В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Образовательная программа "От уменья к мастерству" педагог дополнительного образования Бондаренко Людмила Петровна.

Образовательная программа "От уменья к мастерству" педагог дополнительного образования Бондаренко Людмила Петровна.

Людмила Бондаренко
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:4просмотров: 30020
Краткое описание
Цели программы:
■ сформировать у воспитанников стойкий интерес к художественно – прикладной
   деятельности и раскрыть их творческий потенциал, побуждая использовать в
   создания творческих работ собственные оригинальные идеи.      
■ воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы
   в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
Описание
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «От уменья к мастерству» Рассчитана на детей от 7-13 лет. Срок реализации программы: 4 года. Образовательное направление: художественно – эстетическое. Автор программы: педагог дополнительного образования Людмила Петровна Бондаренко. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Можно много видеть, читать, можно кое- что вообразить, но чтобы сделать – необходимо уметь, а умение дается только изучением техники». М. Горький. Внеурочная деятельность, в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), рассматривается как процесс взаимодействия педагога и обучающихся. В ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: ■ Обеспечит благоприятную адаптацию ребенка в школе; ■ Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; ■ Улучшить условия для развития ребенка; ■ Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Министерством образования и науки Российской Федерации даны разъяснения по отдельным вопросам введения ФГОС ОО (Письмо от 19.04.2011 г. №03-255 «О введении ФГОС общего образования»), в которых указано, что внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей. Когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связывающим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные сообщества, учебные курсы и т.д. В зависимости от целей и задач их можно отнести к той или другой сфере образовательного процесса, но прежде всего – это дополнительная образовательная программа. Программа «Умелые руки» была разработана мной для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству. В 2012 году возникла необходимость пересмотра программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план дополнительного образования. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации, соответствующая современным представлением о целях дополнительного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит системно – деятельностный подход. Предлагаемая программа предназначена для развития способностей учащихся, моторики рук, их речи, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и развития творчества. Данная программа дает возможность ребенку сделать приятное для себя и своих близких, что способствует совершить нравственный выбор и поступок. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Занятия предполагают не только изготовление конструирование из бумаги, лепка из соленого теста, составление коллажа, но и рассказов о своих изделиях. Основная идея программы – создания условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.  В результате изучения программы «Умелые руки» обучающиеся: ■ получат начальные представления о культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социалистического опыта человечества. О ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; ■ научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей художественно — декоративных и других изделий; ■ решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирование внутреннего плана действий мелкой моторики рук. Обучающиеся в результате выполнения под руководством педагога коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: ■ распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми; ■ овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; ■ получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретическими заданиями и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Поэтому при знакомстве с народным искусством учащиеся должны сознательно овладевать приемами декоративно-художественной деятельности на основе понятия коллективного создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов – повтора, вариации, импровизации. Декоративно-прикладное творчество, направляет свои усилия на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься, каким-то делом достаточно долго, не утомляясь. Цели программы: ■ сформировать у воспитанников стойкий интерес к художественно – прикладной деятельности и раскрыть их творческий потенциал, побуждая использовать в создания творческих работ собственные оригинальные идеи. ■ сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре, традициям. ■ воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: Обучающие:
способствовать формированию логического, абстрактного и пространственного
мышления;
■ научить пользоваться условными обозначениями; ■ действовать по алгоритму; ■ формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; ■ обучать различным приемам работы с бумагой, с соленым тестом, с тканью. Развивающие:
■ развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев;
■ развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
■ развить мелкую моторику рук и глазомер; ■ развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. ■ научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
■ уметь строить понятное монологическое высказывание, находить ответы на
вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении.
Воспитательные:
■ формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
■ способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
 способности детей;
■ совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место.
Программа «Умелые руки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста, и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Данная программа рассчитана на начало обучения с семи лет. Набор детей в коллектив проводится без отбора, пожеланию детей. Педагогические технологии. Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Главное – сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их общение. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов: 1-й этап – организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания. 2-ой этап – проверочный. Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы. 3-й этап – подготовительный. Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности. 4-ый этап – основной. Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме. 5-ый этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция. 6-ой этап – итоговый. Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы. Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, определение перспективы следующих занятий. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами. Формирование универсальных учебных действий — личностные и метапредметные результаты. Метапредметные результаты. Познавательные:получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; Регулятивные:уметь проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать умение различать способ и результат действия. Коммуникативные:уметь строить понятное монологическое высказывание, находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающихся, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий: Планируемые результаты обучения: Освоение детьми программы «От уменья к мастерству» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Личностные результатыосвоения программы по декоративно — прикладному творчеству: ■ учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
■ формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов; ■ воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности. ■ развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Метапредметные результатыосвоения программы по декоративно — прикладному творчеству: ■ освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи. ■ развитие визуального – образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. ■ формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое; ■ формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративно-прикладном творчестве. ■ воспитание умения и готовности слушать собеседника. ■ воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Предметные результатыосвоения программы должны отражать: ■ Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения декоративного творчества и других видов искусства. ■ Развитость коммуникативного и художественного – образного мышления детей. ■ Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей. ■ Нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях в объединении. Результатом практической деятельности по программе «От уменья к мастерству» можно считать следующее: создание каждым ребенком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Формой контроля на занятиях в объединении является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения. Личностные УУД:
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— определять общие для всех правила поведения;
 - определять правила работы в парах;
 - оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных
ценностей;
— ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;
 - формулировать учебные задачи;
 - работать по предложенному плану, инструкции;
 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки в характере сделанных ошибок.
 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на
уроке;
 - осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств
массовой информации.
 Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике, тетради;
 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный
опыт;
 - проводить анализ учебного материала;
 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;
 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
— уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми
— формировать собственное мнение и позицию.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов декоративно — художественно — творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальную поделку (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале (соленое тесто, папье-маше, мягкая игрушка). Придумывает название рисунку, поделке, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своей работы. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык декоративно-прикладного искусства: цвет, линию, ритм, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств технологии языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога педагога и обучающегося. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей компьютерной технологии и справочной литературы. Цель занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на занятиях, — помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка является составной частью наших занятий. Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий:
■ традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты, открытые уроки. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: ■ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); ■ наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу; ■ наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: ■ объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; ■ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; ■ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: ■ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; ■ индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; ■ групповой – организация работы в группах; ■ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие. Оценка планируемых результатов освоения программы. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детейпроходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть: · однодневные — проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; · постоянные — проводятся в помещении, где работают дети; · тематические — по итогам изучения разделов, тем; · итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Тестирование как способ проверки знаний учащихся по технологии. Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам: · усвоение знаний по базовым темам программы; · овладения навыками предусмотренными программой; · развитие художественного вкуса; · формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности. Используются следующие формы проверки: · Конкурсы (в год 3 раза). · Выставки (в год 4 раза). Материаловедение. Детям раздаются листы с заданием, где они должны отметить все правильные ответы. Вопросы: волокна растительного происхождения, сырье получение шелковых нитей, процесс получения ткани, гигиенические свойства ткани. Методы проверки: · Наблюдение; · Анкетирование; · Тестирование; · Опрос. Результаты фиксируются по следующим параметрам: · Усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы; · Личностный рост, развитие общительности, работоспособности; · Формирование художественных способностей, эстетического вкуса; · При оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодия), учитывается его участие в выставках, конкурсах прикладного творчества. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: · Высокий; · Средний; · Низкий. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Фиксируется в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения учащимися программы.
В результате учащиеся занимаются по данной программе:
■ научаться различным приемам работы с бумагой, с тканью, с соленым тестом;
■ научаться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
создавать изделия, выполненные в разной технике;
■ разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую
моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и
фантазию;
■ овладеют навыками культуры труда;
■ улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
■ составление выставок лучших работ;
■ проведение выставок работ учащихся: в кабинете, в выставочном зале;
■ участие в ежегодной городской, районной выставке детского прикладного
творчества.
Взаимодействие с родителями. При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить отца и мать.  В работе с родителями лучше не сравнивать детей друг с другом; находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души; уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты творческой деятельности, приглашая на выставки детских работ; учитывать рекомендации родителей; привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (помощника в изготовлении необходимых инструментов, материалов и др.). Необходимо осуществлять связь родители + ребенок + педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов). Программа способствует:
■ повышение внутренней мотивации ребенка;
■ появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при
изготовлении изделий;
■ возникает желание добиться планируемого результата;
■ приобретает навык самостоятельной работы;
■ развитию тонких движений пальцев рук;
■ развитие мелкой моторики;
■ создание творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

В основу программы положено: · Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания детей, учитывая интерес детей, их возрастные особенности. · Принцип ценности – смыслового равенства. Стремление достичь самостоятельно поставленную цель. · Принцип коллективности. · Яркая выраженность – эстетической сущности в декоративно- прикладном творчестве, что достигает, прежде всего, беседа об искусстве и красоте вокруг нас. · Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с искусством, как важное средство нравственного, трудового и воспитания. · Система меж кружковых связей («Изостудия»), что позволяет почувствовать практическую направленность знаний по декоративно- прикладному творчеству, их связь с жизнью. · Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально – эстетического и нравственного оценочного и нравственного отношения к действительности. В программу включены следующие разделы: 1.Авторская кукла. 2.Бумажная пластика. 3.Декупаж. 4.Коллаж. 5.Лепка с соленого теста. 6.Мягкая игрушка. 7.Папье – маше. 8.Фильцевание. 9.Свободная роспись по ткани. 10.Выставки, конкурсы.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1. Эскиз. 2. Воплощение в материале. 3. Выявление формы с помощью декоративных фактур. Темы внутри блоков могут быть дополнены, заменены с учетом условий и непосредственного окружения ребенка. Для расширения представлений детей допустима повторность одной темы, что не скажется на снижении детского интереса, так как детям предлагаются различные виды творчества (декоративно — прикладное искусство, мелкая декоративная пластика), разнообразные способы изображения. Большинство занятий являются интегрированными: охватываются разные виды деятельности и ручного труда, решаются разноаспектные задачи, используются в комплексе многие виды искусства. Программа способствует: ■ развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию и характера; ■ помощи в его самоопределении, самоутверждении в жизни; ■ приобщение детей к национально-региональным особенностям искусства Севера, знанию истории края, его богатейшей природы; ■ обучению практических навыков художественно — творческой деятельности, умению обобщить свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; ■ умению находить различные варианты, используя специфику цветов гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве; созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы; ■ показу красоты и неповторимости изделий, выполненных с помощью изготовления мягкой игрушки, коллажа, аппликаций. Особое внимание уделяется технике безопасности. На первом году обучения дети получают элементарные навыки шитья, знакомятся с историей народных мастеров. На втором, третьем и четвертом годах обучения дети закрепляют уже полученные знания, навыки и умения, продолжают овладевать более сложными приемами шитья. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем, поэтому в работе с детьми также уделяется большое внимание воспитательной работе. Ожидаемый результат. Важнейшим результатом осуществления программы станет формирование творческой личности ребенка посредством гармоничного потенциала. Эта программа позволяет решать задачи трудового и нравственного воспитания детей. Программа формирует у воспитанников: ■ новое отношение к окружающему миру и умению отображать его в своих творческих работах; ■ желание творить красоту своими руками; ■ воспитание доброжелательности, наблюдательности; ■ развитие чувства прекрасного, художественного вкуса. Знания и умения учащихся: В результате художественного труда на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством учащиеся к концу 1-го года обучения должны Знать: · о названии материалов, названии и назначении ручных инструментов и приспособлений (ножницы, иголки, кисточка для росписи, для клея), о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами; · о значении слов: аппликация, симметрия, композиция; · технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста; · что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса; · что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту; · приемы соединения деталей в поделках; · как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план. Уметь: · пользоваться инструментами, выполнять стежки швов «назад иголка» « за иголку»; · решать художественно – творческие задачи на сочетание различных приемов аппликации (обрывание, вырезание, росписи) для достижения выразительного образа; · знать цветовую гамму тканей; · моделировать художественно выразительные формы, выполнение способом скручивания, снимания, комбинирования бумаги и другими материалами; · читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план; · соединять детали из соленого теста различными способами; · использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства; · самостоятельно определять технологию изготовления поделки; · анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства. К концу 1-го года обучения ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи: · слушать и понимать поставленную педагогом задачу; · адаптироваться к новой организации процесса и содержания обучения; · выполнять самостоятельно более сложные задания; · искать самостоятельно способы выполнения заданий; · анализировать свои действия, при выполнении заданий; К концу 1 года обучения ученик способен проявлять следующие отношения: · сохранять доброжелательные отношение друг к другу в коллективе; · высказывать свое личное отношение к происходящему; ·  договариваться, находить общее решение; · проявлять чувство патриотизма за свою Родину, уважать истории культурных и исторических памятников. В результате художественного труда на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством учащиеся к концу 2-го года обучения должны Знать: · о правилах безопасности при работе ручными инструментами; · о значении слов: искусственный, натуральный (мех); о названии ниток, тканей, их назначении; · об особенностях сшитых игрушек различных народных традиционных промыслов; · об основных цветах спектра в ткани; · об особенностях работы с тканью и мехом, об элементарных правилах комбинировании материала для изготовления поделок; · как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план; · особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий; · правила выполнения сборных конструкций из соленого теста. Уметь: · решать художественно — творческие задачи на моделирование изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом, лекалом; · самостоятельно комбинировать различные приемы работы с ткани и меха, для достижения выразительного образа художественной вещи. · выполнять швы: « петельный», «через край». Пользоваться технологическими картами по выполнению швов; ·  передавать выразительные формы реального предмета в шитье, по памяти и представлению; · передавать в игрушке настроение, общее построение формы игрушки; · определять величину игрушки в зависимости от размера ткани; — высказывать простейшие суждения об игрушке, поделке (что больше нравилось, почему), (какие чувства может передать игрушка, поделка, аппликация); · применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.; · работать как под руководством педагога, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения; · творческий подход к выполнению работы. К концу 2 года обучения ученик сможет решать следующие жизненно- практические задачи: · стремиться к само изменению – приобретению навыков знаний и умений; ·  учиться действовать по плану и планировать свою деятельность; ·  учитывать выделенные педагогом ориентиры действия; ·  творчески выполнять поставленную задачу. К концу 2года обучения ученик способен проявлять следующие отношения: · быть способным «встать» на позицию другого человека; · уважать и принимать другие народности России, быть толерантными; · адекватно воспринимать замечания; · уважать ценности семьи, признавать ценности здоровья своего и других людей. В результате художественного труда на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством учащиеся к концу 3-го года обучения должны Знать: · о средствах художественной выразительности: цвет, объем, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция; · о связи видов народного творчества: сказки, песни, декоративно- прикладного; · об изучении видах тканей, о специфике разных видов ниток и их назначении, об особенностях шитья кукол в национальных одеждах, северных и южных районов России, о композиционной основе орнамента: ритм, цвет, пропорции; · о произведениях народных мастеров своего региона, района, города; · понятие «раскрой», «сборка», «набивка», «оформление»; · разновидность игрушек, виды тканей, меха, ниток; · о деятельности раскройщика; · что может изобразить мастер в поделке: животных, птиц, цветы; Уметь: · участвовать в групповой работе при создании коллективных панно, аппликаций; · анализировать произведения народного и декоративно – прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнамент линейный, замкнутый. На прямоугольной форме, на круге, симметричный, асимметричный; · применять принципы народного творчества: повтор, вариации, импровизация в решении декоративно- творческих задач; · анализировать произведения народных мастеров и декоративно — прикладного искусства с выделением композиционной основы, характера цветовых сочетаний; · видеть и оценивать связь художественного образа вещи с практическим назначением, с материалом и техникой ее исполнения, с природой, бытом, художественными традициями; · правильно определять, изображать форму предметов игрушки, их пропорцию, конструктивное построение; · применять навыки декоративного оформления в аппликации. К концу 3 года обучения ученик сможет решать следующие жизненно- практические задачи: · учиться отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; · учиться прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. К концу 3года обучения ученик способен проявлять следующие отношения: · адекватно воспринимать замечания; · уважать ценности семьи, признавать ценности здоровья своего и других людей. · понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, уважать их; · ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. В результате художественного труда на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством учащиеся к концу 4-го года обучения должны Знать: · о навыках работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
· представлений и о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей; · прием силуэтного вырезания, при котором происходит вырезание предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. · процесс в аппликации правильного строения цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски. · способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы. · о авторской кукле, как особое направление современного прикладного творчества; виды, жанры кукол и их назначение; техника исполнения; материалы и инструменты. · последовательность работы: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы. Уметь: · выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; · решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; · учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
· моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
· развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
· работать с литературой по созданию кукол; подбор иллюстраций, выполнение эскизов; подготовка материалов и инструментов. К концу 4 года обучения ученик сможет решать следующие жизненно- практические задачи: · учиться прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. · выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
К концу 4 года обучения ученик способен проявлять следующие отношения: · понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
· работать в группе, создавая коллективную работу, создавать свою историю о модели, создавать свои модели, оценивать правильность выполнения работы, формулировать свою позицию в устной речи, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Критерии оценки детских работ: Критерии анализа детских работ базируются на взглядах педагогов. Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков. 1.Содержание в аппликации, в игрушке: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное.  2. Особенности изображения: сложность в передаче формы, перспективность изображения, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.  3. Композиционное решение в аппликации: хорошая наполняемость листа, ритмичность в расположении предметов. 4. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. 5. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенной скидки на возраст: ■ правильно определять, изображать форму предметов игрушки, их пропорцию, конструктивное построение; ■ правильно определять величину игрушки в зависимости от размера ткани; ■ правильно выполнять простейшие швы; ■ передать выразительные формы реального предмета (в шитье, в аппликации) с натуры, по памяти и представлению. По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в творческом отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки – это нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою творческую ценность. Актуальность программы заключается в следующем: ■ в процессе освоения данной образовательной программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивные мышления, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др.; ■ дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий; ■ дети приобретают навыки исследовательской деятельности; ■ опыт работы и общения в коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств; ■ дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое; ■ программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия. Нельзя сказать определенно, что на занятиях закладываются основы будущей профессии детей (хотя и это возможно), но точно можно говорить о том, что многие черты характера, воспитанные в процессе этих занятий, помогут в дальнейшем в любой трудовой деятельности. Поскольку деятельность объединения направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процесс строится на таких концептуальных принципах: — принцип уникальности.Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями; — принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной концепции и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом; принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский); — принцип доступности.Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. — принцип наглядности.Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского — привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты. — принцип систематичности и последовательности.Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов. принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и искусства.
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Название темы Кол-во часов
теор. практ.
1. 2. 3. Введение в программу. БЛОК 1: «Красна птица пеньем, а человек уменьем» Сувениры. Схемы. Простые швы. Технология. Использование швов в изготовлении поделок. Выставки.  1 3 20 4
4. 5. БЛОК 2: «Петелька за петелькой, стежок за стежком». Мягкая игрушка. Схемы и технология швов. Использование швов в практической работе. Форма, пропорции, конструкция и объем. Выставки. 6  34  4
6. 7. БЛОК 3: «Волшебная палитра». Аппликация. Азбука бумажной пластики. Экспериментирование. Моделирование. Выставки. 3 20 4
8. 9. БЛОК 4: «Веселые фантазии». Коллаж. Знакомство с коллажем. Подбор рисунка. Техника работы над коллажем. Выставки. 2 12 4
10. 11. БЛОК 5: «Чудеса из соленого теста». Лепка из соленого теста. История соленого теста. Основы работы с соленым тестом. Секреты приготовления соленого теста. Окрашивание соленого теста. Выставки. 3 20 4
18  126
ИТОГО: 144 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение: правила техники безопасности Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.  БЛОК 1. «Красна птица пеньем, а человек уменьем».  ТЕМЫ: 1.1; 1.2; 1.3;1.4; теория – 3 часа; практика – 20часов.  Введение в программу: 1 час. Выставки 4 часа. Изготовление поделок, сувениров – один из древнейших видов народного декоративно – художественного творчества. Увлечение ребят поначалу лишь непосредственно изготовлением поделок перерастет затем, незаметно для них самих, в желание творить самостоятельно. Украшать игольницы в виде сердца, цветка, кактуса и др. Задача – учить находить комбинированное использование приемов для создания образов животных, цветов в поделках, сувенирах. Схемы и технология швов «вперед иголку», «за иголку», «петельный». Использование швов в изготовлении поделок игольниц и декоративных кулонов. БЛОК 2.« Петелька за петелькой, стежок за стежком». ТЕМЫ:2.1; 2.2; 2.3;2.4;2.5;2.6;2.7;2.8; теория – 6 часов; практика – 34 часа. Выставки – 4 часа. Выставки 4 часа. Игрушка – один из древнейших видов народного художественного творчества, она постоянно сопутствовала человеку, ведь дети играли всегда. А рождалась игрушка в мире взрослых, в руках людей, у которых было щедрое сердце. Секреты передавались из поколения в поколение от бабушки к внучке, от матери к дочери, от отца к сыну. Изготовление игрушки – дает детям ощутить радость созидания. Самодельная игрушка из ткани и меховых лоскутков все чаще входит в разряд современных сувениров.  Задача – учить находить сходство и различие между игрушками. Форма, пропорции, объем. Умение представить предмета как совокупность частей простой формы, сопоставимых с геометрическими телами – шар, конус, пирамида, цилиндр. БЛОК 3.«Волшебная палитра». ТЕМЫ:3.1.;3.2;3.3;3.4;3.5. Теория – 3 часа; практика – 20 часов. Выставки — 4 часа. Азбука бумажной пластики. Развитие эстетических представлений, трудовых навыков и творческого опыта в процессе различных видов художественного труда с бумагой. Экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: приемы соединения в бумажных конструкциях: соединение. Подбор сюжета. Подбор цветовой гаммы. Использование аппликации в изделиях. БЛОК 4.«Веселые фантазии». ТЕМЫ:4.1;4.2;4.3;4.4;4.5;4.6  теория – 2 часа; практика – 12 часов. Выставки — 4 часа. Коллаж. Всевозможный бросовый материал: старые газеты, лоскутки ткани, ленты, бусы, перья. Куски поролона, проволочки, куски разнофактурной бумаги, вата, картон, обрезки цветной бумаги. Ножницы, клей, гуашь, маркер. Все, что нас окружает. Дома, автомобили, игрушки, одежда, мебель – своим внешним видом обязаны художникам. Целая армия художников трудится над созданием красивых вещей, доставляющих нам радость, украшающих нашу жизнь, делающих ее комфортной. Все пользуются этими вещами. Дети во всем мире играют игрушками, читают книжки, папы ездят на автомобилях, а мамы носят красивую одежду и украшения. Искусство украшения нашей жизни – самое распространенное и популярное среди людей независимо от национальности и места жительства. Все мы хотим жить красиво и стараемся окружить себя оригинальными вещами. БЛОК 5.«Чудеса из соленого теста». ТЕМЫ:5.1;5.2;5.3;5.4;5.5; теория – 3 часа; практика – 20 часов. Выставки — 4 часа. Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно — прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
В последние годы лепка из соленого теста вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Сейчас ценятся экологически чистые изделия, особенно, сделанные своими руками.
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Название темы Кол-во часов
теор. практ.
1. 2. 3. Введение в программу. БЛОК 1:«Петелька за петелькой, стежок за стежком». Мягкая игрушка. Схемы и технология швов. Использование швов в практической работе. Форма, пропорции, конструкция и объем. Выставки.  1  4 34  4
4. 5. БЛОК 2: «Путешествие в антресолию или чудесное превращение». Папье-маше. Игрушки — сувениры.  Изготовление поделок из бумаги. Моделирование и конструирование. Выставки. 4  36  4
6. 7. БЛОК 3: Чудеса из соленого теста». Лепка из соленого теста. История соленого теста. Основы работы с соленым тестом. Секреты приготовления соленого теста. Окрашивание соленого теста. Выставки. 4  35  4
8. 9. БЛОК 4: «Волшебная палитра». Аппликация. Азбука бумажной пластики. Экспериментирование. Моделирование. Выставки. 4

 36  4
10. 11. БЛОК 5: «Тайна старого сундука». Свободная роспись по ткани. Основные способы росписи ткани. Технология, применяемая в работе. Выставки. 4 34  4
ИТОГО: 216 часов 21  195
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение: правила техники безопасности Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. БЛОК 1.« Петелька за петелькой, стежок за стежком». ТЕМЫ:1.1; 1.2; 1.3;1.4;1.5;1.6;1.7; теория – 4 часов; практика – 34 часа. Выставки 4 часа. Мягкая игрушка. Что такое мягкая игрушка? Это игрушка, сшитая из мягких материалов (ткани, меха, фетра и т.д.) и с мягкой набивкой внутри. Иногда у такой игрушки внутри проволочный каркас. А изображать она может кого угодно: собаку, кошку, мышку, тигра, удава, какое-нибудь фантастическое существо – русалку, дракона или симпатичного зелененького пришельца с далекой планеты… Понятие о тканях из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные). Формирование умений выбирать ткань по назначению (для определенного вида украшения, изготовления мягкой игрушки). Разнообразие видов ниток по назначению (швейные, вязальные). Демонстрация и сравнение различных инструментов для работы с тканью (ножницы, иголка). Организация рабочего места. Знакомство с облегченным вариантом технологических карт по выполнению швов. БЛОК 2. «Путешествие в антресолию или чудесное превращение» ТЕМЫ:2.1;2.2;2.3;2.4;2.5;2.6;2.7;2.8;2.9; теория – 4 часа; практика – 36 часов. Выставки – 4 часа. Творения мастеров, владеющих папье-маше, дошли до нас в виде огромных колон с лепниной в Эрмитаже, в виде скульптур богов в буддийских храмах, в виде лаковых шкатулок с миниатюрами. Авторская технология «Папье-маше. Новая технология и возможности применения» была запатентована в июне 1996 году, Российским авторским обществом. На отработку новой технологии папье-маше у автора ушло более 20 лет творческой и профессиональной деятельности, и всегда автора поражала многогранность и поддерживала доступность материалов.
БЛОК – 3. «Чудеса из соленого теста».
ТЕМА:3.1;6.3.2;3.3;3.4;3.5;3.6;3.7;3.8;3.9; теория – 4 часа; практика – 35 часов. Выставки – 4 часа. Любое изделие из соленого теста, находящееся в доме, — символ богатства и благополучия в семье: и хлеб с солью будут всегда на столе. Соленое тесто — это один из наиболее универсальных, доступных материалов, которое можно использовать в искусстве. Красивые вещи из соленого теста — разные фигурки, картины, панно — украшают помещение, создают уют, способствуют отдыху. Долговечность и прочность изделий. С ними можно даже играть, не боясь, что они потеряют, свою форму или сломаются. Соленое тесто как искусство, ремесло (можно по-разному называть это занятие) не такое новое, как может показаться на первый взгляд, просто сейчас оно приобретает популярность в России. БЛОК 4.«Волшебная палитра». Аппликация. Азбука бумажной пластики. ТЕМЫ:4.1;4.2;4.3;4.4;4.5;4.6;4.6;4.7;4.8;4.9; теория – 4 часа; практика – 36 часов. Выставки – 4 часа. Что такое аппликация? А между тем, аппликация — увлекательнейший мир, который вы можете открыть для себя и своих детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок! Когда вы станете опытными в этом, вы обнаружите, что в дело могут идти буквально любые мелочи. «Из обрывков, и хлама и всякого сора», из того, что наверняка найдется под рукой в любом доме, можно создавать удивительные композиции. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. БЛОК 5.«Тайна старого сундука». Свободная роспись по ткани. ТЕМА: 5.1;5.2;5.3;5.4;5.5;5.6;5.7;5.8; теория – 4 часа; практика – 34 часов. Выставки – 4 часа. В программе немного времени уделяется технике свободной росписи по ткани. Свободная роспись по ткани дает уникальные и широчайшие возможности для творчества и самовыражения. Свободная роспись не требует применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только при окончательной отделке рисунка иногда используется холодный резерв. Здесь больше возможностей для индивидуального творчества. Работа техникой свободной росписи существенно отличается от горячего и холодного батика. Она подобна акварельной живописи, с той разницей, что работа выполняется не на бумаге, а на ткани, натянутой на подрамник. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведения ручного труда.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№№ Название темы Кол-во часов теор. Кол-во часов практ.
1. 2. Введение в программу 3 года обучения. БЛОК 1: «Кукольная академия». Авторская кукла. Знакомство. Виды кукол. Знакомство с видами пластиков и технологией работы с ними. Знакомство с вспомогательными инструментами и технологией работы с ними. Начало работы, образ будущей куклы. Выставки. 1 5 36 4
3. 4. БЛОК 2: «Тайна старого сундука». Свободная роспись по ткани. Основные способы росписи ткани. Технология, применяемая в работе.
Выставка.
2 12 4
5. 6. БЛОК 3: «Вернисаж идей». Фильцевание. Знакомство с войлоком. Виды шерсти. Знакомство с вспомогательными инструментами и технологией работы с ними. Выставки. 2  18  4
7. 8. БЛОК 4: «Кто живет в Бумажном королевстве». Бумажная пластика. Моделирование животных, птиц, людей, сувениры. Экспериментирование.
Выставки.
2 14 4
9. 10. БЛОК 5: «Декоративные штучки». Декупаж, или салфеточная техника. История декупажа. Основы декупажа. Технология изготовления.
Выставки.
4 32  4
11. 12. БЛОК 6: «В мире волшебства и фантазии». Папье – маше. Игрушки – сувениры. Изготовление поделок из бумаги. Моделирование и конструирование.
Выставки.
4 30
4
13. 14.  БЛОК 7: «Моя подружка, мягкая игрушка». Мягкая игрушка. Разновидность швов. Применение швов в игрушках. Схемы технология швов. Мультипликационные герои. Выставки. 4 22 4
24 192
ИТОГО: 216 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Введение: правила техники безопасности Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. БЛОК 1. «Кукольная академия»». ТЕМЫ:1.1;1.2. Теория – 5 часа; практика — 30 часов. Выставки – 4 часа. «Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей», — совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго. Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие её видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значения; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, безукоризненную красоту и выразительность форм. БЛОК 2.«Тайна старого сундука». ТЕМЫ:2.1;2.2,2.3 теория – 2 часа; практика – 14 часов. Выставки – 4 часа. В программе немного времени уделяется технике свободной росписи по ткани. Свободная роспись по ткани дает уникальные и широчайшие возможности для творчества и самовыражения. Свободная роспись не требует применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только при окончательной отделке рисунка иногда используется холодный резерв. Здесь больше возможностей для индивидуального творчества. Работа техникой свободной росписи существенно отличается от горячего и холодного батика. Она подобна акварельной живописи, с той разницей, что работа выполняется не на бумаге, а на ткани, натянутой на подрамник. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведения ручного труда. БЛОК 3.«Вернисаж идей». ТЕМЫ:3.1;3.2. Теория – 4 часов; практика — 30 часов. Выставки – 4 часа. Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археолог и датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Фильцевание или валяние из шерсти, — самая модная сегодня техника рукоделия, при которой специальными иглами с зазубринами из непряденой шерсти изготавливают самые различные вещи — от игрушек до бижутерии.
Классическая техника валяния руками подразумевает наличие нескольких факторов: шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Новом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.
БЛОК 4.«Кто живет в Бумажном королевстве».
ТЕМЫ:4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5; 4.6; 4.7; 4.8 Теория – 2 часа; практика – 18 часов. Выставки – 4 часа. Школа бумажной пластики. Знакомство со свойствами бумаги, условными обозначениями во время выполнения операций. Упражнение на освоение приемов надрезов и складывания прямолинейного и криволинейного характера. Углубление эстетических представлений и совершенствование трудовых навыков в творческом освоении видов художественного труда с бумагой. Создание фигурок животных и птиц приемом сгибания листа белой бумаги вдвое и вырезание силуэта – достижение устойчивости фигурок на плоскости.  БЛОК 5. «Декоративные штучки».
ТЕМЫ:5.1;5.2;5.3;5.4;5.5;5.6;5.7 теория – 5 часа; практика – 48 часов. Выставки – 5 часа. Выставки -4 часа. Слово decoupage происходит от французского “вырезать”. Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И, собственно, единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика. Для того чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы. БЛОК 6. «В мире волшебства и фантазии».
ТЕМЫ:6.1;6.2;6.3;6.4;6.5;6.6; теория – 5 часа; практика -42 часов. Выставки – 4 часа.
Все мы с детства знакомы с бумагой – поистине самым доступным и самым волшебным материалом. В детстве казалось, что «папье-маше» — это нечто фантастически прекрасное и почему-то непременно ценное. Однако уже в школе, на уроках труда, завеса тайны, окутывавшей это слово, была приподнята, и выяснилось, что это — не более чем масса разорванной бумаги. Тем не менее папье-маше — материал, безусловно, заслуживающий внимания. И работать с ним — одно удовольствие. БЛОК 7.«Моя подружка, мягкая игрушка». ТЕМЫ:7.1;7.2;7.3;7.4 Теория – 5 часа; практика – 34 часов. Выставки – 4 часа. Понятия о тканях растительного происхождения хлопчатобумажные, льняные, трикотажные. Представление о технологической карте (облегченный вариант), «петельный» широкая рельефная линия с утолщением у одного края». Привитие учащимся практическим умений и навыков: закрепление умения работать с тканью, навыки шитья «за иголку», »вперед иголку». Пользование облегченными вариантами технологических карт по выполнению швов. Дети очень любят дарить родным и друзьям оригинальные игрушки, сшитые самостоятельно, любят, когда их хвалят за терпение и мастерство. Они увлеченно шьют игрушки, фантазируют. При изготовлении игрушек большое значение имеет аккуратный и правильный раскрой деталей. Важно внимательно следить, чтобы парные детали не были выкроены на одну сторону. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения
№№ Название темы Кол-во часов теор. Кол-во часов практ.
1. 2. Введение в программу 4-го года обучения. БЛОК 1: «Мир кукол». Авторская кукла. Знакомство. Виды кукол. Знакомство с видами пластиков и технологией работы с ними. Знакомство с вспомогательными инструментами и технологией работы с ними. Начало работы, образ будущей куклы. Выставки. 1 2 20 4
3. 4. БЛОК 2: «Шерстяной мир». Фильцевание. Знакомство с войлоком. Виды шерсти. Знакомство с вспомогательными инструментами и технологией работы с ними. Выставки. 2 23 4
5. 6. БЛОК 3.«Сувенирное царство». Моделирование. Сувениры, украшение, игрушки из различных материалов. Выставки. 4 30 4
7. 8. БЛОК 4: «Чудо – декупаж». Салфеточная техника. История декупажа. Основы декупажа. Технология изготовления. Выставки. 2 14 4
9. 10. БЛОК 5: «Творческая лаборатория». Папье – маше. Игрушки – сувениры. Изготовление поделок из бумаги. Моделирование и конструирование. Выставки. 3 16 4
11. 12.  БЛОК 6: «Царство соленого теста». Лепка из соленого теста. История соленого теста. Основы работы с соленым тестом. Секреты приготовления соленого теста. Окрашивание соленого теста. Выставки. 3 22 4
13. 14. БЛОК 7.«Рукоделкины радости». Коллаж. История коллажа. Коллаж — от французского collage — приклеивание — технический приём в изобразительном искусстве, Выставки. 2 16 4
15. 16. БЛОК 8. «Рукотворный уголок». Техника силуэтного вырезания. Вырезание силуэтное. Вырезание симметричное. Выставки. 2 18 4
23 193
ИТОГО: 216 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Введение: правила техники безопасности Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. БЛОК 1.«Мир кукол»». ТЕМЫ:1.1;1.2. Теория – 2 часа; практика — 20 часов. Выставки – 4 часа. «Кукла — одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей», — совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго. Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие её видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значения; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, безукоризненную красоту и выразительность форм. БЛОК 2.«Шерстяной мир». ТЕМЫ:2.1;2.2; 2.3. Теория – 2 часов; практика — 23 часов. Выставки – 4 часа. Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археолог и датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Фильцевание или валяние из шерсти, — самая модная сегодня техника рукоделия, при которой специальными иглами с зазубринами из непряденой шерсти изготавливают самые различные вещи — от игрушек до бижутерии.
Классическая техника валяния руками подразумевает наличие нескольких факторов: шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.
БЛОК 3.«Сувенирное царство». ТЕМЫ: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5. Теория – 4 часа; практика – 30 часов. Выставки – 4 часа. Моделинг или моделирование — это процесс создания каких-либо объектов или персонажей в 3d.Всё, что придумано (представлено) человеком может быть смоделировано. Моделирование – весьма творческий и увлекательный процесс. Он позволяет придумывать и воплощать в жизнь огромное количество идей, создавать совершенно уникальную, эксклюзивную работы. БЛОК 4.«Чудо — декупаж». ТЕМЫ:4.1 ;4.2; 4.3; 4.4. Теория – 2 часа; практика – 14 часов. Выставки -4 часа. Слово decoupage происходит от французского “вырезать”. Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И, собственно, единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика. Для того чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы. БЛОК 5. «Творческая лаборатория». ТЕМЫ:5.1; 5.2; 5.3; 5.4. Теория – 3 часа; практика -16 часов. Выставки – 4 часа. Все мы с детства знакомы с бумагой – поистине самым доступным и самым волшебным материалом. В детстве казалось, что «папье-маше» — это нечто фантастически прекрасное и почему-то непременно ценное. Однако уже в школе, на уроках труда, завеса тайны, окутывавшей это слово, была приподнята, и выяснилось, что это — не более чем масса разорванной бумаги. Тем не менее папье-маше — материал, безусловно, заслуживающий внимания. И работать с ним — одно удовольствие. БЛОК 6.«Царство соленого теста». ТЕМЫ:6.1;6.2;6.3;6.4;6.5. Теория – 2 часа; практика – 22 часов. Выставки – 4 часа. Любое изделие из соленого теста, находящееся в доме, — символ богатства и благополучия в семье: и хлеб с солью будут всегда на столе. Соленое тесто — это один из наиболее универсальных, доступных материалов, которое можно использовать в искусстве. Красивые вещи из соленого теста — разные фигурки, картины, панно — украшают помещение, создают уют, способствуют отдыху. Долговечность и прочность изделий. С ними можно даже играть, не боясь, что они потеряют, свою форму или сломаются. Соленое тесто как искусство, ремесло (можно по-разному называть это занятие) не такое новое, как может показаться на первый взгляд, просто сейчас оно приобретает популярность в России. БЛОК 7.«Рукоделкины радости». ТЕМЫ:7.1;7.2;7.3;7.4 Теория – 2 часа; практика – 16 часов. Выставки – 4 часа. Коллаж — от французского collage — приклеивание — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж — это искусство, которое бросает вызов живописи" (Луи Арагон). Коллажи — это композиции, составленные из разных изображений, противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом друг с другом или накладываемых одно поверх другого. Это целое, представляющее собой нечто большее, чем простая сумма составных частей. БЛОК 8.«Рукотворный уголок». ТЕМЫ:8.1;8.2;8.3;8.4;8.5. Теория – 2 часа; практика – 18 часов. Выставки – 4 часа. Вырезание силуэтное — прием вырезания, при котором происходит вырезание предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. 
Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.
Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени — силуэты.
При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде. Объекты стараемся выбирать с чёткими контурами, имеющие явно симметричное строение.
Форма заготовки (квадратная, круглая, прямоугольная и т. д.) должна помочь детям более правильно передавать в вырезках особенности конфигурации изображаемого предмета. Подобный вид вырезания из-за зеркального соответствия половинок производит эстетическое впечатление, вызывает у ребенка заинтересованность показанным приемом. Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски. Список литературы используемой в работе программы «От уменья к мастерству».
1. Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. – Москва: Эскмо, 2005 2. Ванханен Н.А. Фантазии из колготок. – Москва. Профиздат. 3. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль. Академия развития, 2000. 4. Джанна Вали Берти., Россана Риколфи. Лоскутное шитье. – Москва. Мир книги, 2002. 5. Докучаева С.О., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки. – Москва. Финансы и статистика, 1997. 6. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. – Москва. Рипол КЛАССИК; Санкт – Петербург. Валерии СПД, 2001. 7. Кен Хайнс., Джил Харви., Ричард Дангворт., Рей Гибсон. Домашний кукольный театр. Куклы. – Москва. РОСМЕН, 2002. 8. Кочетова С.В. Мягкая игрушка. Игрушки из носков. – Москва. Риппол КЛАССИК; Санкт – Петербург. Валерии СПД, 2001. 9. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – Москва. Рипол КЛАССИК; Санкт – Петербург. Валерии СПД, 2001. 10. Куклы для девочек. – Москва. Вниисигма, 1999. 11. Левин М.С. 365 кукол со всего света. – Москва. Рольф 2000. 12. Лапаева Н.П. Шьем веселый зоопарк. – Москва. Айрис – пресс. 2005. 13. Ники Вилер. Мягкие игрушки. – Москва. Контэнт, 2004. 14. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – Москва. Народное творчество, 200. 15. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Москва. ДРОФА, 2001. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 16. Спички Г.Н. Чудеса своими руками. – Москва. Ниола 21-й век, 2004. 17. Тахтуева А.М. Финно – Югорский мир в куклах и игрушках. – Ханты-Мансийск. Мир игрушек, 2006.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос