В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок-путешествие "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Ирина Кузнецова Ирина Кузнецова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:15    просмотров: 7157
Краткое описание
Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Описание
КАК ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ Кузнецова Ирина Николаевна Иркутская область, г. Киренск МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Киренска» Дисциплина: окружающий мир Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений с приложением на электронном носителе. М., Просвещение, 2012. – 145 с. Класс: 1 Продолжительность урока: 40 мин. Использование информационных технологий: ноутбук (с выводом изображения на большой экран телевизора), презентация

Тема: «Как зимой помочь птицам» Раздел: «Как, откуда и куда» Вид урока: урок-путешествие Оборудование: · презентация «Покормите птиц зимой», · учебник, · тетрадь на печатной основе, · ноутбук, · иллюстрации с изображением зимующих птиц, · пустые коробки из-под молока, · ножницы, нитки. Тип урока по целеполаганию: открытия новых знаний на основе жизненного опыта. Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам. Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий): Личностные универсальные учебные действия (далее УУД): · формирование интереса к изучению родной природы; · понимание важности заботы о зимующих птицах; · повышение уровня мотивации учебной деятельности. Предметные результаты: 1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях. 2) Правильно подбирать корм для птиц. 3) Уметь изготовить простейшую кормушку. 4) Знать правила подкормки птиц. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: — перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; — наблюдать и делать выводы; — знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; — работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах. Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); — приводить свои примеры из жизненных ситуаций; — составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой. Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; — проговаривать в логической последовательности свои действия; — учиться делать самооценку своей деятельности на уроке. Ход урока 1. Организационный момент Цель: подготовка учащихся к предстоящей работе. Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок окружающего мира. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. Учитель включает аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку. СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Слайды 1-2 «Зимняя поляна» (следы птиц) Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители. 1. Актуализация знаний Учитель: Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц) Вспомните, кого называют птицами? Дети:Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. 2. Постановка учебной задачи Слайд 3 Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо! Дети читают отрывок из стихотворения, внимательно рассматривают фотографию с изображением птиц на кормушке, обсуждают. Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока. Дети: Тема урока — Птицы зимой. Учитель: Какую цель поставите для себя? Дети (с помощью учителя): — различать по названию и внешнему виду зимующих птиц в природе; — знать, чем можно подкармливать пернатых. Учитель дополняет: самим научиться делать простейшую «птичью столовую». Слайд 4. Фото зимующих птиц (в Иркутской области) Учитель читает стихотворение: Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь. Вспомните (по своим наблюдениям), какие птицы зимуют в наших краях (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, галка, клёст, поползень, глухарь, тетерев, рябчик (карточки на доску)). Рассмотрите птиц на рисунке. Подумайте, по каким признакам этих птиц можно узнать (разнообразные краски и оттенки). Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него: голубь, воробей, ворона, галка.
3. Открытие новых знаний (дома вы попробовали быть маленькими исследователями: из дополнительной литературы подготовить по плану мини-сообщение о зимующей птице). Слайд 5. План сообщения: 1. Название птицы. 2. Внешний вид птицы. 3. Особые повадки. 4. Где обитает (еловые леса, сосновая чаща, бор, вблизи жилья). 5. Чем питается. Оцени свою работу(учитель раздает карточки каждому ученику): 1. Выполнил правильно и самостоятельно. 2. Выполнил правильно, но с помощью других. 3. Выполнил быстро, но не правильно. У доски отвечают. Слайд 6.Воробей Воробей – оседлая птица, зимой мало чирикает, больше молчит, собирает стайками. Питается личинками насекомых, семенами и ягодами, почками и пищевыми отходами. Слайд 7. Свиристель Свиристель – кочующая птица, очень прожорлива, быстрыми движениями расщипывает ягоды и обрывает их с ветки. Зимой питается ягодами и плодами рябины, боярышника, шиповника (ученик Портнягина Д). Слайд 8. Поползень Поползень – оседлая птица, искусный древолаз, очень подвижная и энергичная. Птица всеядная, питается семенами ели, сосны, промышляет отходами, запасает еду впрок. Слайд 9. Дятел Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук, Это что ещё за звук? Кто стучит так по сосне? Очень интересно мне Посмотрел наверх и вдруг Понял, что это за звук. Дятел там сидит в листве, Ищет червячков в коре. Чтоб деревья не болели, Чтоб листочки зеленели, Он как доктор Айболит, К ним на помощь прилетит. Учитель: Послушайте, ребята, на нашей поляне, кто-то ведёт очень интересную беседу. Слайд 10. Синица Синица – оседлая птица, очень полезная, истребляет много вредителей. Питается яичками насекомых и семенами растений. Ждем вас, милые синицы, прилетайте на обед Мы насыплем вам пшеницы и чего-нибудь еще. Прилетайте к нам, синицы, с вами очень хорошо! Слайд 11. «Клест-еловик» Клест-еловик – кочующая птица, имеет своеобразный клюв-крест, с его помощью добывает семена из шишек хвойных деревьев. Живет в еловых лесах, питается зимой семенами ели, сосны и почками деревьев. Сценка «Клёст и синица» (ученики Дружинин Е., Филиппова Д.). — Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли? — Да нет, синица, это я радуюсь. — Нашёл время радоваться. — Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего милы, до чего хороши! — В такой-то мороз? Да они живыми не останутся! — Ещё как будут жить – поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло, и сытно, и от моей песенки весело! Беседа: Почему же радовался клёст? (появились птенчики) — Чем питаются зимой клесты? (еловыми семенами) — А кто же такая синица? Синица: Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Зимой я охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Часто прилетаю к вашим балконам и расклёвываю завёрнутые в бумагу продукты. Люблю несолёное сало. Продолжаем знакомиться с птицами по словесному портрету «ты скажи нам, кто же это». «Уж её-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит – белое брюхо светится» (Сорока). Слайд 12. Сорока По земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить характерной для врановых походкой. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий. Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Чаще всего сорока издаёт стрёкот. Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, сороки питаются самой разной пищей.
Слайд 13 А это кто? Слайд 14. Снегирь Снегирь живет в хвойных лесах, зимой кормится семенами ольхи, ясеня, клена, липы; очень любит рябину. Снегирь – птица доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирям близко и рассмотреть их. Держатся снегири стайками по 8-10 птичек. В лютый мороз сидят на деревьях почти неподвижно – сорвут ягоду и замирают. Ночь снегириная стайка проводит в ветвях деревьев и кустарников. — Почему эту птичку так назвали? (прилетает к нам с севера вместе с первым снегом) Диалог Сороки и Снегиря (ученики Безруков В., Швецова Н.). Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц. Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала? Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью — на светлой опушке. Снегирь: А теперь куда? Сорока: В деревню, милок, в деревню. Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу? Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого. Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо? Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я — птица не гордая. — Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему? — Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку: Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушки) Слайд 15. Кормушки — Рассмотрите в учебнике на с. 74 рисунки кормушек. — Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить. — Чем кормятся птицы и что они любят, расскажут ребята. 1) Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для снегирей, они любят ягоды рябины, которые надо слегка подсушить. 2) А я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, несоленое сало любит синичка. Пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи. 3) Моя кормушка для дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки – любимое лакомство для них. — А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц. 4. Закрепление. Слайд 16-17 Меню на обед для птиц Сейчас давайте поработаем по группам. Каждой группе надо составить меню на обед для птиц. Посадите в кормушки (они прикреплены на доске) птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите. У группы раздаточный материал (в коробочке): семена подсолнуха, семена тыквы, молотые сухари, конфетки (мелкие), ягоды рябины, кусочки сала, пшено. 1 ряд — снегирь (рябина, семена арбуза, дынь, тыквы) 2 ряд — воробей (пшено, молотые белые сухарики) 3 ряд — синица (несоленое сало, белые сухарики) — Почему именно эти лакомства вы выбрали? (они им подходят) — Молодцы, вы все справились с заданием. После того, когда все стало известно, все дети обсуждают выполненное задание и делают вывод. Вывод (см. учебник «Окружающий мир» 1 класс, стр.75) Для птичьей столовой хорошо подойдет мелкая крупа, рябина, семена растений, молотые белые сухари. Семена тыквы, дыни и кабачков лучше растолочь. А вот черные сухари и соленое сало птичкам давать нельзя. Есть у птиц и природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! 5. Обобщение и закрепление. А сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. Перед вами тест «Проверь себя». Выполнив этот тест, вы оцените себя сами. Схема самооценки лежит перед вами. Тест «Проверь себя» 1. Подчеркни зимующих птиц: снегирь, ласточка, синица, воробей. 2. Кто выводит птенцов зимой: дятел, клёст, воробей. 3. У какой птицы снежное имя: глухарь, сорока, снегирь. 4. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера? (перелётные, зимующие) 5.Как помочь птицам зимой? (Развести костер, сделать кормушки) 6. Применение полученных знаний. Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки из бумажной коробки» (работа в паре). Алгоритм выполнения практической работы: 1)дети знакомятся с инструкцией в рабочей тетради по изготовлению кормушки из бумажной коробки 2)совместное составление алгоритма последовательности выполнения работы 3)распределение обязанностей в паре 4)выполнение работы Итог – презентация кормушек (мы кормушку смастерили) 7. Задание на дом. Дети предлагают несколько видов домашнего задания по теме урока и полученным знаниям, а для себя выбирают то, которое они желали бы выполнить. · повесить изготовленную на уроке кормушку около своего дома; · составить меню для птичьей столовой; · зарисовать первого пернатого посетителя на своей кормушке; · сочинить рассказ, сказку или стихотворение о зимующих птичках и о нашей заботе о них; · подобрать из детской художественной литературы загадки о зимующих птицах; · рассказать младшим братикам и сестричкам, как сделать кормушку и чем покормить птичек зимой. 8. Рефлексия Цель: выяснить, достигнуты ли цели урока, и оценить свои новые полученные знания (детям предлагается ответить на итоговые вопросы учебника на стр. 75 и выбрать свой смайлик настроения). — Какие птицы зимуют в наших краях? — Как можно сделать кормушку для птиц? — Какой корм подходит для подкормки птиц? (дети анализируют свои знания, предлагают позаботиться о корме птицам еще летом – нужно его заготовить, высушить и сохранять в бумажном пакете). На нашей полянке кормушка пуста — нет птичек. Если все было понятно, и вы довольны своей работой — поместите птичку в кормушку, если нет — рядом с кормушкой.
Литература 1. Волина В.В. Учимся играя. – М., — Новая школа, 1994. — 448 с. 2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой / авт-сост. Г. Е. Болдырева. Волгоград, — Учитель, 2006.-124 с. 3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. М. ,-Просвещение ,2012. — 176 с. Интернет-источники 1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki(информация о птицах). 2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru(фото и картинки для презентации). 3. Сайт для мам малышей «Ну, мама» http://www.numama.ru(стихи про дятла).
Пожаловаться 28 июня 2013
Файлы
О презентации.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Презентация «Покормите птиц зимой»

Количество слайдов:22.

Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.

Цель использования презентации: предоставить информацию ученикам в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – наглядно и доступно.

Задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:

  1. Как можно больше донести информации до учеников.

  2. Наглядно познакомить учеников с зимующими птицами (фото).

  3. Обратить внимание учеников на особенности питания зимующих птиц (картинки еды).

презентация покормите птиц зимой.pptx
Войдите для скачивания файлов
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru