В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство Учитель – лучшее учреждение дополнительного профессионального образования 2019 г.

Урок географии "Путешествие на воздушном шаре"

Урок географии "Путешествие на воздушном шаре"

Чугунова Наталья
Тип материала: Урок
просмотров: 4892
Краткое описание
      В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмосферное давление, температура воздуха, ветер, облака), через организацию самостоятельной и исследовательской работы учащихся.
      

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Метод разработка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов







«Путешествие на воздушном шаре»











Методическая разработка

Чугуновой Н.А.

учителя географии

МБОУ «КувакинскаяСОШ»

Алатырского района

Чувашской Республики





2012













Аннотация:


В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмосферное давление, температура воздуха, ветер, облака), через организацию самостоятельной и исследовательской работы учащихся.

На уроке предусматривается смена видов деятельности учащихся: осуществление воображаемого путешествия «Полет на воздушном шаре»,ведения дневника путешествий, составление рассказа о захватывающем путешествии.

Методика урока позволяет проводить урок как в урочное время. Так и использовать во внеурочной работе.
































Содержание




























Введение

Одна из важнейших задач стоящих перед каждым учителем, -совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся и умений применять эти знания для выполнения практических работ. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем с целью объективного подхода к решению этой проблемы. Эффективность применения разнообразных форм и методов проверки знаний и умений- так традиционных, так и новых,- их совершенствования зависит от мастерства учителя и составляют важный элемент его творческой деятельности.

С целью изучения инновационных технологий представленная разработка урока представляет определенный интерес. Внедрение учебно-проектной деятельности учащихся один из эффективных методов организации обучения на уроке. Технология исследовательской деятельности позволяет учителю сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с разными заданиями. Создают условия для формирования у учащихся потребности в постоянном совершенствовании в реализации творческих возможностей. Обобщение материала в форме мини-проекта, где перед учащимися ставятся цели и задачи, к решению которых привлекаются разнообразные технологии.

На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности. В результате исследовательской деятельности, постепенно с нарастающей степенью самостоятельности учащихся обучаются переносу приемов на новое содержание. На основе приемов у них формируются умения.

В усвоении знаний по физической географии важную роль играет понимание процессов, происходящих в атмосфере. Основные сведения о строении атмосферы изложены в тексте учебника. Чтобы выяснить, из каких слоев состоит атмосфера, учащиеся изучают текст. Но для обобщения знаний по теме «Атмосфера» необходим именно эта разработка урока , где учащиеся повторяют пройденное и закрепляют материал практическими работами. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление , т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.

Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: определение средних температур, амплитуды колебания, годового количества осадков; построение различных диаграмм, чтение климатограмм.



Первоначальные знания об элементах и явлениях погоды, умения их наблюдать учащиеся приобретают в начальной школе. В 6 классе эти знания углубляются при изучении темы «Атмосфера».

Представления учащихся о погоде, календари погоды и диаграммы должны быть и результатом практических работ и объектом их исследовательской деятельности.

Но за неимением времени при 1 часе в неделю очень сложно давать тему «Атмосфера», но с другой стороны на таком уроке появляется дополнительная возможность, обобщить знания учащихся .

После изучения темы «Атмосфера» учащиеся продолжают вести календарь погоды, который поможет им в дальнейшем делать выводы об особенностях атмосферных явлений.

Ученики на основе анализа своих исследований убеждаются в правильности теоретического положения о том, что давление воздуха меняется с изменением температуры. Давление повышается, температура понижается зимой. Используя задания, учащиеся составляют графики хода температуры, облачности, розы ветров, направление ветров , осадков.

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть с точки зрения физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы.

Урок мини-проект «Полет на воздушном шаре» , по теме "Атмосфера" активизирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них стремление к получению новых знаний.




Методическая разработка темы

1. Тема: Путешествие на воздушном шаре».

2. Тема урока: Атмосфера «География» 6класс. Продолжительность- 45 мин.

3. Тип урока теоретического обучения: Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Тип урока практического обучения :Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

5 Вид урока: смешанный (практические работы, самостоятельные работы, игра, беседа)

6. Методическая цель для урока: создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей учащихся ; воспитания качеств личности у учащихся.

7. Цели образования:

Образовательная :

  • Обобщить знания учащихся по теме: “Атмосфера» на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей.

Развивающая :

  • Совершенствовать умение сравнивать, делать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Воспитательная:

  • Воспитывать навыки коммуникабельность (умение слушать учителя и товарищей, отстаивать свою точку зрения); прививать любовь к природе, формировать представление об окружающем мире.

9. Задачи урока:

Определить уровень знаний учащихся:

– основных понятий, терминов и определений по теме "Атмосфера";

– состава атмосферы и её значения, основных свойств воздуха, элементов погоды и климата;

– приборов и способов изучения атмосферы и её элементов.

Определить уровень умения учащихся:

– составлять характеристику по выполненной работе;

– выполнять практические работы по характеристике элементов погоды с использованием календаря погоды;

– объяснять причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков.

Определять уровень понимания учащимися:

– причин, влияющих на формирование погоды и климата;

– особенностей распределения тепла и света на Земле, причин смены времен года;


– значения атмосферы и её элементов для жизни и деятельности людей.

9. Материально-техническое обеспечение урока: плакат «Воздушный шар», картина В.М.Васнецова «Ковер-самолет», сказки, карточки с заданиями, цветные карандаши.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных знаний о построении графика.

Процессы образования облаков, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики.

11. Способы организации деятельности преподавателя и учащихся :

1. Групповой

2. Коллективный.

12. Дидактические методы

1. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.



























Методическое обоснование темы

Урок состоит из 3 этапов. На 1 этапе повторяют пройденный материал. На 2 этапе даются задания 6 группам. На 3 этапе ребята готовятся к полету. Используя свои задания ,готовят отчет, анализируя трудности, которые могут встретиться на пути.

На основе произведенных операций происходит обобщение в творческой форме знаний, результатом чего является написание рассказа о путешествии.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки- , защита работ, выступление перед классом.


Методические рекомендации по проведению урока

Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы (подготовка к путешествию).

Условия для реализации :

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

1. Урок проводится в классе.

2. У ученика должны быть школьные принадлежности.

3. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Ожидаемые результаты.

Дети, освоив все правила проектной деятельности, методику ведения исследовательской работы становятся «путешественниками» , знающие трудности при полете, которые могут встретиться на их пути. Могут описать экстремальную ситуацию в которой могут оказаться во время полета, смогут проконсультировать младших по вопросам исследовательской деятельности.











План урока ( с технологической картой)

Ход урока

  1. Последовательность действий учителя и учащихся

Вводный. Мы будем выполнять с вами проектную работу «Путешествие на воздушном шаре».

Цель проекта: усвоение программного в курсе географии материала по теме «Атмосфера» 6 кл. Через организацию, самостоятельной и исследовательской работы учащихся, развитие творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.

Оборудование: плакат, «Воздушный шар», картина В.М.Васнецова «Ковер-самолет», сказки, карточки с заданиями, цветные карандаши.

Перу А.И.Куприна принадлежат слова : «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом», волшебные плащи – мерлены, сундуки – самолеты, летающие ковры, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы над тяжестью земли.

  1. Формулировка исследовательской проблемы.

Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поля, луг, речку… У нас нет сейчас возможности осуществить реальный поле, но мы можем сделать это в своем воображении. Мы отправляемся в путешествие на «Воздушном шаре», мы запишем все, что увидим в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем другим, что нам довелось испытать.

Проведем тренинг.

Ребята, нарисуйте в рабочей тетради воздушный шар.

А теперь подумаем, что мы с собой возьмем в путешествие. Я взяла пищу, друзей, деньги, духовность, любовь, здоровье, одежду.

Все у нас теперь есть. Но, ребята, если вдруг наш шар потеряет высоту и будет снижаться, предметы вы выбросите, зачеркните пожалуйста 4, а 3 оставьте. Почему вы это оставили.

Но прежде чем отправиться в полет к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Существует много историй так в 1862 г естествоиспытатель Джеймс Глеймер и его друг путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в одних пиджаках, они не ожидали на высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 4 км. А мы знаем, что воздух сильно разрежен, дышать трудно. Путешественники потеряли сознание, сильно обморозились. Чтобы с нами этого не произошло мы должны знать: (показывая на шар) строение, атмосферное давление, ветер, облака, атмосферные осадки, температуру воздуха.


Деятельность учителя на уроке



Деятельность учащихся на уроке


Задание 1 группе

Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает землю. А вы ребята знаете, что такое атмосфера? Дайте ответ.

Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу.

Начертите схему строения атмосферы

Нарисуйте воздушный шар

Атмосфера – газообразная оболочка земли. Это самая верхняя и плотная из всех земных оболочек, состоит из смеси газов –называется воздухом.

Схема в дневник.

Задание 2 группе «Атмосферное давление»

(устно)

Представьте, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту 3000м над уровнем моря. Что может с нами произойти ребята?



Почему в обычной жизни человек не чувствует атмосферного давления?

(письменно)

Рядом с нашим шаром вы можете нарисовать самолет и объясните почему в самолетах салоны герметически закрыты и какую роль играет атмосферное давление?



И какой прибор нам в полете нужен?

Решите задачу

На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм. рт, ст.,а через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм.



Задание 3 группе «Температура воздуха»



Успех полета на воздушном шаре во много зависит от погодных условий. Погода в свою очередь определяется изменением температуры воздуха тропосферы. Каким прибором мы измеряем температуру воздуха?

Даже поется в песни

«Изменения в природе происходят год от года»

(письменно)

Во время подготовки к полету по проведенным наблюдениям постройте график годового изменения средних температур

Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Ср.мес-12 11 6 5 13 17 19 17 11 4 -3 -8



Проанализируйте в какое время температура была самой высокой? Самой низкой?



Задание 4 группе «Ветер»



Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении. Вы конечно, сразу догадаетесь о каком атмосферном явлении написал С Маршак

(устно)

Сегодня старый ясень сам не свой –

Как будто странный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему – никто сказать не может.

Ребята, а вы что ответите на это «почему»

(письменно)

Какой нам нужно взять прибор с собой? Нарисуйте прибор и выясните причину возникновения ветра?



Подумайте и объясните, в каком направлении будет лететь шар, если он поднимется из точки А, где давление равно 750мм, покажите стрелками направление ветра.







В . 755 мм .С 765 мм



А .750 мм











Постройте график, который называется «Роза ветров» по следующим данным

Стороны горизонта С СЗ З ЮЗ ЮВ В СВ

дни 1 5 3 2 1 1 1

январь



стороны горизонта С СЗ ЗВ ЮЗ Ю ЮВ СВ

дни 1 2 1 2 2 5 3

июль








При подъеме на высоте 3000м человек начинает чувствовать себя плохо, появляются признаки горной болезни; одышка, головокружение.



Потому, что оно уравновешивается давлением внутри человека.



На высоте атмосферное давление падает, поэтому в салоне поддерживается нормальное атмосферное давление





Барометр



18 км























Термометром







































Ветром называется горизонтальное перемещение воздуха



Флюгер

Главная причина- это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.

















В. С.





А.

Ветер дует из мест с большим атм. давлением в места где находится атм. давление меньше








Задание 5 группе «Облака»

Красота и причудливость облаков всегда вызывали восхищение людей, будоражили их воображение. Очень красиво написал об облаках замечательный русский поэты

Облака, облака,

Пышные и белые,

Расскажите, облака,

Из чего вас делали?

Может вас, облака,

Делали из молока,

Может быть, из мела,

Может быть из ваты?

Может быть, из белой,

Из бумаги мятой?

(устно)

Почему Даль в своем толковом словаре дал такое определение облаку; «Облако – туман в высоте?»

(письменно)

«Составьте схему разнообразие видов облаков»





Какие опасности могут подстерегать путешественников на воздушном шаре при встрече с кучево-дождевыми облаками.

Какие меры предосторожности следует соблюдать?



































Как и туман – облако это скопление водяных капель, но находящихся на значительной высоте на земной поверхности. Запись в дневник









Если потоки нагревающего воздуха поднимаются быстро, то кучевое облако быстро разрастается в высоту, основание становится темным, готово брызнуть дождем.



Задание 6 группе «Атмосферные осадки»

С этими атмосферными явлениями мы встречаемся в течение всей жизни

Отгадайте загадку:

«Шел долговяз, в сыру землю увяз» Что это? Догадались?

Что значит атм. осадки в твердом и в жидком виде.

(Письменно)

Нарисуйте какие виды осадков вы знаете?

Напишите загадки, пословицы, поговорки о осадках.



Постройте диаграмму по данным таблицы

Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

мм 47 40 30 37 50 60 70 60 56 55 47 62



Объясните распределение осадков по сезонам года?









Дождь



Снег, крупа, град, иней

Дождь, роса, ливень, морось



Дождь, град, роса, ливень, морось, иней, снег



Кроссворд «Осадки»



















2 этап. Самостоятельная работа

Физкультминутка-игра бесплатный воздух для тех , кто поймает шар с запиской

3.этап Творческая лаборатория

Подготовка к полету

В процессе ответов группы должны использовать а) записи, б)схемы, в) таблицы, г) графики, д) диаграммы, индивидуальные задания

Прежде чем отправимся мы с вами в полет, вам (после отчета), Д/з.

  1. проанализируем трудности, которые могут встретиться в путешествии, вам ребята нужно разработать инструкции пассажиру воздушного шара.

  2. Опишите экстремальную ситуацию, в которой вы оказались во время полета. Разработайте модели поведения экипажа в данной ситуации.

  3. Оформить отчетный материал о путешествии

Напишите яркий, интересный захватывающий рассказ. Для этого познакомьтесь с приключениями литературных героев.


А теперь всем внимание, вносятся шары. Мы готовы к путешествию!









Технологическая карта практических работ



Практическая работа

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Построение графика хода температур


Объявляет тему практической работы и ее цель

Годовая температура:

  1. Определить среднегодовую температуру

  2. Определить амплитуду

  3. Построить график хода температур

Знакомятся с целями работы.



Выполняют задание по предложенной схеме.

Выполняют самостоятельно работу по уже знакомому алгоритму

Построение розы ветров


Объявляет тему практической работы и ее цель

Учитель предлагает алгоритм:

  1. Составить таблицу

  2. Построить розу ветров




Знакомятся с целями работы.





Изучают алгоритмом работы

Выполняют задание по предложенной хеме.Выполняют самостоятельно работу по уже знакомому алгоритму.

Построение диаграммы осадков


Объявляет тему практической работы и ее цель



  1. Определить годовое количество осадков

  2. Построить диаграмму осадков


Знакомятся с целями работы.





Выполняют самостоятельно работу.

Характеристика климатограмм

Объявляет тему практической работы и ее цель



Показатели климатограмм

    • Температура января

    • Температура июля

    • Амплитуда колебания температур

    • Годовое количество осадков

    • Режим выпадения осадков


Дают характеристику

























Дидактическая карта урока для учащегося

урока

1 уровень

«знаю, понимаю»

2 уровень

«знаю, понимаю, применяю в знакомой ситуации»

3 уровень

«знаю, применяю в незнакомой ситуации

1

Атмосфера, ее строение и значение

Загрязнение атмосферного воздуха

Географический словарь

1

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы


Планируемые результаты

Учащиеся должны




Знать:

Атмосфера, ее строение

Особенности тропосферы

Способы изучения и охраны атмосферы

Уметь:

строить различные диаграммы по статистическим показателям



Дидактическая карта урока для учителя

урока

Тема урока

Цели урока

Задачи урока

Используемые методы

Методические рекомендации

1

Атмосфера, ее строение и значение

1. Повторить понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, ее строении и составе.

2. Помочь учащимся выявить часть атмосферы, наиболее важную для жизни на Земле.

3. Формировать экологическое мышление.

1.Осуществить обучение через анализ табличного материала, рисунка, текста.

2.Ввести в урок решение задач с прямой и обратной связью.

1-Актуализации 2-Применения

3-Исторический 4-Стыковки

5-Обобщения 6- Генерализации

7- Углубления

8-Проблемный


Урок ориентирован на самостоятельное освоение понятия «атмосфера», значение атмосферы для жизни на Земле и необходимости ее изучения. Важно выделить способы изучения атмосферы, генерализируя средства (наземные, воздушные, космические)





































Заключение

Тема методического урока мини-проект «Путешествие на воздушном шаре» изучается в курсе «География» -6класс в разделе «Атмосфера».

Общая цель урока: В процессе работы учащиеся должны повторить понятия: свойства атмосферы, атмосферное давление, ветер, температура воздуха, атмосферные осадки…. Закрепить знания построения графика розы ветров, диаграммы осадков, уметь объяснять образования облаков и атмосферных осадков с помощью поясняющей схемы, уметь решать задачи и отгадывать загадки. На данном уроке цель достигнута.

Проанализировав трудности, которые могут встретится в пути ребята разрабатывают инструкции пассажиров воздушного шара. Описывают экстремальные ситуации, в которых могут оказаться во время полета. Разрабатывают модели поведения экипажа в данной ситуации. Пишут яркие, интересные рассказы о путешествии.

Методическая разработка урока через дух соревновательности развивает чувство ответственности, что приводит к более глубоким знаниям учащихся.

Работа над мини-проектом носит групповой, коллективный характер.

В данной работе рассмотрена модель обобщающего урока, имеется возможность его применения на уроках географии.



















Список литературы (источников) для учащихся.

  1. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

  2. Герасимова Г.П., Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Комплект рабочих тетрадей „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.

  4. Столяров А.А..Занимательная география в вопросах и ответах.-Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива,20004.-96 с.

Список литературы, использованной учителем при разработке урока



1 Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 8 класс – М.: Вако, 2005.

2. Климанова О.А., Климанов В.В. Тесты по географии для поступающих в вузы. – М.: Рольф, 1999

3. Летягин А.А. Тесты. География 6-10 классы.- М.: АСТ, 1999

4. Малиновская С.А. География 6 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева – Волгоград: Учитель, 2004.

5.Митрофанов И.В. тематические игры по географии.(методика проведения игр, вопросы, задания,ключи).-М.: ТЦ Сфера,2003.-112.

6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994.

7. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии:6-10 классс. Кн. Для учителя.3-е изд.М.: Просвещение,2000.-64с.

8. Скоркина И.М. Нестандартные формы внеклассной работы.Волгоград.Учитель-2001 .

9. Хабибуллин Р.Х. Дидактические карточки-задания по географии. 6 класс. – М.:Экзамен, 2005

10. Элькин Г.Н. География России. Природа. Поурочное планирование – Спб.: Паритет, 2001

Журналы

1. Гурвич Е.М.Исследовательская деятельность учащихся// География в школе.-2000.-№4.-с.49-56.

2. Скатова И.И., попова Е.А. Современные педагогические технологии групповой работы на уроках.//-2000.-№8.-с.46-47.

Электронные и интернет ресурсы

1. http://sosh26balakovo.edusite.ru/subjects/isslklimat.htm

2. http://www.ribazver.ru/pogoda/







































Дидактический материал к уроку

Мини- проект

















Творческая лаборатория







































Паспорт проекта



Данный проект адресован учащимся 6 класса в курсе географии при изучении темы «Атмосфера» (уроки: атмосфера и ее строение, атмосферное давление, температура воздуха, ветер, облака, атмосферные осадки).





План



1 .Проектирование

  • Сообщение детям «вводный текст»

  • Формулировка учителем и учащихся исследовательской проблемы

  • Предложение индивидуальных заданий

  • Дневник путешествия

2. Работа с литературой по заданиям

3. Путешествие по дневнику



















Задание 1 группе

Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает землю. А вы ребята знаете, что такое атмосфера?

Нарисуйте воздушный шар.

Начертите схему строения атмосферы

Напишите какие приборы необходимы в путешествии

Задание 2 группе «Атмосферное давление»

Рядом с нашим шаром вы можете нарисовать самолет и объясните почему в самолетах салоны герметически закрыты и какую роль играет атмосферное давление?

И какой прибор нам в полете нужен?



Решите задачу

На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм. рт, ст.,а через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм.



Задание 3 группе «Температура воздуха»

Во время подготовки к полету по проведенным наблюдениям постройте график годового изменения средних температур

Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Ср.мес-12 11 6 5 13 17 19 17 11 4 -3 -8









Средн.t С











месяцы



Проанализируйте в какое время температура была самой высокой, самой низкой?

Задание 3 группе «Температура воздуха»



Вычислите среднюю температуру воздуха по следующим данным:

1 час ночи +9 С

4 часа утра +8 С

7 часов утра +7 С

10 часов утра +11 С

13 часов дня +19 С

16 часов дня +18 С

19 часов вечера +12С

22 часа вечера +10 С



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите приметы погоды

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 4 группе «Ветер»

Какой нам нужно взять прибор с собой для измерения направления ветра? Нарисуйте прибор и выясните причину возникновения ветра?



Подумайте и объясните, в каком направлении будет лететь шар, если он поднимется из точки А, где давление равно 750мм, покажите стрелками направление ветра.

В . 755 мм .С 765 мм



. А 750 мм



Постройте график, который называется «Роза ветров» по следующим данным

Стороны горизонта С СЗ З ЮЗ ЮВ В СВ

дни 1 5 3 2 1 1 1

январь



стороны горизонта С СЗ ЗВ ЮЗ Ю ЮВ СВ

дни 1 2 1 2 2 5 3

июль











Задание группе «Ветер»



Отгадайте загадки?

Без рук, без ног,

А дерево гнет.

____________________________________



Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

___________________________



Зимой дует с суши на море он,

Ветер, который зовется муссон.

А летом все делает наоборот-

С моря на сушу берет разворот.

____________________________





Напишите значение ветра:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



По каким местным признакам можно определить направления ветра? Зарисуй.































Задание 5 группе «Облака»

«Составьте схему разнообразие видов облаков»







Какие опасности могут подстерегать путешественников на воздушном шаре при встрече с кучево-дождевыми облаками.

Какие меры предосторожности следует соблюдать?

Задание группе «Облака»



Отгадайте загадку

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

_________________________



Постройте по данным график облачности

С -5 д., СВ -1д., 1д., ЮВ – 2д., Ю -1д., 3д., ЮЗ -1д., 1д., 1д., 1д., 1д.

З -1д., 1д., 1д., 1д., 1д.,

СЗ – 1д., 1д., 1д., 1д., С -1д., 1д., 1д., 1д.

1д.

















Задание 6 группе «Атмосферные осадки»

Нарисуйте какие виды осадков вы знаете?





Напишите загадки, пословицы, поговорки об осадках.



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Постройте диаграмму построения осадков по данным таблицы

Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Мм 47 40 30 37 50 60 70 60 56 55 47 62















Объясните распределение осадков по сезонам года



Кроссворд «Осадки»



























Задание группе «Облака»



Отгадайте загадку

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

_________________________



Постройте по данным график облачности

С -5 д., СВ -1д., 1д., ЮВ – 2д., Ю -1д., 3д., ЮЗ -1д., 1д., 1д., 1д., 1д.

З -1д., 1д., 1д., 1д., 1д.,

СЗ – 1д., 1д., 1д., 1д., С -1д., 1д., 1д., 1д.

1д.







































































































Рассказ о путешествии

Завидно смотреть как легко носятся птицы. Хотелось приделать крылья к рукам и тоже подняться вверх. Я в детстве запускал игрушечного змея. Я разбегался, а мой змей плавно летел, затем также плавно опускался на землю. И вот теперь мое новое путешествие на воздушном шаре.

Я продолжал лететь дальше от Земли. Летел долго. Но звук нисколько не стал ближе.

Зато земля отсюда видна была вся. Я видел Луну-ломтик. И всегда думал кто ее съел. А еще самое интересное что я видела это крыши домов. И у всех крыш есть своя жизнь. И мне показалось, что Земля – это огромная плоская лепешка, правда?



Мне приснился сон, что я лечу на воздушном шаре! Я умею пользоваться компасом, запоминаю дорогу по звездам, умею определить где север, где юг, если даже нет у меня компаса, даже если солнце спряталось за облаками. Умею определить время. Но вот просыпаться по времени я не могу! Перед тем как отправиться в полет подумай:

  1. чтобы ты взял с собой в долгую дорогу?

  2. Что ты должен уметь делать и что знать?

  3. Сможешь ли ты вернуться домой?

  4. Умеешь ли ты пользоваться компасом?

  5. Умеешь ли ты определить где север, юг, восток, и запад?.

  6. Умеешь ли ты определить по часам время?

Я тот человек, который увлекается полетом на воздушном шаре, построенный с использованием самых современных материалов и оборудованных по последнему слову техники. Я хочу встретиться с инопланетянами!

Если ты уже выбрал маршрут, ничего не забудь, а главное, вовремя вернись!

В добрый путь



Когда дети становятся взрослыми, то сказки все равно не оставляют их. Вы только вообразите, что я очень высоко в небо поднялся на воздушном шаре и ты летишь под облаками. И с любопытством смотришь вниз в синие просторы океан, на остова в зеленом убранстве, деревья на пышные растения. Еды у меня было вдосталь. Можно было даже птиц покормить на лету. Я сам нарисовал карту моего путешествия черточка + черточка – это дорога. Квадратик – дом, три деревца – лес. И со временем у меня получился «Альбом карт сказочного мира».

Я вообразил, что у меня крепкий воздушный шар. Я много летал, пристально вглядывался в разноцветье гор. Рек, озер и видел много людей, похожих на муравьев.

Города с торопливой жизнью, села с полями, петушиный крик даже слышал. Но мое путешествие пришлось прекратить . Я пролетал над большими трубами, из которых шел дым. Мой шар не выдержал и стал снижаться. Я не знал , что мне нужно было делать.

Мое путешествие было закончено. Шар пришел в негодность.



















Я великий путешественник! Посмотрите что я взял с собой в дорогу: одежду, пищу, барометр, флюгер, карту, дневник, ручку, бинокль, стул, стол, кровать, посуду, термометр, велосипед, часы.

Ведь в пути возможны всякие неожиданности, а помощи порой ждать не от кого. Осталось выбрать маршрут моего путешествия на воздушном шаре.

Главное ничего не забыть и главное вовремя одуматься!



Путешествие на воздушном шаре



Вот сижу я один раз дома, и вдруг решила на воздушном шаре слетать. Посмотреть, что воздухе делается. Сказано, сделано. И вот лечу я по воздуху. Сначала было видно лишь нашу улицу и реку Суру за нашим домом. Потом шар стал подниматься выше и выше, и вот я уже вижу все наше село. А почти в самом конце села я вдруг увидела маленькую букву т. Но я сразу догадалась, что это наша школа. И вижу, что там какие-то черные точки двигаются. И тут я вспомнила: «Ой, сегодня же суббота! У нас же сейчас шестидневка!» Испугалась и чуть из корзины не вывалилась. Села я на дно корзины и решила последовать совету ОБЖ не паниковать. Думала, думала. Долго думала и решила: «Скажу, что ставила опыт с воздушным шаром». Тут я немного успокоилась и захотела посмотреть, где я нахожусь. Выглянула, а там везде леса. Подумала: «Где это я».

И вспомнила: «Это же Присурский заповедник! Я еще про него стихи сочиняла». Вспомнила и обрадовалась. Ту чувствую, что-то ближе и ближе лес и деревья. Видимо шар спускаться стал. Прибавила газа в горелке и стою, жду. А ветра-то нет. Вдруг смотрю опять спускаюсь. Стала я мешки с песком выбрасывать. Все уже выбросила, только один остался, а вижу, что спускаться перестала, а подниматься также не поднимаюсь. И наконец ветер подул. Правда в обратную сторону. Лечу я, а воздушный шар по дороге опускается потихоньку. Выбросила я последний мешок. И вижу, уже школа. Стала потихоньку газа убавлять и приземлилась, как раз на лужайке. Смотрю, школа уже заперта. А теперь вот пишу доклад, почему в школе не была. Интересно, поверят?



Уважаемые товарищи пассажиры!

Пожалуйста при входе на воздушный шар и во время полета соблюдайте эти правила.



  1. Не берите с собой много вещей.

  2. Лишней провизии желательно не брать.

  3. Обязательно берите компас.

  4. Много людей в шар не смогут войти. Иначе он не поднимется. Средний шар вмещает от 1 до 6человек.

  5. Обязательно тепло одевайтесь.

  6. Детям младше 12 лет на шаре можно летать с разрешения или присутствия родителей. (Разрешение предъявлять письменное).



Инструкция пассажиру на воздушном шаре



  1. Не скидывайте мешки с песком на большой высоте!

  2. следите чтобы птицы не проткнули его!

  3. Следите за поступлением горячего воздуха в шар!

  4. Следите за направлением ветра.

  5. Подымайтесь на нужную высоту.

  6. Возьмите с собой все самое необходимое: теплую одежду, парашют, рацию.



Счастливого путешествия!





Путешествие на шаре.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru