В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок самопознания и сотрудничества «Все мы разные»

Алла Филимонова Алла Филимонова
Тип материала: Урок
просмотров: 2182
Краткое описание
Познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.

Описание
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Тракторозаводского района г. Волгограда Составила:А.В. Филимонова, педагог-психолдог Урок самопознания и сотрудничества «Все мы разные»
Дата: 03.04.2013 г.
Возраста обучающихся: 10-11 лет.
Присутствовали на уроке: 20 обучающихся 4 «Б» класса.
Цель урока:  познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.
Образовательная:
  1. Помочь обучающимся находить признаки «уникальности» и «неповторимости» у себя и у других через игру.
  2. Объяснить детям, что все мы разные и очень важно принимать человека, таким, каким он есть.
Развивающая:
1. Развивать умение анализировать понятие «радость»» через рисунки детей.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
  1. Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям и одноклассникам, как уникальной личности.
Планируемые результаты: Предметные Обучающиеся смогут: — объяснить, кто такой «уникальный» и «неповторимый» человек; — анализируя эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я эти вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» сделать вывод о том, что все мы разные, не похожие, каждый человек имеет свой набор качеств, это нас обогащает и делает интересными друг для друга; — понять через психологические игры, что каждый человек уникален по своему, и мы должны принимать друг друга такими, какие мы есть с нашими достоинствами и недостатками. Метапредметные Регулятивные: — самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы; — давать самооценку своей деятельности. Коммуникативные: — формулировать собственное мнение и позицию, учитывать мнения других; — взаимодействовать, работать индивидуально и в парах с целью решения учебной задачи. Познавательные: — рассуждать над значением понятий, их существенных признаков; — добывать новые знания; — находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, слайды, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на занятии; — развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; — выявлять проблему, выдвигать предположения, делать умозаключения. Личностные — вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; — выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме.
Материалы: компьютерная презентация, коробочка с горошинами, шкатулка с зеркалом, листы бумаги, карандаши, фломастеры, клей, список черт характера, таблица для заполнения качеств, ладошки из цветного картона, плакат — «Солнце».
Оборудование: компьютер, экран.
Ход занятия Эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Антуан де Сент-Экзюпери.
1. Ритуал приветствия.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые гости!
Здравствуйте, дорогие ребята!
Друзья, давайте вместе поприветствуем наших гостей.
Упражнение «Здравствуйте!».
Цель: установление контакта и снятие напряжения.
Методы и техники: нетрадиционное приветствие.
Психолог: Ребята, а теперь давайте вы поприветствуйте друг друга, но не так, как вы это делаете всегда (кивком головы, пожатием руки, словом), а необычно (нетрадиционно).
Для этого я приглашаю вас встать в круг.
Ребята встают в круг, разбиваются по — парно и демонстрируют способы приветствия
Психолог: Какие чувства и эмоции вы испытали сейчас?
Ответы детей Я желаю вам, чтобы эти положительные эмоции сохранились у вас до конца нашего урока.
Дети садятся на свои места
2. Вступительная часть.

Упражнение № 2.1 «Горошина».
Психолог: И так, друзья, у вас на столах лежит необычный предмет — горошина. Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля! Давайте мы её внимательно рассмотрим. Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?!
Ответы ребят
Психолог: А теперь опустимся ещё ниже, кого мы видим?
Ответы ребят

Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)
А теперь внимательно рассмотрите людей.Какие они?
Психолог: А давайте, ребята, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)
То, каким станет наш мир?
А на самом деле, какие мы земляне?!
Ответы ребят Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле! Каждый человек — это целый отдельный мир. Все мы земляне. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по — своему.

И не случайно эпиграфом сегодняшнего нашего занятия являются слова:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Психолог: Ребята, а как вы понимаете слова: не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
Хорошо! Мы к этим словам ещё вернемся.
Ребята, а что значит, не похожий?
Ответы ребят Проговорить цели

Психолог: Так о ком же мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы ребят
3. Основная часть.

Работа по теме.

Упражнение №3.1 «Волшебное озеро».
Цель: познакомить детей с понятиями «уникальный» и «неповторимый».

Ребята садятся в круг

Психолог:Ребята, сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит её, должен заглянуть внутрь.

Ребята выполняют задание
Психолог:
В.1: Ребята, кого вы увидели в «маленьком волшебном озере»?
В.2: А каким, вы себя увидели?

Психолог: Действительно, ребята все вы разные, не похожие друг на друга, а значит какие вы?
Ответы ребят Психолог: Даже понимание радости, счастья, грусти, у вас у каждого своё, каждый вносит свой смысл в это понятие.
Сейчас мы это проверим.

Упражнение №3.2 «Радость».
Психолог: Ребята, предлагаю каждому из вас с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.
Звучит музыка Ребята выполняют задание.

Психолог: А сейчас предлагаю вам, повесить на доску ваши рисунки.

Рисунки крепятся на доску
Психолог: По рисункам видно, что каждый имеет свое представление и свой цвет: радости, грусти, любви и счастья.

В процессе обсуждения подвести ребят к выводу:

Это ещё раз подтверждает наш вывод, что каждый человек особенный, неповторимый, уникальный.

Психолог: У каждого уникального человека, есть своя уникальная вещь. Эта вещь, подаренная близкими людьми, эта вещь, которая вам дорога.
Как вы относитесь к этой уникальной вещи?
Ответы ребят Психолог: Так если мы так бережно относимся к уникальным вещам, то, как же мы должны относиться к уникальному человеку, ведь человек дороже любого самого уникального предмета?
Ответы ребят Психолог: А какими качествами характера должен обладать человек, чтобы уметь ценить другого?
Ответы ребят Упражнение №3.3 «Себе — другим».
Ребятам предлагается список черт характера, где необходимо выбрать недостающие качества себе и другим к своей неповторимости и уникальности.
Психолог: Ребята, настолах у вас, лежат листочки, на которых записаны качества характера. Распределите их в два столбика. «Себе» — запишите те качества характера, какие бы ты хотел иметь вдобавок к своей неповторимости и уникальности, а в столбик «Другим» – записать те качества, которые ты хотел бы видеть в других. Не более 2-3х самых важных. Показываем эти листы
Список качеств характера: отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный. Ответы ребят Психолог: Пожалуйста!
Какие качества чаще всего повторялись, в столбике — «Себе» и«Другим»?
Ответы ребят
Таблички с качествами вешаются на доску.

4. Заключительная часть.
Подведение итогов. Психолог: Те качества, которые мы выбрали для «других» объединяют нас, делают похожими. Нам всем хочется, чтобы нас уважали, ценили, относились по — доброму.
Но есть качества, которые нас отличают друг от друга, помогают нам дополнять друг друга.
Так давайте вернемся к нашему эпиграфу, с которого мы начинали наше занятие:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Психолог: Сможете ли вы теперь объяснить значение слов:
«не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Ответы ребят Психолог: Мы должны принимать друг друга, такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками. Это нас обогащает, дополняет и делает уникальными и неповторимыми. Давайте внимательно относиться к себе и другим людям, даже если они на нас не похожи.
5. Рефлексия
Психолог: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
Что вам понравилось больше всего?

Ребята обмениваются своими впечатлениями.
А сейчас предлагаю вам выполнить мини – проект, он останется у вас в классе, как напоминание о том, что каждый из вас уникален.
На столах у вас лежит ладошка, напишите на ней лучшее свое качество, которое делает вас неповторимым.
Звучит музыка Ребята приклеивают ладошки на доску

7. Ритуал прощания.
Все встают в круг, пожимают друг другу руки со словами: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Психолог: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»
Занятие окончено!
Себе Другим
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.



Приложение 1 Список качеств характера: Отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
Пожаловаться 14 апреля 2013
Файлы
Сценарий занятия - Все мы разные -2013(Чумаков).doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Тракторозаводского района г. Волгограда


Составила: А.В. Филимонова,

педагог-психолог.



Урок самопознания и сотрудничества

«Все мы разные»


Дата: 03.04.2013 г.

Возраста обучающихся: 10-11 лет.

Присутствовали на уроке: 20 обучающихся 4 «Б» класса.

Цель урока:  познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.

Образовательная:

  1. Помочь обучающимся находить признаки «уникальности» и «неповторимости» у себя и у других через игру.

  2. Объяснить детям, что все мы разные и очень важно принимать человека, таким, каким он есть.

Развивающая:

1. Развивать умение анализировать понятие «радость»» через рисунки детей.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.

3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям и одноклассникам, как уникальной личности.


Планируемые результаты:

Предметные

Обучающиеся смогут:

- объяснить, кто такой «уникальный» и «неповторимый» человек;

- анализируя эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я эти вовсе не оскорбляю

тебя, а, напротив, одаряю»

сделать вывод о том, что все мы разные, не похожие, каждый человек имеет свой

набор качеств, это нас

обогащает и делает интересными друг для друга;

- понять через психологические игры, что каждый человек уникален по своему, и

мы должны принимать друг друга такими, какие мы есть с нашими достоинствами

и недостатками.


Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;

- давать самооценку своей деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, учитывать мнения других;

- взаимодействовать, работать индивидуально и в парах с целью решения учебной

задачи.


Познавательные:

- рассуждать над значением понятий, их существенных признаков;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, слайды, а

также свой жизненный опыт и информацию, полученные на занятии;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- выявлять проблему, выдвигать предположения, делать умозаключения.

Личностные

- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме.


Материалы: компьютерная презентация, коробочка с горошинами, шкатулка с зеркалом, листы бумаги, карандаши, фломастеры, клей, список черт характера, таблица для заполнения качеств, ладошки из цветного картона, плакат - «Солнце».

Оборудование: компьютер, экран.

Ход занятия


Эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент-Экзюпери.



1. Ритуал приветствия.


Психолог: Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Друзья, давайте вместе поприветствуем наших гостей.

Упражнение «Здравствуйте!».

Цель: установление контакта и снятие напряжения.

Методы и техники: нетрадиционное приветствие.

Психолог: Ребята, а теперь давайте вы поприветствуйте друг друга, но не так, как вы это делаете всегда (кивком головы, пожатием руки, словом), а необычно (нетрадиционно).

Для этого я приглашаю вас встать в круг.

Ребята встают в круг, разбиваются по - парно и демонстрируют способы приветствия

Психолог: Какие чувства и эмоции вы испытали сейчас?

Ответы детей

Я желаю вам, чтобы эти положительные эмоции сохранились у вас до конца нашего урока.

Дети садятся на свои места

2. Вступительная часть.

Упражнение № 2.1 «Горошина».

Психолог: И так, друзья, у вас на столах лежит необычный предмет - горошина.

Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля!

Давайте мы её внимательно рассмотрим.

Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?!

Ответы ребят


Психолог: А теперь опустимся ещё ниже, кого мы видим?

Ответы ребят


Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)

А теперь внимательно рассмотрите людей. Какие они?

Психолог: А давайте, ребята, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)

То, каким станет наш мир?

А на самом деле, какие мы земляне?!

Ответы ребят

Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле! Каждый человек - это целый отдельный мир. Все мы земляне. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по - своему.

И не случайно эпиграфом сегодняшнего нашего занятия являются слова:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Психолог: Ребята, а как вы понимаете слова: не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Хорошо! Мы к этим словам ещё вернемся.

Ребята, а что значит, не похожий?

Ответы ребят

Проговорить цели


Психолог: Так о ком же мы с вами сегодня будем говорить?


Ответы ребят


3. Основная часть.


Работа по теме.


Упражнение №3.1 «Волшебное озеро».

Цель: познакомить детей с понятиями «уникальный» и «неповторимый».

Ребята садятся в круг


Психолог: Ребята, сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит её, должен заглянуть внутрь.


Ребята выполняют задание




Психолог:

В.1: Ребята, кого вы увидели в «маленьком волшебном озере»?

В.2: А каким, вы себя увидели?


Психолог: Действительно, ребята все вы разные, не похожие друг на друга, а значит какие вы?

Ответы ребят


Психолог: Даже понимание радости, счастья, грусти, у вас у каждого своё, каждый вносит свой смысл в это понятие.

Сейчас мы это проверим.


Упражнение №3.2 «Радость».

Психолог: Ребята, предлагаю каждому из вас с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.

Звучит музыка

Ребята выполняют задание.


Психолог: А сейчас предлагаю вам, повесить на доску ваши рисунки.


Рисунки крепятся на доску


Психолог: По рисункам видно, что каждый имеет свое представление и свой цвет: радости, грусти, любви и счастья.


В процессе обсуждения подвести ребят к выводу:


Это ещё раз подтверждает наш вывод, что каждый человек особенный, неповторимый, уникальный.


Психолог: У каждого уникального человека, есть своя уникальная вещь. Эта вещь, подаренная близкими людьми, эта вещь, которая вам дорога.

Как вы относитесь к этой уникальной вещи?

Ответы ребят


Психолог: Так если мы так бережно относимся к уникальным вещам, то, как же мы должны относиться к уникальному человеку, ведь человек дороже любого самого уникального предмета?

Ответы ребят

Психолог: А какими качествами характера должен обладать человек, чтобы уметь ценить другого?

Ответы ребят

Упражнение №3.3 «Себе - другим».

Ребятам предлагается список черт характера, где необходимо выбрать недостающие качества себе и другим к своей неповторимости и уникальности.

Психолог: Ребята, на столах у вас, лежат листочки, на которых записаны качества характера. Распределите их в два столбика. «Себе» - запишите те качества характера, какие бы ты хотел иметь вдобавок к своей неповторимости и уникальности, а в столбик «Другим» – записать те качества, которые ты хотел бы видеть в других.

Не более 2-3х самых важных.

Показываем эти листы

Список качеств характера: отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Ответы ребят


Психолог: Пожалуйста!

Какие качества чаще всего повторялись, в столбике - «Себе» и «Другим»?

Ответы ребят


Таблички с качествами вешаются на доску.


4. Заключительная часть.

Подведение итогов.


Психолог: Те качества, которые мы выбрали для «других» объединяют нас, делают похожими. Нам всем хочется, чтобы нас уважали, ценили, относились по - доброму.

Но есть качества, которые нас отличают друг от друга, помогают нам дополнять друг друга.

Так давайте вернемся к нашему эпиграфу, с которого мы начинали наше занятие:


«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Психолог: Сможете ли вы теперь объяснить значение слов:

«не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Ответы ребят

Психолог: Мы должны принимать друг друга, такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками. Это нас обогащает, дополняет и делает уникальными и неповторимыми.

Давайте внимательно относиться к себе и другим людям, даже если они на нас не похожи.


5. Рефлексия

Психолог: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Что вам понравилось больше всего?


Ребята обмениваются своими впечатлениями.

А сейчас предлагаю вам выполнить мини – проект, он останется у вас в классе, как напоминание о том, что каждый из вас уникален.

На столах у вас лежит ладошка, напишите на ней лучшее свое качество, которое делает вас неповторимым.

Звучит музыка

Ребята приклеивают ладошки на доску


7. Ритуал прощания.

Все встают в круг, пожимают друг другу руки со словами: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Психолог: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»


Занятие окончено!













Себе

Другим


1.

2.

3.

4.

5.







1.

2.

3.

4.

5.






Приложение 1



Список качеств характера:

Отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.


6


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru