В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа кружка «В гармонии с природой» для детей от 5 до 6 лет

Рабочая программа кружка «В гармонии с природой» для детей от 5 до 6 лет

Елена Цымбарева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:2просмотров: 9160
Краткое описание
Программа кружка «В гармонии с природой» основана на парциальной программе С.Н.Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до 6 лет.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Описание
Пояснительная записка. 
Программа кружка«В гармонии с природой» основана на парциальной программе С.Н.Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до 6 лет. 

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели. 
2. Цель и задачи программы: 

Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:

— человек — неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна; 

-человек ответственен за сохранность природы; 

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром. 

Задачи образовательные: 

— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы; 

о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, 

о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; 

о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях; 

— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; 

— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним; 

— научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение; — развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; воспитательные: — сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

— формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др. Принципы, лежащие в основе программы: 

1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя; 

2. принцип систематичности и последовательности; 

3. принцип наглядности; 

4. принцип доступности и посильности; 

5. принцип учета возрастных особенностей детей; 

3. Организационно-методическое обеспечение программы. Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 20-25 минут. Численность детей в кружке – 12-15 человек. Возраст детей 5-6 лет. 

4. Формы и методы занятий. 

Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней. 

Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др. 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: — объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию). — репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности). — частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом). -исследовательский (самостоятельная творческая работа). 

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: — фронтальный (одновременно со всей подгруппой). — индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы). — подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.). — индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

5. Техническое оснащение занятий
  • Мультимедийное оборудование;
  • Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
  • Фигурки с домашними и дикими животными;
  • Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
  • Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
  • Гербарий растений;
  • Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
  • Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;
  • Кормушка для птиц;
  • Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)


 6. Предполагаемые результаты В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе. 
7. Система мониторинга
Показатели развития
Формы (перечень диагностических средств, методик) Периодичность Уровни развития
Ребенок имеет представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле.
Наблюдения; беседы; выполнение поручений, специальных заданий; экспериментальные ситуации.

2 раза в год,
сентябрь — май
Высокий уровень — 3 балла
(у ребенка полностью сформированы знания, умения и навыки)

Средний уровень — 2 балла
(ребенок имеет частичное представление по показателям развития)

Низкий уровень — 1 балл
(ребенок не владеет знаниями,
умениями,
навыками)
Имеет представления о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях.
Владеет умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; простейшим правилам поведения в природе.
Способен оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
У ребенка сформировано чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений.
Сформировано понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой
Сформировано умение, через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок

Литература С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском саду» Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь
№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение
1 неделя
Проведение мониторинга

2 неделя
Проведение мониторинга


3 неделя
Какие они – цветущие растения? Что цветет на нашем участке в начале сентября Кто помогал цветам расти.
Продолжить знакомство с растениями на участке д/с; Закрепить знания о растениях способах ухода за ними; Сбор семян растений цветника
«Юный Эколог» Стр.5,6,7 «Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с.6
4 неделя
Растения в нашем уголке природы
Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, тепло и т.д.); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые виды «Юный Эколог» С. 20- 22
Октябрь
№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение
1неделя
Перелетные и зимующие птицы

Закрепить знания детей о перелетных и оседлых птицах, их внешнем облике и образе жизни См.«Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.9


2 неделя
Уходит золотая осень

Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ.тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения «Юный эколог» С.25,27
3 неделя
Корова и коза – домашние животные
Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; «Юный эколог» С. 35
4 неделя
Лошадь и овца – домашние животные

Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; «Юный эколог» С.34

Ноябрь
№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение
1 неделя

Для чего животным хвосты
Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой «Юный эколог» С.27
2 неделя
Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме

Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме «Юный эколог» С.31
3 неделя
Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят

Учить детей наблюдать за птицами, их повадками. «Юный эколог» С.48, 49, 51, 54, 58
4 неделя
Наши четвероногие друзья (кошка и собака)
Формировать представление детей о том, что собака умное дом.животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным «Юный эколог» С. 69;77

Декабрь

№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение

1 неделя
«Письма заболевшим детям»
Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близким людям, познакомить с процессом оформления и отправки письма. «Юный Эколог.» С.39
2 неделя
Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели?
Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели «Юный Эколог» С.41-42
3 неделя
Какой снег? Наблюдения за снежинками.
Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы. «Юный эколог» С.47
4 неделя
Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду)
Показать детям свойства снега и воды «Юный эколог» С.47

Январь

№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение
1 неделя
каникулы

2 неделя
Лес – это дом для многих жильцов

Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга « Программа эколог.воспитания» С.11 «Юный Эколог» С.53

3 неделя
«Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе «Юный Эколог» С.42
4 неделя
Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период «Юный Эколог» С.45
Февраль

№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение
1 неделя
Как люди помогают лесным обитателям?
Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности — подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки «Юный Эколог» С.56
2 неделя

Выращивание лука

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры.  «Юный Эколог» С.58,59,64,65,68

3 неделя
Досуг посвященный
В. Бианки

«Юный эколог» С.59
4 неделя
Прошла зима холодная

Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках. «Юный эколог» С.66
Март
№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение
1 неделя

Как люди заботятся о своём здоровье весной

Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. «Юный эколог» С.73
2 неделя
Вечер досуга «Люблю березку русскую»

«Юный эколог» С.85
3 неделя
Божья коровка

Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окр. миру «Юный эколог» С. 81, 85
4 неделя
Весна в жизни лесных обитателей
Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны  «Юный эколог» С.82


Апрель
№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение
1 неделя
Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик)
Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером. «Юный эколог» С.76, 80, 84, 102, 107, 108
2 неделя
Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи
Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей. «Юный эколог» С.64
3 неделя
Праздник юных любителей природы
Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу. «Юный эколог» С.91


4 неделя

Экскурсия в парк

Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса. «Юный эколог» С.103

Май
№ недели/Тема недели
Непосредственно образовательная деятельность
Методическое обеспечение

1 неделя
Как человек охраняет природу
Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга» «Юный эколог» С.110
2 неделя
Весна кончается – лето начинается

Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни(становится тепло, увеличивается световой день и т. д.) «Юный эколог» С.111
3 неделя
Проведение мониторинга
4 неделя
Проведение мониторинга

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров