В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок "Смешанные числа"

Урок "Смешанные числа"

Лилиана Шафигулина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4996 комментариев: 1
Краткое описание
Цель урока: ввести понятие смешанного числа, научить учащихся выделять целую часть из непра-вильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Описание
Тема: Смешанные числа. Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: ввести понятие смешанного числа, научить учащихся выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Планируемые результаты: Личностные: Ученик получит возможность сформировать готовность и способность к целенаправленной познавательной деятельности; волю и настойчивость в достижении цели. Метапредметные: Ученик научится: определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы. Предметные: Ученик научится: распознавать, читать и записывать смешанные числа, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и наоборот.
Опорные понятия, термины Обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, правильная и неправильная дробь. Новые понятия Смешанное число, его целая и дробная часть, выделение целой части.
Формы работы: фронтальная, парная.

Технологическая карта урока:

Этап урока
Задания для учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Организационный момент.


Приветствие класса
Включение в деловой ритм.
Личностные: самоопределение.
Познавательные: анализ и синтез, выведение следствий, моделирование, смысловое чтение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, активизация знаний.
 Л.Н. Толстой писал, что человек подобен дроби. Числитель – это его внешние, телесные и умственные качества. Знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя — свои качества – не во власти человека, но уменьшить своего знаменателя – своего мнения о самом себе, и этим приблизиться к совершенству – во власти каждого человека.

Проанализируйте высказывание Л.Н. Толстого:
1. Проверьте его на практике, выбрав обыкновенную дробь (например, 2/5), и сначала последовательно увеличивайте числитель (например, 4/5), а затем уменьшите знаменатель (например, 2/3).
2. Что происходит с дробью в каждом случае? (дробь увеличивается)
3. Какие математические знания при анализе высказывания понадобились? (сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями).
4. Какие два пути «роста» человека возможны? (развитие качеств и способностей или уменьшение мнения о себе, самооценки). Согласны ли вы с Л.Н. Толстым? Приведите аргументы.
Создаёт проблемную ситуацию.
Активизирует знания учащихся.
Анализируют высказывание. Высказывают собственную точку зрения, аргументируют ответ. Воспроизводят опорные знания в новой ситуации.
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Постановка цели и задач урока.
1. Таким образом, мы сравнили дроби 2/5 и 4/5, 2/5 и 2/3. Повторите правила, использованные вами.
Умеете ли вы сравнивать обыкновенные дроби?
2. Решите задачу:
Профессор математики Мудрецов разложил на столе яблоки и предложил двум своим ученикам взять 13/5 или 10/3 всех яблок. Какой вариант следует принять, чтобы получить большую часть?
Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Каких знаний не хватает? Определите цели урока.


Постановка проблемного задания.
Воспроизведение опорных знаний. Попытки самостоятельно выполнить задание на новое знание. Осознание затруднения, соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами, фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи. Пробуют определить цели урока.
Регулятивные: целеполагание;
познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование проблемы.
4. Изучение нового материала
В качестве какого действия можно рассматривать черту дроби? (деления).
Выполните это действия с каждой дробью и сделайте соответствующую запись. Определите большее число.
(13 :5 = 2 (ост.3)
10: 3 = 3 (ост.1))
Результат можно записать короче, если мы представим каждую дробь в виде суммы:
;
.

Полученные числа называют смешанными.
В записи числа
число 2 называют целой частью смешанного числа, дробь
— его дробной частью.

Действие, которое мы выполнили, называют выделением целой и дробной части смешанного числа.
Как можно выполнить обратное действие (представление смешанного числа в виде неправильной дроби)?
(
)

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации. Корректировка действий учащихся.
Попытка выдвинуть и обосновать гипотезы, применить новый способ действий.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий, коррекция.
Познавательные: общеучебные —
моделирование,
логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование;
Коммуникативные:
 постановка вопросов, умение выражать свои мысли; сотрудничество в
поиске решения.
Первичная проверка понимания.
Составьте в парах инструкции по выделению целой части смешанного числа. Зачитайте три инструкции в классе. Дополните их или внесите изменения.
Сравните составленные вами правила с приведенными в учебнике: п.29, с. 195-196.
Попробуйте составить в парах графическую схему прочитанного вами правила. Предложите несколько графических схем и обсудите их со всем классом. Выберите лучшую схему.
Организует учащихся по
составлению инструкций.
Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково.
 Первичное закрепление
п. 29
№ 769, 773
Устанавливает осознанность
восприятия. Первичное обобщение.
Решают типовые задания с
проговариванием алгоритма
вслух
Познавательные: общеучебные — умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Рефлексия
Закончите предложения:
  1. Сегодня я узнал …
  2. Я научился …
  3. Было трудно …
  4.  Я попробую …
  5. Мне запомнилось…


Организация рефлексии учащихся
Отвечают на вопросы
Познавательные: общеучебные — рефлексия.
Постановка домашнего задания
П.29 №770, 774
Постановка задания, разъяснение.
Фиксирование домашнего задания




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Shafigulina L.R. Matematika.doc Скачать












Автор – Шафигулина Лилиана Равильевна,

учитель математики высшей категории.


г. Астрахань.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №4»


Математика


Учебник :

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.


Тема: Смешанные числа.


5 класс


Продолжительность урока 45 мин.



























Тема: Смешанные числа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ввести понятие смешанного числа, научить учащихся выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби.

Планируемые результаты:

Личностные: Ученик получит возможность сформировать готовность и способность к целенаправленной познавательной деятельности; волю и настойчивость в достижении цели.

Метапредметные: Ученик научится: определять цель учебной деятельности;  выдвигать версии решения проблемы.

Предметные: Ученик научится: распознавать, читать и записывать смешанные числа, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и наоборот.

Опорные понятия, термины

Обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, правильная и неправильная дробь.

Новые понятия

Смешанное число, его целая и дробная часть, выделение целой части.

Формы работы: фронтальная, парная.


Технологическая карта урока:


Этап урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.


Приветствие класса

Включение в деловой ритм.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: анализ и синтез, выведение следствий, моделирование, смысловое чтение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся, активизация знаний.


Л.Н. Толстой писал, что человек подобен дроби. Числитель – это его внешние, телесные и умственные качества. Знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои качества – не во власти человека, но уменьшить своего знаменателя – своего мнения о самом себе, и этим приблизиться к совершенству – во власти каждого человека.

Проанализируйте высказывание Л.Н. Толстого:

1. Проверьте его на практике, выбрав обыкновенную дробь (например, 2/5), и сначала последовательно увеличивайте числитель (например, 4/5), а затем уменьшите знаменатель (например, 2/3).

2. Что происходит с дробью в каждом случае? (дробь увеличивается)

3. Какие математические знания при анализе высказывания понадобились? (сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями).

4. Какие два пути «роста» человека возможны? (развитие качеств и способностей или уменьшение мнения о себе, самооценки). Согласны ли вы с Л.Н. Толстым? Приведите аргументы.


Создаёт проблемную ситуацию.

Активизирует знания учащихся.





Анализируют высказывание. Высказывают собственную точку зрения, аргументируют ответ. Воспроизводят опорные знания в новой ситуации.

















3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Постановка цели и задач урока.

1. Таким образом, мы сравнили дроби 2/5 и 4/5, 2/5 и 2/3. Повторите правила, использованные вами.

Умеете ли вы сравнивать обыкновенные дроби?

2. Решите задачу:

Профессор математики Мудрецов разложил на столе яблоки и предложил двум своим ученикам взять 13/5 или 10/3 всех яблок. Какой вариант следует принять, чтобы получить большую часть?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Каких знаний не хватает? Определите цели урока.






Постановка проблемного задания.








Воспроизведение опорных знаний. Попытки самостоятельно выполнить задание на новое знание. Осознание затруднения, соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами, фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи. Пробуют определить цели урока.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

4. Изучение нового материала

В качестве какого действия можно рассматривать черту дроби? (деления).

Выполните это действия с каждой дробью и сделайте соответствующую запись. Определите большее число.

(13 :5 = 2 (ост.3)

10: 3 = 3 (ост.1))

Результат можно записать короче, если мы представим каждую дробь в виде суммы: ; .

Полученные числа называют смешанными.

В записи числа число 2 называют целой частью смешанного числа, дробь - его дробной частью.

Действие, которое мы выполнили, называют выделением целой и дробной части смешанного числа.


Как можно выполнить обратное действие (представление смешанного числа в виде неправильной дроби)?

()


Организовать анализ учащимися возникшей ситуации. Корректировка действий учащихся.


Попытка выдвинуть и обосновать гипотезы, применить новый способ действий.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, коррекция.

Познавательные: общеучебные -

моделирование,

логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

постановка вопросов, умение выражать свои мысли; сотрудничество в

поиске решения.

Первичная проверка понимания.

Составьте в парах инструкции по выделению целой части смешанного числа. Зачитайте три инструкции в классе. Дополните их или внесите изменения.

Сравните составленные вами правила с приведенными в учебнике: п.29, с. 195-196.

Попробуйте составить в парах графическую схему прочитанного вами правила. Предложите несколько графических схем и обсудите их со всем классом. Выберите лучшую схему.

Организует учащихся по

составлению инструкций.



Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково.

Первичное закрепление

п. 29

№ 769, 773


Устанавливает осознанность

восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

вслух


Познавательные: общеучебные - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Рефлексия

Закончите предложения:

  1. Сегодня я узнал …

  2. Я научился …

  3. Было трудно …

  4. Я попробую …

  5. Мне запомнилось…


Организация рефлексии учащихся

Отвечают на вопросы

Познавательные: общеучебные - рефлексия.

Постановка домашнего задания

П.29 №770, 774

Постановка задания, разъяснение.

Фиксирование домашнего задания



Shafigulina L.R.Matematika.zip Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
17.04.2013 22:58
Материал к уроку представлен в виде текстового документа.
Преподаватель четко представляет, чему он хочет научить cвоих
учеников, прослеживается тщательная продуманность учебного занятия. В процессе обучения реализованы основные дидактические принципы обучения: наглядность, целеполагание, систематизация и доступность, воспитывающие и развивающие элементы. Материалы к уроку можно использовать в образовательном процессе.
Некоторые неточности имеются: последние этапы урока не пронумерованы,  не подведены итоги урока, результативность урока могла бы быть выше (решено большее количество примеров).
На странице портала должна быть аннотация к уроку, а не сам урок.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров