ГБОУ СОШ с.Пестравка
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«Сколько весит здоровье
ученика»
(УМК «Школа России»)
Работу выполнили ученики 3 «Б» класса:
Лахула Света, Стрельникова Саша, Елеференко Алина, Уколов Влад, Зинковский Андрей, Колоткин Влад.
Учитель: ЧерниковаН.А.
Пестравка,2012
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1. Цель и задачи работы.
2. Результат исследования..
3. «На всё есть свои нормы»
4. План эксперимента.
5. Медицинские показатели моих одноклассников.
6. Таблица: «Вес ранцев учеников нашего класса».
7. Таблица: «Вес школьных ранцев».
8. Исследование массы школьных учебников.
9. Исследование самого «тяжёлого» школьного дня.
10. Рекомендации ученикам.
11. Рекомендации родителям.
12. Рекомендации учителям и работникам школ.
Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника - здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Цель:
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы "Человек";
обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи :
-
Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
-
Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
-
Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
-
Предложить свои способы решения проблемы.
Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника - основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 3 «б» класса (20 человек).
Гипотеза исследования .
Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Методы исследования:
-
анализ,
-
опрос,
-
наблюдение,
-
сбор информации из книг,
журналов, газет,
-
эксперимент.
Результаты исследования
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но Наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания; недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейччас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани.
Эти материалы должны быть легкими, прочными,
с водоотталкивающей пропиткой или покрытием , удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На все есть свои нормы .
Год от года школьные ранцы становятся тяжеле. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг,
что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы.
Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются ги-гиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих целей.
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
-
1 -4 классов -300г.
-
5 -6 классов -400г.
-
7 -8 классов -500г.
-
10 -11 классов -600г.
Угроза за спиной.
Большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 20, 10 и 30 % больше веса их тела.
Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем больше становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт.ст, а на правое 110 мм рт. ст,
в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме.
А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Наш эксперимент.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 20 человек.
План эксперимента:
1.Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке ребят нашего класса.
2.Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебников, необходимых по программе, и
сравнить их с гигиеническими нормами.
4.В течёние недели наблюдать за изменением
веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
-
самый правильный ранец (до 0,5 кг);
-
самый легкий портфель
-
самый тяжелый ранец
-
самый тяжелый ранец с принадлежностями ;
-
самый легкий ранец с принадлежностями
-
самый тяжелый учебник
-
самый «тяжелый» учебный день
-
самый «легкий» учебный день.
6.Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Медицинские показатели учеников нашего класса.
Свою работу мы начали с беседы медицинского работника школы. Мы узнали, что у детей нашего класса есть проблемы с опорно-двигательной системой:
-
2 человека с нарушением осанки;
-
6 человека со сколиозом;
-
12 человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого я рассчитал правильный вес ранца с принадлежностями по формуле:
вес ранца меньше 10 % веса ученика, (т.е, вес ученика в килограммах надо умножить на 10 и разделить на 100.
Таблица 1. «Вес ранцев учеников нашего класса»
|
|
|
Правильный |
Реальный вес |
№ п/п |
Ф.И.О. ученика |
Вес тела |
вес ранца с учебниками |
ранца с учебниками
|
1. |
Андреев Я. |
32 кг |
3,2кг. |
4,100 кг. |
2. |
Гофман Ф. |
32кг. |
3,2 кг. |
4,600 кг. |
3. |
Геворгян Р. |
32кг. |
3,2 кг. |
4,400 кг. |
4. |
Данилова С. |
38кг. |
3,8 кг. |
3,900 кг. |
5. |
Денисенко Д. |
54кг. |
5,4 кг. |
4,700 кг. |
6. |
Елеференко А. |
41кг. |
4,1 кг. |
4,700 кг. |
7. |
Емельянова А. |
28кг. |
2,8 кг. |
5,000кг. |
8. |
Зинковский А. |
24кг. |
2,4 кг. |
4,100 кг. |
9. |
Кривозубов И. |
33кг. |
3,3 кг. |
4,200 кг. |
10. |
Колоткин В. |
28кг. |
2,8 кг. |
4,400 кг. |
11. |
Козлов Ж. |
33кг. |
3,3 кг. |
4,200 кг. |
12. |
Капустин С. |
32кг. |
3,2 кг |
5,100кг. |
13. |
Мирнов И. |
30кг. |
3,0 кг. |
4,200 кг. |
14. |
Мишин К. |
34кг. |
3,4 кг. |
4,300 кг. |
15. |
Семенова О. |
29 кг. |
2,9 кг. |
4,300 кг. |
16. |
Стрельникова |
34кг. |
3,4 кг. |
4,700 кг. |
17. |
Уколов В. |
30 кг. |
3,0 кг. |
4,700 кг. |
18. |
Уколова Н. |
27 кг. |
2,7 кг. |
4,700 кг. |
19. |
Шаналин Д. |
33кг. |
3,3 кг. |
4,700 кг. |
20. |
Яфаров У. |
30кг. |
3,0 кг. |
4,700 кг. |
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесил все ранцы без школьных принадлежностей.
Таблица 2. «Вес школьных ранцев»
№ п/п |
Ф.И.О. ученика |
Вес ранца |
Выводы |
1. |
АндреевЯ. |
0,6кг. |
Тяжёлый |
2. |
Гофман Ф. |
0,9кг. |
Слишком тяжелый |
3. |
Геворгян Р. |
0,7кг |
Слишком тяжелый |
4. |
Данилова С. |
0,2кг. |
Норма |
5. |
Денисенко Д. |
1,0кг. |
Слишком тяжелый |
6. |
Елеференко А. |
0,7кг. |
Слишком тяжелый |
7. |
Емельянова А. |
1,3кг. |
Слишком тяжелый |
8. |
Зинковский А. |
0,4кг. |
Норма |
9. |
Кривозубов И. |
0,5кг. |
Норма |
10. |
Колоткин В. |
0,7кг. |
Слишком тяжелый |
11. |
Козлов Ж. |
0,5кг. |
Норма |
12. |
Капустин С. |
1,4кг. |
Слишком тяжелый |
13. |
Мирнов И. |
0,5кг. |
Норма |
14. |
Мишин К. |
0,6кг. |
Тяжёлый |
15. |
Семенова О. |
0,6кг. |
Тяжёлый |
16. |
Стрельникова С. |
1,0кг. |
Слишком тяжелый |
17. |
Уколов В. |
1,0кг. |
Слишком тяжелый |
18. |
Уколова Н. |
0,9 кг |
Слишком тяжелый |
19. |
Шаналин Д. |
0,6 кг |
Тяжёлый |
20. |
Яфаров У. |
0,7 кг |
Тяжёлый |
Выводы :
Мы увидели, что у 5 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашёлся победитель-легковес весом всего 0,2 кг. Однако у 15 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно – сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка. В частности осанки.
А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных
пособиях ?
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми мы пользуем, и взвесили их:
«Литературное чтение» - 500 г
« Математика» - 400 г
«Русский язык» - 300 г
«Окружающий мир» –400 г
Дневник -100 г;
«Английский язык» – 700 г
« Тетрадь-задачник» - 300 г
Оказалось, что книги, соответствующие гигиеническим нормам 300 г. для учеников начальной школы это:
-
«Русский язык»,
-
дневник.
Нашлись и «нарушители» - учебники:
-
«Литературное чтение»;
-
«Математика»;
-
«Окружающий мир»
И самый «опасный» учебник –
-
«Английский язык».
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает
-
в понедельник и в среду - 3 кг.600 г. или 3 кг. 700 г. (без сменной обуви и физкультурной формы)
-
во вторник и пятницу ранец нагружен менее и имеет вес от
2 кг. 600 г. до 3 кг.
Но даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Самым легким ранец оказался
-
в четверг– 2 кг. 400 г. (без папки для трудового обучения).
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКАМ
-
Не носите лишнего в ранцах.
-
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
-
Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!
Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 300 г.
-
У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
-
Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы .
-
Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И РАБОТНИКАМ ШКОЛ
Снизить вес школьных ранцев, и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
-
использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
-
найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе и один - дома);
-
при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
-
организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
-
организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда постоянно будет контролироваться учителями, родителями и детьми.
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО