В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Физические законы в человеческом организме

Виктория Быкова Виктория Быкова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 7424
Краткое описание
Знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.

Описание

Межпредметный элективный курс (физика+ биология) (разработан для углубленного изучения в 10 классах ) ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ
Пояснительная записка
Концепция профильного обучения одной из целей ставит создание условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир — расстояние до 10-25м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир — до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. В наши дни на решение важных проблем биологии и медицины направлены объединенные усилия химической и биологической физики. Особое место среди биологических процессов занимают заболевания, влияние вредных воздействий физических и химических факторов окружающей среды, старение живых организмов. Биофизика – это наука, изучающая физические и физико-химические процессы, протекающие в биосистемах на разных уровнях организации и являются основой физиологических актов. Возникновение биофизики произошло, как прогресс в физике, вклад внесли математика, химия и биология. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек — элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие. Учитывая такую огромную роль физики в нашей жизни, я считаю данный курс «ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ»очень актуальным среди перечня курсов по выбору.
В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем — естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности. Сама жизнь способствовала интеграционной деятельности специалистов всех служб школы — педагогов, учителей, психологов, медиков для достижения генеральной цели обучения — через возрожденную духовность к наукам, развитию творческого потенциала личности, к здоровью, саморазвитию, профессиональному самоопределению. Данная программа ориентирована на формирование здоровьеохранного пространства ученика.
Здоровье — это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия. Комфортное состояние человека, достигается прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления физических законов, а именно: — механизму терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела;
— колебаниям напряженности магнитного поля;
— изменению атмосферного давления;
— сокращению продолжительности светового дня;
— вопросам зрения и слуха;
— дефициту светового и ультрафиолетового излучения и т.д.
Данная программа “ Физические законы в человеческом организме ” реализуется за счет школьного компонента и может выполнить несколько функций: дополнить содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся, выходящих за рамки профиля.
Программа рассчитана на 10 класс профильной школы, но может быть реализована и для основной школы с целью предпрофильной подготовки — оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах, а также к углубленному восприятию материала. В профильной школе курсы могут выполнять двоякую функцию:
Ø быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономических профилей;
Ø быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.
Цель курса: знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
Следует отметить, что цели программы совпадают с целями человеческой деятельности и прежде всего сохранения своего физического и духовного здоровья.
Задачи курса:
Ø развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления в организме человека;
Ø овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
Ø формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
Ø подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии на основе принципов здоровьесберегающей педагогики;
Ø формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека;
Ø формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности.
Реализация данной программы позволит решить практические задачи связи физики с жизнью, проявить интерес к изучению естественнонаучных предметов.
Программа элективных курсов ориентирует на усвоение материала на уровне, необходимом и достаточном для развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей.
В содержание курсов внесены вопросы интегративного характера, раскрывающий мировоззренческий характер, биологический и практический аспекты изучаемого раздела физики на принципе природосообразности и здоровьесбережения.
Здесь наиболее эффективным является использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий (конференций, дидактических и ролевых игр, спектаклей и т.п.). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет не только повысить заинтересованность в изучении физики, но и развивать познавательный интерес как личностное качество.
Сроки реализации программы: продолжительность обучения курса рассчитана на одно полугодие (17 часов)
Учебно-тематический план курса
Раздел Название главы, темы Тип урока Кол-во часов
1 Теплообмен человека с окружающей средой
· Виды теплопередачи, теплоотдача
· Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека
· Теплообмен человека с окружающей средой
Комбинированный Комбинированный Урок-игра 1 1 1
2 Примеры теплопередачи в организме человека
  • Строение и функции кожи
  • Роль кожи в терморегуляции
  • Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении
  • Гигиена кожи, закаливание
  • Взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности организма
Лекция Лекция Практическое занятие Семинар Проверочная работа 1 1 1 1 1
3 Кровообращение
  • История открытия кровообращения
  • Кровяное давление и его роль в движении крови по сосудам
  • Сердце – насос
  • Силы, действующие на кровь при её движении, – сила давления и сила сопротивления (трения)
  • Физическое выражение зависимости скорости течения от площади поперечного сечения сосуда.
  • Закон Бернулли применительно к кровообращению. Несоответствие между скоростью течения крови и её давлением
Семинар Лекция Семинар Лекция Комбинированный Семинар 1 1 1 1 1 1
4 Скорость кровотока
  • Скорость кровотока. Изменение скорости кровотока в зависимости от размеров сечения сосудов
  • Сравнение скорости течения крови на различных участках кровяного русла.
  • Измерение артериального давления

Лекция Лекция Лабораторная работа 1 1 1

Содержание курса Раздел 1.Теплообмен человека с окружающей средой
Классификация организмов по способности поддерживать температуру тела (пойкилотермные, гомойотермные, гетеротермные). Понятие терминов: гипертермия, гипотермия. Показатели микроклимата: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, тепловое излучение. Комфортные условия, уравнение теплового баланса. Способы теплообмена человека с окружающей средой (конвекцией, теплопроводностью, излучением и испарением).
Раздел 2.Примеры теплопередачи в организме человека Рассматривается подробное строение кожи, как многофункционального органа, особая роль отводится терморегуляторной функции. Даются азы оказания первой помощи при перегревании, ожогах, обморожении. Значение закаливания и гигиены кожи (водные процедуры, воздушные, солнечные ванны, обтирание), а также рассматривается взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности организма. Жизненно важный орган сердце рассматривается как насос, который постоянно приводит в движение кровь.
Раздел 3. Кровообращение Исторические сведения, относящиеся к изучению кровообращения с древних времен до реального времени. Учащиеся делают доклады о ученых в этой области и научных фактах. Вводится понятие кровяного давления, и его основные факторы: частоты и силы сердечных сокращений; величины периферического сопротивления, т. е. тонуса стенок сосудов; объема циркулирующей крови его роль в движении крови по сосудам. Строение сердца, работа сердечного цикла, роль сердца как насоса.Силы, действующие на кровь при её движении. Закон Бернулли применительно к кровообращению. Раздел4. Скорость кровотока
Распределение скорости в капиллярах и венах, решение задач на определение скорости кровотока в зависимости от размеров сечения сосудов. Лабораторная работа по измерению артериального давления.

Список литературы для учителя 1. Мак-Мюрей В. Обмен веществ у человека. М., 1980.
2. Общий курс физиологии человека и животных / под ред А. Д. Ноздрачева. М., 1991. кн.
3. Основы физиологии / под ред. П. Стерки. М., 1984.
4. Слоним А. Д. Эволюция терморегуляции. Спб., 2005.
5. Богданов К.Ю.Физик в гостях у биолога. – М.: Наука; ФМЛ, 1986.

6. Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

7. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: Учебник для 7–9-х классов общеобразовательных школ. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС XXI в.», 2000.

8. Ильченко В.Р.Перекрестки физики, химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986.

9. Максимова В.Н., Груздева Н.В.Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987.

10. Манойлов В.Е.Электричество и человек. – Л.: Энергоиздат, 1988. Маркосян П.Г. Физиология. – М.: Мир, 1985.

11. Маркушевич А.И.Детская энциклопедия «Человек». – М.: Педагогика, 1975.

12. Перельман Я.И.Занимательная физика. – М.: Наука, 1986. Физиология человека. Пер. с англ. / Под ред. Костюка П.Г. – М.: Мир, 1986. – Т. 1.

13. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.Гигиена и здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1988.

14. Д. И. Ласс, М. Г. Поликарпова. Гигиенические и косметические советы по уходу за кожей и волосами. Медгиз, 1958 г.

Пожаловаться 13 мая 2013
Файлы
межпредметный элективный курс Физические законы в человеческом организме для углубленного изучения в 10 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
межпредметный элективный курс Физические законы в человеческом организме для углубленного изучения в 10 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
межпредметный элективный курс Физические законы в человеческом организме для углубленного изучения в 10 классе.rar
Войдите для скачивания файлов
межпредметный элективный курс Физические законы в человеческом организме для углубленного изучения в 10 классе.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru