В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

«Организация проектной деятельности в начальной школе»

Вирсавия Коровятникова Вирсавия Коровятникова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2316
Краткое описание
Обобщить опыт работы педагога по теме «Организация проектной деятельности в начальной школе»
(Из опыта работы).

Описание
«Организация проектной деятельности в начальной школе»(Из опыта работы).

Видеть и делать новое – очень большое удовольствие.
Ф.Вольтер

2010 год президент России Д.А. Медведев объявил годом Учителя. Поздравляя учителей с Международным днём Учителя, он сказал: «Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектно – исследовательской работы? Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.С этой целью в прошлом учебном году был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. И постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию. Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Исследовательскую работу я начала в 1 классе. Продолжаю в этом 2011-2012 учебном году снова уже с первоклассниками. Целью своей работы я определила воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Проекты моих учеников показались мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо — культурной среде. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:
· Практико-ориентированный проект
· Исследовательский проект (представлен в уроке по теме «Объекты солнечной системы»)
· Информационный проект
· Творческий проект (представлен в уроке по теме «Красота осенних листьев»)
· Ролевой проект
По продолжительности выполнения проекта: мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные проекты.
По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;
По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые

Практико-ориентированный проектнацелен на социальные интересы участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.


Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.Ролевой проект - участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета. Вопросы:
1. Какие умения нам понадобятся для выполнения данного проекта? (изготовление газеты по теме: «Водоёмы нашего края»)2. Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данную работу? 3.Какую информацию вам надо получить? 4. К каким источникам информации следует обратиться? (Интернет, справочники, художественная литература, учебники). 5. Какую работу вы хотели бы выполнять, занимаясь данным проектом? (разрабатывать идеи, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, осуществлять поиск информации, выступать перед аудиторией, распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Так как у младших школьников не развиты необходимые качества и умения, чтобы организовать проект, нужна помощь учителя. Нужна заранее продуманная работа над каждым проектом, где расписана роль ученика и учителя на каждом этапе.
Этапы выполнения проекта
Этапы проекта Роль ученика Роль учителя
1. Этап погружения в проект
Определяет цель деятельности; Открывает новые знания; Выбирает пути решения; Помогает определить цель деятельности;
Рекомендует источники получения информации;
Предлагает различные формы работы
2 и 3 этапы
Планирование деятельности
Активен; Объединяется в рабочие группы; Распределяет роли; Создаёт условия для активности школьника;
4.Подготовка к презентации, презентация
Субъект деятельности; Несёт ответственность за свою деятельность
Партнёр ученика;
Помогает оценивать полученный результат, выявляет недостатки, выделяет достоинства;
Так учащимися 2-х классов выполнены творческие проекты по темам “Знакомство”, “Я и моя семья”, “Мой дом”, практико-ориентированный проект по теме “С днем рождения!” “Мой любимый бутерброд”,. Учащиеся 3-х классов выполнили творческие проекты “Динозавры”,“Мои каникулы”, “Мои увлечения” и практико-ориентированный проект по теме “День Святого Валентина”. Учащиеся 4-х классов выполнили творческие проекты по теме “Познакомьтесь с нашими домашними животными”, “Мой распорядок дня”, практико-ориентированный проект “Мой любимый бутерброд”.Из 5 разновидностей проектов в своей работе я использую практико-ориентированный, творческий и ролевой проекты. В своей работе я люблю использовать средне-срочные проекты. В своей практике применяла и мини — проекты: разрабатывала совместно с детьми дидактический материал для уроков русского языка и математики на уроках труда, составляли коллажи из природного материала для школьной выставки «Здравствуй, осень», оформляли выставку рисунков для внеклассного мероприятия «В гостях у дедушки Корнея». Одним из важных средне-срочных проектов в моём классе является работа по теме «Водоёмы нашего края», который являлся внутришкольным, межрегиональным, групповым. В рамках данного проекта в четвёртом классе организована работа по изучению истории родного города Лыткарино, места «где я живу». Предварительно я с классом совершила ряд экскурсий в Лыткаринский краеведческий музей. Класс разделен мною на группы (по месту жительства по приближённости к водоёмам — есть дети, которые живут в д.Мячково). Каждая группа выполняет поисковую и оформительскую работу. В каждой группе есть аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. В ходе работы над данным проектом дети (по группам): · находили материал об истории ближайших водоёмов (карьер Волкуша, карьер Солдатский, река Москва); · оформляли газету по данной теме;· находили материал об историческом образовании водоёмов;· дети вместе с родителями делали фотографии водоёмов; В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой группой по мере необходимости.Но, чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть: — выбрать тему
— подумать
— спросить у другого человека
— получить информацию из книг
— понаблюдать
— посмотреть по телевизору
— провести эксперимент
— обсудить в группе
— подведение итогов, оформление результатов
Работая с детьми на первом этапе проекта — погружении, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их, чтобы получились полноценные статьи. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.В результате коллективной работы над данным проектом оформлена газета с фотографиями, написаны статьи с интересными историческими фактами о водоёмах нашего города Лыткарино.
В этом же классе, проведя аналогичную исследовательскую работу, проведена работа «Поделки из всякой всячины, т.е. из мусора» выпущено панно «Прогулка в лесу». Конечно, предварительно с найденным информационным материалом учащиеся выступали на уроках окружающего мира по темам «Что такое экология?», «Переработка мусора» уроков труда « Поделки из всякой всячины: скорлупы яиц, обрезков материала и кожи» и на классных часах «Как сохранить чистоту своего двора, дома, школы».
На первом этапе проекта ребята собирали ненужные вещи — мусор. Это были и баночки из-под йогурта, и ватные палочки, и яйца Киндер — сюрприза. Всё это нам пригодилось для изготовления игрушек и просто полезных вещей для дома — стаканчиков для карандашей, коробочек для пуговиц и мелких деталей для шитья.Учащиеся ещё раз сделали выводы, что ненужных вещей не бывает. Каждой безделушке можно подарить «вторую жизнь»
Итак, участвуя в проектной деятельности, учащиеся познакомились с новым для себя видом работы:
  • Узнали, что такое планирование и учились планировать работу;
  • Учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
  • Познакомились с требованиями к работе и предъявляли требования к конечному продукту;
  • Узнали, какими бывают источники информации (книги, словари, энциклопедии, учителя, родители), учились работать с различными источниками;
  • Учились оценивать конечный результат.
Одним из проектов, проводимых мною на уроках литературного чтения с учащимися 1-4 классов, является изучение «Устного народного творчества». Этот проект длительный и осуществляется в течение 4-х лет обучения учащихся в начальной школе.
В первом классе презентацией данного проекта явились книжки-малышки, сделанные руками детей, которые и явились учебным пособием на 4 года обучения литературному чтению. Дети представили найденные с помощью родителей и учителя загадки, пословицы, потешки, считалки, прибаутки, песни, частушки, народные игры.
Во втором классе результатом проектной деятельности явились праздники «В гостях у осени».
В третьем классе проведен конкурс инсценированных русских народных сказок. С целью развития кругозора детей с классом посетили музей русской куклы в Царицыно.
Активно привлекаю к работе родителей учащихся. Они помогают детям:
· ответить на поставленные перед каждой группой детей вопросы; · найти материал по заданной учителем теме; · вместе с учителем помогают выбрать основной и оформить отобранный детьми материал в портфолио проекта.
С помощью родителей оформлены красочные плакаты к праздникам, папки с информацией по теме «Народное творчество русского народа», стенды с рисунками учащихся.
Наряду с положительными момента­ми работы в проектном режиме следует отметить и отрицательные:
· пассивное участие некоторых учащихся в про­ектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некото­рыми учащимися собственных сил:
· не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.



Теги: оу, учитель
Пожаловаться 03 августа 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru