Правописание букв Ё (Е) – О после шипящих и Ц
2) повторить и систематизировать правила, регулирующие употребление букв ё (е) – о после шипящих и ц и совершенствовать умение их применять; 3) совместно с учащимися открыть правило написания букв о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.
Схема конспекта урока
Елатонцевой Жанны Владимировны,
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ № 18 Тракторозаводского района г.Волгограда
Предмет русский язык Класс 6
Тема урока: «Правописание букв Ё(Е) – О после шипящих и Ц»
№ п/п |
Этапы работы |
Содержание этапа |
1 |
Организационный момент, включающий:
|
Подготовить обучающихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей. Цели урока соответствуют возможностям и способностям обучающихся, ориентированы на личностное развитие, на индивидуальные качества (анализ текста). Выразительное чтение стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках? Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон. Владимир Троицкий А когда уроки проходят быстро, интересно? Обучающиеся включены на данном этапе в определение целей: знать определения морфем; орфографические правила, изученные в 5 классе «Корни с чередованием», «Правописание букв ё(е)-о после шипящих и ц»; уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слова на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарями: морфемных моделей слов, этимологическим Основной метод организации работы обучающихся на данном этапе – словесный (беседы, ответы на вопросы), который соответствует целям организационного этапа урока. |
2 |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
|
Цели данного этапа – актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме «Корни с чередованием». Обучающиеся должны вспомнить правило написания корней с чередованием и отрабатывать умение использовать его на письме Для этого на данном этапе урока используется устная работа (распределительный диктант) по правописанию корней с чередованием (беседа, ответы на вопросы): 1. На какие группы делятся все корни? 2. Какие корни мы можем назвать чередующимися? На данном этапе урока используется поисковый метод. Его цель: самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос. В случае возникновении затруднений при формулировании ответов, помочь обучающимся наводящими вопросами. Правильные ответы поощряются словесно, жестами, мимикой. Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность. Использовались фронтальные формы работы: словесные – беседа, дискуссия, письменная - работа по карточкам (орфографическая пятиминутка). На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей. |
3 |
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
|
На данном этапе урока обучающиеся должны ответить на проблемный вопрос: как определить написание букв о-ё после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях). Педагог должен дать обучающимся возможность самостоятельно изучить правила написания букв о-ё после шипящих и отработать умение использовать правило. Основные этапы изложения нового учебного материала: Данный урок – урок закрепления изученного о правописании букв о-ё после шипящих и ц Для себя я поставила цель: обеспечить процесс закрепления правил написания букв о-ё после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях), а также объединить теоретические положения и свести к минимуму правила написания. Уже в 5-ом классе учащиеся пропедевтически изучают правила написания букв о-ё после шипящих и ц не только в корнях и окончаниях имен существительных, но и в суффиксах и в окончаниях как именных, так и глагольных частей речи. Основная цель метода – преодоление возникающей при традиционном изучении орфографии психологической интерференции. Использование метода позволяет сосредоточить усилия на формировании практических умений и навыков. Простое правило, входящее в состав сводного, не имеет противоположных вариантов решения орфографической задачи, что предотвращает смешение результатов при применении правила. Алгоритм применения обобщенного правила не превышает трёх шагов, что позволяет легко запомнить порядок его применения.
Беседа по изученному материалу. Его цель – развивать умения монологической речи. Перечислите в нужной последовательности действия, необходимые при выборе гласной ё (е) – о после шипящих и ц: 1) определение частеречной принадлежности слова; 2) определение морфемы, в которой встретилась орфограмма; 3) применение правила. Постановка проблемного вопроса. - Как можно классифицировать слова при помощи схемы? (составление таблицы) 2. Словарная работа. Объяснение трудных слов (метод творческого чтения) Его цель – пополнение словарного запаса учащихся. (Капюшон шорты чёлн шоры шоссе шофёр джонка жокей) 3. Анализ текста (эвристический метод) Его цель – помочь обучающимся обнаружить в тексте слова на изучаемую орфограмму и правильно их написать; учить рассуждать, доказывая правильный путь решения, оформлять свои размышления в виде связной, последовательной речи. Ориентируем учащихся после прочтения задания 1 упр. 73 на поиск необходимой информации в тексте на с. 34. |
4 |
Закрепление учебного материала, предполагающее:
|
Цель данного этапа урока – научить обучающихся определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм Педагог должен подвести обучающихся к выводу, что алгоритм применения обобщённого правила не превышает трёх шагов, что позволяет легко запомнить порядок его применения. Основой является эвристический метод (работа по заданию типа ЕГЭ), который помогает детям оформлять свои размышления в виде связной речи и делать правильный выбор. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Участие обучающихся в ходе урока и творческое задание были оценены. Быстрое решение задания типа ЕГЭ позволяет судить о степени усвоения ими нового учебного материала. Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнения творческого задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника. |
5 |
Задание на дом, включающее:
|
Домашнее задание:
Цель домашнего задания – повторить и систематизировать правила, регулирующие употребление о – ё после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях), и отрабатывать умение использовать их на письме, обогащать словарный запас, уметь использовать на письме изученные орфограммы. Домашнее задание носит творческий, дифференцированный характер и продолжает выполнять намеченные на уроке задачи. Все сказанное дает основание полагать, что цели урока достигнуты. |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
Тракторозаводского района г.Волгограда
Методическая разработка конспекта
урока по русскому языку
Правописание букв Ё (Е) – О после шипящих и Ц
(по учебнику Львовой С.И., 6 класс)
Разработал:
Елатонцева
Жанна Владимировна, учитель русского
языка и
литературы, МОУ СОШ № 18
Тракторозаводского района г.Волгограда,
высшая квалификационная категория
Волгоград, 2013
Цели урока: знать определения морфем; орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе; уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слова на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарями: морфемных моделей слов, этимологическим
1) повторить правило написания корней с чередованием и отрабатывать умение использовать его на письме;
2) повторить и систематизировать правила, регулирующие употребление букв ё (е) – о после шипящих и ц и совершенствовать умение их применять; 3) совместно с учащимися открыть правило написания букв о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
-
учебники: «Русский язык 6 класс», 2011г. Авторы: С.И. Львова, В.В.Львов
-
средства ИКТ: компьютер, проектор, экран
Формируемые у.у.д.:
-
Личностные у.у.д.– знание моральных норм, ориентация в межличностных отношениях.
-
Регулятивные у.у.д. – преодоление препятствий; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
-
Познавательные у.у.д. – поиск и выделение необходимой информации, умение произвольно строить речевое высказывание.
-
Коммуникативные у.у.д. - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Виды учебной деятельности:
-
рецептивная: чтение статьи учебника
-
репродуктивная: ответы на вопросы, работа со словарём
-
продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворения.
-
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос
-
исследовательская: анализ стихотворения.
Межпредметные связи: литература
Словарная работа: понятие морфемы как минимальной значимой части слова.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие класса и гостей. Напоминание техники безопасности при проведении урока в компьютерном классе. Создание позитивного настроя на урок.
Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках?
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
-
Повторение пройденного: устная работа (распределительный диктант) по правописанию корней с чередованием (слайд № 2 - 3), впоследствии которой проводится проверочная работа по карточкам (орфографическая пятиминутка).
Прот…рать пыль, соб…ру грибы, расст…лается туман, проск…чили мимо, р…внина, пром…кашка, соч…тание, зам…реть от страха, отр…сль, р…сток, заг…рел, пл…вцы, попл…вок, з…ря, выр…стали, водор…сли, предпол…гать, к…сание, изл…жение, прик…снулся, приг…рь.
(при сдаче карточек ученики, изгибая спины назад и поднимая руки вверх, передают с задних парт карточки, что способствует физической разминке)
-
Чтение стихотворения М.Яснова и формулирование учащимися темы урока (слайд №4)
Петух,
Во сне увидев Червячка,
Сказал:
- Не заморить ли червячка?
«Ужасный сон!» –
Подумал Червячок
И повернулся
На другой бочок.
(М.Яснов)
В стихотворении не случайно выделены существительные. Ребята, кто помнит правило написания этих существительных?
Формулирование обучающимися темы урока, цели и задач
- итак, наша задача – повторить изученный материал и закрепить правила написания букв о-ё после шипящих и ц. В конце урока вы дадите мне знать, выполнили ли вы эту задачу.
-
Работа с учебником. (слайд № 5)
Правописание ё (е) - о после шипящих и ц (текст на с.33, схема на с.34).
После чтения текста и составления высказывания по схеме ученики перечисляют в нужной последовательности действия, необходимые при выборе гласной ё (е) – о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях):
1) определение частеречной принадлежности слова;
2) определение морфемы, в которой встретилась орфограмма;
3) применение правила.
- Как можно классифицировать слова при помощи схемы?
(Совместно с учащимися составляем алгоритм определения написания о-ё после шипящих и ц)
Определяем морфему, в которой находится орфограмма |
|||
Корень |
Суффикс, окончание |
||
Есть
|
Нет
|
|
|
Ё |
О |
Ё |
под ударением О |
Ориентируем учащихся после прочтения задания 1 упр. 73 на поиск необходимой информации в тексте на с. 34.
-
Самостоятельная работа «Письмо по памяти» (слайд № 6)
Капюшон шорты чёлн шоры шоссе шофёр джонка жокей
На слайде 8 слов (словарные слова по теме урока), правописание которых должны запомнить и написать по памяти.
(Задание выполняется с последующей взаимопроверкой)
- Значение каких слов вам не понятны?
- Где можно узнать значение этих слов? (В толковом словаре)
-
Устная работа (задание ЕГЭ) (слайд № 7):
1 |
каланч…й |
пальц…в |
огурц…м |
2 |
речонк…й |
туч…й |
лапш…й |
3 |
чиж…м |
лисиц…й |
сторож…м |
4 |
свеч…й |
кумач…вый |
свинц…вый |
В каком ряду необходимо во всех словах вставить букву «О»? Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.
-
Подведение итогов.
- Выполнили ли вы поставленную перед собой задачу?
- Что вы узнали нового на уроке, а что закрепили?
Рефлексия «Координаты» (уходя с урока, учащиеся прикрепляют клейкие квадратики на плакат, разделённый на 4 сектора: 1) всё понял, 2) ничего не понял, 3) урок понравился, 4) урок не понравился).
-
Домашнее задание (слайд № 9):
1) упр. 69, 72 (1) (модели 4 -- 7);
2) индивидуальные задания по упр. 71.
Список используемой литературы:
-
Львова, С.И. Русский язык. 6 класс : учебник. В 3-х ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. - 9-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»