Информационно- компетентный педагог. Новая роль в новой школе.
Краткое описание
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.
Описание
Информационно — компетентный педагог. Новая роль в новой школе. В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого. Одна из основных задач — сформировать у обучаемого профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: — уметь точно формулировать проблемы; — быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; — выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; — самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; — гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем. Основой для повышения активной роли обучаемых должны стать информационная компетентность базирующаяся на информационных технологиях. Современный этап развития человеческого общества характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации, появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.
Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений.
(Школа, в которой я работаю, является базовой школой в районе, ресурсным центром по профильному обучению, центром по работе с одаренными детьми. Материальная составляющая школы на уровне: 4 компьютерных класса, 3 из них мобильные, кабинет электронного обучения, каждый кабинет и мастерские имеет в наличие мультимедийное, интерактивное оборудование; все компьютеры объединены в локальную сеть с выходом в Интернет. Встает резонный вопрос: Как на этом оборудовании работать? Простых курсов пользователя ПК уже не достаточно.)
Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности: — уровень потребителя информации; — уровень пользователя компьютером; — уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования; — уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода. Основными педагогическими условиями влияющими на формирование ИК педагога являются: — создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями; — обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК; — выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий. Основными элементами процесса формирования ИК являются: — умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов; — умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке; — умение создавать презентации; — умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт; — умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера; — умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов; — умение использовать компьютерное тестирование; — умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование цифровых образовательных ресурсов, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.
Современные условия должны позволить адаптироваться педагогу к новым условиям и требованиям. На первый план выходят новые технологии обучения: открытое образование, дистанционное обучение (близкие по определению, но имеющие различия).
Открытое образование - система организационных, педагогических и информационных технологий. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку. Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. В начале 20 века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека. Традиционные формы получения образования в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство. Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Особенности открытого образования: — Использование специализированных технологий и средств обучения — применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий; — Тестовый контроль качества знаний — использование тестовых систем на базе компьютерных технологий; — Экономическая эффективность — улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения; — Гибкость — возможность обучаться в удобное для обучаемого время, в удобном месте и удобном темпе. — Модульность — возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям — Параллельность — возможность обучения при совмещении с другими видами деятельности. — Асинхронность — реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию. — Новая роль преподавателя — возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий. — Новая роль обучающегося — повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы. — Внедрение информационных технологий — технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах.
(Мы делаем первые шаги в направлении открытого образования. Кабинет электронного образования позволяет транслировать уроки, мастер- классы, семинары на дальние уголки нашего района, в школы, которые испытывают кадровый голод)
Дистанционное обучениеявляется формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию. Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный процесс.
Особенности дистанционного обучения: — Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. — Модульность. Возможность их набора независимых учебных курсов — модулей, формировать учебный план, отвечающий индивидуальным потребностям. — Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.). Общение через сети друг с другом и преподавателями. — Экономичность. Эффективное использование технических, мультимедийных средств, отсутствие транспортных затрат. — Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствует продвижению в мировом информационном пространстве. — Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности обучаемого. — Новая роль преподавателя. Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемый им материал, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями.
(Школа использует дистанционное обучение для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в дни карантинов, отмены занятий в связи с погодными условиями)
Титова Ирина Юрьевна, заместитель директора по инновационной работе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений.
(Школа, в которой я работаю, является базовой школой в районе, ресурсным центром по профильному обучению, центром по работе с одаренными детьми. Материальная составляющая школы на уровне: 4 компьютерных класса, 3 из них мобильные, кабинет электронного обучения, каждый кабинет и мастерские имеет в наличие мультимедийное, интерактивное оборудование; все компьютеры объединены в локальную сеть с выходом в Интернет. Встает резонный вопрос: Как на этом оборудовании работать? Простых курсов пользователя ПК уже не достаточно.)
Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности: — уровень потребителя информации; — уровень пользователя компьютером; — уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования; — уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода. Основными педагогическими условиями влияющими на формирование ИК педагога являются: — создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями; — обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК; — выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий. Основными элементами процесса формирования ИК являются: — умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов; — умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке; — умение создавать презентации; — умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт; — умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера; — умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов; — умение использовать компьютерное тестирование; — умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование цифровых образовательных ресурсов, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.
Современные условия должны позволить адаптироваться педагогу к новым условиям и требованиям. На первый план выходят новые технологии обучения: открытое образование, дистанционное обучение (близкие по определению, но имеющие различия).
Открытое образование - система организационных, педагогических и информационных технологий. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку. Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. В начале 20 века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека. Традиционные формы получения образования в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство. Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Особенности открытого образования: — Использование специализированных технологий и средств обучения — применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий; — Тестовый контроль качества знаний — использование тестовых систем на базе компьютерных технологий; — Экономическая эффективность — улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения; — Гибкость — возможность обучаться в удобное для обучаемого время, в удобном месте и удобном темпе. — Модульность — возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям — Параллельность — возможность обучения при совмещении с другими видами деятельности. — Асинхронность — реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию. — Новая роль преподавателя — возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий. — Новая роль обучающегося — повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы. — Внедрение информационных технологий — технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах.
(Мы делаем первые шаги в направлении открытого образования. Кабинет электронного образования позволяет транслировать уроки, мастер- классы, семинары на дальние уголки нашего района, в школы, которые испытывают кадровый голод)
Дистанционное обучениеявляется формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию. Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный процесс.
Особенности дистанционного обучения: — Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. — Модульность. Возможность их набора независимых учебных курсов — модулей, формировать учебный план, отвечающий индивидуальным потребностям. — Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.). Общение через сети друг с другом и преподавателями. — Экономичность. Эффективное использование технических, мультимедийных средств, отсутствие транспортных затрат. — Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствует продвижению в мировом информационном пространстве. — Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности обучаемого. — Новая роль преподавателя. Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемый им материал, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями.
(Школа использует дистанционное обучение для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в дни карантинов, отмены занятий в связи с погодными условиями)
Титова Ирина Юрьевна, заместитель директора по инновационной работе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Администрация
Информационно-справочные материалы
03 мая 2013
Файлы
информационная компетентность.pdf
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО