прочитаем сказку и основные события будем отмечать на схеме.
Первичное восприятие .
Учитель рассказывает сказку.
Анализ произведения.
У: Что отмечаем в сказке?
Д: Дом ,где жила девочка.
У :Какая беда случилась?
Д :Уронила веретено.
У: Куда попала девочка?
Д: В « иной» мир .
У: Что в этой сказке можно назвать границей?
Д: Колодец.
У: Верно.
Учитель рисует модель на доске.
У :Есть ли в этой сказке повторы?
Д: Да к падчерице три раза обращаются за помощью.
Найдем в тексте.
У : у родной тоже просят помощи.
У: как ведет себя трудолюбивая девочка?
Д: она помогает волшебным животным.
Прочитайте в тексте.
У:А что происходит с родной дочкой?
Д: Она ленивая не хочет работать.
У: Троекратные повторы одна из особенностей волшебной сказки. Прием троекратных повторов используется здесь для того, чтобы подчеркнуть разницу действий каждого из персонажей, проходящих испытание.
У: Как преображается трудолюбивая девочка к концу сказки?
Д: Она получает награду.
Перечитывание.
У:В этой сказке появляются новые типы героев – герой отправитель и герой даритель. Попробуем отыскать этих героев в тексте.
На этапе перечитывания мы обращаем внимание детей на концовку сказки.
У: Какими словами заканчивается сказка? Зачитайте.
У: Концовка подводит итог сказке.
Сказки могут заканчиваться пословицами.
Задание: Подумай какая пословица подходит к нашей сказке «Девушка в колодце».Почему?
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
На чужое добро и глаза разгораются.
Старый друг лучше новых двух.
Не плюй в колодец пригодиться воды напиться.
Что посеешь, то и пожнешь.
Итоги:
Сегодня мы познакомились с такими элементами волшебной сказки, как зачин, концовка, троекратные повторы.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре