В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

«Подготовка к ГИА: работа над сочинением С2»

«Подготовка к ГИА: работа над сочинением С2»

Ирина Суязова
Тип материала: Урок
просмотров: 21764
Краткое описание
Цели:
•    - научить девятиклассников писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:
•    - давать обоснованный ответ на поставленный вопрос;
•    - находить аргументы и объяснять их роль в тексте;
•    -делать вывод
•    -повторить ранее изученный материал;
•    - научить оценивать свою работу
Описание
Тема факультативного занятия: Подготовка к ГИА. Работа над сочинением С2. на лингвистическую тему 19 «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».(Борис Викторович Шергин) Цели:
1.Образовательная: · — научить девятиклассников писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему: · — давать обоснованный ответ на поставленный вопрос; · — находить аргументы и объяснять их роль в тексте; · -делать вывод · -повторить ранее изученный материал; · — научить оценивать свою работу 2.Развивающая: — развивать у учеников умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности; -развивать навыки самооценивания и самоанализа; -развивать уровень самоподготовки; -развивать речь, мышление, память; 3.Воспитательная: -воспитывать бережное отношение к слову любовь к русскому языку и литературе Задачифакультативного занятия:
научить выделять аргументы и доказательства для ответа на поставленный вопрос; прививать уважение к родному языку. Оборудование:компьютер, медиа-проектор, индивидуальные книжки «Приложение. Подготовка к ГИА», исходный текст, взятый из сборника И.П.Цыбулько (вариант 19, 2013), карточки «Критерии оценивания», презентация «Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему», тетрадь. Ход факультативного занятия 1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока
-Здравствуйте, ребята. Скоро закончится учебный год. Наступит пора экзаменов, к которым мы с вами целенаправленно готовимся. Сегодняшнее факультативное занятие не исключение: мы продолжим подготовку к ГИА и разберем еще одну лингвистическую тему, предложенную нам Ириной Петровной Цыбулько, руководителем федеральной комиссии контрольно-измерительных материалов по русскому языку 2. Слово учителя. Все мы знаем, что человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? (СЛАЙД) На этот вопрос нам и даёт ответ Борис Викторович Шергин, говоря, что «устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Нам следует доказать данный тезис. 3. Повторение пройденного материала
Начнём наше занятие с повторения теоретического материала, который пригодится нам сегодня.
1 ученик пишет схемы сочинения С2 Схема 1 1) Фраза, предложенная к С2.
2) Теория, подтверждающая данное высказывание.
3) Аргумент 1.
4) Аргумент 2.
5) Вывод.
Схема 2 1) Рассуждение о смысле высказывания
2) Аргумент, его роль.
3) Аргумент, его роль.
4) Вывод.
2 ученик (на листочке) пишет признаки устной речи
3 ученик (на листочке) – признаки письменной речи
Задание: Обратите внимание на экран, на котором записана тема сочинения. Нет ли у вас каких-либо замечаний? «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» — утверждает Борис Викторович Шергин. Внесите исправления.(запятая перед тире). В задании части С2. сказано, что сочинение вы можете начать с предложенного высказывания. Какими способами, кроме данного на экране, мы можем оформить слова Бориса Викторовича?(предложением с косвенной речью, с вводной конструкцией, предложением с прямой речью, в котором слова автора стоят перед прямой речью) Задание по рядам: Давайте запишем высказывание Шергина перечисленными способами. (У доски по одному ученику с каждого ряда) 1 ряд– запишите фразу в форме сложноподчиненного предложения (предложением с косвенной речью); 2 ряд– запишите данное высказывание предложением с вводной конструкцией, 3 ряд– переместите слова автора в начало предложения и запишите полученное предложение. (ПРОВЕРКА СХЕМ и ЗАПИСЕЙ В ТЕТРАДЯХ) 4. Работа с ключевыми словами. Начало нашему сочинению положено. Скажите, какие слова в предложенной фразе являются ключевыми? · Устная фраза (= речь) · Обработка – бумага (= письменная речь) · Синтаксис (= оформление мыслей на письме)) 5. Обобщение теоретического материала по теме. Работа по таблице «Синтаксические и пунктуационные особенности текста при переводе устной речи в письменную» 1)Попробуем найти точки соприкосновения этих понятий – устная и письменная речь и выясним, как устную и письменную речь связывает синтаксис. Но сначала проверим записи учеников (ПРОВЕРКА ПРИЗНАКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СЛАЙД) 2) Беседа с учениками  - Мы с вами сказали, что основной формой устной речи является диалог. Записывая разговор героев, писатель применяет специальные правила оформления диалога. Вспомним особенности его оформления на письме. В устной речи мы часто обращаемся к собеседнику по имени или по имени, отчеству. Как называется такое слово или сочетание слов? (Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.  - Как на письме выделяется обращение? (Выделяется знаками препинания) 2) Обобщение (Работа с ПРИЛОЖЕНИЕМ). Все то, о чём мы только что сказали, оформлено в таблице «Синтаксические и пунктуационные особенности текста при преобразовании устной речи в письменную», которая поможет вам в написании сочинения по данной теме. Давайте её прочитаем.
устная речь преобразование устной речи в письменной
диалог 1) характерное пунктуационное оформление реплик (тире перед каждой репликой начинается с большой буквы и с красной строки); 2) возможное указание на принадлежность реплики (слова автора); 3) знаки завершения реплики.
короткие предложения — простые предложения; — нераспространённые предложения; — односложные предложения
неполные предложения 1) характерны многоточия как показатель незаконченности мысли; 2) исполнение тире как показатель пропуска слов
обращения знаки выделения обращений (запятая или восклицательный знак в конце обращения)
Самостоятельно(2 ученика: 1 — у доски, 2 – за компьютером) Задание:опираясь на таблицу, на знание признаков устной и письменной речи, лайте теоретическое обоснование тезису, высказанному Б.В.Шергиным. (теория, критерий 1!) (См. ниже полученные ученические ответы) 1 Действительно, устная речь создается в процессе разговора, а письменная – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Поэтому между ними существуют различия. Однако на письме мы всегда увидим признаки устной речи: простые предложения, обращения, диалог и другие. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту ФИО.(при таком теоретическом материале писать надо о сложных развернутых предложениях, осложненных предложениях, сопоставить их с простыми, неполными, односложными).) 2 Безусловно, записанные на бумаге слова не могут выразить всего того, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами, мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть дополнительные средства — знаки препинания, которые «передают», паузы, жесты, восклицания, вопрос. (при таком теоретическом материале писать надо о знаках препинания – восклицательных, вопросительных знаках, многоточии и т.п.) 6. Обсуждение аргументов (в то время, пока два ученика дают теоретическое обоснование тезису) Исходя из вышесказанного, подумайте, какие аргументы мы можем привести, доказывая тезис Шергина? 1 аргумент– диалог, его оформление и роль на письме. 2 аргумент– вопросительные или восклицательные предложения, которые позволяют интонационно оформить мысль. или 1 аргумент– многоточие как показатель незаконченности мысли;
2 аргумент– простые, или неполные, или односложные предложения, характерные для устной речи или 1 аргумент — простые предложения, характерные для устной речи 2 аргумент– сложные или осложнённые предложения, характерные для письменной речи или 1 аргумент– обращение, характерное для устной речи, и его оформление на письме 2 аргумент– нераспространённые или односложные предложения, характерные для устной речи 8. Работа с исходным текстом 1) Самостоятельное чтение исходного текста с параллельным поиском аргументов(отмечаем найденные аргументы карандашом). ЗАДАНИЕ: прочитать текст, найти и выделить карандашом признаки устной и письменной речи
2) Проверка(озвучение найденных аргументов) 3) Работа в парах(задания даны в ПРИЛОЖЕНИИ) Общее задание: найти в тексте предложенный учителем аргумент и, прокомментировав его, записать полученные предложения в тетрадь. В ходе работы можно пользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ, стр. 5-8 1 пара: аргумент — диалог, его оформление и роль на письме. 2 пара:аргумент— вопросительные и восклицательные предложения, которые позволяют интонационно оформить мысль. 3 пара:аргументосложнённые предложения, характерные для письменной речи 4 пара:аргумент — простые или неполные предложения, характерные для устной речи, 5 пара:аргумент – сложные предложения, характерные для письменной речи (См. ниже полученные ученические работы) 1 пара: Чтобы воспроизвести живую речь на письме, автор использует диалог. Данное синтаксическое средство помогает нам понять настроение и характеры героев. Так, в предложениях 14-19 мы видим негативное отношение мальчиков к соседке. 2 пара: С помощью восклицательного предложения №14 автор рисует испуг, переживания Лёвки от содеянного. В нем постепенно нарастает паника, и он кричит что есть сил, убегает, страшась наказания. 3 пара:  Предложение 1 относится к письменной речи, потому что оно осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, Обособление позволяет подчеркнуть характеристику действий Лёвки, благодаря деепричастному обороту, передаваемое сообщение приобретает смысловую точность. 4 пара: Обратите внимание на неполные предложения 2, 38, 53. Они позволяют писателю сосредоточить внимание говорящего на главном, важном сообщении, придать речи живость, естественность, непринужденность. 5 пара: Так, в предложении 12 относится к письменной речи, потому что является не только сложным, но и осложненным: его первая часть осложнена однородными сказуемыми. Описание нескольких действий создает яркую картину происходящего, создавая единое смысловое целое, указывая на тесную связь событий. Работа у доски и за компьютером(в это же время) (задания даны в ПРИЛОЖЕНИИ) Индивидуальное задание 1 (у доски): запишите аргумент — односложные предложения, характерные для устной речи, прокомментируйте их роль в тексте Индивидуальное задание 2 (у доски): запишите аргумент — многоточие как показатель незаконченности мысли. Прокомментируйте его роль в тексте Индивидуальное задание 3 (за компьютером): запишите вывод. Завершите сочинение. Исходный текст  (1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже. — (2)Смотри-ка… рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха! (5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна. — (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота. — (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка. (9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно. — (10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется. (12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли. — (14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк. (15)Настали неприятные дни ожидания расплаты. — (16)Старуха обязательно пожалуется, — говорил Лёвка. — (17)Вот злющая какая! (18)Подожди… я ей устрою штуку! (19)Будет она знать… (20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу. — (21)Да, хорошо бы, — сказал Серёжа. (22)Прошло несколько дней. ...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей. — (24)Как ты думаешь, куда он мог деться? — (25)Ну что я могу думать! — усмехнулся отец. — (26)Пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы… — (29)Не может быть, — решительно сказала мать, — на этой улице все знают Марью Павловну. (30)Никто так не обидит старую, больную женщину… (31)Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь! (32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам. — (33)Ребятки, вы не видели Мурлышку? — (34) Голос у нее был тихий, глаза серые, пустые. — (35)Нет, — глядя в сторону, сказал Серёжа. (36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу. — (38)Подлизывается… (39)А вредная всё-таки, — он покрутил головой. — (40)И правда, сама виновата… (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем! — (42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Плакса какая! Подумаешь — рыжий кот пропал! (44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. (46)И ребята не выдержали. — (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, — решили они. (48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло. (49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометчиво бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась: — (50)Да чего вам от меня надобно-то? — (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице. — (53)Ишь ты… (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне. (57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну: — (58)Мурлышка! (59)Усатенький… (60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице. — (61)Только б не упустить теперь, — пыхтел Лёвка. — (62)Нашёлся-таки. (63)Усатый-полосатый! (По В. Осеевой) 7. Проверка самостоятельной работы. Чтение записей, сделанных на доске и на компьютере(теория, аргументы, вывод – готовое сочинение!) 8. Самостоятельное чтение критериев оценивания сочинений. Редактирование и оценивание ученической работы и фрагмента сочинения с учетом критериев. 1) Самостоятельная работа. Сочинение ученика Борис Викторович Шергин считает, что «устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Во-первых, в художественном произведении разговорную устную речь, для которой характерно отсутствие длинных законченных предложений, писатель передает с помощью диалога, что мы и наблюдаем в предложениях 2-4, 10, 19, 21. Во-вторых, в разговорной речи особую роль играет интонация, передающая то, что не скажешь словами. На письме интонационную функцию выполняют знаки препинания. Валентина Осеева, используя такой приём, как умолчание, в письменной речи обозначенный многоточием, передает отрывочность, незаконченность высказывания героев. (18, 19, 28,53,59). Данная стилистическая фигура передает эмоциональное напряжение, волнение, испытываемое мальчиками, когда они решили наказать Марью Павловну, а потом вернуть ей Мурлышку. Используя это синтаксическое средство выразительности, В.А.Осеева усиливает впечатление от текста, делая его более ярким, живым, требующим переживания.(ЛИШНЕЕ) Таким образом, мы доказали, что прав Борис Викторович Шергин, говоря: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (не хватает теоретического обоснования тезиса, то есть за критерий 1 ученик получает о баллов) 2) Коллективная работа. Фрагмент сочинения Во-первых, рассмотрим такой стилистический прием, как умолчание: «есть такие подлецы…» (28) С его помощью передается эмоциональное напряжение, волнение, которое испытывает отец, говоря о пропаже кота. (Что примерно должно получиться: Во-первых, предложение 28 заканчивается многоточием, которое лежит в основе такого стилистического приема, как умолчание) (ДАЛЬШЕ ОСТАВЛЯЕМ ПО ТЕКСТУ СОЧИНЕНИЯ) 9. Подведение итогов Как же человеку передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Что помогает в этом человеку? 10. Домашнее задание. Дома вам нужно будет написать сочинение на лингвистическую тему 34 «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». (А. А. Мирошниченко). Вы видите: темы 19 и 34 похожи. Думаю, что материал, который мы разобрали на сегодняшнем уроке, поможет вам легко справиться с заданием. Однако давайте выясним, какие аргументы лучше всего привести, чтобы доказать различие между письменной и устной речью. (1 аргумент – один из признаков устной речи; 2 аргумент – один из признаков письменной речи) 10-. Оценки. Мы завершили наше очередное факультативное занятие. К сожалению, на нём мы не ставим оценок. Я прошу вас оценить свою работу аплодисментами.
Теги: , , , ,

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов




















ПРИЛОЖЕНИЕ

к факультативному занятию на тему

«ПОДГОТОВКА К ГИА: РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ С2»
















Вариант № 19

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Борис Викторович Шергин)



ПРИЗНАКИ УСТНОЙ РЕЧИ

1. Устная речь первична.

2. Основная форма устной речи – диалог.

3. Сопровождается разнообразной интонацией, мимикой, жестами, паузами.

4. Характерны короткие, неполные, нераспространённые, односложные, простые предложения.

5. Инверсия (перестановка слов).

6. Обращения.

7. Отрывочность, незаконченность речи, когда интонация, мимика, жесты передают то, что не сказано словами.

8. В лексике – обилие просторечных, разговорных, эмоционально-окрашенных слов


ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1. Письменная речь вторична.

2. Текстовое графическое оформление.

3. В синтаксисе:

- интонация обозначается с помощью знаков препинания;

- характерны сложные, осложнённые простые предложения;

4. В лексике – книжные, нейтральные слова, в диалоге – разговорные, просторечные, эмоционально-экспрессивные слова.


СИНТАКСИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА ПРИ ПЕРЕВОДЕ УСТНОЙ РЕЧИ В ПИСЬМЕННУЮ


устная речь

преобразование устной речи в письменной

диалог

1) характерное пунктуационное оформление реплик (тире перед каждой репликой начинается с большой буквы и с красной строки);

2) возможно указание на принадлежность реплики (слова автора);

3) знаки завершения реплики

короткие предложения

- простые предложения;

- нераспространённые предложения;

- односложные предложения

неполные предложения

1) характерны многоточия как показатель незаконченности мысли;

2) исполнение тире как показатель пропуска слов

обращения

знаки выделения обращений (запятая или восклицательный знак в конце обращения)



ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

ЗАДАНИЕ: прочитать текст, найти и выделить карандашом признаки устной и письменной речи

(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

(2)Смотри-ка... рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

(7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

(8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

(10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

(14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

(16)Старуха обязательно пожалуется, — говорил Лёвка. — (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

(21)Да, хорошо бы, — сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

(24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

(25)Ну что я могу думать! — усмехнулся отец. — (26)Пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

(29)Не может быть, — решительно сказала мать, — на этой улице все знают Марью Павловну. (30)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

(33)Ребятки, вы не видели Мурлышку? — (34) Голос у нее был тихий, глаза серые, пустые.

(35)Нет, — глядя в сторону, сказал Серёжа.

(36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

(38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, — он покрутил головой. — (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

(42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Плакса какая! Подумаешь — рыжий кот пропал!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. (46)И ребята не выдержали.

(47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, — решили они. (48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометчиво бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

(50)Да чего вам от меня надобно-то?

(51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

(53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

(58)Мурлышка! (59)Усатенький...

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

(61)Только б не упустить теперь, — пыхтел Лёвка. — (62)Нашёлся-таки. (63)Усатый-полосатый! (По В. Осеевой)*


ПАРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Общее задание: найти в тексте предложенный учителем аргумент и, прокомментировав его, записать полученные предложения в тетрадь. В ходе работы можно пользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ, стр. 5-8


1 пара: аргумент - диалог, его оформление и роль на письме.

2 пара: аргумент - вопросительные и восклицательные предложения, которые позволяют интонационно оформить мысль.

3 пара: аргумент - осложнённые предложения, характерные для письменной речи

4 пара: аргумент - простые или неполные предложения, характерные для устной речи,

5 пара: аргумент – сложные предложения, характерные для письменной речи


Работа у доски и за компьютером (в это же время)

Индивидуальное задание 1 (у доски): запишите аргумент - односложные предложения, характерные для устной речи, прокомментируйте из роль в тексте

Индивидуальное задание 2 (у доски): запишите аргумент - многоточие как показатель незаконченности мысли. Прокомментируйте его роль в тексте

Индивидуальное задание 3 (за компьютером): запишите вывод. Завершите сочинение.


РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Сочинение ученика

Борис Викторович Шергин считает, что «устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Во-первых, в художественном произведении разговорную устную речь, для которой характерно отсутствие длинных законченных предложений, писатель передает с помощью диалога, что мы и наблюдаем в предложениях 2-4, 10, 19, 21.

Во-вторых, в разговорной речи особую роль играет интонация, передающая то, что не скажешь словами. На письме интонационную функцию выполняют знаки препинания. Валентина Осеева, используя такой приём, как умолчание, в письменной речи обозначенный многоточием, передает отрывочность, незаконченность высказывания героев. (18, 19, 28,53,59). Данная стилистическая фигура передает эмоциональное напряжение, волнение, испытываемое мальчиками, когда они решили наказать Марью Павловну, а потом вернуть ей Мурлышку. Используя это синтаксическое средство выразительности, В.А.Осеева усиливает впечатление от текста, делая его более ярким, живым, требующим переживания.

Таким образом, мы доказали, что прав Борис Викторович Шергин, говоря: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Фрагмент сочинения

Во-первых, рассмотрим такой стилистический прием, как умолчание: «есть такие подлецы…» (28) С его помощью передается эмоциональное напряжение, волнение, которое испытывает отец, говоря о пропаже кота.






Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (С2)

Баллы


С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне

0


С1К2

Наличие примеров-аргументов


Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

или

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

или

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2


Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте.

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0


С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1



В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0


С1К4

Композиционная стройность работы


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но допущена 1 ошибка в построении текста

1


В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С1К1С1К4

9 баллов



ФРАЗЫ

1.

Знаки препинания как интонационный показатель

графического оформления устной речи

В устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, а в письменной - знаки пунктуации, с помощью которых обеспечивается выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.


Функции знаков препинания при переводе устной речи в письменную


Знаки препинания

Функция знаков

Восклицательный знак

1) Передают соответствующую интонацию

2) Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску

Вопросительный знак

Знак эмоционального напряжения


Многоточие

1) Многоточие (эллипсис, от греч. ellipsis — незаполненность) — используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности

2) Внутри предложения многоточие передает затрудненность речи, вызванную большим эмоциональным напряжением, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова и т.п.:

3) Экспрессивные функции многоточия проявляются в речи, эмоционально или интеллектуально напряженной.


Примечание: Многоточие лежит в основе такого стилистического приема, как умолчание, которое передает эмоциональное напряжение человека (героя), его волнение, что в устной речи передается с помощью пауз.

Запятая

1) Членение предложения на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Тире

1) Означает пропуск членов неполного предложения

2) Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность


2.

Синтаксические приемы преобразования устной речи в письменную


1. Вопросительные предложения могут служить не только средством выражения вопроса, но и усиливать эмоциональность текста, характеризовать его героев.


2. Восклицательные предложения могут подчеркивать важность, значимость чего-либо, особое эмоциональное отношение автора или героя к предмету речи или предмету изображения.


3. Нераспространённые предложения

- делают речь героев экономнее, без ущерба для смысла передают точную картину среды, обстановки.

- служат средством раскрытия главной мысли писателя, характеризуют действия и поступки героев Благодаря им, текст становится более динамичным, а повествование более взволнованным. Такие предложения заставляют нас сопереживать, помогают передать чувства автора, эмоциональную градацию.

4. Простые предложения

- описывает какую-либо одну ситуацию;

- характеризует какой-либо предмет или явление.


5. Неполные предложения характерны для устной речи.

- «работают» на художественную выразительность в создании образа, делают речь экономнее без ущерба для смысла,

- позволяют достичь большей выразительности, передать взволнованность

говорящего,

- кратко и чётко передают всю картину происходящих событий,

- позволяет сосредоточить внимание говорящего на главном, важном сообщении, придают речи живость, естественность, непринуждённость.


6. Обращение

- могут называть лицо, к которому обращаются с речью;

- могут выражать отношение к собеседнику;

- могут усиливать выразительность высказываний;

- использование обращений в речи позволяет указать не только на адресность, но и выразить отношение говорящего к собеседнику


7. Диалог

- передаёт особенность разговорной речи: эмоциональность, экспрессивность.

- диалог персонажей – «живые голоса людей» - занимает центральное место в предложенном нам фрагменте. Используя такое яркое синтаксическое средство, как диалог, автор раскрывает характеры персонажей, их взаимоотношения.

- с помощью такого синтаксического явления, как диалог, писатель воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей. Читая разговор (кого? конкретный текст), мы понимаем, что главный герой –…(конкретный текст).


3.

Стилистические приемы,

позволяющие на письме отразить признаки разговорной речи


1. Умолчание

позволяет писателю усилить впечатление от текста, сделать его более ярким, живым, требующим переживания.

- указывает на недосказанность части мысли, заставляя читателя самому домыслить или представить картину, образ…


2. Парцелляция (экспрессивный стилистический приём письменного литературного языка: предложение интонационно делится на отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения)

- придает оттенок непринуждённости общения, неофициальности отношений между читателем и писателем, что свойственно разговорной речи.


4.

Синтаксические признаки письменной речи

1. Сложные предложения

- описывают несколько ситуаций как единое смысловое целое, указывают на тесную связь событий, явлений в восприятии и оценке автора;

- могут подчеркивать характер логических отношений между описываемыми событиями, предметами и явлениями (отношения причинные, условные отношения следствия, времени и др,);

- могут подчеркивать характеристики каких-либо предметов (например, в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными)


2. Сложноподчиненные предложения

- как бы "приспособлены" для выражения сложных смысловых и грамматических отношений.

- при создании текста художественного (публицистического) стиля авторы используют широкий набор средств выразительности. Наряду с привычными средствами художественной выразительности: эпитетом, метафорой, лексикой разных стилей – настоящим мастером слова широко используются конструкции предложений., например, сложноподчиненные предложения помогают сделать текст эмоциональным, законченным, полным, выразительным.


3. Предложения, осложнённые обособленными членами

- могут уточнять мысли автора или героя, подчеркивать какие-либо характеристики изображаемых лиц, событий, действий

- обособление членов предложения является одним из стилистических средств, благодаря чему они становятся более значимыми, а передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.

- обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления. (Работа с конкретным текстом)

- обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, - сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, которая употребляется в книжной речи. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, делают текст выразительным, дают детальное описание (работа с конкретным текстом).



УРОК.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко»

Каменского муниципального района

Воронежской области



МАСТЕР-КЛАСС

Факультативное занятие на тему

«ПОДГОТОВКА К ГИА: РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ С2»

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Суязова И.А.





пгт. Каменка 2013

Тема факультативного занятия:

Подготовка к ГИА. Работа над сочинением С2. на лингвистическую тему 19 «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Борис Викторович Шергин)

Цели:

1.Образовательная:

  • - научить девятиклассников писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:

  • - давать обоснованный ответ на поставленный вопрос;

  • - находить аргументы и объяснять их роль в тексте;

  • -делать вывод

  • -повторить ранее изученный материал;

  • - научить оценивать свою работу

2.Развивающая:

- развивать у учеников умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности;

-развивать навыки самооценивания и самоанализа;

-развивать уровень самоподготовки;

-развивать речь , мышление, память;

3.Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к слову любовь к русскому языку и литературе

Задачи факультативного занятия:

научить выделять аргументы и доказательства для ответа на поставленный вопрос;

прививать уважение к родному языку.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, индивидуальные книжки «Приложение. Подготовка к ГИА», исходный текст, взятый из сборника И.П.Цыбулько (вариант 19, 2013), карточки «Критерии оценивания», презентация «Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему», тетрадь.



Ход факультативного занятия

  1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока

-Здравствуйте, ребята. Скоро закончится учебный год. Наступит пора экзаменов, к которым мы с вами целенаправленно готовимся. Сегодняшнее факультативное занятие не исключение: мы продолжим подготовку к ГИА и разберем еще одну лингвистическую тему, предложенную нам Ириной Петровной Цыбулько, руководителем федеральной комиссии контрольно-измерительных материалов по русскому языку

2. Слово учителя.

Все мы знаем, что человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? (СЛАЙД)

На этот вопрос нам и даёт ответ Борис Викторович Шергин, говоря, что «устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Нам следует доказать данный тезис.

3. Повторение пройденного материала

Начнём наше занятие с повторения теоретического материала, который пригодится нам сегодня.

1 ученик пишет схемы сочинения С2

Схема 1

1) Фраза, предложенная к С2.

2) Теория, подтверждающая данное высказывание.

3) Аргумент 1.

4) Аргумент 2.

5) Вывод.

Схема 2

1) Рассуждение о смысле высказывания

2) Аргумент, его роль.

3) Аргумент, его роль.

4) Вывод.

2 ученик (на листочке) пишет признаки устной речи





3 ученик (на листочке) – признаки письменной речи

Задание: Обратите внимание на экран, на котором записана тема сочинения. Нет ли у вас каких-либо замечаний?

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» - утверждает Борис Викторович Шергин.

Внесите исправления. (запятая перед тире).

В задании части С2. сказано, что сочинение вы можете начать с предложенного высказывания. Какими способами, кроме данного на экране, мы можем оформить слова Бориса Викторовича? (предложением с косвенной речью, с вводной конструкцией, предложением с прямой речью, в котором слова автора стоят перед прямой речью)


Задание по рядам:

Давайте запишем высказывание Шергина перечисленными способами. (У доски по одному ученику с каждого ряда)

1 ряд – запишите фразу в форме сложноподчиненного предложения (предложением с косвенной речью);

2 ряд – запишите данное высказывание предложением с вводной конструкцией,

3 ряд – переместите слова автора в начало предложения и запишите полученное предложение.

(ПРОВЕРКА СХЕМ и ЗАПИСЕЙ В ТЕТРАДЯХ )


4. Работа с ключевыми словами.

Начало нашему сочинению положено. Скажите, какие слова в предложенной фразе являются ключевыми?

  • Устная фраза (= речь)

  • Обработка – бумага (= письменная речь)

  • Синтаксис (= оформление мыслей на письме))


5. Обобщение теоретического материала по теме. Работа по таблице «Синтаксические и пунктуационные особенности текста при переводе устной речи в письменную»


1) Попробуем найти точки соприкосновения этих понятий – устная и письменная речь и выясним, как устную и письменную речь связывает синтаксис. Но сначала проверим записи учеников (ПРОВЕРКА ПРИЗНАКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СЛАЙД)


2) Беседа с учениками

- Мы с вами сказали, что основной формой устной речи является диалог. Записывая разговор героев, писатель применяет специальные правила оформления диалога. Вспомним особенности его оформления на письме.

- В устной речи мы часто обращаемся к собеседнику по имени или по имени, отчеству. Как называется такое слово или сочетание слов? (Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

- Как на письме выделяется обращение? (Выделяется знаками препинания)


2) Обобщение (Работа с ПРИЛОЖЕНИЕМ).

Все то, о чём мы только что сказали, оформлено в таблице «Синтаксические и пунктуационные особенности текста при преобразовании устной речи в письменную», которая поможет вам в написании сочинения по данной теме. Давайте её прочитаем.

устная речь

преобразование устной речи в письменной

диалог

1) характерное пунктуационное оформление реплик (тире перед каждой репликой начинается с большой буквы и с красной строки);

2) возможное указание на принадлежность реплики (слова автора);

3) знаки завершения реплики.

короткие предложения

- простые предложения;

- нераспространённые предложения;

- односложные предложения

неполные предложения

1) характерны многоточия как показатель незаконченности мысли;

2) исполнение тире как показатель пропуска слов

обращения

знаки выделения обращений (запятая или восклицательный знак в конце обращения)


Самостоятельно (2 ученика: 1 - у доски, 2 – за компьютером)

Задание: опираясь на таблицу, на знание признаков устной и письменной речи, лайте теоретическое обоснование тезису, высказанному Б.В.Шергиным. (теория, критерий 1!)


(См. ниже полученные ученические ответы)

1

Действительно, устная речь создается в процессе разговора, а письменная – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Поэтому между ними существуют различия. Однако на письме мы всегда увидим признаки устной речи: простые предложения, обращения, диалог и другие. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту ФИО. (при таком теоретическом материале писать надо о сложных развернутых предложениях, осложненных предложениях, сопоставить их с простыми, неполными, односложными).)

2

Безусловно, записанные на бумаге слова не могут выразить всего того, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами, мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть дополнительные средства - знаки препинания, которые "передают" , паузы, жесты, восклицания, вопрос. (при таком теоретическом материале писать надо о знаках препинания – восклицательных, вопросительных знаках, многоточии и т.п.)


6. Обсуждение аргументов (в то время, пока два ученика дают теоретическое обоснование тезису)

Исходя из вышесказанного, подумайте, какие аргументы мы можем привести, доказывая тезис Шергина?

1 аргумент – диалог, его оформление и роль на письме.

2 аргумент – вопросительные или восклицательные предложения, которые позволяют интонационно оформить мысль.

или

1 аргумент – многоточие как показатель незаконченности мысли;

2 аргумент – простые, или неполные, или односложные предложения, характерные для устной речи

или

1 аргумент - простые предложения, характерные для устной речи

2 аргумент – сложные или осложнённые предложения, характерные для письменной речи

или

1 аргумент – обращение, характерное для устной речи, и его оформление на письме

2 аргумент – нераспространённые или односложные предложения, характерные для устной речи






8. Работа с исходным текстом

1) Самостоятельное чтение исходного текста с параллельным поиском аргументов (отмечаем найденные аргументы карандашом).

ЗАДАНИЕ: прочитать текст, найти и выделить карандашом признаки устной и письменной речи



2) Проверка (озвучение найденных аргументов)



3) Работа в парах (задания даны в ПРИЛОЖЕНИИ)

Общее задание: найти в тексте предложенный учителем аргумент и, прокомментировав его, записать полученные предложения в тетрадь. В ходе работы можно пользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ, стр. 5-8

1 пара: аргумент - диалог, его оформление и роль на письме.

2 пара: аргумент - вопросительные и восклицательные предложения, которые позволяют интонационно оформить мысль.

3 пара: аргумент - осложнённые предложения, характерные для письменной речи

4 пара: аргумент - простые или неполные предложения, характерные для устной речи,

5 пара: аргумент – сложные предложения, характерные для письменной речи

(См. ниже полученные ученические работы)


1 пара: Чтобы воспроизвести живую речь на письме, автор использует диалог. Данное синтаксическое средство помогает нам понять настроение и характеры героев. Так, в предложениях 14-19 мы видим негативное отношение мальчиков к соседке.

2 пара: С помощью восклицательного предложения №14 автор рисует испуг, переживания Лёвки от содеянного. В нем постепенно нарастает паника, и он кричит что есть сил, убегает, страшась наказания.

3 пара: Предложение 1 относится к письменной речи, потому что оно осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, Обособление позволяет подчеркнуть характеристику действий Лёвки, благодаря деепричастному обороту, передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.

4 пара: Обратите внимание на неполные предложения 2, 38, 53. Они позволяют писателю сосредоточить внимание говорящего на главном, важном сообщении, придать речи живость, естественность, непринужденность.

5 пара: Так, в предложении 12 относится к письменной речи, потому что является не только сложным, но и осложненным: его первая часть осложнена однородными сказуемыми. Описание нескольких действий создает яркую картину происходящего, создавая единое смысловое целое, указывая на тесную связь событий.


Работа у доски и за компьютером (в это же время) (задания даны в ПРИЛОЖЕНИИ)

Индивидуальное задание 1 (у доски): запишите аргумент - односложные предложения, характерные для устной речи, прокомментируйте их роль в тексте

Индивидуальное задание 2 (у доски): запишите аргумент - многоточие как показатель незаконченности мысли. Прокомментируйте его роль в тексте

Индивидуальное задание 3 (за компьютером): запишите вывод. Завершите сочинение.

Исходный текст

(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

(2)Смотри-ка... рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

(7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

(8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

(10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

(14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

(16)Старуха обязательно пожалуется, — говорил Лёвка. — (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

(21)Да, хорошо бы, — сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

(24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

(25)Ну что я могу думать! — усмехнулся отец. — (26)Пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

(29)Не может быть, — решительно сказала мать, — на этой улице все знают Марью Павловну. (30)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

(33)Ребятки, вы не видели Мурлышку? — (34) Голос у нее был тихий, глаза серые, пустые.

(35)Нет, — глядя в сторону, сказал Серёжа.

(36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

(38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, — он покрутил головой. — (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

(42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Плакса какая! Подумаешь — рыжий кот пропал!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. (46)И ребята не выдержали.

(47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, — решили они. (48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометчиво бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

(50)Да чего вам от меня надобно-то?

(51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

(53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

(58)Мурлышка! (59)Усатенький...

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

(61)Только б не упустить теперь, — пыхтел Лёвка. — (62)Нашёлся-таки. (63)Усатый-полосатый! (По В. Осеевой)


7. Проверка самостоятельной работы. Чтение записей, сделанных на доске и на компьютере (теория, аргументы, вывод – готовое сочинение!)


8. Самостоятельное чтение критериев оценивания сочинений. Редактирование и оценивание ученической работы и фрагмента сочинения с учетом критериев.

1) Самостоятельная работа.

Сочинение ученика

Борис Викторович Шергин считает, что «устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Во-первых, в художественном произведении разговорную устную речь, для которой характерно отсутствие длинных законченных предложений, писатель передает с помощью диалога, что мы и наблюдаем в предложениях 2-4, 10, 19, 21.

Во-вторых, в разговорной речи особую роль играет интонация, передающая то, что не скажешь словами. На письме интонационную функцию выполняют знаки препинания. Валентина Осеева, используя такой приём, как умолчание, в письменной речи обозначенный многоточием, передает отрывочность, незаконченность высказывания героев. (18, 19, 28,53,59). Данная стилистическая фигура передает эмоциональное напряжение, волнение, испытываемое мальчиками, когда они решили наказать Марью Павловну, а потом вернуть ей Мурлышку. Используя это синтаксическое средство выразительности, В.А.Осеева усиливает впечатление от текста, делая его более ярким, живым, требующим переживания.(ЛИШНЕЕ)

Таким образом, мы доказали, что прав Борис Викторович Шергин, говоря: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

(не хватает теоретического обоснования тезиса, то есть за критерий 1 ученик получает о баллов)


2) Коллективная работа.

Фрагмент сочинения

Во-первых, рассмотрим такой стилистический прием, как умолчание: «есть такие подлецы…» (28) С его помощью передается эмоциональное напряжение, волнение, которое испытывает отец, говоря о пропаже кота.

(Что примерно должно получиться: Во-первых, предложение 28 заканчивается многоточием, которое лежит в основе такого стилистического приема, как умолчание) (ДАЛЬШЕ ОСТАВЛЯЕМ ПО ТЕКСТУ СОЧИНЕНИЯ)


9. Подведение итогов

Как же человеку передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Что помогает в этом человеку?


10. Домашнее задание.

Дома вам нужно будет написать сочинение на лингвистическую тему 34 «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». (А. А. Мирошниченко).

Вы видите: темы 19 и 34 похожи. Думаю, что материал, который мы разобрали на сегодняшнем уроке, поможет вам легко справиться с заданием. Однако давайте выясним, какие аргументы лучше всего привести, чтобы доказать различие между письменной и устной речью.

(1 аргумент – один из признаков устной речи; 2 аргумент – один из признаков письменной речи)

10-. Оценки.

Мы завершили наше очередное факультативное занятие. К сожалению, на нём мы не ставим оценок. Я прошу вас оценить свою работу аплодисментами.



Презентация1.ppt
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru