В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Диспут "Мой город"

Диспут "Мой город"

Лилия Каримова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 1234 голосов:12просмотров: 5445 комментариев: 5
Краткое описание
•    Ознакомить учащихся с достоинствами и недостатками городской экосистемы;
•    Выявить пути улучшения окружающей среды, как в широком, так и в узком смысле слова;
•    Ознакомить учащихся с понятиями урбанизация, урбоэкология, «парниковый эффект», «озоновый экран», витамин Д;
•    Воспитать патриотическое отношение к родному краю.
Описание
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 5 города Буинска РТ»

Методическая разработка по экологии на тему: «Мой город».
Авторская работа
Каримовой Лилии Закариевны, учителя биологии и экологи МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 5 города Буинска РТ;
адрес: ул. Гаяза Исхаки, дом29; тел.:3-63-90; стаж работы 22 года
город Буинск 2013 год
Пояснительная записка. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Экология не входит в число обязательных предметов, преподаваемых в школах Татарстана, поэтому основная нагрузка в области экологического образования и воспитания легла на учителей биологии, географии, химии – каждый из которых раскрывает соответствующий аспект экологической проблемы. В настоящей разработке проблемы окружающей среды рассматриваются в системе занятий для учащихся старших классов, имеющих информацию о множестве разрозненных фактов и нуждающихся в системном подходе к анализу этих проблем. Диспут по проблемам морали и экологии призван актуализировать нравственные аспекты отношения учащихся к проблемам окружающей среды родного края. Занятие может быть проведено как за счет времени, предусмотренного программой, так и за счет 15 % резерва времени, которым располагает учитель каждого предмета. Возможно проведение внеклассного мероприятия. Мероприятие по экологии. Диспут. Тема:«Мой город». Цели и задачи:
· Ознакомить учащихся с достоинствами и недостатками городской экосистемы;
· Выявить пути улучшения окружающей среды, как в широком, так и в узком смысле слова;
· Ознакомить учащихся с понятиями урбанизация, урбоэкология, «парниковый эффект», «озоновый экран», витамин Д;
· Воспитание патриотического отношения к родному краю.

Оборудования:самодельные таблицы «Словарь экологических терминов», «Парниковый эффект», «Время разложения бытового мусора», выставка книг об экологии, стенды экологических плакатов, выступления учащихся.

Место проведения:актовый зал

Время проведения:15 ч 00 мин.
План проведения диспута:

1. Урбанизация и урбоэкология.

2. Мой город.
1. Выступление специалиста Заволжского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов.
2. Выступление учащегося.
3. Интервью.
4. Консультация специалиста Заволжского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов.
5. Проблема урбоэкологии. Выступление учащегося.
3.Город будущего.
· Пути решения экологических проблем.
Ход диспута: 1. Вступительное слово ведущего: Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать на диспуте, тема которого «Мой город». Наша задача – ознакомиться с понятием урбоэкология, обсудить «плюсы» и «минусы» городской экосистемы и найти пути решения наиважнейших экологических задач – проблем. У нас в гостях специалист Заволжского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов Заббаров Амир Анварович. Города – дети цивилизации с ними связано развитие науки, культуры, промышленности. Более 60 % населения России живет в городах. А в РТ – 76%. Человек всегда стремился туда, где легче жить, туда, где много всяческих благ жизни. · Какие блага получает человек, живущий в городе? · Все виды транспорта, телеграф, телевидение, радио, печать, культурный центр, горячая вода и канализация, централизованное отопление. Но, создавая все эти условия, человек, конечно же, не думал о последствиях, об обратной стороне медали. · Так какие же недостатки сопутствуют перечисленным благам городской жизни? · Мало зелени, много шума, пыли, транспорт создает бесчисленные пробки, проблемы с расписанием автобусов и другие. · А можно ли город назвать экосистемой, и по каким признакам? · Да. Город – можно назвать городской экосистемой, так как это такое же сообщество взаимосвязанных между собой живых организмов, на которые воздействует весь комплекс экологических факторов окружающей среды. Так вот, изучением всех «плюсов» и «минусов» городской экологической системы занимается наука – УРБОЭКОЛОГИЯ. Урбанизация (лат. УРБАНУС – городской) – это процесс роста доли городского населения, повышения роли городов и распространения городского образа жизни. Татарстан – развитая в экономическом отношении республика. Она имеет мощный промышленный потенциал и стабильное сельское хозяйство. Высокий уровень загрязнения окружающей среды приходится на города республики, в которых сосредоточены основные промышленные центры, это: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Альметьевск и другие. А как обстоят дела в нашем «доме» — городе Буинске? Лучше всего нам об этом расскажет специалист – наш гость. Сегодня он будет нашим консультантом по экологическим вопросам, которые возникнут в ходе диспута. 2. Мой город. 1. Выступление специалиста Заволжского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов – Заббарова Амира Анваровича. В городах экологические проблемы стоят наиболее остро. Это связано с коренными изменениями природной среды, с высокой концентрацией промышленных предприятий и большой плотностью населения. Города с каждым годом растут и становятся все крупнее и крупнее. Иногда города сливаются, образуя мегаполисы. 2. Текст выступления. О том, какие неблагоприятные условия складываются в городе, попросим ответить учащихся, сидящих в зале. · Итак, давайте, перечислим основные экологические беды современного города. · «Парниковый эффект», накопление твердых бытовых отходов, смог, фотохомический туман, воздействие ЛЭП и электромагнитного излучения, шумовое загрязнение и многое другое. О загрязнении воздуха и парниковом эффекте, используя таблицу №1 (см. приложения), расскажет ученик 11 «а» класса Хайбуллов Рустам. « В результате дыхания загрязненным воздухом горожане чаще, чем сельские жители, страдают от заболеваний верхних дыхательных путей. Использование загрязненных продуктов вызывает заболевание желудка и печени. В городах повышается количество больных различными формами рака. Однообразные городские пейзажи без зелени – высокие дома серого цвета с рядами одинаковых окон – являются «полями агрессивности» и угнетают психическое состояние человека. Города загрязняют водоемы – озера и реки, разрушают их экосистемы. Например: в низовьях Волги гибнет осетр, т.к. вода здесь загрязнена отходами промышленных предприятий. Промышленные предприятия городов и городской транспорт сжигают много кислорода и выбрасывают в атмосферу диоксид углерода, что ведет к развитию парникового эффекта. Предприятия городов повинны в том, что на окружающие экосистемы выпадают кислотные дожди – выброшенные в атмосферу оксиды серы и азота – растворяются в атмосферной влаге и выпадают на землю. Транспорт и промышленные предприятия города вызывают шумовое загрязнение, которое также неблагоприятно сказывается на здоровье людей. Разрастаясь, города уменьшают площадь естественных экосистем, в первую очередь лесных и сельскохозяйственных, под строениями оказываются плодородные почвы. Горожане во время отдыха отрицательно воздействуют на окружающие экосистемы, вызывая рекреационные сукцессии. Исчезают красиво цветущие виды растений, вытаптывается травяной ярус лесов, в интенсивно посещаемых горожанами лесах меньше птиц, нет грибов и ягод…» 3.Интервью. Спасибо! Того, что вы нам прочитали вполне достаточно, чтобы объявить города «вне закона». Однако все мы понимаем, что пути назад у человечества нет и без городов не обойтись, как не обойтись без его промышленных заводов, фабрик, пекарен, химчисток, котельных. В связи с этим каждый класс получил задание: «Группе журналистов из 3 – 5 человек посетить одно из предприятий города и, используя вопросы интервью, составить статью об этом предприятии. Вопросы интервью.
1. Название предприятия?
2. Год его образования и краткая историческая справка.
3. Ф.И.О. руководителя предприятия.
4. Ф.И.О. и должность человека, дающего интервью.
5. Чем занимается данное предприятие, какую продукцию выпускает?
6. Основная цель предприятия?
7. Какие есть проблемы у предприятия?
8. Рассказ об очистных сооружениях.
· Их состояние
· Время установки
· Другие сведения
9. Планы на будущее.
10. О кадрах и трудоустройстве».

А теперь прослушаем эти выступления.
· Выступление 10 класса
· Выступление 9 «а» класса
· Выступление 9 «б» класса
· Выступление 11 класса

Спасибо всем журналистам за их превосходные статьи, но все они могут быть «газетной уткой» без комментариев специалиста.

4. Консультации специалиста.
Послушаем мнение квалифицированного специалиста Заволжского территориального управления по вопросам охраны окружающей среды Заббарова Амира.
Вопросы учащихся.
1). Городской транспорт переходит на «газовое» горючее, все больше легковых и грузовых машин имеют под кузовом и в багажнике красную бочку с надписью «огнеопасно». Какие опасности могут быть для нашего города от этого?
2). Какой из районов нашего города наиболее загрязненный?
3). Какое влияние на здоровье оказывают трансформаторные будки во дворах жилых домов, на территории образовательных и других учреждений? Верно ли то, что это может приводить к онкологическим заболеваниям?
4).Электромагнитные волны имеют силу гамма-излучений. Могут ли их удержать стены из красного или белого кирпича?

5. Проблема урбанизации.Сообщение учащегося.
Но есть еще одна существенная проблема урбанизации – это промышленные отходы и их захоронение.
Текст сообщения.
1 выступающий.«Следует фракционировать мусор – в отдельные контейнеры складывать бумагу, стекло, пластик, органические отходы, металл. Тогда утилизировать мусор будет проще – переплавлять стекло, перерабатывать органику, например, в корм для рыб. Пластики, которые трудно разлагаются микроорганизмами, в США используют повторно для производства строительных материалов. Также используют и бумажную тару из-под молока и соков, которая имеет полиэтиленовый слой. Надо меньше использовать одноразовых упаковок и больше – многоразовых. Молоко экологически правильнее разливать в стеклянные бутылки, которые совершают десятки оборотов от покупателей до молочных заводов, а не в пакеты, которые попадают на свалки. Сейчас на свалки попадает много полиэтиленовых бутылок от напитков. Эта упаковка удобна тем, что мало весит, но она экологически ущербна. Хорошо бы отечественные прохладительные напитки разливать в стеклянные бутылки». 2 – ой выступающий.«Я читал, что в Японии созданы домашние печи для сжигания мусора при высокой температуре. Хозяин складывает мусор в такую печь, которая автоматически включается ночью, когда электроэнергия дешевле. К утру вместо объемистого пакета остается горстка пепла. Пепел используется как строительный материал для отсыпки новых участков вдоль побережья островов. Или закапывают в почву на глубину 1 м, тогда корни культурных растений уже не достигают этого слоя. Посмотрите таблицу, и вам станет ясно, почему отходы хозяйственной деятельности тоже стали считаться ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ». (Работа с таблицей «Бытовой мусор и время его разложения», см. приложения) Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5 м.
Видим, что скоро при таких темпах научно-технического прогресса ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ № 1 может стать само ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Вспомним, как звучит один из самых логичных «законов» Барри Коммонера = П Р И Р О Д А З Н А Е Т Л У Ч Ш Е = Природа протягивает свои спасательные руки в каменные мешки городов. 3. Город будущего. Каким вы видите город будущего? Что может спасти наш дом, наше жилище – наш город Буинск? (Ответы учащихся). Очень важно, чтобы в городе было как можно больше растений. Надо их сажать везде, где они могут расти. Хороши для города деревья, которые имеют быстрый рост и широкую крону, устойчивы к загрязнению. Особенно перспективен в этом отношении тополь (его мужские экземпляры). По количеству поглощаемого СО2 и выделяемого О2 25-ти летний тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения воздуха – почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо 7 елей (3 лип или 4 сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль. А еще нужно: установить контроль над загрязнениями, принимать меры для их уменьшения, следить за здоровьем горожан, своевременно их, проводить профилактику заболеваний, установить нейтрализаторы на автомобили, установить очистные сооружения, озеленять города и поселки, сохранять редких животных и растения. Это то, что можно сделать в широком смысле слова. Защита окружающей среды в узком смысле слова должна осуществляться силами каждого из нас. Всех тех, кто собрался в этом зале (насчитывается более 60 человек) уже достаточно для этой цели. Ведь если я, он, она и все остальные посадят одно дерево, вовремя выключат воду, сэкономят электроэнергию, не бросят мусор на землю, то уже этим внесут большой вклад в охрану окружающей среды. Думайте о природе, любите природу, живите в мире с природой!!! Спасибо за внимание! СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. И.Т. Суравегина, В.М.Сенкевич. Как учить экологии. М.: Просвещение. 1995. 2. И.Т. Гайсин. Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. К. КГПУ. 1994. 3. Ю.Г. Мизун. Экология известная и неизвестная. М. НПЦ «Экология и здоровье». 1994. 4. Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике. М. Просвещение. 1978. 5. Л.А. Мангутова, Т.Л. Зефиров. Популярная экология. К. Экоцентр. 1997.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение № 2
Материал Время разложения
Бумага 2 – 10 лет
Консервная банка 90 лет
Фильтр от сигареты 100 лет
Полиэтиленовый пакет 200 лет
Пластмасса 500 лет
Стекло 1000 лет
Приложение №1 УРБОЭКОЛОГИЯ
МЕГАПОЛИС
«ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ»
ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ
ВИТАМИН Д
УРБАНИЗАЦИЯ
РЕКРЕАЦИЯ

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Диспут (автор Каримова Л.З.).doc Скачать

Муниципальное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 5

города Буинска РТ»







Методическая разработка

по экологии на тему:


«Мой город».




Авторская работа

Каримовой Лилии Закариевны, учителя биологии и экологи МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 5 города Буинска РТ;

адрес: ул. Гаяза Исхаки, дом29; тел.:3-63-90; стаж работы 22 года





город Буинск

2013 год


Пояснительная записка.







В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.

Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

Экология не входит в число обязательных предметов, преподаваемых в школах Татарстана, поэтому основная нагрузка в области экологического образования и воспитания легла на учителей биологии, географии, химии – каждый из которых раскрывает соответствующий аспект экологической проблемы.

В настоящей разработке проблемы окружающей среды рассматриваются в системе занятий для учащихся старших классов, имеющих информацию о множестве разрозненных фактов и нуждающихся в системном подходе к анализу этих проблем.

Диспут по проблемам морали и экологии призван актуализировать нравственные аспекты отношения учащихся к проблемам окружающей среды родного края.

Занятие может быть проведено как за счет времени, предусмотренного программой, так и за счет 15 % резерва времени, которым располагает учитель каждого предмета. Возможно проведение внеклассного мероприятия.















Мероприятие по экологии.

Диспут.


Тема: «Мой город».


Цели и задачи:

  • Ознакомить учащихся с достоинствами и недостатками городской экосистемы;

  • Выявить пути улучшения окружающей среды, как в широком, так и в узком смысле слова;

  • Ознакомить учащихся с понятиями урбанизация, урбоэкология, «парниковый эффект», «озоновый экран», витамин Д;

  • Воспитание патриотического отношения к родному краю.


Оборудования: самодельные таблицы «Словарь экологических терминов», «Парниковый эффект», «Время разложения бытового мусора», выставка книг об экологии, стенды экологических плакатов, выступления учащихся.


Место проведения: актовый зал


Время проведения: 15 ч 00 мин.



План проведения диспута:


1. Урбанизация и урбоэкология.


2. Мой город.

  1. Выступление специалиста Заволжского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов.

  2. Выступление учащегося.

  3. Интервью.

  4. Консультация специалиста Заволжского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов.

  5. Проблема урбоэкологии. Выступление учащегося.



3. Город будущего.

  • Пути решения экологических проблем.





Ход диспута:


  1. Вступительное слово ведущего:


Здравствуйте!

Я рада Вас приветствовать на диспуте, тема которого «Мой город». Наша задача – ознакомиться с понятием урбоэкология, обсудить «плюсы» и «минусы» городской экосистемы и найти пути решения наиважнейших экологических задач – проблем.

У нас в гостях специалист Заволжского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов Заббаров Амир Анварович.

Города – дети цивилизации с ними связано развитие науки, культуры, промышленности. Более 60 % населения России живет в городах. А в РТ – 76%. Человек всегда стремился туда, где легче жить, туда, где много всяческих благ жизни.

  • Какие блага получает человек, живущий в городе?

  • Все виды транспорта, телеграф, телевидение, радио, печать, культурный центр, горячая вода и канализация, централизованное отопление.

Но, создавая все эти условия, человек, конечно же, не думал о последствиях, об обратной стороне медали.

  • Так какие же недостатки сопутствуют перечисленным благам городской жизни?

  • Мало зелени, много шума, пыли, транспорт создает бесчисленные пробки, проблемы с расписанием автобусов и другие.

  • А можно ли город назвать экосистемой, и по каким признакам?

  • Да. Город – можно назвать городской экосистемой, так как это такое же сообщество взаимосвязанных между собой живых организмов, на которые воздействует весь комплекс экологических факторов окружающей среды.

Так вот, изучением всех «плюсов» и «минусов» городской экологической системы занимается наука – УРБОЭКОЛОГИЯ.

Урбанизация (лат. УРБАНУС – городской) – это процесс роста доли городского населения, повышения роли городов и распространения городского образа жизни.

Татарстан – развитая в экономическом отношении республика. Она имеет мощный промышленный потенциал и стабильное сельское хозяйство. Высокий уровень загрязнения окружающей среды приходится на города республики, в которых сосредоточены основные промышленные центры, это: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Альметьевск и другие.

А как обстоят дела в нашем «доме» - городе Буинске? Лучше всего нам об этом расскажет специалист – наш гость. Сегодня он будет нашим консультантом по экологическим вопросам, которые возникнут в ходе диспута.

  1. Мой город.


  1. Выступление специалиста Заволжского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов – Заббарова Амира Анваровича.


В городах экологические проблемы стоят наиболее остро. Это связано с коренными изменениями природной среды, с высокой концентрацией промышленных предприятий и большой плотностью населения. Города с каждым годом растут и становятся все крупнее и крупнее. Иногда города сливаются, образуя мегаполисы.


2. Текст выступления.


О том, какие неблагоприятные условия складываются в городе, попросим ответить учащихся, сидящих в зале.

  • Итак, давайте, перечислим основные экологические беды современного города.

  • «Парниковый эффект», накопление твердых бытовых отходов, смог, фотохомический туман, воздействие ЛЭП и электромагнитного излучения, шумовое загрязнение и многое другое.


О загрязнении воздуха и парниковом эффекте, используя таблицу №1 (см. приложения), расскажет ученик 11 «а» класса Хайбуллов Рустам.

« В результате дыхания загрязненным воздухом горожане чаще, чем сельские жители, страдают от заболеваний верхних дыхательных путей. Использование загрязненных продуктов вызывает заболевание желудка и печени. В городах повышается количество больных различными формами рака.

Однообразные городские пейзажи без зелени – высокие дома серого цвета с рядами одинаковых окон – являются «полями агрессивности» и угнетают психическое состояние человека.

Города загрязняют водоемы – озера и реки, разрушают их экосистемы. Например: в низовьях Волги гибнет осетр, т.к. вода здесь загрязнена отходами промышленных предприятий.

Промышленные предприятия городов и городской транспорт сжигают много кислорода и выбрасывают в атмосферу диоксид углерода, что ведет к развитию парникового эффекта.

Предприятия городов повинны в том, что на окружающие экосистемы выпадают кислотные дожди – выброшенные в атмосферу оксиды серы и азота – растворяются в атмосферной влаге и выпадают на землю.

Транспорт и промышленные предприятия города вызывают шумовое загрязнение, которое также неблагоприятно сказывается на здоровье людей.

Разрастаясь, города уменьшают площадь естественных экосистем, в первую очередь лесных и сельскохозяйственных, под строениями оказываются плодородные почвы.

Горожане во время отдыха отрицательно воздействуют на окружающие экосистемы, вызывая рекреационные сукцессии.

Исчезают красиво цветущие виды растений, вытаптывается травяной ярус лесов, в интенсивно посещаемых горожанами лесах меньше птиц, нет грибов и ягод…»

3. Интервью.

Спасибо! Того, что вы нам прочитали вполне достаточно, чтобы объявить города «вне закона». Однако все мы понимаем, что пути назад у человечества нет и без городов не обойтись, как не обойтись без его промышленных заводов, фабрик, пекарен, химчисток, котельных.


В связи с этим каждый класс получил задание:


«Группе журналистов из 3 – 5 человек посетить одно из предприятий города и, используя вопросы интервью, составить статью об этом предприятии.

Вопросы интервью.

  1. Название предприятия?

  2. Год его образования и краткая историческая справка.

  3. Ф.И.О. руководителя предприятия.

  4. Ф.И.О. и должность человека, дающего интервью.

  5. Чем занимается данное предприятие, какую продукцию выпускает?

  6. Основная цель предприятия?

  7. Какие есть проблемы у предприятия?

  8. Рассказ об очистных сооружениях.

    • Их состояние

    • Время установки

    • Другие сведения

  9. Планы на будущее.

  10. О кадрах и трудоустройстве».


А теперь прослушаем эти выступления.

  • Выступление 10 класса

  • Выступление 9 «а» класса

  • Выступление 9 «б» класса

  • Выступление 11 класса


Спасибо всем журналистам за их превосходные статьи, но все они могут быть «газетной уткой» без комментариев специалиста.


4. Консультации специалиста.

Послушаем мнение квалифицированного специалиста Заволжского территориального управления по вопросам охраны окружающей среды Заббарова Амира.

Вопросы учащихся.

1). Городской транспорт переходит на «газовое» горючее, все больше легковых и грузовых машин имеют под кузовом и в багажнике красную бочку с надписью «огнеопасно». Какие опасности могут быть для нашего города от этого?

2). Какой из районов нашего города наиболее загрязненный?

3). Какое влияние на здоровье оказывают трансформаторные будки во дворах жилых домов, на территории образовательных и других учреждений? Верно ли то, что это может приводить к онкологическим заболеваниям?

4).Электромагнитные волны имеют силу гамма-излучений. Могут ли их удержать стены из красного или белого кирпича?


5. Проблема урбанизации. Сообщение учащегося.

Но есть еще одна существенная проблема урбанизации – это промышленные отходы и их захоронение.

Текст сообщения.

1 выступающий. «Следует фракционировать мусор – в отдельные контейнеры складывать бумагу, стекло, пластик, органические отходы, металл. Тогда утилизировать мусор будет проще – переплавлять стекло, перерабатывать органику, например, в корм для рыб.

Пластики, которые трудно разлагаются микроорганизмами, в США используют повторно для производства строительных материалов. Также используют и бумажную тару из-под молока и соков, которая имеет полиэтиленовый слой.

Надо меньше использовать одноразовых упаковок и больше – многоразовых. Молоко экологически правильнее разливать в стеклянные бутылки, которые совершают десятки оборотов от покупателей до молочных заводов, а не в пакеты, которые попадают на свалки. Сейчас на свалки попадает много полиэтиленовых бутылок от напитков. Эта упаковка удобна тем, что мало весит, но она экологически ущербна. Хорошо бы отечественные прохладительные напитки разливать в стеклянные бутылки».

2 – ой выступающий. «Я читал, что в Японии созданы домашние печи для сжигания мусора при высокой температуре. Хозяин складывает мусор в такую печь, которая автоматически включается ночью, когда электроэнергия дешевле. К утру вместо объемистого пакета остается горстка пепла. Пепел используется как строительный материал для отсыпки новых участков вдоль побережья островов. Или закапывают в почву на глубину 1 м, тогда корни культурных растений уже не достигают этого слоя.

Посмотрите таблицу, и вам станет ясно, почему отходы хозяйственной деятельности тоже стали считаться ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ».


(Работа с таблицей «Бытовой мусор и время его разложения», см. приложения)

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5 м.



Видим, что скоро при таких темпах научно-технического прогресса

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ № 1 может стать само ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Вспомним, как звучит один из самых логичных «законов» Барри Коммонера = П Р И Р О Д А З Н А Е Т Л У Ч Ш Е =

Природа протягивает свои спасательные руки в каменные мешки городов.



3. Город будущего.


Каким вы видите город будущего? Что может спасти наш дом, наше жилище – наш город Буинск? (Ответы учащихся).



Очень важно, чтобы в городе было как можно больше растений. Надо их сажать везде, где они могут расти. Хороши для города деревья, которые имеют быстрый рост и широкую крону, устойчивы к загрязнению. Особенно перспективен в этом отношении тополь (его мужские экземпляры). По количеству поглощаемого СО2 и выделяемого О2 25-ти летний тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения воздуха – почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо 7 елей (3 лип или 4 сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.

А еще нужно: установить контроль над загрязнениями, принимать меры для их уменьшения, следить за здоровьем горожан, своевременно их, проводить профилактику заболеваний, установить нейтрализаторы на автомобили, установить очистные сооружения, озеленять города и поселки, сохранять редких животных и растения. Это то, что можно сделать в широком смысле слова.

Защита окружающей среды в узком смысле слова должна осуществляться силами каждого из нас. Всех тех, кто собрался в этом зале (насчитывается более 60 человек) уже достаточно для этой цели. Ведь если я, он, она и все остальные посадят одно дерево, вовремя выключат воду, сэкономят электроэнергию, не бросят мусор на землю, то уже этим внесут большой вклад в охрану окружающей среды. Думайте о природе, любите природу, живите в мире с природой!!!




Спасибо за внимание!





СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ





  1. И.Т. Суравегина, В.М.Сенкевич. Как учить экологии. М.: Просвещение. 1995.


  1. И.Т. Гайсин. Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. К. КГПУ. 1994.



  1. Ю.Г. Мизун. Экология известная и неизвестная. М. НПЦ «Экология и здоровье». 1994.


  1. Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике. М. Просвещение. 1978.



  1. Л.А. Мангутова, Т.Л. Зефиров. Популярная экология. К. Экоцентр. 1997.





















ПРИЛОЖЕНИЯ.

























Приложение № 2



Материал

Время разложения

Бумага

2 – 10 лет

Консервная банка

90 лет

Фильтр от сигареты

100 лет

Полиэтиленовый пакет

200 лет

Пластмасса

500 лет

Стекло

1000 лет











Приложение №1




УРБОЭКОЛОГИЯ


МЕГАПОЛИС


«ПАРНИКОВЫЙ

ЭФФЕКТ»


ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ


ВИТАМИН Д


УРБАНИЗАЦИЯ


РЕКРЕАЦИЯ






Диспут (автор Каримова Л.З.).zip Скачать
Обсуждение материала
Инесса Константинова
19.04.2013 21:27
Уважаемая Лилия Закариевна! Выражаю благодарность за хорошую разработку по экологическому воспитанию учащихся, которая пригодится коллегам. Считаю, что тема, которую Вы обсуждаете, является очень актуальной, и думаю, что коллеги оценят Ваш материал.
С уважением, И.В. Константинова, модератор.
Лилия Каримова
20.04.2013 11:03
Уважаемая Инесса Владиславовна! Спасибо за вашу оценку! Я буду так же  очень рада, если моя разработка  облегчит труд коллегам!
Ольга Важова
30.04.2013 06:47
Уважаемая Лилия Закариевна! Проблема экологии городских территорий приобретает в настоящее время все большую актуальность, поэтому очень важно приучать наших детей к бережному отношения к природе.  Ваш диспут по  экологии призван актуализировать нравственные аспекты отношения учащихся к проблемам окружающей среды родного края.Спасибо за интересный и полезный материал.
Лилия Каримова
30.04.2013 23:15
:)Спасибо за ваше внимание к моей работе!
нина володина
3.03.2018 10:19
Спасибо за материал, очень интересно.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров