В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Физические законы в человеческом организме

Физические законы в человеческом организме

Виктория Быкова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 10831
Краткое описание
Знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
Описание

Межпредметный элективный курс (физика+ биология) (разработан для углубленного изучения в 10 классах ) ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ
Пояснительная записка
Концепция профильного обучения одной из целей ставит создание условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир — расстояние до 10-25м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир — до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. В наши дни на решение важных проблем биологии и медицины направлены объединенные усилия химической и биологической физики. Особое место среди биологических процессов занимают заболевания, влияние вредных воздействий физических и химических факторов окружающей среды, старение живых организмов. Биофизика – это наука, изучающая физические и физико-химические процессы, протекающие в биосистемах на разных уровнях организации и являются основой физиологических актов. Возникновение биофизики произошло, как прогресс в физике, вклад внесли математика, химия и биология. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек — элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие. Учитывая такую огромную роль физики в нашей жизни, я считаю данный курс «ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ»очень актуальным среди перечня курсов по выбору.
В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем — естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности. Сама жизнь способствовала интеграционной деятельности специалистов всех служб школы — педагогов, учителей, психологов, медиков для достижения генеральной цели обучения — через возрожденную духовность к наукам, развитию творческого потенциала личности, к здоровью, саморазвитию, профессиональному самоопределению. Данная программа ориентирована на формирование здоровьеохранного пространства ученика.
Здоровье — это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия. Комфортное состояние человека, достигается прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления физических законов, а именно: — механизму терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела;
— колебаниям напряженности магнитного поля;
— изменению атмосферного давления;
— сокращению продолжительности светового дня;
— вопросам зрения и слуха;
— дефициту светового и ультрафиолетового излучения и т.д.
Данная программа “ Физические законы в человеческом организме ” реализуется за счет школьного компонента и может выполнить несколько функций: дополнить содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся, выходящих за рамки профиля.
Программа рассчитана на 10 класс профильной школы, но может быть реализована и для основной школы с целью предпрофильной подготовки — оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах, а также к углубленному восприятию материала. В профильной школе курсы могут выполнять двоякую функцию:
Ø быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономических профилей;
Ø быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.
Цель курса: знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
Следует отметить, что цели программы совпадают с целями человеческой деятельности и прежде всего сохранения своего физического и духовного здоровья.
Задачи курса:
Ø развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления в организме человека;
Ø овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
Ø формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
Ø подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии на основе принципов здоровьесберегающей педагогики;
Ø формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека;
Ø формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности.
Реализация данной программы позволит решить практические задачи связи физики с жизнью, проявить интерес к изучению естественнонаучных предметов.
Программа элективных курсов ориентирует на усвоение материала на уровне, необходимом и достаточном для развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей.
В содержание курсов внесены вопросы интегративного характера, раскрывающий мировоззренческий характер, биологический и практический аспекты изучаемого раздела физики на принципе природосообразности и здоровьесбережения.
Здесь наиболее эффективным является использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий (конференций, дидактических и ролевых игр, спектаклей и т.п.). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет не только повысить заинтересованность в изучении физики, но и развивать познавательный интерес как личностное качество.
Сроки реализации программы: продолжительность обучения курса рассчитана на одно полугодие (17 часов)
Учебно-тематический план курса
Раздел Название главы, темы Тип урока Кол-во часов
1 Теплообмен человека с окружающей средой
· Виды теплопередачи, теплоотдача
· Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека
· Теплообмен человека с окружающей средой
Комбинированный Комбинированный Урок-игра 1 1 1
2 Примеры теплопередачи в организме человека
  • Строение и функции кожи
  • Роль кожи в терморегуляции
  • Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении
  • Гигиена кожи, закаливание
  • Взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности организма
Лекция Лекция Практическое занятие Семинар Проверочная работа 1 1 1 1 1
3 Кровообращение
  • История открытия кровообращения
  • Кровяное давление и его роль в движении крови по сосудам
  • Сердце – насос
  • Силы, действующие на кровь при её движении, – сила давления и сила сопротивления (трения)
  • Физическое выражение зависимости скорости течения от площади поперечного сечения сосуда.
  • Закон Бернулли применительно к кровообращению. Несоответствие между скоростью течения крови и её давлением
Семинар Лекция Семинар Лекция Комбинированный Семинар 1 1 1 1 1 1
4 Скорость кровотока
  • Скорость кровотока. Изменение скорости кровотока в зависимости от размеров сечения сосудов
  • Сравнение скорости течения крови на различных участках кровяного русла.
  • Измерение артериального давления

Лекция Лекция Лабораторная работа 1 1 1

Содержание курса Раздел 1.Теплообмен человека с окружающей средой
Классификация организмов по способности поддерживать температуру тела (пойкилотермные, гомойотермные, гетеротермные). Понятие терминов: гипертермия, гипотермия. Показатели микроклимата: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, тепловое излучение. Комфортные условия, уравнение теплового баланса. Способы теплообмена человека с окружающей средой (конвекцией, теплопроводностью, излучением и испарением).
Раздел 2.Примеры теплопередачи в организме человека Рассматривается подробное строение кожи, как многофункционального органа, особая роль отводится терморегуляторной функции. Даются азы оказания первой помощи при перегревании, ожогах, обморожении. Значение закаливания и гигиены кожи (водные процедуры, воздушные, солнечные ванны, обтирание), а также рассматривается взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности организма. Жизненно важный орган сердце рассматривается как насос, который постоянно приводит в движение кровь.
Раздел 3. Кровообращение Исторические сведения, относящиеся к изучению кровообращения с древних времен до реального времени. Учащиеся делают доклады о ученых в этой области и научных фактах. Вводится понятие кровяного давления, и его основные факторы: частоты и силы сердечных сокращений; величины периферического сопротивления, т. е. тонуса стенок сосудов; объема циркулирующей крови его роль в движении крови по сосудам. Строение сердца, работа сердечного цикла, роль сердца как насоса.Силы, действующие на кровь при её движении. Закон Бернулли применительно к кровообращению. Раздел4. Скорость кровотока
Распределение скорости в капиллярах и венах, решение задач на определение скорости кровотока в зависимости от размеров сечения сосудов. Лабораторная работа по измерению артериального давления.

Список литературы для учителя 1. Мак-Мюрей В. Обмен веществ у человека. М., 1980.
2. Общий курс физиологии человека и животных / под ред А. Д. Ноздрачева. М., 1991. кн.
3. Основы физиологии / под ред. П. Стерки. М., 1984.
4. Слоним А. Д. Эволюция терморегуляции. Спб., 2005.
5. Богданов К.Ю.Физик в гостях у биолога. – М.: Наука; ФМЛ, 1986.

6. Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

7. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: Учебник для 7–9-х классов общеобразовательных школ. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС XXI в.», 2000.

8. Ильченко В.Р.Перекрестки физики, химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986.

9. Максимова В.Н., Груздева Н.В.Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987.

10. Манойлов В.Е.Электричество и человек. – Л.: Энергоиздат, 1988. Маркосян П.Г. Физиология. – М.: Мир, 1985.

11. Маркушевич А.И.Детская энциклопедия «Человек». – М.: Педагогика, 1975.

12. Перельман Я.И.Занимательная физика. – М.: Наука, 1986. Физиология человека. Пер. с англ. / Под ред. Костюка П.Г. – М.: Мир, 1986. – Т. 1.

13. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.Гигиена и здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1988.

14. Д. И. Ласс, М. Г. Поликарпова. Гигиенические и косметические советы по уходу за кожей и волосами. Медгиз, 1958 г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
межпредметный элективный курс Физические законы в человеческом организме для углубленного изучения в 10 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
межпредметный элективный курс Физические законы в человеческом организме для углубленного изучения в 10 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
межпредметный элективный курс Физические законы в человеческом организме для углубленного изучения в 10 классе.rar
Войдите для скачивания файлов
межпредметный элективный курс Физические законы в человеческом организме для углубленного изучения в 10 классе.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru