В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа спецкурса "Химические элементы в живых организмах"

Ольга Шарафутдинова Ольга Шарафутдинова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 2132
Краткое описание
Спецкурс  предназначен для учащихся 9-х классов основной школы и  ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса учащихся к химии и биологии, обучение умению успешного решения задач по улучшению качества жизни.

Описание
Пояснительная записка Спецкурс «Химические элементы в живых организмах» предназначен для учащихся 9-х классов основной школы и рассчитан на 35 часов (по одному часу в неделю). Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса учащихся к химии и биологии, обучение умению успешного решения задач по улучшению качества жизни. Цели и задачи программы спецкурса:
  • расширение знаний учащихся о применении химических элементов и их соединений в медицине, химической промышленности и в повседневной жизни;
  • детальное рассмотрение нарушений баланса химических элементов у человека под влиянием внешних и внутренних неблагоприятных факторов;
  • решение сложных вопросов, что помогает учащимся при подготовке выбору профиля дальнейшего образования;
  • подготовка учащихся к районным и городским олимпиадам по химии и биологии;
  • предоставить учащимся возможность реализовывать интерес к химии, биологии и экологии, применять свои знания о химических элементах и их соединениях в повседневной жизни,
  • совершенствовать экспериментальные умения;
  • развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся самостоятельно добывать знания;
  • закрепление и повторение теоретических знаний по неорганической химии и биологии.
При реализации программы спецкурса использованы следующие формы и методы работы: лекция, беседа, поисковая деятельность, самостоятельная работа по дифференцированным заданиям, демонстрационный эксперимент, практические работы. Защита исследовательской работы (проекта) является приоритетной формой промежуточной аттестации.
Содержание программы. Требования к уровню подготовки учащихся. Тема 1Введение.
Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека (5 часов).
Учение о биосфере. Химические элементы и их биологическая классификация. Взаимодействие химических элементов в организме. Взаимодействия между макро- и микроэлементами. Взаимодействие минеральных элементов с другими нутриентами. Поступление и распределение химических элементов в организме человека. Регуляция баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека. Учащиеся должны знать/уметь:
  • микро- и макроэлементы, биологические реакции на изменение содержания химических элементов в среде; роль химических элементов в питании животных и человека;
  • взаимодействие между микро- и макроэлементами, метаболические взаимосвязи жизненно необходимых элементов и их взаимодействие;
  • пути поступления химических элементов в организм человека;
  • объяснять физиологические механизмы обмена химических элементов;
  • объяснять регуляцию баланса химических элементов между внутренней и внешними средами организма человека.
Тема 2. Химические элементы в современной медицине (3 часа).
Учение о биотиках. Микроэлементозы.
Учащиеся должны знать/уметь:
  • все термины данной главы — биосубстраты, биотики, антибиотики, популяции, микроэлементозы, техногенные микроэлементозы;
  • классифицировать микроэлементов и методы определения химических элементов.

Тема 3. Химические элементы — органогены (2 часа).
Кислород. Углерод. Азот.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • применение кислорода и его соединений, основные эколого-физиологические данные кислорода, физиологическую роль кислорода;
  • применение углерода и его соединений в промышленности и медицине, физиологическую роль углерода;
  • применение азота и его соединений, физиологическая роль азота, основные эколого-физиологические данные азота, обмен азота в организме человека.
· Практическая работа 1. Качественное определение углерода в молекулах органических веществ.
Тема 4. Химические элементы — макроэлементы (3 часа).
Кальций. Фосфор. Калий. Натрий. Магний.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека.
Тема 5. Химические элементы — жизненно необходимые элементы (7часов).
Железо. Цинк. Медь. Марганец. Молибден. Кобальт. Хром. Селен. Йод.

Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • физиологическую роль жизненно необходимых элементов, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
· Практическая работа 2. Качественное определение катионов железа.
Тема 6. Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы (5 часов).
Фтор. Бор. Кремний. Никель. Ванадий. Бром. Мышьяк. Литий.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
Тема 7. Химические элементы — токсичные микроэлементы (8 часов).
Олово. Серебро. Стронций. Титан. Алюминий. Свинец. Кадмий. Ртуть. Таллий. Висмут. Бериллий.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов, физиологическую роль в организме человека.
Тема 8. Подведение итогов спецкурса (2 часа)
Учебно-тематический план
п/п наименование темы количество часов из них
теория практика
1 Введение. Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека
5 5 -
2 Химические элементы в современной медицине
3 3 -
3 Химические элементы — органогены
2 1 1
4 Химические элементы — макроэлементы
3 3 -
5 Химические элементы — жизненно необходимые элементы
7 6 1
6 Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы
5 5 -
7 Химические элементы — токсичные микроэлементы
8 8 -
8 Подведение итогов спецкурса

2 2 -
Итого:
35 ч 33ч
Учебно-методическое обеспечение Список литературы для учащихся:
  1. Глинка Н.Л. Общая химия. — Л.: Химия, 1983.
  2. « Сборник задач по химии для поступающих в вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. — М: « Издательство Новая Волна» 2004 г;
Список литературы для учителя:
  1. Агаджанян Н.А., Сусликов В.Л., Ермакова Н.В., Капланова А.Ш. Эколого — биогеохимические факторы и здоровье человека // Экология человека. 2000.- №1.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия. — Л.: Химия, 1983.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
  4. Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
http://www.xumuk.ru/
http://www.openclass.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п дата тема час
планируемые результаты обучения
план
факт
Тема 1Введение. Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека (5 часов).
1 07.09

Учение о биосфере. Биологическая классификация химических элементов.
1
Иметь представление о биосфере, знать классификацию химических биоэлементов.
2 14.09

Взаимодействия между макро- и микроэлементами.
1

Уметь комментировать пути взаимодействия между макро- и микроэлементами.
3 21.09

Поступление и распределение химических элементов в организме человека.
1
Знать схему поступления и распределения химических элементов в организме человека.
4 28.09

Взаимодействие минеральных элементов с другими нутриентами.
1
Иметь представление о взаимодействии минеральных элементов с другими нутриентами; знать элементы – антагонисты.
5 05.10

Регуляция баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека.

1
Изучить механизмы регуляции баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека.
Тема 2. Химические элементы в современной медицине (3 часа).
6 12.10

Учение о биотиках. 1
Иметь представление о биотиках и антибиотиках; знать значение этих веществ в природе и для живых организмов.
7 19.10

Микроэлементозы.
1
Иметь представление о микроэлементозах; биосубстратах, популяции, техногенных микроэлементозах; уметь
классифицировать микроэлементов и методы определения химических элементов
8 26.10

Зачетная работа №1 (по темам 1 и 2) 1


Тема 3. Химические элементы — органогены (2 часа).
9 02.11

Кислород. Углерод. Азот.
1
Знать применение кислорода, углерода, азота и их соединений, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль.
10 16.11

Практическая работа 1. Качественное определение углерода в молекулах органических веществ
1
Уметь проводить качественную реакцию на содержание углерода в органических молекулах
Тема 4. Химические элементы — макроэлементы (3 часа).
11 23.11

Кальций. Фосфор.

1
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека
12 30.11

 Калий. Натрий.

1
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека
13 07.12

Магний.

1
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека
Тема 5. Химические элементы — жизненно необходимые элементы (7часов).
14 14.12

Железо. Цинк.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере железа и цинка, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
15 21.12

Практическая работа 2. Качественное определение катионов железа.
1

Уметь проводить качественную реакцию на определение катионов железа (II) и (III).
16 28.12

Марганец. Медь.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере марганца и меди, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
17 11.01

Молибден. Хром.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере молибдена и хрома, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
18 18.01

Селен.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере селена, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
19 25.01

Йод.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере йода, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
20 01.02

Зачетная работа №2
(по темам 3,4,5)
1


Тема 6. Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы (5 часов).
21 08.02

Фтор. Бор.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере фтора и бора, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
22 15.02

Кремний
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере кремния, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
23 22.02

Никель. Ванадий
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере никеля и ванадия, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
24 01.03

Мышьяк.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере мышьяка, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
25 15.03

Литий.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере лития, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
Тема 7. Химические элементы — токсичные микроэлементы (8 часов).
26 22.03

Олово.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере олова, физиологическую роль в организме человека.
27 05.04

Серебро.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере серебра, физиологическую роль в организме человека.
28 12.04

Стронций. Титан.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере стронция и титана, физиологическую роль в организме человека.
29 19.04

Алюминий.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере алюминия, физиологическую роль в организме человека.
30 26.04

Свинец.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере свинца, физиологическую роль в организме человека.
31 03.05

Кадмий. Ртуть.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере кадмия и ртути, физиологическую роль в организме человека.
32 10.05

Висмут. Бериллий.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере висмута и бериллия, физиологическую роль в организме человека.
33 17.05

Зачетная работа №3
(по темам 6,7)
1


Подведение итогов спецкурса (2 часа)
34 24.05

Защита проектов. Итоговое занятие
2

Подвести итоги изучения курса.


Итого:
35 ч.


Приложение. Примерная тематика исследовательских работ (рефератов): 1. Утилизация промышленных отходов: проблемы и противоречия. 2. Безотходные технологии: вперед, в будущее. 3. Металл или пластик? 4. Современная биотехнология.
Пожаловаться 27 марта 2013
Файлы
Спецкурс в 9 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Спецкурс в 9 классе.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru